Введение к работе
Актуальность темы диссертации определяется, помимо недостаточной иселе-юванности, целым рядом обстоятельств.
I. Консерватизм как политическая идеология обязан своим рождением Великой 1>рашгузской революции. Отношение к ней стало тем водоразделом, нахождение по >азные стороны которого определялось выбором между желанием быть с теми, кто :отел радикальных изменений человеческого общества, или с теми, кто хотел сохра-гения. Общим, и пожалуй центральным, моментом в интеллектуальной контратаке на >еволюцию со стороны первых консерваторов была попытка осмыслить вопрос о іесте, роли и эффективности человеческого разума в делах человеческих (индивиду-льных и общественных). Они были возмущены богохульным поклонением "Богу Ра-ума" в Парижском соборе и сильно сомневались в том, что зло может быть побежде-ю просто доброй волей и рациональными аргументами. Для того, чтобы интеллекту-льно поддержать принципы почтения, порядка, свободы, чести, умеренного регули-ювания и прочие консервативные принципы, мыслители периода после Французской іеволюции создавали свою традицию, опираясь на Платона, Аристотеля, Цицерона, Августина, Аквинского, Данте, Гегеля, Блэкстоуна и на многих других. Таким обра-ом, параллельно с появлением первых консервативных учений шел процесс само-ознания консерватизма. Фактически, среди мыслителей, связанных общим полити-еским именем, наблюдалось разнообразие подходов и мнений. Пользуясь классифи-ацией исследователя истории консервативной мысли Роберта Шуттингера, можно ыделить три основополагающих образа мысли среди консерваторов: ) эмпирический; 2) рационалистический; и 3) романтический1. Очевидно то, что ро-(антический консерватизм к началу XX в. как самостоятельный тип консервативной іьісли изжил себя и ныне не существует. Относительно двух других важно устано-ить, сохраняется ли различие между ними также и в XX в., или оно потеряло свою ктуальность и может вместе с романтизмом считаться интеллектуальными схемами, прощающими работу исследователя истории политической мысли.
И. Не менее важное место в консервативной рефлексии всегда занимали далеко дущие последствия другой революции — промышленной. Одним из этих долго-рочных последствий стало превращение утилитаризма из принципа (восходящего к радиции гедонизма и эвдемонизма) в самостоятельную форму мировоззрения. Кон-грвативные мыслители понимали, что эра конвейера разрушит рано или поздно то бщество, которое они знали и любили. Английские консервативные писатели, такие ак Вордсворт, Карлейль, Кольридж, Арнольд, подобно Достоевскому в России, опиши в своих произведениях того одинокого человека, который чувствует все боль-сую и большую отчужденность в развивающемся массовом обществе. На протяже-ии XIX в. эти и многие другие мыслители делали все возможное, чтобы удержать
?chuettinger R.L. The Conservative Tradition in European Thought. - New York: G.P.Putnam's Sons, )70. P.21.
человеческие ценности от разрушения именем прогресса или пользы. С утилитар мом, особенно представленным И.Бентамом, заявившим, что основанием для при; тия тех или иных законов должен служить принцип полезности, консерваторы от, лены пропастью несогласия до сих пор. Положение не могла спасти и попы Дж.С.Милля соотнести понятие полезность с понятием справедливость. Актуальк здесь представляется содержательный анализ противостояния современных брит ских консерваторов утилитаризму и-связанным с ним индивидуализму и эгалитар му.
III. Критический ракурс в отношении абсолютизации возможностей челове ского разума и неприятие консерваторами утилитаризма выявляет еще одну пробл< ную область: отношение консерваторов к традиции естественного права. Han6oj значимыми, в свете исследования британской консервативной политической фшіоі фии, представляются три связанные с данной традицией проблемы:
Во-первых, проблема происхождения и сущности современного государе (включая ряд вытекающих вопросов, например, вопрос о соотношении государств; гражданского общества);
Во-вторых, одним из центров политической перспективы современности HBJ ется проблема прав человека. Сама идея прав человека, пройдя длинный путь от ц ческой политической философии, обретя в Новое время статус универсальных шп видуальных естественных прав (т.е. безотносительно к контексту вступления или вступления индивида в общение), воплощена ныне в большинстве конституций I национального уровня, так и международного (Всеобщая декларация прав чело] ка (1948), гаагские, мадридские, венские и прочие соглашения, пакты и конвенци Специфика универсалистского подхода к пониманию прав человека — в неизменн природе последних всегда и везде. Однако универсалистский подход к правам чо века не является единственным. На его слабости обоснованно указывают этш правовой релятивизм, который отмечает ограничения, задаваемые культурным nj странством и исторической относительностью, и утилитаристский подход, котор настаивает на приоритете коллективной выгоды, что входит в противоречие с униві садистским прочтением прав человека как дистрибутивной выгоды. Актуальным : ляется выявление теоретической основы консервативного противостояния универі листскому подходу к правам человека в Великобритании XX в.
