Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-политическая философия русского анархизма Арефьев, Михаил Анатольевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Арефьев, Михаил Анатольевич. Социально-политическая философия русского анархизма : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.10.- Санкт-Петербург, 1992.- 31 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная цивилизация находится в переходном состоянии, уходит в прошлое мир индустриального общества, на смену ему идег общество информационное. Переход этот сопровоадается повсеместно ростом кризисных и предкризисних явлений: распад СССР как унитарного государства, борьба с переменным успехом интегрального и национально-обособленного течений в Заладяой Европе, экономические и политические труднооти США как единственной оогавшейся сверхдержавы. Дяя России становление нового общественно-экономического состояния совпадает в социальном времени и пространстве еще о одним процессом - общенациональным отказом от тотального огосударствления народной жизни, общественного сознания и идеологии, экономики.

Время, в которое нам выпало жить и действовать, помимо мощных общественных катаклизмов характеризуется и процессами еще более фундаментальными и редкими - процессами изменения глубинных структур самого мышления и мировоззрения в целом. Это связано со становлением эпохи достижения человечеством культурно-исторического единства. Современность властно требует новых идей и новых решений, нових подходов и альтернативных социально-политических, экономических и организационных структур. Вместе с тем закономерен интерес в обществе к идеям я подходил, уже апробированным в социальной практике или теории прошлого, в частности, к идеям самоуправления и самоорганизации. Концепция саморегулируемого, самоорганизующегося и безвластного общества, то есть учение анархизма, в современных условиях претендует на роль одной из глобальных доктрин социально-экономического и политического развития.

Сегодняшняя модель отечественного анархизма как идеология и практика самоуправления делает заявку на роль субъекта общественных преобразований в стране. Шесте о тем она не порывает с традициями классического российского анархизма,представленного именами Ы.А.Бакунина, И.А.Кропоткина, Л.Н.Толстого и известного , в первую очередь, своим социальным протестом. Новый анархизм находит в классическом русском анархизме

ряд основополагающих идей, заимствует у него некоторые общие начала, поэтому объективное и непредвзятое изучение истории и теории отечественного анархизь-а диктуется запросами социальной практики.

В не меньшей степени актуальность теш исследования свя-зина с потребностями самой науки. Подъем Национального саааб-сознания предопределяет повышенный интерес к истории отечественной культуры, неотъемлемым кошокентом которой выступает политическая философия анархизма. Существующие в исследовательской литературе подходи к изучению анархистской мысля, несмотря на все разнообразие, зачастую страдают одним общим недостатком, они одностороння, то есть не диалектичны. В полной мере относится сказанное к изучении феномена русского анархизма, влияние которого распространялось на самые различные сцври общественной жизни: социальные отношения, политическую структуру, идеологию, философию, право, общественное сознание, сферу культуры, молодежные и ыассово-онпозиционныз движения.

Автор исходит из того, что классический отечественный анархизм, или анархоколлективизм, долгое вреин являлся идейным оппонентом как государственной тоталитарно-самодержавной идеологии, так и идеологии оппозиционной - марксистской в различных ее модификациях /большевизм, меньшевизм, легальный марксизм, экономизм/", либерально-конституционной и других, длительное время русский анархизм рассматрадался политическим и идейным противником господствовавшего леворадикального марксизма. Поэтому существует настоятельная потребность в воі. создании реальной, свободной от идейных искажений и карикатурных образов истории анархизма в Россия.

Наконец, самоценна история становления анархической идея в условиях' российской социокультурной ситуации. В диссертационном исследовании она напрямую связала с историей отечественного антизтатизма. Антигосударственное.направление политической мысли в России выступало антиподом тоталитаризма, как светского, так и церковного, противником государственного насилия и духовного порабощения. Антиэтатизы был достаточно широко распространен и разделялся последователями антидогыатиче-оких учении в средневековой Руси /ереси стригольников, анти-тринитариев, Матвея Башкина, Феодосия Косого и др./. u/шэки к

нему были идеи соборного ограничения российского самодержавства /князь Андрей Курбский/ и прямого /вечевого/ народоправства, К анархистскому мировосприятию были склонны и представители религиозно-сектантской оппозиции, выступавшие с проповедью христианской идеи социальной справедливости. Нам представляется, что не лишено основания суждение одного из представителей российской интеллигенции по этому поводу: "ми, русские, весьма склонны и анархиэну: ни для одного идейного течения мира мы не дали столько видных теоретиков, как именно для анархизма /л.Толстой, Бакунин, Кропоткин/"1. .

