Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возникновение и формы представлений о судьбе у европейских народо в эпоху формирования раннеклассовых обществ Тарасова, Ирина Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тарасова, Ирина Викторовна. Возникновение и формы представлений о судьбе у европейских народо в эпоху формирования раннеклассовых обществ : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Москва, 1985.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Необходимость изучения проблемы возник-іения и развития представлений о судьбе определяется несколь-ш основными научно-политическими причинами. Во-первых, общи-задачами изучения духовной культуры. Формирование таких калорий как "время", "история", "будущее" и в определенной сте-

1 Выра&ения "представления о судьбе", "фаталистические
здсгавления", "фаталистические верования" употребляются в
шой работе как синонимические.

2 Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.39, с.67.

- 4 -пеня, становление нравственного сознания я этических учений испытывало вдиянае представлений о судьбе. В истории лятератз ры содержание я смысл целого ряда памятников и произведений t вого времени танке не могут быть до конца раскрыты, если не принимать во внимание фаталистические идеи и представления. Отсутствие религиоведческих работ, выполненных на основе мари систской методологии, вынуждает историков культуры обращаться к трудам буржуазных религиоведов, хотя и многочисленный, ао разноречивый и неоднозначным по конечным результатам.

Во-вторых, для выяснения история философского фатализма такве необходимо предпринять религиоведческое изучение вреден лений о судьбе, служащих его основанием. Кроме того, в bctophj философии встречается иногда попытки "демифологизировать" ноні тие судьба, рассматривая его как форму ствхийно-матеряалистяч< скиг,воззрений и, сближая, по крайней мере в истоках, с научщ трактовкой детерминизма. Изучение тех идя иных религиозных яде в историко-философском контексте оправдано, ибо философия, по замечание К.Маркса, "сначала вырабатывается в пределах религи озной формы сознания . При этом однако, не должно упускаться мифологическое значение этих понятий, иначе возникает опасность замены простых понятий более сложными.

В-третьих, задачами атеистического воспитания. Известно, что религия является наиболее консервативной формой общественного сознания, сохраняя в том или ином виде многие верования, возникавшие на разньс этапах ее истории. Представления о судьбе сохраняются и до наших дней ках в.простых формах, в виде обыденных суеверий, так и на более высоком уровне мировых ре-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч.І, с.23.

гай. Конкретно-социологические исследования показывают, что галистические представления и вера в судьбу имеют распростра-іяе среди части советских людей, особенно тех, которые, не об-хая-еще развитым материалистическим мировоззрением, характери-этся религиозным индифферентизмом. Представления о_судьбе іимают определенное место в учениях мировых религий христиан-за и ислама, в частности, они использовались религиозными злигелями при созданий учения о божественном предопределении. гіако, если в исламе простейшие <йагалисгические верования апример, в то, что предназначенной смерти не избежать), иашед-з отражение в доисламской арабской поэзии послужили непосред-зеннкы фундаментом доктрины божественного предопределения,'ГО христианстве это ученае испытывало воздействие не только на-цных верований, но и, в большей степени, идей детерминизма гичной философии. Несмотря на то, что и исламская, и христк-екая теология отрицает веру в судьбу, противопоставляя ей жественный промысел, между "слепой" судьбой и всемогущим do-м, на наш взгляд, нет существенного различая, поскольку они инаково предопределяют и отдельные поступки человека и на-авленность всей его жизни. Важной особенностью Латалистиче-ях представлений в мировых религиях является их перенесение плоскости повседневной жизни "в плоскость жизни вечной и ;;о-иженяя спасения. Проблема "человек я судьба" трансформирует-; в проблему "божественное провидение и свобода воли". Это 'Зволяег говорить о том, что фаталистические представления, >тя и на уровне религиозной философии, оказывают воздействие і сознание достаточно большого числа лвдей.

Предмет и хронологические рамки исследования. Предметом следования являются фаталистические представления народов Ев-

ропы. Весьма разнообразные, они фиксируются источниками на дли тельном отрезке исторического времена, что позволяет проследит динамику их развития а провести сопоставление отдельных вариан тоз. При выборе региона учитывалось также, что основные теории происхоаденая фаталистических представлений в буржуазном религиоведении строятся на европейском материале.

Целью исследования является изучение отдельных видов представлений о судьбе и условий, способствующих их возникновению.

Задачи исследования состояли з следующем: I) на основе критического пересмотра накопленного фактического материала уточнить генетические взаимосвязи фаталистических верований; 2) установить период формирования основного комплекса верований; 3) выявить социально-экономические предпосылки возникновения представлений о судьбе; раскрыть психологический механизм, способствовавший их возникновению; 4) проанализировать существующие в буржуазном религиоведении концепции происхождения представлений о судьбе.