В-третьих, естественное право, выступающее в качестве нормативного кри рия, теснейшим образом связано с теорией легитимации и с теоретш легитимационным понятием общественного договора. Теория легитимации являет неотъемлемой частью любой серьезной политологической доктрины. Но английск консерватизм в лице Э.Бёрка с самого начала не принял идеи общественного догої pa. Дело в том, что индуктивный и дискурсивный характер британской политическ науки в целом, особенно свойственный консервативным ее представителям в XVI] XIX вв., не предполагал самостоятельной легитимационной теории, альтернативи естественно-правовой. Консерваторы прошлого вполне довольствовались критик несостоятельности самой этой идеи, вкупе с идеей общественного договора, и пос того как Х.Вольф и Гегель отстояли трактовку естественных прав как инварианта і
го, что есть, а не того, что должно быть, накал споров вокруг этой проблематики сильно ослаб. Однако во второй половине XX в. дискуссии возобновились в связи с попытками возрождения доктрины естественного права, а вместе с ней и ее легити-мационной фигуры (А.Кауфман, Дж.Роулс, Р.Дворкин). Поэтому актуальным представляется поиск ответа на вопрос: появилась ли в XX в. собственно консервативная теория легитимации, альтернативная естественно-правовой ?
IV. Актуальны консервативные воззрения на культуру (духовную, политическую, институциональную и т.д.), особенно в аспектах: 1) такой ее функции, как преемственность; 2) отношения власти, государства к культуре нации (политика культуры); 3) участия граждан в политической жизни и их лояльности политическим институтам. Проблемность ситуации по первому аспекту хорошо выражена В.Г.Мэллокком, создателем Консервативного политического центра (СРС), в работе "Пределы чистой демократии"(1919): "Что касается традиции, старого доброго отношения к собственности и порядку, то все это разрушено волнами политической и экономической мысли со времен Руссо. Консерватор уже не может полагаться на старинные ценности, основанием которых служит их истинность в силу древности. Теперь надо защищать сами традиции, а не использовать их для защиты"2.
Степень разработанности проблемы. Исследования, посвященные британскому консерватизму занимают достойное место как в отечественной, так в зарубежной политической науке. Фактически, наиболее исследована британская консервативная партийная политическая практика. Среди авторов, занимавшихся разработкой именно этой тематики, можно ніазвать таких, как А.Браун, Дж.Дуглас, Х.Саймон, С.Холл, З.Лейтон-Генри, Дж.Крюгер, Дж.Росс, Дж.Рамсдем, С.Бентон, К.Пайнтер, В.А.Горбик, В.М.Матвеев, Л.Н.Сванадзе, С.П.Перегудов. Более специализированно, в определенных аспектах, этой тематикой занимались: Дж.Блэкк, Р.Блейк, Г.К.Кларк, Б.Колеман, Г.Ф.Горбашова, О.А.Науменков, Н.Ф.Жирнов-Шалкин, К.К.Худолей (в историческом аспекте); Р.М.Райнер, В.Дж.Бут (в аспекте внешней политики), Д.Голдсворти, Н.В.Дронова, В.В.Кузнецов, Г.С.Остапенко (колониальной политики), Г.Фрост, Г.Норпот, С.В.Воробьев, Г.В.Колосов (военной); К.Ивинг, Д.Грант, Н.Дж.Митчелл, Б.Тауэрс, С.А.Абрамян, С.С.Головчанов, С.И.Нестеров, Н.М.Степанова, Е.Дайнов (в аспекте политики консервативных правительств по отношению к рабочему классу и профсоюзному движению); Е.В.Бандорина и Е.В.Шелупанова (в аспекте консервативной политики по отношению к безработным и молодежи); Е.В.Осипова (о политике консерваторов в области прав человека).
