Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Атеистическая убежденность как нравственная ценность Балычева Марина Борисовна

Атеистическая убежденность как нравственная ценность
<
Атеистическая убежденность как нравственная ценность Атеистическая убежденность как нравственная ценность Атеистическая убежденность как нравственная ценность Атеистическая убежденность как нравственная ценность Атеистическая убежденность как нравственная ценность Атеистическая убежденность как нравственная ценность Атеистическая убежденность как нравственная ценность
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Балычева Марина Борисовна. Атеистическая убежденность как нравственная ценность : ил РГБ ОД 61:85-9/688

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Особенности понимания нравственной ценности атеизма домарксовскими мыслителями-материалистами 10

Раздел II. Основоположники марксизма-ленинизма о нравственном значении атеизма ... 46

Раздел III. Место атеистической убежденности в системе нравственных ценностей социализма .

Раздел ІV. Критика религиозного извращения нравственной значимости атеистических убеждений 101

Заключение 122

Библиография 127

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Одним из достижений зрелого социализма является господство научно-материалистического мировоззрения и утверждение среди трудящихся норм новой коммунистической нравственности. В поступательном движении к коммунизму совершенствуется не только материальная основа жизни общества, вместе с ней меняется и сам человек. Как подчеркивалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, "революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека...Советский человек - пламенный патриот и интернационалист, убежденный в правоте идеалов коммунизма. Его отличают активная гражданская позиция, кровная заинтересованность во всех государственных и общественных делах, инициативное, творческое отношение к труду. Словом,... новый человек - это не только отдаленный идеал, но и реальность наших дней". '

Для общества, в котором господствующим является научно-материалистическое мировоззрение, все более актуализируется необходимость формирования у каждого человека атеистической убежденности, оказывающей позитивное влияние на сознание и поведение личности. Позитивное влияние атеистической убежденности на нравственность не очевидно, оно объективируется во внутренней связи научно-материалистического мировоззрения и коммунистической нравственности. Это является одной из причин того, что среди части советских людей, в том числе и неверующих, продолжает бытовать мнение о положительном значении религиозной морали и умаление (и даже отрицание значения) атеистических взглядов в

  1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. - М.: Политиздат, 1983, с.27.

  2. См.: Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. - Л.: Изді-во Ленинградского гос.ун-та, 1978,

1*1 / f»

организации духовного мира человека, его нравственности.

Актуальность рассмотрения проблемы атеистической убежденности как нравственной ценности связана также и с тем, что современный исторический этап "... отмечен небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте проти-воборством двух противоположных мировоззрений..."''. Наши идейные противники нередко прибегают к фальсификации положений марксизма-ленинизма, в том числе к извращению сущности научного атеизма. Религиозные идеологи активно разрабатывают и широко пропагандируют концепцию о бездуховности атеизма, пытаются обосновать положение о том, что освобождение людей от моральной ущербности и утилитарной ограниченности без религии будто бы невозможно. Проповедывание духовно-нравственной ценности религии находится сегодня в центре внимания религиозных организаций и за рубежом и в нашей стране.

Все это вызывает, с одной стороны, необходимость критики религиозных мировоззренческих положений, религиозной нравственности и различного рода фальсификаций научного атеизма; с другой стороны - возрастает необходимость в дальнейшей разработке вопросов о роли атеистической убежденности в духовной и, в частности, нравственной жизни личности и общества.

СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ-. За последние 10 - 15 лет проблеме взаимосвязи религии и нравственности и особенно критике религиозной морали уделялось достаточно большое вни-

I) Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года, с. 7.

манией Гораздо меньше уделялось внимания проблеме взаимосвязи атеистического и нравственного воспитания. В большинстве имеющихся по этой проблеме работ советских философов содержится главным образом общая оценка взаимосвязи атеизма и нравственности, выявляющая общее влияние атеизма на нравственность человека, и утверждается идея единства атеизма и нравственности, как необходимого аспекта в научно-атеистическом воспитании. '

1) Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. -М.: Политиздат,
Г970; Анисимов С.Ф., Гуров Г.А. Проблема смысла жизни в ре
лигии и атеизме. - М.: Знание,1981; Бандзеладзе Г.А. Пробле
ма ценности и критика христианской морали.- М.: Знание,
1967; Губанов Н.И. К анализу понятия '''религиозная мораль".-
Атеизм, религия, нравственность.- М.: Мысль,1972; Донцов

