Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние ислама на политическую культуру современного Афганского общества Гулам Яхья

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гулам Яхья. Влияние ислама на политическую культуру современного Афганского общества : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.10 / Ин-т молодежи.- Москва, 1993.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-9/2537-0

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Состояние политического развития сегодняанего Афганистана привлекает к себе внимание как ученых-исследователей, так и широкие круги общественности. Афганистан характеризуется в настоящее время высокой степенью конфликтности, напряженностью общественных отношений. Это связано, преяде всего, с попыткой пришедших к власти в конце апреля 1992 года моджжахедов (борцов за веру) навязать.афганскому обществу теократическую, исламиэированную модель политического устройства общества, противоречащего, в известной степени, интересам нових, современных слоев населения.

Как известно, все предшествовавшие этой модели государства в Афганистане за последние десятилетия имели тенденцию в вестерни-зации общественно-политической аизни, благодаря чему были введены, особенно в социокультурную сферу, некотоше элементы и институты современного гравданского общества и политической культура. Это особенно явственно проявилось,начиная с середины 60-х гг. На протяжении последнего периода обозначились три модели государственного устройства, имеющие соответствующие по содержанию и модели политической культуры. С учетом воздействия разновидностей государственного устройства на политическое развитие страны кая-дый из этих периодов можно характеризовать как отдельный этап в истории политческого развития афганского общества.

Первый этап - это конституционная реформа 1964 года, ознаменовавшаяся сменой абсолютной монархии конституционной. Политическую культуру этого периода монно характеризовать как переход от вековой инерционности к политическому плюрализму мнений и пози-

- 4 -ций. Становление организованных форм различных политических движений в стране, включая и оппозиционную борьбу, связано именно с отим периодом. Первый этап отличается наличием либерализма королевского режима в политической жизни страны.

Второй этап - это свержение монархии и формирование республиканского правления (июль 1973 г.), объявившего курс на бурау-азную реформацию общества. Влияние этого небольшого отрезка времени, длившегося всего 5 лет, на эволюцию политической культуры и политического процесса весьма противоречиво. Мояно говорить о наличии элементов скрытого и открытого противоборства, политических интриг и заговоров, о первой иммигрантской волнэ по политическим мотивам, первых восстаниях, руководимых правокон-фессиональной оппозицией, о первой попытке сформировать коалиционное правительство в виде союза республиканцев, представителей левого радикализма в лице НДПАІ а такеє представителей национально-предпринимательских кругов, отличавшихся своим консервативным уклоном.

Третий этап - это апрельский прорыв 1978 года, который привел к власти лево-радикальные силы. Для этого периода характерны обострение конфронтации, разгул вандализма, гонение на инакомыслящих.

Тем не менее, из этого небольшого исторического отрезка развития афганского политического процесса явствует, что внутриполитическая обстановка з стране вплоть до настоящего времени продолжает оставаться противоречивой, кризисной. На протяжении последнего времени политические устремления лидеров стали основными мотивами политических потрясений в стране.

Иррациональная политика периода республиканского правления усугубила конфронтацию в обществе. Аангирелигиозная политика

- 5 -лово-радикального режима, базировавшаяся на идеологизированном доктринерстве, привела к гражданской войне. Более того, именно безрелигиозносгь этой политики визвала мощное движение национально-религиозной самозащиты широних слоев населения, отчуждавиее народные массы от лево-радикального режима. Не исключено, что подобную политику будет осуществлять правительство модяахедов. Поскольку оно вместо того, чтобы привести к окончанию афганской трагедии, само стало фактором ее усугубления, обрекая страну на историческую стагнацию. Именно об этом свидетельствует реальность сегодняшнего дня.

Однако и при таком повороте событий в политической лизни страны значение ислама для афганского населения нисколько не спивается. Ислам как религия долго єщє останется влиятельным общественным фактором. А ислам как политика рано или поздно должен уступить место светским политическим взглядам и установкам, отвечающим требованиям современного общественного развития. В связи с этим любое политическое устройство, призванное функционировать в стране, должно исходить из афганской реальности. Учет действительности в условиях афганского общества диктует соблюдение субъектом государственной власти, словившихся в * социокультурной сфере правил, общественных стереотипов, традиционных {юридически не зафиксированных) законов, религиозных норм. Вот почему к исследованию и оценке государственности в афганском мусульманском общества необходимо подходить с позиций влияния ислама. Ибо решающим детерминантом афганской политической культуры выступает именно ислам, составляя при этом содержание специфичности политических процессов, их внутреннюю ориентация, обусловливающую взаимодействия между политическими институтами и их социальными субъектами в стране. Любая политическая модерни-

эация в афганском обществе долана ориентироваться на данную специфику политического процесса.