Экономические аспекты британской консервативной политики исследуют в своих работах Э.Берри, В.Джирвин, Э.Г.Грин, Г.Мэйнард, Р.Э.Милчер, Н.Гелб, И.Г.Ковалев, В.Б.Носков, Л.И.Пияшева и Б.С.Пинскер, И.А.Опарина. Особый интерес представляет исследование Д.М.Вуда, посвященное роли парламентариев от консервативной партии Великобритании в лоббировании интересов партии в области экономического развития страны3.
' Цит. по: Kirk R. The Conservative Mind: from Burke to Eliot. - South Bend, 1978. P.351.
' Wood D.M. The Conservative Member of Parliament as Lobbyist for Constituensy Economic Interests
'/Political studies. - Oxford, 1987. Vol.35, №3. P.393-409.
Конституционный и институциональный аспекты политики консервативі правительств рассматривают такие авторы, как Р.Блейк, Дж.Прайор, Дж.Хэйво Дж.Росс, Е.Дж.Фейхтвангер, Т.Ф.Лшщсей и М.Харрингтон, Т.Л.Лабути О.А.Науменков, К.К.Худолей. Отметим также исследования К.Грэхэма и Т.Просс (о конституционных аспектах политики правительства М.Тэтчер), Ф.Нортона (о п ламентской деятельности Консервативной партии Великобритании в 1979-1989 г П.Г.Ричардса (анализ политического развития в условиях трехпартийной системі 80-е гг.), В.Уальдгрэйва (о консервативном государственном строительсті И.М.Узнародова (о проблеме ирландской автономии), Дж.Г.Келласа (о политичєсі борьбе вокруг предложения о восстановлении парламента Шотландии в 70-80-е гг.'
Политической культурой Великобритании занимаются многие исследовате Среди них можно отметить Д.Маркуэнда, Л.Тиви, Р.Инглхарта, С.Бира, Е.В.Осшк и других. Отчасти проблемы британской политической культуры затрат К.Манхейм. Отметим, что отдельный большой блок в рамках данной проблематі занимают исследования электоральной культуры в связи с действиями консерват ной партии в период правления кабинета М.Тэтчер (И.Городецкая, А.Я.Самари М.Рутерфорд, В.Мишлер, М.Хоскин и Р.Фицжеральд, Г.Пилль, Б.Джирвин).
Идейными принципами британского консерватизма как партийного полити идеологического течения занимается целая плеяда зарубежных и отечественных следователей. Среди них отметим таких как Н.П.Бэрри, Н.Нагент и Р.Кинг, Я.Гилм Р.Кирк, К.Огден, И.Крив и Д.Сё'ринг, И.Г.Ковалев, В.П.Салов, П.П.Теренть К.К.Худолей, Е.В.Осипова, А.С.Панарин, С.П.Перегудов, Л.А.Френкин. Подавлю щая часть работ перечисленных авторов посвящена изучению феномена "новых п вых" и неоконсерватизма на британской почве. То есть, можем утверждать, ' "ситуативный" консерватизм исследован достаточно полно и в отечественной и в рубежной политической науке.
Здесь мы используем в качестве методологического основания произведет С.П.Хантингтоном деление консерватизма на три модуса: 1) феодалы аристократическая идеология; 2) "автономный" консерватизм; 3) "ситуативный" ю серватизм4. Правда А.Валицкий, несколько изменив формулировки членов деленю нашей точки зрения, представил его в более удобном инструментальном ви
-
исторически релятивизированный содержательный консерватизм (где феодалы аристократическая идеология предстает одной из возможных его фор
-
внеисторический содержательный консерватизм; 3) "ситуативный"5.
Разработкой "канона" внеисторического содержательного консерватизма иимались многие мыслители. Так английский политолог Л.Аллисон в работе "Прав принципы: консервативная философия политики" выделяет в английском консер тизме четыре основных блока идей: 1) торийская космология; 2) идея маркетиз!