И.А. Проблема личного самосовершенствования в марксистской и христианской этике,- Там же; Зуев Ю.П. От страдания к счастью. - М.: Знание,1977; Он же. Псевдогуманизм христианской проповеди к ближнему. - М.: Знание,1978; Капранов В.А. Нравственны!! смысл жизни и деятельности человека. (Критика религиозно-идеалистических концепций). - Л.: Изд-во ЛГУ, 1975; Копаница М.М. Критика концепции "коммунистического христианства" современного русского православия. - Харьков: Изд-во Харьковского гос.ун^та, 1974; Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее, -М.: Политиздат,!981; Прокофьев В.И. Мораль и догматы религии.- М.: Московский рабочий, 1979; Шердаков В.Н. Социально-психологический анализ христианской морали. - Л.: Изд-во ЛГУ,1974; Он же. Иллюзия добра: моральные ценности и религиозная вера. -М.: Политиздат,1982 и др.

2) Анисимов С.Ф. Роль атеизма в нравственном воспитании сттэо- .
ителя коммунизма. - М.: Знание, 1967; Горохова Н.Д., Кос
тенко Н.А. Нравственное содержание научного атеизма. -

М.: Знание,1978; Гришанов Л.К. Атеизм как утверждение бытия человека.- Кишинев: Изд-во Кишиневского гос.ун-та,1973; Зоц В.А.Культура, религия, атеизм. - М.: Политиздат,1982; Коновалов Б.Н. Комплексный подход в научно-атеистическом воспитании.- М.: Знание,1982; Костенко Н.А. Единство атеистического и нравственного воспитания в процессе формирования личности коммунистического типа.- Вопросы научного атеизма, вып.29.- М.: Мысль,1982; Курочкин П.К. Нравственный потенциал научного атеизма. - Гуманизм, атеизм, религия. - М.: Политиздат,1980; Малахова И.А. Анатомия религиозной веры.- М.: Политиздат,1980; Новиков М.П. 0 единстве нравственного и атеистического воспитания.-Атеистическое воспитание студенческой молодежи.- М.:Высшая школа,1977; Онищенко А.С.Социальный прогресс, религия, атеизм.- Киев: Наукова думка,1977; Соловьев B.C. Атеизм и формирование нового человека. -Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во,1979;Человек, свободный от религии.-Тула: Изд-во Тульского пед.ин-та,1977 и др.

Имеется также небольшое число работ, посвященных анализу сущности атеистических убеждений ' и характеризующих позитивное влияние атеизма на нравственность человека в условиях развитого социалистического общества. '

Однако раскрытие позитивной роли научного атеизма в сфере нравственности осуществляется недостаточными темпами, и в этой области сделано гораздо меньше, чем в сфере критического анализа религиозной морали. Между тем, в процессе построения коммунизма у членов советского общества формируются не просто научно-атеистические взгляды, а атеистическая убежденность, которая полностью исключает возможность обращения к религии.

Убеждения играют решающую роль в политической, трудовой, нравственной и всей жизненной ориентации личности, являются побудительным мотішом ее поведения. Атеистическая убежденность является одним из конкретных проявлений коммунистической

  1. Аптекман Д.М. Формирование атеистической убежденности абочего класса в развитом социалистическом обществе.-. :Изд-во ЛГУ", 1979; БастраковаТ.С. Содержание атеистических убеждений. - Актуальные проблемы научного атеизма, вып.4. - М.: Изд-во МГУ,1979; Планотов Р.П. В поисках высокой действенности. - М.: Политиздат, 1976; Планов Р.П., Ленсу М.Я. Воспитание атеистической убежденности. -Вопросы научного атеизма, вып. 19. - М.: Мысль, 1976; Чеку-лаев B.C. Критерии атеистической убежденности и типология современного атеиста. - Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та,1974 и др.

  2. Андрианов Н.П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание. - М.: Политиздат, 1975; Иванов И.Г. Социально-нравственное значение атеистического миропонимания. - М.: Знание, 1969; Иванов И.Г., Попов Л.А. О позитивном содержании теории научного атеизма. - "Философские науки", 1975, В І; Костенко Н.А. Атеизм и нравственность. - М.: Мысль,1982; Курочкин П.К. Атеизм и нравственный прогресс. - Вопросы научного атеизма, вып.15. - М.: Мысль, 1973; Колоницкий П.Ф.Атеизм и формирование коммунистической личности.- М.: Изд-во МГУ,1975; Тажуризина З.А. Творческая сущность атеизма. - М.: Знание,1981 и др.