Автором отмечается, что русский анархизм как целостный комплекс разнообразных социально-политических, философских, экономических и этических идей испытал на себе и определенное воздействие европейской анархистской «дасля. Это относится главным образом к влиянии идеологов коллективистского анархизма, в частности идей анархокоадунизма У.Годвина и теории ассоциированного труда ІІ.Ж.Лрудона. В диссертаціш предпринята попытка выявить преемственность русского и европейского анар-хоколлективизма, например при разработке такого фундаментального начала анархического учения как принцип федерализма. Доказывается, что федерализм в противоположность унифицирующему централизму предполагает опору социального бытия лвдей на начала самоуправления и автономности, ассоциации « договорности, на личную свободу каадого индивида.

Постоянными темами основоположников отечественного анархизма являлись: отрицание фундаментального принципа всех государственников о тождестве общества и государства; понимание государства и властных структур как социального зла и их моральное осуждение; протест против насилия во всех его формах и проявлениях; выступление против всеподавляюцего центризма и унитарности, диктитуры; пропаганда идей самоуправления, децентрализации и самоорганизации.Отстаивание принципа прямого народоправства и в связи с этим осуждение идеи представительной демократии характеризуют идеологию русского аиархоколлек-

I Покровский І1.А. Перуново заклятье // Вехи. ІІЗ глубины. М.,- 1991. 0.446.

їишзма. Иде» представительства Бакунин, например, прямо определял как "мниную".

Для кшосфш политик» русского анархизма с се стремлением органически соединить в единой теории принципы соборности и общинности о общечеловеческими нравственными ценностями важнейшим было обращение к этической проблематике» Цциий справедливого общества, социокультурные модели коториго разрабатывались в трудах Бакунина, Кропоткина и Толстого, предполагал за категориями "справедливость? и "равенство* »> только социальное, экономическое и политическое содержание, но видел а них презде всего основополагимцие этические НОрійй. Философия иотории русских анархистов базировалась на таком подходе к сфере общественных отношений, который одновременно бил и социологическим и этическим. Нравственно-этическая критика существующего положения вещей в России явилась одной ИЗ сильнейших и привлекательных сторон отечественного анархизма.

Актуальность темы исследования истории и теории русско
го классического анархизма, его философии политики ваклкяает-
ся такяе и в том, что по-новому трактуется сам феномен рос
сийского анархизма. Социум как ыюгообразным и противоречи-
зыё, но вместе с теи и, целостный шр, предполагает сосущест
вование и , в то же время, идейную конфронтацию самых раздан
ных доктрин, его объясняющих. Данный подход означает отказ
от устаревших идейно-политических стереотипов,'устоявшихся
воззрений, мнений н оценок, предполагает реальный плюрализм.
$илосо,ия русского анархизма в это».! плане выступает органиче
ской частью отечественной теоретической шели, является одним
из возможных ответов при осмысления глобальных проблем, стоя
щих перед человечеством. .

Степень разработанности проблеми. В исследовательской литературе имеется значительное колачество работ, посвященных анализу исторического генезиса анархической идеи в рамках европейской и отечественной социокультурных ситуаций, анархизму как общественно-политическому и философскому течению, истории и теории русскогр анархизма. Большинство из исследований но этой проблематике было опубликовано в России в условиях смягчения цензурних условий и ограничений после первой русской революции. Это работы таких российских и зарубемшх авторов

как Г.Адлер, А.Амон, З.Бэлосельский, д.Галеви, К.Диль, Ц.П.Драгоманов, Вл.Забрежнев,Ст.Иванович, И.И.йванюков, Л.Кульчицкий, Дж.Г.Маккай, Р.Пэльман, А.С.Пругавин, Р.Штам-млер, П.Зльцбахер. Революция 191? г. породила новую волну публикаций сочинений, главных теоретиков европейского и русского анархизма /&.;

Однако по и'.ере установления режима авторитарной власти в СССР публикуемые работы по истории и теории анархизма приобретали исключительно нчгилистическую и негативно-критическую окраску. Теоретическая критика анархизма постепенно уступила место сведению политических счетов, что означало отказ от объективного анализа философия анархизма.