3) органицизм; 4) скептицизм по отношению к рациональным возможностям чело
ка в деле усовершенствования общества, иногда связанный с пессимистическ
4 Huntington S.P. Conservatism as an Ideology //The American political scien. rev. 1957. №2.
5 Славянофильство и западничество: Консервативная и либеральная утопия в работах Лцджея В:
липкого. Реф. сб. -Вып.1. -М.:ИНИОН, 1991. С.І66.
взглядом на природу человека вообще6. Интересные попытки сформулировать "канон" внеисторического содержательного консерватизма предпринимали в своих работах также РЛ.Шуттингер7 и П.Гольдман8. Самуэль Хантингтон, о котором уже шла речь выше, произвел полноценный анализ, в результате которого сформулировал суть "автономного" (внеисторического содержательного консерватизма) в шести принципах:
-
Человек - существо религиозное. Религия - фундамент общества. Бог санкционирует существующий законный социальный порядок;
-
Общество является естественным, органическим продуктом постепенного исторического роста. Существующие институты олицетворяют мудрость предков;
-
Человек - продукт и разума, и эмоций, и инстинктов. Благоразумие, предубеждение, опыт - лучшие проводники, чем разум, логика, абстракция;
-
Коллектив выше личности. Источник зла находится в природе человека, а не в отдельных социальных институтах;
-
Люди не равны. Социальная организация сложна и с необходимостью содержит в себе классы, социальные группы. Расслоение и иерархия неизбежны.
-
Существует презумпция в пользу любой устоявшейся системы правления9.
Напротив, исследования британского исторически реяятивизированного содержательного консерватизма, явленного мыслителями XX в., представлены гораздо слабее в западной и, тем более, в отечественной политической науке. По определению такие исследования должны быть анализом теоретических взглядов тех консервативных политических мыслителей, которые в своем творчестве затрагивали фундаментальные проблемы политики. Таких исследований немного. При этом большая часть их посвящена изучению творческого наследия Эдмунда Бё'рка (Л.Дж.Бредволд, И.Хэмпшир-Монк, Р.Скратон, В.Н.Абрамов, Т.М.Фадеева). Дж.Карролл исследовал культурную теорию Мэтью Арнольда. Б.Е.Дагдейл - жизнь и творчестзо Артура Бальфура. Р.Кирк опубликовал фундаментальный труд "The Conservative Mind: from Burke to Eliot" (South Bend, 1978), где, однако, исследование консервативной мысли заканчивается на В.Г.Мэллокке и Т.С.Элиоте, а такие политические мыслители XX века, как Ф.Р.Ливис, М.Оукшотт, Дж.КеЙси, Р.Скратон, Ш.Р.Летвин, С.Бир не представлены. Видимо не будет приуменьшением сказать, что в отечественной политической литературе исследованием британского исторически релятивизированного содержательного консерватизма XX века занимаются единичные авторы. Среди них отметим В.Я.Денискину и Е.В.Осипову. Малые вкрапления политических установок Т.С.Элиота и Ф.Р.Ливиса можно найти в монографии Т.Н.Красавченко "Английская литературная критика XX в." (М, 1994), но, в силу литературоведческого характера работы, эта информация представляет ценность лишь в качестве первичных фактов для дальнейшего политологического анализа. Несколько
6 Allison L. Right Principles: Conservative philosophy of politics. - N.Y., 1984. P. 10-17.
' Schuettinger R.L. Introduction //The Conservative Tradition in European Thought. — N.Y.: G.P.
Putnam's Sons, 1970. P.12.
' Goldman P. Some principles of conservatism. - L., 1956. P.4-I5.
9 Цит. no: Kirk R. The Conservative Mind: from Burke to Eliot. - South Bend, 1978. P.7-8.
переведенных литературных статей в литературных же изданиях, да отрывки из кии "Заметки к определению культуры", включенные в "Антологию культурологическ мысли" (М, 1996) - вот все, что дополняет картину отечественных исследован творчества Т.С.Элиота. Аналитическая и обобщающая взгляды маститого консерт тивного философа современности — Майкла Оукшотга - информация практически с сутствует в отечественном научном обороте (хотя некоторые его работы представ; ны в научных библиотеках). Польский автор Е.Шацкий, работы которого переведе» на русский язык и достаточно известны в научных кругах, лишь дважды упоминг М.Оукшотга в связи с проблемой традиционализма.
