Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовая культура личности Бабенко Андрей Николаевич

Правовая культура личности
<
Правовая культура личности Правовая культура личности Правовая культура личности Правовая культура личности Правовая культура личности Правовая культура личности Правовая культура личности Правовая культура личности Правовая культура личности Правовая культура личности Правовая культура личности Правовая культура личности Правовая культура личности Правовая культура личности Правовая культура личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бабенко Андрей Николаевич. Правовая культура личности : Филос.-социол. аспект : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.10. - Москва, 1996. - 157 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Социально-философская сущность правовой культуры 11 - 67

Понятие правовой культуры личности

Внутренние детерминанты правовос культуры личности

Основные типы правовой культуры личности 54 - 54

Становление новой правовой культуры

Личности в современной российском обществе.

Модели правовой культуры личностий особенности

Мормирования российской модели взаимосвязь правовой культуры и обеспечения прав и свобод граждан России

Развитие правовой субкультуры личности работника овд в современной России 103 - 122

Список использованной литературы

Внутренние детерминанты правовос культуры личности

В разных сферах создаются объекты-конструкты, которые ЯЕ-ляются результатом абстрагиуующей деятельности сознания по выделению свойств реальных объектов, значимых для общественной практики. В социологии - это представления об идеальных обществах, в морали - об образцах поведения т.д., в. праве - об идеальной правопослушной личности и ее правовой культуре.

С гносеологической точки зрения, все они не что иное как определенные модели. Каждая ив них. выступает и как результат познавательной деятельности и как образец, выделяющий существенные для практической деятельности свойства ж отношения. В них фиксируются возможности человеческой практики, ее новации и ее направленность. Но вместе с тем, в них явно прослеживается связь с традициями.

Культура в современном социуме становится стержнем производственной, социальной и духовной жизнедеятельности людей, их повседневного бытия.

Перефразируя слова Кьеркегора, можно сказать: всё культура. На исходе XX века натура окружается, пронизывается, обволакивается, пропитывается культурой. Верховным мотивом жизнедеятельности современного культуролога не может не быть пан с культуроцентризм.

Культура- результат человеческого творчества в целях, исключения травмирующих личность внешних факторов социальной среды. В этом отношении возможно выделить два аспекта в культуре - материальный и духовный, или адаптивный. Адаптивная культура обычно изменяется медленнее, чем материальная. Одна из причин этого - наличие консервативных групп, защищающих свои идеи и ценности от воздействия материальной культуры. Другие элементы адаптивной культуры лишь частично приспосабливаются к новым условиям. Это явление получило название культурного запаздывания - несоответствия между переменами в материальной культуре и ответной реакции адаптивной культуры. Одна из причин культурного запаздывания - инерция и привычка, а также наличие разнообразных социальных групп в обществе, имеющих различные интересы.

Переходя к рассмотрению правовых явлений, следует заметить, что изменения в одной части правокультурной системы общества, например, изменение законодательства, требует соответствующего изменения других ее систем и, прежде всего, правовой культуры личности.

В широком смысле слова, правовая культура показывает зависимость права от культуры общества и степень отражения этой культуры в правовой системе данного общества. Правовая культура в узком смысле - это сумма накопленных в ходе исторического развития и воспроизводящихся правовых ценностей (принципов, норм, категорий, знаний и т.д.).

При понимании культуры как всего созданного человеком в противовес тому, что дано природой, в культуру включаются практически все без исключения сферы человеческой деятельности (экономика, политика, право, наука и многое-многое другое). Данный подход неоднократно критиковался в научной литературе как приводящий к отождествлению культуры и общества, а также не позволяющий выделить класс явлений культуры и четкие критерии ценностей. Вместе с тем, положительной чертой данного подхода является попытка понять феномен культуры в ходе анализа всего многообразия социальных явлений и процессов. Последователи данной концепции при определении правовой культуры включают в нее все без исключения компоненты правовой жизни - право, правосознание, правоотношения, законность, правопорядок и правовую деятельность.

В.И.Каминская и A.F.Ратинов предлагают под правовой культурой понимать "систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей. Они же отмечают, что правовая культура - это конкретно-социологическое понятие, охватывающее совокупность надстроечных элементов в их реальном функционировании. I Эта точка зрения поддерживается также Моралевой К.А., Моги-левским B.C. и рядам других авторов.