убежденности, которая образует идейно-нравственный "стержень" личности, определяет общую направленность ее деятельности и ценностных ориентации, составляет ядро жизненной позиции. Коммунистическая убежденность является сердцевиной научно-материалистического мировоззрения. Научное мировоззрение позволяет правильно ориентироваться в познании и преобразовании действительности, коммунистическая же убежденность, основанная на уверенности в победе коммунистических идеалов, определяет направленность личности на борьбу за их осуществление. Но эта уверенность была бы невозможна без атеистической убежденности, освобождающей сознание человека от иллюзорно-религиозных идей личного бессмертия и формирующей реальные представления о смысле жизни и назначении человека.

В.П.Тугаринов определяет убеждения как знания, соединенные с оценкой того, что знаешь, они предполагаот активную деятельность человека . ' Таким образом, атеистическая убежденность имеет оценочную сущность. Человек, усваивая научно-атеистические знания, оценивает их, определяя значение этих знаний для себя. Такое оценочное отношение к научно-атеистическим знаниям (способствующим формированию адекватного понимания смысла жизни, заключающегося в использовании сил, дарований и способностей человека на благо общества, во всестороннем развитии личности) позволяет стать атеистической убежденности той призмой, через которую атеист рассматривает окружающую действительность и соотносит с ней свои действия. То есть атеистическая убежденность является нравственной ценностью для людей (атеистов).

ЦЕЛЬЮ ДИССЕРТАЦИИ является исследование на основе марк-

I) Тугаринов Б.П. Философия сознания. - М.: Мысль,!971,с.54.

систской методологии и с учетом достижений предшествующих исследователей различных форм взаимосвязи атеистической убежденности и нравственности, раскрытие механизма становления атеистической убежденности как нравственной ценности, определение места атеистической убежденности в системе нравственных ценностей социализма и влияния атеистической убежденности на нравственное формирование личности.

Поставленной целью обусловлен комплекс проблем, решаемых в диссертации:

анализ процесса обретения атеистическими взглядами значения нравственной ценности в идеологии домарксовских философов-материалистов ;

анализ исследования классиками марксизма-ленинизма нравственной ценности атеистических убеждений;

анализ становления атеистической убежденности как нравственной ценности советского общества;

определение места атеистической убежденности в системе нравственных ценностей социализма;

выявление взаимосвязи атеистической убежденности советского человека и его нравственных ориентации;

критика религиозных извращений нравственной значимости атеистических убеждений.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗОЙ диссертации явились труды классиков марксизма-ленинизма, решения ХХІУ, ХХУ, ХХУІ съездов партии, постановление ЦК КПСС по проблемам атеистического воспитания, материалы Пленумов ЦК КПСС. В процессе написания диссертации были изучены труды домарксовских философов-материалистов, исследования советских авторов и авторов из социалистических стран, затрагивающие проблемы взаимосвязи

атеизма и нравственности.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертации состоит в том, что в ней дается целостный анализ процессов формирования в истории общественной мысли отношения к атеистическим взглядам и убеждениям как нравственно значимым и ценным, рассматривается становление атеистической убежденности в качестве нравственной ценности социалистического общества, выявляется взаимосвязь атеистической убежденности с другими нравственными ценностями, показывается место атеистической убежденности в иерархии нравственных ценностей социализма.

Б диссертации дается развернутая критика модернистских богословских попыток принизить и фальсифицировать роль атеизма в формировании нравственного облика человека.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертации определяется тем, что разработанные в ней теоретические положения и выводы могут быть использованы для упрочения связи нравственного и атеистического воспитания личности, для совершенствования того аспекта атеистической пропаганды, где раскрывается важность атеистических убеждений сознательного освоения трудящимися норм и принципов коммунистической морали. Эти положения могут способствовать обогащению атеистической и этической тематики в системе партийного, комсомольского просвещения, лекторов общества "Знание", программ по научному атеизму вузов, техникумов, народных университетов.