Таким образом, в настоящее время ощущается явный недостаток исследов ний, посвященных анализу теоретических взглядов современных консервативні мыслителей Великобритании на фундаментальные проблемы политики (сущность г сударства, государство и гражданское общество, границы политического, гражда ские права и свободы, философские основания теории легитимации, связь политики права, политики и морали, политическая стабильность, преемственность и т.д.). А оі необходимы, учитывая неослабевающий интерес к британскому политическому оп ту (в частности, к способности британской политической системы обеспечивать лег тимность социально-политических институтов и их решений) и к теориям британсю политики. Недостаток подобных исследований не является отличительной черт! лишь отечественной политической науки. Э.Гэмбл, характеризуя положение в at лийской политологии, говорит, что новой научной политико-правовой литерату "недостает обобщающего исследования о связи между политикой и правом. Потре ность в нем чувствуется все острее по мере того, как в результате дальнейшей ит грации с европейским сообществом быстро изменяются правовые и конституції нальные индексы, а также в связи с созданием программ типа приватизации, которі имеют глубокие правовые и конституционные последствия"10.
Цель и задачи исследования. Исследование автором избранной темы пресл дует цель сколь возможно полного изучения и анализа политической философии бр танского консерватизма XX века в двух аспектах: политико-правовом и культури философском. Для реализации намеченной цели были поставлены следующие вза мосвязанные между собой задачи:
— выявить теоретические и методологические основания критики доктриь
естественного права современными консервативными мыслителями Великобританії
для чего, в частности, проанализировать их взгляды:
на происхождение и сущность государства;
на взаимоотношения государства и гражданского общества;
на природу прав и свобод человека;
выяснить, появилась ли в XX в. консервативная теория легитимации;
реконструировать консервативную теорию легитимации (в случае полож тельного решения предыдущей задачи);
установить идейные истоки самого представительного течения XX века
10 Гэмбл Э. Теории британской политики //Актуальные проблемы Европы: экономика, политика,
идеология: Реф. сб. - Вып.З. - М: ИНИОН, 1991. С.173.
консервативной британской политической философии — культурного консерватизма;
проанализировать основные положения теорий культурных консерваторов XX века;
определить отношение британских консервативных мыслителей к проблеме традиции вообще, и в аспекте противостояния либерально-рациональному взгляду на эту проблему, в частности;
типологизировать подходы современных британских консервативных мыслителей к проблеме традиции.
Методологические основы и источники исследования. Теоретической и методологической основой исследования явились: труды классиков философской и политической мысли (Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, Т.Гоббс, Э. Бёрк, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель и др.); исследования, посвященные политической философии консерватизма, как зарубежных авторов (Р.Блейк, Э.Гэмбл, Б.Джувенел, Р.Кирк, А.Л.Мортон, Р.А.Шуттингер), так и отечественных (В.Я.Деняскина, Е.В.Осипова, К.С.Гаджиев); отдельные взгляды и положения исследователей консерватизма (К.Манхейм, С.П.Хантингтон, С.Хэкси, В.Н.Абрамов, В.Г.Трухановский, Т.М.Фадеева, К.К.Худолей, в том числе, монографическое исследование Т.Н.Красавченко, посвященное английской литературной критике). При теоретическом анализе проблем, связанных с консервативной критикой традиционного и рационалистического естественного права, методологической основой стали труды, посвященные исследованию проблем философии права и государства (Э.Аннерс, М.Бартошек, В.А.Гуторов, Дж.Н.Мур, С.П.Синха, О.Хёффе); а при анализе проблем, связанных с традиционализмом - труды таких исследователей, как В.А.Ачкасов, А.САхиезер, В.Б.Власова, СЛурье, Э.Маркарян.
Источниками диссертационного исследования стами произведения самих консервативных мыслителей Великобритании XVIII-ХГХ веков (Э.Бёрк, Вордсворт, Шелли, М.Арнольд) и XX века (Т.С.Элиот, Ф.Р.Ливис, М.Оукшотт, Дж.Кейси, Р.Скратон, Ш.Р.Летвин) общим объемом 1490 страниц.