Основные типы правовой культуры личности

Еще более определенно об этом процессе говорил Х.Орте га-и-Гаооет. Он подчеркивал, что GCHGBGH культуры является система норм, к которой можно было бы аппеллировать Е споре. Е Европе же появился.-новый тип человека. Он не считает нужным оправдывать свои поступки и претенвии ни перед другими, ни даже перед самим собой; он просто показывает, что решил любой ценой добиваться цели. Вот это и есть то новое, небывалое: право действовать без всяких на то прав,- подчеркивает Орте-га-и-Гассет. Причину такого положения он видит в том, что массы решили захватить и захватили руководство обществом в свои руки, хотя руководить им они не способны. Дело в том, что человек массы, по мнению Ортега-и-Гассета, неспособен к идейному творчеству, к конструктивному мышлению. Все его идеи - не что иное, как вожделения, облеченные в словесную формулI

Характерно, что еще в 1913 году, В.И.Ленин обратил внима ! ние на то, что в любом социальном слое есть люди не мыслящие и писал: "Люди большей частью (99% из буржуазии, 98% из ликвидаторов, около 60-70% из большевиков) не умеют думать, а только заучивают слова".!

Зафиксированный здесь факт - "неумение" думать, получил подтверждение, как указывалось ранее, з исследованиях и других авторов.

Правовая культура предполагает высокий уровень интеллектуального развития, умения мыслить. У определенной, а может быть значительной части людей,это умение отсутствует.

Абсурдной, кроме того, является вера в иллюзию, будто все психическое находится под нашим контролем. Много эла в мире проистекает ив безнадежной бессознательности человека. Правда, следует отметить, что процесс этот не считается фатальным. Вместе с растем нашей осведомленности об этом источнике., в нас самих, мы можем сражаться с ним -подобно тому, как наука позволяет нам аффективно преодолевать зло, происходящее из внешнего мира.II

Таким образом, самодетерминация в чистом виде - явление крайне затруднительное. Но тем не менее, свободное решение, опирающееся на совесть - вещь вполне реальная. Этот реальны?! момент должен быть включен в более полное, а потому и более адекватное определение правовой культуры. углубляет зто понятие и, вместе с тем, ставит новые вопросы. Один из таких вопросов - расширение спектра мотивов и потреб-ностей самодетерминации. Ведь Б ЭТОТ спектр теперь входят не только общественные, но и личные, причем не только гуманно личные, но и эгоцентрические, антигуманные и другие мотивы и потребности.

Рассматриваемый вопрос порождает еще один: каковы объективные критерии детерминант? Где их найти? Ответить на поставленные вопросы, очевидно, модно, учитывая понимание ответственности.

Потребность человека в ответственном поведении длительное время разрушалось уравнительностью в сфере распределения материальных благ и других сферах. Но в современных условиях проблема ответственности приобретает особо острое значение.

Под культурой ответственности понимают систему норм, навыков и санкций в осуществлении управленческих решений, удовлетворяющих общественные, коллективные и личные интересы.

Очевидно, это не совсем полное понимание культуры ответственности. К управлению государством привлекаются и массы, а не только аппарат. Но зто не является постоянным и повсеместным. Исполнение же корм права - дело, касающееся всех. При этом выполнение, учитывающее последствия этих самых действий. В этом смысле культура ответственности побуждает к культуре правовой. Культура ответственности личности, вместе с тем, значает осознание ею необходимости созидать свою жизнь, не приспосабливаясь к обстановке, а развивая свои родовые и индивидуальные способности. Другими словами, она означает в конечном счете ответственность личности перед обществом, семьей за . развитие своих способностей. Этому должна способствовать культура ответственности общества, состоящая в создании максимально благоприятных условий для продуктивного развития и применения социальных и личностно значимых способностей и задатков личности.

Развиваемый подход соответствует и такому выводу общей теории культуры, как определяемость культурного прогресса общества масштабами создаваемой им человеческой личности, и пониманию культуры, как меры гуманизации общества, его человечности в самом широком смысле этого слова, как показатель того, насколько человек стал общественным существом, а общество -человеческим обществом.

Следует, кроме того, подчеркнуть различие внешнего "надо" и личной внутренней ответственности. Внешнее "надо" лишает личность возможности самой себе устанавливать "границы" поведения и нести за них ответственность, включая правовую. Сфера автономного поведения личности, поэтому, сужается и в итоге ликвидируется личная внутренняя ответственность.

Интересное соотношение внутренней и внешней свободы подметил Г.Л.Тульчинский. "Качественно свободный человек, по его мнению, - внутренне не свободен, и поступок он совершает не потому, что ему вдруг захотелось совершить поступок, а потому, что он не может поступить иначе.Внутренне свободный человек обречен на самозванство, внутренне несвободный - ответствен-ность" I

Модели правовой культуры личностий особенности

Правовую культуру личности можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, насколько она знает, понимает и верно осмысливает, оценивает СБОИ права, свободы, обязанности, и, во-вторых, как пользуется шли в практической деятельности.