Предиет исследования. При анализе влияния ислама на политическую культуру сделан акцент на рассмотрение специфических характеристик политической культуры, связанных с влиянием религиозных норм и традиций на общественное сознание и образ жизни населения. Последнее проявляется в виде определенной пассивности масс к прямому участию в политической жизни, с одной стороны, влияет на состояние политической культуры афганского общества, отличающейся от єтого феномена на Западе, а также на степень социокультурной зрелости социальных субъектов политического процесса на протяжении последних десятилетий в афганском обществе -с другой. Предмет исследования включает в себя такяе рассмотрение узловых моментов концептуального подхода к власти с позиций двух основных направлений ислама - суннизма и шиизма - и практики государственности в Афганистане.

Цель и задачи исследования. Главной целью диссертационного исследования является попытка всесторонне изучить влияние ислама на политическую культуру современного Афганистана, воссоздать объективную картину внутриполитической жизни и показать причины нового подъема религиозной волны в афганской политической жизни, направленной на исламизацию государственного устройства в стране. В диссертации дан анализ причин неустойчивости различных моделей государственного устройства. Такая неустойчивость объясняется несоответствием связанной с ними (на протяжении трех последних десятилетий) сугубо идеологизированной политики с традиционным укладом общественно-бытовой «иэни, а такие трудностями модернизации страны и слабостью по&иций, введенных в социокультурную среду элементов современного гражданского общества.

- 7 -На основе данной цели поставлены следующие задачи.

Изучить особенности ислама в Афганистане.

Обосновать необходимость методологической переиориентации политических исследований на основе критического переосмысления современных реалий Афганистана как восточного мусульманского общества.

Исследовать особенности государственности в Афганистане и проанализировать соотношение религиозного и секулярного в государственной политике в процессе политической.модернизации власти.

Выявить специфику политической культуры в Афганистане, показать основные детерминанты, которые оказывают воздействие ьа ее своеобразие.

Определить положение социальных субъектов афганского политического процесса и проанализировать воздействие и последствия идейных разногласий на внутриполитическую жизнь страны.

Дать общий анализ современной ситуации после прихода к власти правоконфессионального движения.

Указанные задачи определяют хронологические рамки исследования. Исходный рубеж - серэдина 60-х годов, когда абсолютная монархия была заменена конституционной, а конституционная рефор- ма, оказав влияние на эволюцию общественно-политической жизни страны, привела к подъему политической борьбы и становления организованной формы политического движения правоконфессионального течения в обществе. Это - период, когда наряду с лево-радикальным течением, характеризующимся искаженными, канонизированными марксистско-ленинскими идеями, в стране начинает распространяться мусульманский фундаментализм в качестве идейно-политической платформы правоконфессиональной оппозиции. В отдельных случаях, однако, преимущественно для показа эволюции общественно-

- 8 -политической лизни, с одной стороны, и.сравнения уровня религиозности населения и степени зависимости государственной политики от религиозных постулатов в разные периоды государственного функционирования, с другой стороны, дан анализ событий, начиная о конца прошлого века вплоть до наших дней. Выбор завершающего рубежа (конец 70-х годов) связан с двумя этапами в истории политического развития общества. Это - крах республиканского режима, случившийся вследствие резкого ужесточения внутриполитической борьбы, и приход к власти левых радикалов, попытавшихся навязать обществу доктринерские установки государственного устройства и общественного порядка. На этой фоне в стране началось массовое стихийное движение национально-религиозного сопротивления, переросшего в кровавую гражданскую войну.

Научная новизна работы заключается прежде всего в той, что предпринята попытка исследования ключевых вопросов, связанных с ролью и местом ислама в социокультурной и политической жизни Афганистана. Она заключается также в попытке автора по-новоиу подойти к обобщению и теоретическому осмыслению неизученных аспектов афганского политического процесса. Новизна состоит и в отказе от господствовавших ранее представлений и стереотипов в отношении религии. В ходе исследования автором предложена новая трактовка данной проблемы и на этой основе сделана попытка обосновать новые выводы, которые внесли бы существенные коррективы в понимание и осмысление происходящих кардинальных перемен в Афганистане. Вместе <- їєм учет указанных выводов будет способствовать более 8;,<ікватной выработке принципиальной позиции по вопросам гражданского мира и государственного управления процессом стабилизации в стране.