Методологическая основа исследования. Идейно-теоретической и методологической основой диссертации является марксист-ско-леавкское учение о религии. Затее&шее значение имеют философские а исторические труды классиков марксизма-ленинизма, указания, содержащиеся в материалах ХХУ и ХХУІ съездов КПСС. При разработке основных положений диссертации автор опирался на труды советских специалистов в области истории религии, происхоаденая и эволюции ее отдельных форм, исследования философских, социологических, психологических проблем религии. При подготовке работы использовались также марксистские исследования в области всеобщей истории, этнографии, фольклористики, литературоведения, психологии.

Научная новизна исследования.Диссертация является первым циальным исследованием фаталистических представлений в соском религиоведении, выполненным на широком историческом ма-иале. На основе исследуемых материалов в работе предприняма-я попытка последовательно провеств сравнительное изучение цсгавленяй о судьбе у народов, принадлежащих к нескольким о-языковым группа» европейского населения, хотя отдельные оставления данных верований делались и ранее.

В результате принятой методики стало возмонным проследить люцию отдельных групп представлений, уточнить их типологию, елив еще одну разновидность персонифицированных образов -ов судьбы.

В диссертации прослеживается механизм развития представле-о судьбе как особого религиозного явления. Формирование фа-лстических верований рассматривается как результат социаль-экономиче ских изменений общества в эпоху классообразоьания. анавливается связь возникновения представлений о судьбе с цессом индивидуального самосознания. Всё это позволяет ав-у предложить самостоятельную точку зрения на происхождение дставлений о судьбе, учитывающую основные разновидности занных верований.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседаниях тора "История религии первобытного общества. Религия и сво-.омыслие древнего мира" и Ученого Совета Государственного ея истории религии и атеизма, на совместном заседании сек-іов народов зарубежной Европы и Религиоведения Института юграфйи АН СССР.

Материалы диссертации использовались в докладе на Всесо-юй конференции "Идеологические представления древних об-

- 8 -ществ" (Институт археологии АН СССР. Москва, декабрь 1980 г.) в лекциях на областных и районных семинарах в гг. Донецке, Саратове, Пскове, на занягаях школ атеизма Ж КПСС Ленинграда и Ленинградской области.

Практическая ценность исследования. В результате исследования выясняются социально-психологические особенности фаталис тических верований, одного из бытующих и в наши дни суеверий. Определение условий возникновения фаталистических верований сі собствует формированию вдумчивого, серьезного отношения к это» типу, религиозности, указывает пути воздействия на обыденное ее знание, способствует совершенствованию атеистического воспитания.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы:

при преподавании спецкурсов по истории культуры античного и средневекового общества, вузовского курса "Основы научного атеизма";

в системе партийного образования, в частности в системе атеистического воспитания, в лекциях общества "Знание", универ сигетах марксизма-ленинизма;

при подготовке соответствующих разделов социологических опросов, выясняющих состояние религиозности населения.

Состояние исследования проблемы. В советской литературе представления о судьбе изучены явно недостаточно. Специальных работ, посвященных этой теме, почти нет. Общие принципы понимания сущности проблемы и основных этапов развития верований намечены в энциклопедических словарных статьях С.С.Аверянцева

и В.М.Карева. В основном, проблема судьбы рассматривается в

ч контексте других историко-литературных или историко-культурных

проблем. Так, А.Ф.Лосев, историки античной литературы С.А.Оше-

- 9 -, И.В.Шталь, В.Н.Ярхо в своих работах касаются идей судьбы,. івшей,.по их мнению, на щроотношение человека античного обща. Вопрос о воздействии представлений о времени на форми-ише представлений, о судьбе затрагивается в статье В.П.Гай-50. Неоднократно возвращаются к проблеме судьбы А.Я.Гуревич .И.Стеблин-Каменский, подчеркивающие особую роль и место цставлений о судьбе в "варварском" и раннесредневековом об-тве Европы. С материалистических позадий анализируются фата-тические представления в «пятах английского ученого Д.Томсо-и польского исследователя С.Иекарчика, рассматривающих проб-у каждый в..пределах одного общества, соответственно грече-го и германского. Таким образом, появление специальной рзбо-госвященной проблеме судьбн, выполненной на широком историком материале, хотя и не заполнит полностью пробел, сущест-)щий в отечественной науке, но возможно привлечет внимание щгвоведов к этой проблеме.

Источники диссертации. Диссертация написана на материалах скольких групп памятников: героического эпоса (Илиада, Одис-ї, Беовульф, Старшая Здда, ирландские саги; литературных па-гников (поэмы Гесиода, Вергилия, Младшая Эдда); фольклора казочные сюкеты AT 930-935, 938, 939. 945-949, 332, 410, OB., 461, 735-739, 745, 844, 1187), песен славянских и балт-ах народов. Использовались также пословицы, поговорки евроиенах народов. Использованный материал относится к разным ксоноыйческим уровням, что предполагает некоторую гипотетич-ють общих выводов.

Структура исследования. В соответствии с задачами и целью следования диссертация состоит из введения, трех тлав, заключая и списка литературы. Во введении поставлена проблема в