Особенности понимания нравственной ценности атеизма домарксовскими мыслителями-материалистами

Особая отрасль знания-"философия ценностей" или аксиология появилась во П половине ХП в.Но понятия, обозначающие ценностное отношение человека к миру в различных аспектах появились в глубокой древности.На ранних этапах развития классового общества люди давали нравственную оценку широкому кругу проявлений своей жизнедеятельности,своих практических действий,отношений, свойств,убеждений. Одни из этих проявлений признавались нравственными, полезными и необходимыми для утверждения добра,другие -безнравственными,разрушающими добро и способствующими утверждению зла.Позднее,уже в новое время,первые стали называть нравственными ценностями. Если такие человеческие проявления как мужество ,храбрость .честность и т.п.изначально почитались у всех народов как нравственно ценные (общечеловеческое в морали), то оценки других явлений,как правило,зависели от классовой принадлежности человека и эпохи,когда такая оценка производилась. Поэтому к числу нравственно ценных у различных классов и даже у различных црослоек одного и того же класса относились различные явления. Нередко явление, которое признавалось нравственно ценным одной социальной грушгой,объявлялось безнравственным другими группами. Именно так обстоит дело с нравственной ценностью атеизма. Идеи атеизма, зародившиеся в условиях рабовладельческого общества и продолжавшие существовать и развиваться в обществах феодальном,капиталистическом и социалистическом,получали существенно различную нравственную оценку - от осуждения их как аморальных до признания в качестве нравственных ценностей.

Чтобы правильно понять существование в разные эпохи оценки нравственной значимости появлявшихся тогда атеистических идей, следует иметь в виду ряд существенных обстоятельств: I) вплоть до середины XIX в.всестороннее обоснование истинности атеизма данными наук было затруднено из-за недостаточной развитости этих данных; 2) эксплуататорские классы,опиравшиеся на религию, как важнейшее средство обоснования их господства в обществе, объявляли атеизм без какого-либо объективного его рассмотрения вредоносным и пагубным для общества учением. (Теологи и философы-идеалисты отрицали нравственную ценность атеизма.Оценка атеизма,как нравственной ценности, формировалась главным образом по линии материализма); 3) вследствие недоступности для трудящихся масс образования,их невежества,;атеистические идеи, развиваемые передовыми мыслителями-материалистами,или вовсе не доходили до трудящихся, или попадали к ним в извращенном виде. Наличие данных обстоятельств вело к тому,что долгое время атеистические идеи были достоянием немногочисленных групп образованныхматериалистически мыслящих людей,которые при всем желании не могли сделать их достоянием широких кругов. Круг знакомых с атеистическими идеями постепенно расширялся по мере социального прогресса.

Основным содержанием развития философии в древней Греции была борьба материализма и идеализма, отражавшая,в конечном итоге, борьбу между прогрессивной в тех исторических условиях рабовладельческой демократией и реакционной рабовладельческой аристократией. В УЇЇ-УІ вв.до н.э. в греческих городах-полисах с развитием торговли и товарно-денежных отношений возросла потребность в рационалистическом анализе, усилилось влияние социальных групп, связанных с ремеслом,торговлей,мореплаванием, заинтересованных в расширении научных знаний, в свободном от мифологии миропонимании.

Опиравшийся,главным образом,на эмпирический опыт и зачатки научных знаний, атеизм древнегреческих мыслителей представлял собой аргументированную,в определенной мере, форму отрицания религиозной трактовки явлений окружающего мира, содержал первые попытки объяснить этот мир естественными причинами. Для разделявшей материалистические идеи передовой части класса рабовладельцев нравственной ценностью стало знание о мире и самом человеке, способное освободить людей от страха смерти и страха перед богами. Для морали этой части рабовладельческого класса было характерно жизнерадостное восприятие мира, стремление быть полезным обществу.

Одним из ранних представителей античного атеизма был Гераклит Эфесский (р. ок. 544-540 гг.до н.э.-г.смерти неизвестен). Для Гераклита естественный порядок вещей гармоничен и этичен. По его мнению, существование различных философских, религиозных, политических, правовых систем свидетельствует об относительности человеческих взглядов и суждений. Одни и те же религиозные, политические и нравственные представления по-разному оцениваются различными народами. Гераклит решительно выступал против существовавших религиозных представлений,полисных религиозных верований. Он доказывал, что обращаться к идолам-это то же самое,что разговаривать со стенами. "Но напрасно они (люди) .запятнанные кровью, жертвоприношениями хотят очиститься. Если бы кто-либо,вступив в грязь, грязью пожелал бы отмыться, безумным посчитал его человек,заметивший,что он так поступает", диалектика Гераклита отрицала традиционные мифологические или опирающиеся на миф толкования социальной жизни людей. Гераклит понимал нравственность как мудрость, как следование законамприроды, а не религиозным предписаниям: "Мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно". Религиозные люди поступают несообразно с природой, с ее законами, намеренно лишают себя знаний, 4 мудрости, а значит, они далеки от нравственного идеала.