При зтом реализация прав и свобод не сводится к закреплению за гражданином конкретного субъективного права, а означает реальное получение благ, входящих в содержание этого права.

Многие граждане до сих пор ке знают, как в новых условиях отстаивать свои законные интересы - куда пойти, к кому обратиться, что рискованно, а что надежно, что можно, а чего нельзя. Они не знают каковы обязанности различных государственных органов по защите прав граждан. Далеко не всегда гражданин может безболезненно, в короткие сроки восстановить свое нарушенное праЕО. И дело тут не только в несовершенстве правовой базы, недостатках функционирования судебных органов. Защита прав личности - обязанность абсолютно всех государственных и муниципальных органов. Каждый из них обязан защищать права граждан в рамках своих конституционных задач и присущими ему методами. Поэтому первоочередная задача - придать реальное содержание экономическим и социальным, политическим и культурным правам человека, раскрепостить созидательную энергию субъектов рынка.

Формирование нормативно-ценностной правовой ориентации какважнейшее звено социально-психологического механизма реализации права означает и формирование правовой культуры.

Перевод прав в реальное поведение обусловлено потребностями личности, возникающими в процессе жизнедеятельности. Они лежат в основе этого перевода, воздействуют ка сознание человека- Потребности преломляются в сознании в качестве интереса, в соответствии с которым человек намечает конкретную цель поведения, СЕЯзанную с реализацией прав и обязанностей. Высокая правовая культура, означающая уважение к юридическим правам к обязанностям, понимание их необходимости, ценности и справедливости, определяет мотивацию в правовой сфере.

В реализации прав и свобод личности очень важное значение имеет возможность свободного выбора различных вариантов поведения и принятия решений, а также установка, как готовность действовать в соответствии с образцом, эталоном поведения, т.е. все то, что зависит от особенностей личностной ценностно- нормативной ориентации в праве.

Правомерное поведение - один из основных способов осуществления прав и свобод, выполнения обязанностей граждан. Внутренний механизм регуляции поведения в праве заключается в процессе перевода внешних требований, выраженных в празозыч нормах во внутреннюю установку личности,а затем, с их помощью, з реальное правомерное поведение.

Право на участие в решении государственных дел основывается на принципе народного суверенитета:"Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многона-цканальное население0 (чЛ от.З Конституции 1993 г.). В статье той же Конституции закреплено право участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своиХ представителей. В новой Конституции России предпринята попытка создания эффективной системы зашиты человека от произвола государства.

Так, в ст.ст.45,46 говорится о том, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решение и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав человека.

Однако, несмотря на декларативные утверждения, дело с защитой прав и свобод граждан обстоит не на самом высоком уровне. Во-первых, нивка правовая культура законодателя, да и сама законодательная база существенно отстает от потребностей жизни. Говорится о необходимости принятия в 1935 году более 60 важнейших законопроектов. Кроме того, важно осознавать, что уважение к праву укоренится только тогда, когда око будет уважаться властью.

На практике, как указывалось, не соблюдается принцип разделения властей - почти год не работал Конституционный суд. Судебная система не стала независимой и авторитетной Еетвью власти. Почти не реализуется принцип прямого действия Конституции.

Демократический режим, благоприятствующий реализации прав и свобод личности,не сводится лишь к своему нормативному закреплению. Он укореняется в политических, правовых традициях и культуре. Демократия допускает только диктат права.

Поэтому з современных условиях необходимо сделать доступными все нормативные акты в России, провести систематизацию и кодификацию законодательства, отменить устаревшие нормативные акты. Вновь принимаемые акты не должны содержать противоречий, должны быть проработаны и обсуждены с заинтересованными ведомствами. Нормативная база должна быть создана для механизма реализации конституционного права законодательной инициативы, порядка принятия федеральных законов.

Год практического применения норм Конституции выяснил массу проблем ее реализации. Уже в настоящее время депутатами Государственной думы предлагается внести более 20 поправок к главам 3-8 Конституции России 1993 года. В связи с этим,чтобы не дискредитировать саму идею Конституции, следует тщательна обобщать и прорабатывать поправки, выработать рекомендации по решению процедурных вопросов их внесения и принятия.

Важным достижением законодательного закрепления прав и свобод граждан является признание идеологического, политического и религиозного многообразия (ст.13-14 Конституции РФ 1993 г.). Права и свободы человека и гражданина, как и нормы Конституции в целом,. являются непосредственно действующими. Это важное положение, определяющее смысл и содержание всех законов, деятельность должностных лиц на всех уровнях.