'Стремление вернуться на научные позиции в вопросе изучения феномена анархизма определило выбор темы*сследования. Русский анархизм второй половини XIX и начала XX вв. был избран глазннм объктом исследования потому, что н являлся.на эток, историческом отрезке времени доминирующие, идеи отечественного коллективистского анархизма оттеснили на перемирию теоретической мысли в анархическом движении илосорш анархо-индивидуализма. Они и совокупности с духовной традицией российского антиэтатизма оказали значительное влияние на развития отечественной <«лосо<іии, политического сознания,* культури а идеологии, морали ч нравственного воспгтания. ,

Состоянии современных іаучннх лсбледованяЙ в России по вопросам теории и истории анархизма далеко не пропорционально теоретической к?.жности и практяческої* значимости псстчвленно*! пробл?мч. Ыоногра^чя Д.С.Камута "йтатизм и анархизм как типы политического сознания /домарксистские период/" /М.,1989/ является о;;чоЕ из первых погшгок 'Ьилосо^зко-нолитологического ;

анализа этатизма и анархизма на достаточно ограниченном исторической материале. И книге Д.И.Иронякина "Анархизм: "исторические" претензии и уроки истории" Д. ,1930/ рассматриваются главным образом исторические судьбы неоанархизма в новейшее время. Сборник научных трудов "Памяти U.А.Бакунина" /Комиссия по творческому наследию П.А.Кропоткина. ЇЛ. ,1990/ посвящен анализу социологических и историософических воззрений Бакунина и Кропоткина. Эта же проблема в центре внимания монографии Н.М.Пирушвой "Социальная доктрина Ы.А.Бакунина" /М. ,1930/. Однако не все стороны творчества основоположников русского анархизма - Бакунина, Кропоткина и Толстого - изучены в равной степени. И прежде всего это касается их вблитико-4-илосаіского наследия. Творчество *а Толстого под этим углом зрения не анализировалось вовсе.

Весь поток литературы по проблемам отечественного анархизма можно разделить.на три направления. Соответственно этому можно говорить и о существовании в литературе трех сложившихся и получивших распространение подходов к данной теме:

Во-первых, подход политико-идеологический, рассматривающий русский анархизм не в качестве идейного оппонента, а возводящий его в состояние политического противника. Работы, написанные в этом русле., а значительной степени идеологизирова-

I См.: Горев Б.И, Анархисты, максималисты И махаевцы. Пг.,191В; Его же. Анархизм в России /от Бакунина до Махно/ M..IS30; Залехский В. Анархисты в России, f.i.,1930; Каяев СИ. Октябрьская революция и крах анархизма /Борьба партии больше- -виков против анархизма. 1917-1922 гг./. !». ,1974; Иго же. Революция и анархизм. Из истории борьбы ре волыционшх демократов и большевиков против анархизма/1840-I&I7/. 1,1.,1987; Комин В.В. Анархизм в России. Калинин, 1969; Корноухов Е.М. Борьба партии большевиков против анархизма в России. Ц..І9ЙІ; Пономарев Н.В. Критика анархистской концепции власти, и современность. Казань,1978; Преображенский Й'.А. Анархизм и коммунизм. Ц., 1916; Сталин И.В. лнархизм. или социализм. Соч. Ї.І. И.,1946; Ярославский Км. Анархизм в России. *. ДУо9 и др.

Во-вторых, подход объективно-критический, сгавяшііі своей целью научную критику теории анархизма и достаточно непредвзято освещающий историю анархического движения и анарг-хистской шсли в России. Работа, кашсашшз в этом плане, в центр анализа ставят по преимуществу воззрения тех или ишх виднойтах представителей отечественного анархизма, или теоретические и концептуальные схеьш развития философии анархизма. В-третьих, подход, который ьіожно обозначить кан "критика изнутри", то есть анализ философии русского коллективистского анархизма с позиций методологии анархизма индивидуалистического. Теоретическая критика коллективистов-анархистов ведется в этом случае по линии отрицания философии коллективизма, неприятия его нравственно-этической концепции. Тик например, один из теоретиков атщрхоиндивйдуализма.Повоь'Дрский, писал, что "анархизм же, по нашему глубокому убеждению, есть учение о личности, а не об обществе, о личном творчестве, а на ой