Значительный вклад внес в дело укрепления связи атеизма и нравственности греческий философ-материалист Демокрит ( ок.460-370 гг. до н.э.). Материалистическая философия Демокрита была направлена не только против греческого политеизма и суеверий, но и против всякой веры в бога вообще. Выдвинув атомистический принцип строения мира, Демокрит создал на его основе этическую систему, которая имела материалистическое обоснование. Моральные принципы человека рассматривались древне грече скигл философом как обусловленные самой природой. Поскольку ощущение поншлалось Демокритом не только как акт познания, но оценивалось и в этическом плане как приятное или неприятное, характер ощущения является у Демокрита моральным критерием. Приятное ощущение, доставляющее наслаждение, служит критерием добра и наоборот, неприятное ощущение, вызывающее страдание, - критерием зла. Добродетельный образ жизни не является врожденным и не идет от бога (Демокрит высмеивал басни о божественном происхождении человека) , люди приходят к познанию добра и зла и к выбору правильного поведения через воспитание.

Важнейшей добродетелью у Демокрита является мудрость, она дает способность хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать. Первая способность обеспечивает душевное здоровье, ибо хорошо мыслить - значит иметь верные суждения о явлениях и вещах, а это освобождает от пустых страхов (перед смертью, перед

Основоположники марксизма-ленинизма о нравственном значении атеизма

Величайшая философская победа, достигнутая К.Марксом и Ф.Энгельсом, - распространение идей диалектического материализма на явления общественной жизни - обусловила взгляд на религию как одну из форм общественного сознания, зависящую в своем развитии от общественного бытия. Как известно, конкретное содержание атеистических воззрений в те или иные исторические эпохи тесно связано с особенностями социально-экономических отношений, идеологической борьбой, с развитием науки и философии. Распространение материализма на область общественных явлений обеспечило марксистскому атеизму величайшее преимущество перед всеми предществующими формами атеизма.

Возникновение марксистского научного атеизма было обусловлено социально-экономическими, научными и культурными сдвигами, затронувшими наиболее развитые страны Европы. Быстрое развитие капитализма в первой половине ХП века, формирование промышленного пролетариата и развертывание его классовой борьбы означали, что на историческую арену вышел новый класс - пролетариат, классовые интересы которого исторически полностью совпадают с потребностями поступательного развития общества.

В этот период общество достигло такого уровня развития, когда его дальнейший прогресс начал требовать коренного изменения всех общественных отношений, упразднения частной собственности на средства производства, уничтожения эксплуатации человека человеком. К.Маркс и Ф.Энгельс - идеологи этого класса, подойдя с новых классовых позиций к опыту борьбы рабочего класса против буржуазии и ко всему, что накопило человечество в философской, общественной и естественно-научной мысли, смогли создать мировоззрение нового типа, отличающееся от всех прошлых теории и учений своей научной обоснованностью. Марксистский атеизм как составная часть, необходимая и существенная сторона марксистского мировоззрения, впитал в себя и творчески переработал все ценное, что было создано атеистами прошлого, и явился следствием теоретического осмысления опыта борьбы человечества против подавления его стихийными действиями неконтролируемых природных и общественных сил.

Создание марксистской материалистической теории общественного развития позволило последовательно научно раскрыть характер взаимосвязи нравственности с религией и атеизмом. Классики марксизма показали, что хотя мировоззрение людей и их нравственность возникают под влиянием различных потребностей общественной жизни (мировоззрение дает общую ориентацию жизнедеятельности человека, нравственность регулирует взаимоотношения человека с обществом, его различными группами), тем не менее их характер и взаимосвязь определяются прежде всего существующим способом производства и особенно присущими ему производственными отношениями, которые обусловливают структуру общества. В силу этого в классовом обществе мораль и мировоззрение каждого класса имеют некоторую общую направленность на обоснование и защиту его коренных интересов. В капиталистическом обществе буржуазное мировоззрение, в каких бы системах оно ни выступало, отстаивает нерушимость частной собственности, частного предпринимательства, социального неравенства, изображая их основой существования общества. Буржуазная мораль, в свою очередь, выдвигает на первый план в качестве положительных нормы и идеалы, побуждающие человека ко всемерному умно над другими. Используя многообразные средства воздействия на сознание масс, буржуазия стремится навязать эти черты мировоззрения и морали трудящимся массам вопреки их подлинным интересам.