- 9 -Практическая значимость исследования диктуется ocvpofi потребностью нового критического отношения к историко-культурному наследию Афганистана, к религии и значению традиционализма вообще. Результаты исследования представляют практическую значимость в плане выявления слабых звеньев социально-политических отношений афганского общества и возможности сделать выводы принципиального характера, указывающие на необходимость переориентации политического мышления и поведения политической элиты и различных социальных и политических групп. В первую очередь, по мнению автора, в Афганистане необходимо остановить процесс политической деградации, проявляющейся в виде нарушения и игнорирования общепризнанных норм и стереотипов правового и политического характера, которые широко внедрены в практику мирового сообцества. Вместе с тем, автор делает попытку внести свой определенный вклад в прогнозирование дальнейшего развития конфликтных политических процессов в стране, в случае если указанная' переориентация нз произойдет вовремя.

Теоретической и цетодологической основой исследования является научная методология социального познания, исходящая и из цивилизованно -культурного измерения роли и .значения традиционных факторов, включая и влияние ислама, для социокультурной среды. Автор придерживается также принципа конкретно-исторического подхода к рассмотрению проблемы.

В свете сказанного, теоретической основой диссертации выступают публикации, отражающие-главные тенденции развития общественной мысли по обозначенной проблеме. Речь идэт как о материалах, появившихся в периодической печати, так и об отдельных изданиях в виде книг, брошюр и т.п. Изучены, в частности, работы афганских мыслителей:М.Г.М.Губара, Джалалуддина Синдики, Хабибуллы. Тыжай,

- 10 -Халима Яркина и ряда др. .

Для раскрытия исходных положений данной проблемы фундамен-тальнсе значение имели труды иранских авторов .

При выработке нового подхода к осмыслению проблемы афганского общества большую роль сыграли работы советских ученых-исследователей: А.Е.Бертельса, Ф.М.Бурлацкого, А.А.Галкина, Е.А.Дорошенко, А.В.Кивы, З.И.Левина, В.Ф.Ли, В.И.Максименно, Е.М.Примакова,

3 Н.А. Симония, М.И.Туган-Барановского и ряда других .

При анализе современных проблем Афганистана автор опирался

на исследования Р.А.Ахрамовича, Ю.В.Ганковского, А.Д.Давыдова,

I. Губар М.Г.М, Афганистан дар масир-е тарих (Афганистан на пути истории). - Кабул: Госиздат, 1967 (на яз.дари); Сиддики Дк. Таджики. // Мейхан. - 1989. - W 7-8; Тыиай Х.Маасер афган адабият (Современная афганская литература). // Кабул. - I960.

- № 492 (на яз. пушту); Хадем К.ПуштунвалаЙ. - Кабул, 1952
(на на.пушту); ЯркинХ. Историческое прошлое и этническое
образование узбеков. // Мейхан. - 1990 - № 20-21 (на яз.дари).

2'. См.: История Табари. - Тегеран - T.I. (ча перс.яз.); Табата-' бан С.М.Х. Школа шиизма. - Кум, 1338 (1959) - Т.І-ІД (на перс. яз.); Хекмат Али*Аспар. Ну гуфтар дар тарих-е адийан). (Девять бесед по истори религии). - Шираз, 1339-1340 (1962-1963)

- T.I. (на перс.яз.);'Хосравшахи Сайд Хади. Две религии. -
Кум, 1342 (1963),,третье издание (на перс.яз.) и др.

3. Бертельс А.Е. шиизм // Философская энциклопедия. - Т.У;

Бурлацкий ФИ., Галкин А.А. Социология. Политика. Межцународ-ные отношения... .М.: Межд.отношения, 1974; Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране - М.: Наука, І98Б; Кива А.В. национально-освободительное движение: теория и практика. - М.: Наука, 1989; Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока (Идейный аспект). - М.: Наука, 1988; Ли Вл.Ф. Социальная революция и власть в странах Востока. - М.: Наука, 1984; Максименко В.И. Востоководная политология б поисках своего предмета. // Политические отношения на Востоке: общее и особое . Сб.ст. - М.: Наука, 1990; Примаков Е.М. Ислам Ифоцессы общественного разпития стоан зарубежного Востока. // Вопросы философии - 1900 - IP 3; Симония Н.А. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. - М.: Наука, 1984; Туган-Барановский М.и. Интеллигенция и социализм. // Вехи; Интеллигенция в России: Сб.ст.I909-I9I0 / Сб.ст., комент. Н.Казаковой; Продисл. В.Шелбхаева. - Ы.; Мол.гвардия, I9DI - С.4(9-439.

В.Г.Коргуна, И.М.РеЛснера, А.Е.Снесарева, В.Н.Спольникоза и ряда других авторов1.

При работе над диссертацией были использованы исследования афгановедов других стран .

Апробация работы. Основные положении ' и выводы диссертации излагались в рефератах, тезисах и статьях, подготовленных автором и рекомендованных для публикации.

Диссертация была обсуждена на кафедре социальной и политической философии Института молодежи и рекомендована к запите на соискание ученой степени кандидата политических наук по специальности .09.00.10 - политическая философия.