I См.: Асмус В.у. йіровоззрение Толстого // Лэбр. философские труди:В 2-х т. м.,ІУС9. Г.І; Бонч-Вруевич В.Д. Мои воспоминания о ііетре Алексеевиче Кропоткине // авезда, 1930. И> 4 и б; Графский ІЗ.Г. Бакунин. їй.,1965; Іридчян Ю.В. Зтика человечности // Кропоткин П.А. Отика. ;«. ,1391; Далин B.U. Кропоткин - историк ііеликой Французской революции // іісгорики Франции ХЕХ-ХХ веков. І.І. ,1»й1; джангирян В.Г. Критики англо-америкелской бурлуазнои ксториографии М.л.ііакуняна л бакунизма. іі1.,І9?8; Гдсавин Л.Т. Теория познания а плену анархии. Критический шшлиз новейших тенденций в буржуазной философии науки, й. ДЭй7; Кожурин Я.Я., Кучина л.И. "Социалистические мечтішия" д.КЛ'олстого // Общественно-политические институты и движения: проблей теории и истории. А.,1ъ9Г, Кульчицкий Л. Современный анархизм: Изложение, источник)!,, критика.'Цг,, Ш7; лурьо С.Л. Продтечи анархизма в древнем мире, ы. ДУ26; Маркин В.А, Петр Алексеевич Кропоткин.''ІВ42-І92І. iJ.,IS65; Моисеев П.и. Критика философии М.Вакугоша и современность.Иркутск, ІМЯ; Ичруыова Н.ІІ. Петр Алексеевич Кропоткин. М. ,1У72; Полянские Ф.Я. критика экономических теории анархизма. М., 1976*. Пуотарнаков U.S. ;.;.л.і»анунин как философ // Бакунин М.А. Избр. философские соч. и писька. ;,і. ,19о7; Стеклов Ю. .Михаил Александрович Бакунин: іїгб жизнь и деятельность. М, ,Л, ,1а2в-1Уй7. Ї.І-4;Удерцев С.v. Кропоткин.'«'.ДЗьУ; .Avtitfi й

общественном производстве. Отсюда логическое отрицание не только всякого права, но и всякой морали, отрицание, стало быть, всякой общественной организации.

Цель и задачи исследования. Отечественный классический анархизм вызывает не только историко-исследовательский интерес. Его политическая теория, опирающаяся на идею самоуправления, деятельность самоорганизующихся и автономных общинно-политических структур, удачно вписывается в новейшую тенденцию эволюции социально-философских идей и ценностей, созвучна тем изменениям, которые происходят в массовом сознании и ценностных ориентациях россиян. И в этом смысле цели теоретического исследования вполне обоснованы: дать научный анализ движения анархической идеи в контексте реальной истории европейской в российской политической и духовной культуры, раскрыть многообразие идейно-философского содержания отечественной теории анархизма.

Достижение поставленной цели реализуется в результате решения следу щих задач:

показать, что формирование анархической идеи и ее генезис связаны с одной из важнейших проблем социологии, философии и политики, а именно, конфликтом "личность - общество";

доказать, что .развитие анархистской мысли в России имело своей основой глубинные корни, лежащие в свободолюбивом духе народа и его культуре, антиэтатических устремлениях;

раскрыть взаимосвязь в указать на элементы взаимного влияния, которые сложились между европейской и русской традициями аяархоколлеитивистской мысли;

5ft< JtmcAtiU і* tht Ruiiia» -RtroCutlo». Uo*cit>n /S73J '20113. $Ae AmitbUti. Co,n,i%i^et.fSSO; CoBl G.'b.H.

SsuoiiA ЗїеноН :Р7„іліі^ and Ankichiim. ІШ-ШО, Іл«<Ла», ІВІЧ; Ш^пмг t.fi %е №**[ &< P+titit*9І Vtijteity, ib»Jfi», І98Ь; MUtti in. KtofotKin. CAi-caSs -УЬ>»Ыаг>, 131b; Ponpti P. ВлКинін, /VecttctV

JJwfli сом

1 Новомирский. Что такое анархизм? Женева, 190?. С.64.