Религия в антагонистическом обществе, в том числе и в капиталистическом, выступает преобладающей формой выражения мировоззрения и обоснования системы нравственности. Это обусловлено тем, что в силу характера способа производства ход общественной жизни неподконтролен людям, воспринимается ими как навязанный некоторой внешней силой. Важную роль играет также и то, что требование религии к людям примириться с существующим порядком вещей как реализованной волей божьей, совпадает со стремлением господствующего класса увековечить свое господство, и это усиливает приверженность господствующего класса к религии, желание поддерживать ее авторитет. Религиозность, вера в бога в этих условиях может приобретать в глазах верующих масс значение высокой духовной ценности. Реально существующая социальная зависимость ведет к формированию ложных духовных ценностей.

Защита атеизма, опора на него для марксизма не случайный, не изолированный мировоззренческий факт. С самого начала К. Маркс и Ф.Энгельс подчеркивали связь революционной практики пролетариата по преобразованию капиталистического строя с борьбой против религии как идеологии, освящавшей этот строй. В борьбе с буржуазией рабочий класс формирует основу новой нравственности, выражающей протест против эксплуататорского строя, против угнетения человека человеком, утверждающей солидарность, коллективизм, взаимопомощь людей. В теоретической сфере с этим процессом связано формирование марксистской этики. Ее основной задачей является научное осмысление сущности и путей эволюции нравственных явлений в обществе в связи с развитием производственных отношений, выявлений тех черт, которые существенны для участников революционной борьбы, направленной на преодоление господства буржуазии и на построение нового коммунистического общества. Марксистская этика показала, что только в процессе революционной перестройки общества возможно нравственное обновление человечества. "Как для массового порождения этого коммунистического сознания, так и для достижения самой цели необходимо массовое изменение людей, которое возможно только в практическом движении, в революции; следовательно, революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость, стать способным создать новую основу общества", - так К.Маркс и Ф.Энгельс в "Немецкой идеологии" сформулировали ключевой тезис для научного понимания коммунистической нравственности.

Поскольку интересы рабочего класса совпадают с объективным ходом общественного развития и теория революционной перестройки общества опирается на использование познанных марксизмом законов общественного развития, постольку коммунистическая мораль не нуждается в какой-либо мистификации. Ей чужды тенденции авторитетом надысторических сверхъестественных сил подпирать авторитет нравственных норм. С выходом на историческую арену рабочего класса как борца за революционное переустройство мира, с возникновением научной марксистской этики условия

Место атеистической убежденности в системе нравственных ценностей социализма

В развитом социалистическом обществе, построенном в СССР, подорваны социальные корни религии, устранены основные причины, вызывающие у людей ощущение бессилия перед ходом событий. Успехи научно-технической революции, усиление социальной однородности советского общества,выравнивание социального и культурного уровня наций и народностей создали условия для повсеместного преодоления религиозных верований.

При социализме для всего общества и каждого его члена создаются условия подлинной свободы развития, для каждого существует возможность широкого развития своих созидательных творческих способностей, поэтому мировоззрение и обоснование нравственности здесь не нуждаются в иллюзорных религиозных идеях, а опираются на науку и материализм. В условиях социализма люди, освобожденные от порабощения их стихией социального развития, направляют свою энергию на все более широкое использование сил вещества природы для удовлетворения растущих общественных и личных потребностей, на совершенствование социалистического строя и все более полное осуществление идеалов коммунизма, на расширение и углубление познания действительности. Этой основной направленности деятельности людей соответствует научно-материалистическое мировоззрение, господствующее в развитом социалистическом обществе, и нравственность, включающая в качест ве одного из главных требований к человеку требование полагаться во всех обстоятельствах жизни и деятельности только на знания, опыт, помощь коллектива,как средства преодоления любых трудностей. Стремление находить естественные причины всех явлений действительности, отрицание существования сверхъестественных факторов становится необходимой чертой нравственного облика человека развитого социалистического общества.

Однако, это не значит, что атеизм в мировоззренческой сфере возникает стихийно. Социальная потребность в утверждении у всех членов общества атеистических взглядов и убеждений реализуется только посредством сознательно направленной воспитательной деятельности, осуществляемой по различным направлениям. Развитие атеистической убежденности становится важным моментом и нравственного воспитания.