Для решения поставленных задач диссертационной работы автором использовался системный подход к исследованию теоретических взглядов консервативных мыслителей, общенаучные методы (восхождение от абстрактного к конкретному, исторический и логический в их диалектическом единстве) и, наряду с ними, следующие методы:
анализа документов (традиционный и формализованный);
метод дефинитивного анализа;
сравнительно-обобщающий;
контекстуальный (применялся как дополнительный метод).
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена актуальностью, целью и задачами исследования. В работе исследовано большое количество оригинальных текстов консервативных политических мыслителей Великобритании XX века с собственно политологической, а также философской и правовой точек зрения. Автор впервые попытался смоделировать консервативную теорию легитимации и сформулировал ряд положений, имеющих иовациенный характер в рамках исследо-
вания консерватизма. Научная новизна конкретизирована в следующих результата;
— выявлены теоретические и методологические основания критики доктрк
естественного права современными британскими консерваторами. При этом ус
новлено наличие двух методологических подходов в современной британской к
сервативной мысли, различие между которыми обусловило, в частности, отличие
жду эмпирическим и аналитическим консерватизмом в теоретических подхода
следующим проблемам:
к пониманию сущности государства и его происхождения;
к взаимоотношению государства и гражданского общества; но не отменило их общего противостояния:
абсолютизации роли человеческого разума в преобразовательной социа но-политической деятельности;
утилитаристскому подходу при рассмотрении сущности гражданской и сударственной власти;
приданию правам человека статуса абсолютных прав;
раскрыты основные положения консервативной легитимационнои теориї установлено, в каком отношении к телеологической легитимационнои перспекті находятся доктрины современного консерватизма в Великобритании;
установлено, что идейными истоками культурного консерватизма XX в. яв ется творчество таких мыслителей, как Аристотель, Аквинский, Гегель, Вордсвс Кольридж, Шелли, Дж.Рёскин, М.Арнольд, в то время как для эмпирического тра ционалистского консерватизма М.Оукшотта на место первых трех мыслителей п тендует политическая философия Т.Гоббса;
проанализированы основные положения теорий культурных консервато] XX века (при этом дополнительно установлено, что британский культурный коне ватизм, начиная с 60-х годов XX века, был вынужден несколько отойти от своего т диционно индуктивного характера, адаптируясь к влиянию американской и европ ской политологии;
определено сходство и отличие позиций британских консервативных мыс. телей по отношению к проблеме традиции;
выявлены и конкретизированы два различных подхода к пониманию тра, ции и культуры: подход, основанный на концепции "консервативного коллектив ма"; и подход, основанный на концепции "консервативного индивидуализма".
Теоретическая и практическая значимость исследования определяв' тем, что оно вводит в отечественный научный оборот основные положения сов менной политической философии консерватизма в Великобритании, причем в дос точно обобщенном и систематизированном виде (что немаловажно, учитывая инд тивность и дискурсивность работ, послуживших источниками исследования).
Теоретические результаты данной диссертации могут быть использованы перспективных разработках теории социальной справедливости, основанной на щ оритете коллективной выгоды перед дистрибутивной; в дальнейшей политологи ской разработке проблемы политического участия; в компаративистике легитимаї
онных перспектив, использующих и отвергающих фигуры естественного права и модель общественного договора; в дальнейших исследованиях современной политической философии и философии права.
Материалы и выводы, содержащиеся в исследовании, могут найти применение в преподавании вузовских общих курсов политологии, истории политически и правовых учений, а также в подготовке спецкурсов или отдельных лекций, посвященных: современной политической философии; политическим идеологиям и консерватизму как типу мировоззрения; проблеме соотношения государства и гражданского общества; философии права; проблемам традиции и новации или в целом - правовой, институциональной, культурно-политической преемственности; проблеме построения правового государства. При разработке учебных и учебно-методических пособий данная работа может также быть полезной.
Апробация работы. Диссертация выполнена, обсуждена и получила положительный отзыв на заседании кафедры политологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Некоторые положения диссертации были апробированы на научно-теоретических конференциях. Опубликованы тезисы докладов автора на этих конференциях [2,3]. Положения 2 гл.1 и 3 гл.2 диссертации отражены в статьях автора [1,4,5].
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы и двух приложений. Диссертант счел целесообразным библиографические ссылки вынести за основной текст исследования, поместив их в "Примечания".