сосредоточить внимание на конкретном анализе сущности российского классического анархизма как анархизма коллективистского, представленного социально-политическими доктринами Бакунина, Кропоткина и Толстого;

проанализировать систецу ценностей отечественного анархизма, включающую: свободу, народоправство, самоуправление, солидарность, личностную самостоятельность и коллективистскую взаимную помощь и поддержку, справедливость и ненасилие;

показать, что этические и политико-философские идеи, которые развивались отечественкнм анархизмом, представляют

не только исторические интерес, и сегодня они не потеряли своего зоциального значения и практически-политической значимости.

Источники диссертации. Объект исследования диссертационной работы - российский классический анархизм, его политическая ^илосо^ия, которая складывалась как под воздействием отечественного антпзтатизма, так и идейгого влияния западноевропейской аьархмстской кнели. Предает исследования - социально-философзкио, политические идеи и ценности, которые разрабаты;-вгшясь в учениях Бакунина, Кропоткина и Толстого как основоположников отечественного анархизма.

Настояне'» исследование базируется на след^ьющих источниках:

во-первых, на оригинальных сочинениях главных пред-стьэктелей европейского и российского анархизма /Нрудон, Ытиркер, 1'эккер, Ре.ллю, Бакунин, Кропоткин, Толстой и др./;

во-яїорнх, па работах исследовательского характера по истооии европейской ч русской анархистской мысли на русском « английском языках, шшиклоледических изданиях; "

і-треїьих, на историко-философских трудах, рассматривающих гчархлегскуо теоретическую мель в русле развития отечестве.нл;» і{.илоиоии. ист^рлосо^.ии-и социологии /Галиктио-нов А.А., Иіг:андров II.і. веская ід;;осоїия ІХ-ХІХ вз. ;*.,

І 69; j.'8B«Ufc/.ii <1Л. Очерка по истории русской философской я об'-десПіегноР ьі'.сіи: ь 2-х т. «раніадрт / Г.айне, І9ЙІ; jioc-окіій И.О. Кет орля русской .j«;.occ-i-irj. ;,'.., i:SI; Русская ^и.чо-со^с'-ая їмсль в із0-х тт. У.ІХ в. о бугром «'осеки. Ы.Д9У0;

' ' - И

Социалистический идеал: вчера, сегодня, завтра. Ы., 1992 и др./;

в-четвертых, на ь.емуарпоі; литературе видных деятелей революционного народничества /лксельрод II.Б. Иерекигое и передуманное: а 2-х кн. Берлин, 1й23; лптеккан О.ъ. Общество "Ьеі.ля и волн" ?0-х гг. 11г., ІУ24; Дейч *:.Г. Русская революционная эмиграция 70-х гг. Пг., 1Ь2Ц; Кропоткин II.Л. Записки революционера. 'Л., 1966; Сгепняк-Кравчиисклй СЛодлольная Россия. Соч.: В 2-х т. Ц., I95tt..T.l; Морозов Н.А. Понести моей жизни: а 2-х т. Ц. ,'I9ti5; іипюр іі. Очерки биографические. Поли, собр. соч.: 3 7-ыи т. 1А., IS32. Т. 5; Флеровс-кие Н. Три политические системы: Николай I, Александр I и Александр'Ш. Воспоминания. Б.м., IaS7; іроленко іі.Чі. Записки семидесятника. Ы., IS27 н др./;

в-пятых, на архивных источниках /Государственная публичная библиотека, км- М..В. Салтыкова-Щедрина. Архив Доиа Плеханова/; '..'_.

в-шэстых, на яурналышх публикациях.'

Научная новизна диссертационного исследования. Она прежде всего связана с новизной постановки cauoft проблеш исследования. В диссертации разработана и логически обоснована целостная концепция социально-политической илосо*ии русского анархизма второй половины XIX - начала XX вв., а также показаны основные тенденции ее эволюции." Подчеркивается, что российский анархизм нес в себе мощный нравственно-этический заряд, а его теория, характеризовалась гуыанисти-ческой направленностью, выражавшейся в признании роли и значения человеческой личности как главного субъекта общественно-исторического процесса и выставляющей свободу индивида в качестве основной социальной ценности. Научная новизна диссертации конкретизирована в следующих результатах, виносишх на защиту:

I. Используя проблеышй метод и' методологию сочетания исторического и логического, приь.ешш принципи дополнительности и плюрализма, позволяющие выделить основные философские и политические идеи представителей европейского и отечественного анархизма, определены ьеето и роль русской анархистской мысли в исторической оволюции анархического учепар.