Чтобы раскрыть нравственное значение понятия "атеистическая убежденность", рассмотрим его содержание.

В оценке понятия "атеистическая убежденность" необходимо исходить из признаков, которые характеризуют убеждение вообще и атеистические убеждения в частности. Убеждения относятся к ряду интеллектуально-эмоциональных образований в духовной деятельности человека, которые, выполняя определенную мировоззренческую, нравственную и коммуникативную функции, определяют в качестве побудительной силы действия личности. Главным элементом убеждений является знание, которое необходимо связано с оценочным отношением к тому или иному объекту. В убеждениях выражается осознание человеком как личностных, так и общественных интересов. Человек может понимать, но не принимать для себя ту или иную информацию, знать, но не руководствоваться этим знанием в своих действиях, или поступать в соответствии со сложив шейся обстановкой, но внутренне не одобрять свой поступок. Иначе говоря, убеждение включает в структуру своего содержания "то самое знание, относительно которого у личности складывается свое мнение и возникает определенное отношение к нему". Главным элементом атеистических убеждений является атеистическое знание. Его основу составляют идеи диалектического и исторического материализма, раскрываемые в плане критики религиозных взглядов на мир, человека, общества и религию, а также утверждения, вытекающие из данных науки и практики. Атеистическое знание представлено на двух уровнях. На высшем уровне оно выражено в виде системы развернутых идей, подкрепляемых научно-практической аргументацией; на низшем уровне - это стихийное материалистическое знание, которое формируется и проверяется главным образом в процессе непосредственной повседневной практики человека. Оно не содержит целостной системы высших атеистических обобщений, но не допускает и.обращения к представлениям о сверхъестественном при решении любых проблем, с которыми сталкивается человек. Необходимым компонентом атеистических убеждений, особенно на высшем уровне, является уверенность в истинности суждений, т.е. непоколебимость, твердость в принятии атеистических положений, отсутствие сомнения в них. Нам представляется ошибочным утверждение Д.М.Аптекмана о том, что сложившееся убеждение, в том числе, очевидно, и атеистическое, "включает в себя в качестве психологического компонента элемент веры". Вера и убежденность - явления различные по своему ха рактеру. Убежденность возникает тогда, когда знание, лежащее в ее основе,полностью подтверждается практикой. Вера возникает при наличии неполного знания, в основе ее лежат утверждения, в которых человек глубоко заинтересован, но которые еще практически не подтверждены.

Ю.Ф.Борунков пишет: "Предметом веры является не вся информация, имеющаяся в сознании человека, а лишь такая, которая, обладая личной значимостью, в то же время не является проверенным истинным знанием. Те сведения, объективная истинность которых доказана, не становятся предметом веры. Ошибочность утверждения Д.М.Аптекмана связана, очевидно, D отождествлением им смысла понятий "веры" и "уверенности". Но содержание этих понятий существенно различно. Если понятие "вера" обозначает сложный интеллектуально-чувственный процесс, в котором при неполном обосновании или отсутствующем еще практическом подтверждении истинности данного утверждения оно все же принимается в качестве истинного, то в понятии "уверенность" выражается интеллектуально-чувственная оценка логически обоснованного и подтвержденного практикой результата познавательной деятельности. Правильно будет сказать, что убежденность включает в себя в качестве психологического компонента уверенность, но не веру. В.И,Ленин писал: "Если вы научитесь самостоятельно разбираться по этому вопросу, - только тогда вы можете считать себя достаточно твердыми в своих убеждениях и достаточно успешно отстаивать их перед кем угодно и когда угодно". Под атеистической убежденностью здесь мы будем пониматьактивно направляющую деятельность человека систему научно обоснованных и эмоционально пережитых атеистических знаний, которая в условиях господства научно-материалистического мировоззрения становится одним из элементов личности и проявляется в ее поступках и характере деятельности.