Декларируется равенство всех перед законом и судом. Однако реализация этого положения затруднена из-за все возрастающей поляризации богатства и бедности. Из-за значительной коррумпированности государственных чиновников, исход дела порой зависит от сумш взяти.

Развитие правовой субкультуры личности работника овд в современной России

Подводя итоги диссертационного исследования, можно сделать вывод о том, что правовая культура личности является выражением блага, которое приносит ей феномен права и; прежде всего, благо свободной реализации законных прав. Правовая культура при зтом является способом гармоничного развития личности. случае игнорирования правовой культуры люди не развиваются, теряют ощущение богатства возможностей правовой формы общественных отношений, допускают правонарушения. Субъект права, действуя как-бы вслепую, не вникая в суть происходящего, исходит из субъективных пожеланий и устремлений, в силу чего возможны негативные социальные коллизии в праве.

Автором исследования был проведен анализ достаточно широкого круга определений правовой культуры. Наиболее продуктивным было признано определение правовой культуры, как уровня, степени овладения правом в действии. Кроме того, в данное определение следует ввести такие важные признаки как самодетерминация, понимаемая как внутренняя позитивная мотивация правового поведения, имеющая сложную социальна-психологическую подоплеку, связанную о осознанием своей "самости", внутренней свободы, соотношения ее с правами и свободами других индивидов; ответственность и самосознание; творческую ориентацию на нормы национальной культуры в противоречивых правовых ситуациях, в ІОМ числе посильное участие в процессе правотворчества; предположение интуитивного поведения.

Рассмотрение таких противоречий как несоответствие уровней правовой культуры общества и личности,_ целевого и наличного состояния уровней правовых субкультур и пр. привело к зыводу постоянно развивающемся феномене правовой культуры личности.

Направление этого развития определяется степенью осознания гуманной сущности права как законодателем, так и широкими слоями граждан. Решение основного противоречия правовой культуры возможно лишь на путях препятствования дальнейшему расслоению Российских граждан по размеру доходов, приводящему к возникновению люмпенов, "черни", не имеющей не только никакой правовой культуры, но и угрожающей внутренней стабильности государства.

Непрерывно развиваясь и совершенствуясь, правовая культура личности опережает порой действующие правовые нормы, требует "подтягивания" их до своего уровня. Следует иметь в виду, что правовая культура личности на определенном этапе своего развития начинает существование как обособленное, самостоятельное, наряду о той правовой культурой, которая была выражена в законах. Б данной ситуации, правовая культура личности вызывает к жизни новую, прогрессивную юридическую практику и стимулирует совершенотваванріе законодательства, подтягивая его до уровня требований объективных закономерностей общественного развития. Правовая культура личности способствует тем самым совершенствованию правовой системы, оказывается предпосылкой правотворческой деятельности. Она совпадает с новой, формирующейся правовой культурой общества.

Примененная в работе совокупность методов позволяет выделять достаточно широкий спектр правовых субкультуру которые слабо освещены в отечественной литературе и ждут своего исследователя. Автор выделил специфику и особенности формирования правовой культуры личности сотрудника органов внутренних дел, являющейся конечным пунктом его исследования. Зажнооть .правовой культуры для личности сотрудника ОВД трудно переоценить. Его правовая культура имеет связь не только с профессиональной культурой, выполнением служебного долга, обязанностями по защите правопорядка, но и с внеслужебным поведением, т.е. имеет универсальный, системообразующий характер для личности сотрудника ОВД.

Правовая культура сотрудников ОВД обеспечивает укрепление законности и правопорядка в обществе, реализацию прав и свобод граждан, их охрану и защиту. От уровня правовой культуры должностных лиц органов внутренних дел зависит поддержка права в целом, уровень престижа права и юридических профессий. Под влиянием деятельности сотрудников ОВД формируется правовая культура граждан, вырабатывается их отношение к правовым предписаниям, определяется правовое поведение.

Правовая культура личности сотрудника ОВД "работает" на правовую систему - обеспечивает ее стабильность и эффективность. Создание "правокультурнои элиты" среди сотрудников ОВД будет способствовать совершенствованию деятельности ОВД, а также правовой системы в целом.

Лишь правовая культура может противостоять профессиональным деформациям сотрудников правоохранительных органов. Поэтому правокультурная составляклцая должна быть приоритетной в системе подготовки кадров для органов внутренних дел.

Предпринятое исследование в методологическом плане открывает пути более глубокого изучения правовой культуры личности сотрудника ОВД, а также исследование правовых субкультур представителей других профессий.