  1. Данное теоретическое исследование расширяет представление о соотнесенности характеристических признаков европейского анархизма и анархизма отечественного в рамках единой теории анархоколлентивизма.

  2. В диссертации доказывается, что развитие двух главных линий іилосскіии анархизма - онархоколлективизма и анархоинди-видуализма - было обусловлено коренными изменениями общественного характера и кризисными состояниями нравственности и морали в обществе.

  3. Конкретно-исторический анализ социальной практики дает возможность сделать вывод о том, что распространение в различных социальных слоях идей анархизма свидетельствует прежде всего о кризисном состоянии властных и организационных структур, о пошатнувшейся государственности, о неблагополучии общественного организма в целом. Анархистская идеология в этом слу-. чае играет роль стимулятора в деле теоретического преодоления

и переосинелеиия существующих социально-политических ориентиров и ценностей /происходит смена вех/, а практика анархизма способна вызвать определенные подвижки в политической с^ере, социальном и нравственном состоянии национильно-государогвен-ной организации.

о. Относительно новым является анализ многозначности самого термина "анархизм". Содержательной стороной этого понятия в равной степени выступают как нигилистическое отношение к государственно-политической организации и юридическому праву /антигосударственность, безвластие, безначалие и т.д./, так и признание права на существование безвластных 4.орм организации общества /прямое народоправство, самоуправление, народное представительство/. Определения анархии как социального состояния .через твр.\л»ш "самооргыкиаацин", "самоуправление", "саморегуляция" и "сакореглаыентация" отражают позитивный аспект анархического учения.

G. На основании анализа истории,"практики и теории русского антиэтитизма, включая и религиозный, показана историческая преемственность t..ei-'ду народники представлениям о безвластно;.; обпеотве и концепцией отечественного анархоколлекти-. вия^а.

'/. ii диссертационной работе впервые представлено исследование отечественного анархизма, во всем многообразии его оттенков, іі зависимости от целей и задач, способа отроения ОбіДе-СТВенНО-ПОЛИТИЧеСЬОІ'. ПраКТИКИ С<|орыИрОВалйСЬ три его основных

направления: , теория безгосударственного социализма ііакунина, концепции анархокоыл.унизш Кропоткина, учение хрпстманско-' этического анархизма Толстого. Процесс диЖерантишя анархистской идеологии и методологии рассматривается как один из признаков, свойственных классическому анархизму.

Ь. В диссертации доказывается, что теория безгосударст-венного социализма Бакунина явилась синтезом отечественных на-' родных представлений об общинник коллективизме, землепользовании и самоуправлении с адеологнем лево-радикальных политических- движений. - руоокого социализма и шархокол/шктивизма. Политическая илос<х1ня Бакунина базнровшіась на идее прямого народоправства, идущей из глубины российской истории и отражавшее особенности ее развития. Обдана, сельский сход, земство -вот важнейше ступени истории России, последовательно составившие ход ое народной жизни.

Ь. Дана качественная характеристика доктрины Кропоткина, заключающаяся в ее целостности и этичеснои направленности. Социальная и политическая теория Кропоткина, разработанная им в русле умонастроении революционного народничества 70-х годов, отражала ировоззренйе социальных низов российского общества, и в первую очередь почти недифференцированного общинного крестьянства.

10. ІЗлервне в современной исследовательской литература дан анализ политической философии Толстого как христианско-этичеокого анархизма. Антиэтатические представления великого русского писателя о роли государства и насилия соотнесены с его христианским міросозерцанием и нравственно-этической позицией. В диссертации раскрыты главные моменты социально-политического учения Толстого, выявлено его ндеіноо воздействие на формирование теории и практики толстовства.