Атеистическая убежденность проявляется в атеистической деятельности и атеистическом поведении личности. Атеистическая деятельность представляет собой с одной стороны - духовно-теоретическую

Критика религиозного извращения нравственной значимости атеистических убеждений

Богословы всегда отрицали социально-историческую обусловленность возникновения атеизма, закономерность его развития. В одних случаях они рассматривали атеизм как заблуждение, ошибку, ересь, в других - объявляли его результатом борьбы личности против зависимости от бога во имя достижения ложно поня г той свободы человека; в третьих - трактовали атеизм как своеобразное выражение поисков бога людьми, не удовлетворенными существующими представлениями о нем.- Но во всех случаях богословы пытались представить атеизм учением, лишенным нравственного содержания и смысла, учением, которое делает человека "духовным калекой". На "безнравственность" атеизма указано еще в библейском Псалтире: "Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Развратились они, и совершили гнусные преступления; нет делающего добро... Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного" (Пс.52; 2,4).

В прошлом эти поучения оказывали сильное влияние на людей. Но сегодня широкие массы верующих, здравомыслящие представители духовенства все больше начинают отдавать себе отчет в том, что примитивные обвинения атеистов в безнравственности являются серьезным препятствием на пути решения проблем, вызванных общим кризисом религии. В современных условиях под влиянием научно-технического прогресса и других изменений социальной действительности растет число неверующих людей, а в жизни верующих происходит сужение той сферы, в которой они действу ют на основе или с учетом религиозных предписаний. При этом в секуляризированной сфере нравственность соблюдается в той же мере, как и в несекуляризированной. Существование и успешное развитие советского социалистического общества, где атеизм господствует в сознании людей, опровергает пророчества идеологов клерикализма и антикоммунизма, предрекавших нравственную смерть обществу, отошедшему от религии.

Все это свидетельствует о том, что нравственность может быть прочной и без религии, что атеистические убеждения укрепляют нравственность. Но такой вывод неприемлем для религиозных идеологов. Стремясь защитить тезис о религии как необходимой опоре нравственности, богословы в СССР убеждают, что совершенствование нравственных отношений в нашей стране, хотя и связано с утверждением социалистической общественной структуры, в конечном счете имеет свои истоки в религии. Так богослов Г.Не-ф:едов пишет: "Наступили времена благодати. Богословская наука говорит,что в деле спасения теперь необходшло участие двух сил - спасительной Божьей благодати и свободы самого человека". В последнее время в богословской терминологии христианства появился новый термин "сустейнабильность" (от английского SLLstcLuxa&le- жизненная устойчивость), который первоначально употреблялся в связи с экологическими проблемами, находящимися в сфере внимания христианства. Сейчас термин. \ "сустейнабильность" употребляется в смысле "полноты жизни". "..."Сустейнабильность" для христианина, центруясь во Христе, становится указанием "пути, истины и жизни" (Ин., 14,1677 -говорится в Журнале Московской патриархии. "Мы не представ ляем себе каких-либо пространственных или временных, количественных или качественных отрывов от полноты жизни по горизонта -ли, - пишет профессор богословия Н.А.Заболотский, - которая означает солидарность со всем человеческим родом, полное участие во всех явлениях жизни человечества, служение ему, сотрудничество с ним. Христианское самосознание, предпосылающее всему Бога, т.е. вертикальное измерение, только тогда подлинно христианское, когда в нем живет глубинное ощущение связи по вере, надежде и любви с ближними, т.е. по горизонтали, когда собственную жизненную полноту оно видит в жизненной полноте всего окружающего, когда собственное спасение не мыслится в нем без спасения мира". Б то же время богословы, считаясь с очевидными факторами, говорят о необходимости учета и внерелигиозных факторов в формировании нравственного облика человека, даже если это верующий. Б "Журнале Московской патриархии" утверждается: "Конечно, вера для христианина наибольшая ценность...Но такое убеждение не может скрыть за собою других элементов, определяющих достоинство человеческой личности...Шенно социальная организация, место человека в обществе, взаимосвязь между личностью и обществом определяют истинное лицо и достоинство человека". Подобные утверждения говорят о том, что православ- ные богословы стали теснее увязывать религиозное учение о нравственности с интересами и запросами современного советского верующего человека, чтобы и в будущем сохранять свое влияние на верующие массы. Более того, православные теологи, скрепя сердце, пошли даже на признание совместимости атеизма и нрав ственности. "Мы знаем, - говорил митрополит Никодим, - что атеизм коммунистический представляет собой определенную систему убеждений, включая в себя моральные принципы, не противоречащие христианским нормам". После П Ватиканского собора предприняты попытки наладить диалог с атеистами в католической церкви. Кардинал Ф.Кениг, архиепископ г.Вены, бывший также председателем по делам.неверующих, в 1968 г. заявил, что когда