II. ІЇ диссертации отмечается, что теоретическая критика центризма и унитарной государственности, насилия во всех его формах и проявлениях со стороны Бакунина, Кропоткина и Толстого носила не самодавлещиё характер, а способствовала раскры-

тип позитивного аспекта анархического учения. Классический отечественным анархизм представлен как решіьнніі феномен духовной, культурной, политической жизни России со 0СЄШ1 его положительннми и отрицательными мшечтами.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Настоящее теоретическое исследование вносит определенный вклад в изучение русского анархизма'как одной из культурно-национальных разновидностей анархического учения, малоисследованной в ^илосс^-скок и политологической литературе. Результаты диссертационной pudoTH иь.еют теоретическую и практическую значимость.

Теоретическая ценность диссертация состоит в разработке методологии и концептуального шшарата для исследования, концепции классического отечественного анархизма, который являлся одним из нажин* .актооов развития политической ынаяи и духовной пульту])!» России, Русский ытрхоколдективизи - одно из проявлений народчой традиции антиэтагизий. и общшшости.

диссертация посшщенн исследованию проблемы, представляющей значительный исторический интерес. Проявленный в ней анализ истории я теории анархизма шлет бить использован для объективно!! разработки научной истории российского анархизма. Погрешность в гаього рода исследованиях имеется.

Практическая значимость получении* результатов состоит в возможности использования механизма самоуправления и самоорганизации, разработанного в теории отечестяенного анархизма. Материалы и виводи диссертационного' исследования, могут оыть ис-пользованн для обоснозания вндютутой содоіі социально!! практикой идеи - делегирование центром властных полномочий регионам, придание им экономической и социальной самостоятельности.

Сегодня, когда на карту истории поставлена судьоа'Российского государства, когда усиливается проолеш всеооШх катастроф - экологической, термоядерной, кожнацлональной,- neoJ-ході'ко достижение взаимного согласия и взаиаіоиониїлания между ладьми. Осевая идея русского анархоюдлективизма о солидарности лщеі\ о всеобщности социально-политической практики вза-имтоП иомсщи и ікшер*ки молот оказаться ключевой в достижении этого человеческого единения.

Положения и выводы диссертационного исследования найдут свое применение в учебной, научно-исследовательской и прогностической деятельности:

в учебноы процессе в курсах политологии, политической социологии и социальной философии, культурологии;

при составлении спецкурсов, учебников и учебно-методических пособий по истории россиаской политической мысли и русской философии;

при анализе и прогнозировании процессов, связанных с методологией политической региоиалистики и региональных особенностей общественной и политической практики;

в работе политологических вузов и инновационных центров;

~ для формирования духовкой и политической культуры.

Апробация диссертационного исследования. Но проблемам диссертационной работы,были сделаны доклады и сообщения на ряде конференций и научно-практических сеь'лнаров. Результаты исследования'были заслушаны на научных.конференциях провес- сорско-преподавательского состава ленинградского сельскохозяйственного института /1ЬЬ4~198и гг./, на каждое философии Санкт-Петербургского университета экономики и финансов /июль 1992 г./.

Результаты научных .изысканий диссертанта послуаили основой для доыящов и выступлений: Всесоюзная научная конференция /Новосибирск, І9Ш/, Республиканская научная конференция /Ленинград, 1Ь6Ь/, Региональная научно-практическая конференция /Ростов-на-Дону, І992/, Всероссийская научная конфере і-ция /Санкт-Петербург, 1992/, У Международный сеишар /Санкт-Петербург, 1992/ И др.

На основе диссертации разработан спецкурс для студентов Санкт-Петербургского государственного аграрного университета "Анархизм, социализм и кеохристианогво о судьбах России /XIX-начало XX вв./". Материалы и выводы диссертационного исследования попользованы при разработке культурологического курса "Духовная культура и религия", учебного пособия "Политическая культура России: Исторический очерк /XI-XIX вв./", планов семинарских занятий по философии, культурологии и религиоведению.

По диссертационной работа опубликованы: 2 книги /IS,6 п. л./, 12 научных статей и научных сообщений, 4 методических пособия общим объемом свыше 20 п.л.

Диссертация обсувдена и рекомендована ж защите кафедрой ^илосоіии Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.

Объем и структура работы, d диссертации на 320 страницах машинописного теиста исследуется философско-политическое наследие Бакунина, Кропоткина и Толстого - основоположников отечественного классического анархизма. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы. Список литературы содер;шт 230 названий.