Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспроизводство этничности в республике Татарстан на рубеже 1980-х-1990-х гг. : По материалам республиканской прессы и этносоциологических исследований Сагитова, Лилия Варисовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сагитова, Лилия Варисовна. Воспроизводство этничности в республике Татарстан на рубеже 1980-х-1990-х гг. : По материалам республиканской прессы и этносоциологических исследований : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Москва, 1998.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-7/40-8

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Национальные движения конца 80-х — начала 90-х годов в СССР и затем государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве, межэтнические конфликты и трудности трансформации общества со всей очевидностью продемонстрировали значимость этнического фактора в жизни полиэтнических стран.

Российская Федерация при всех существующих изменениях в этническом составе населения, в сравнении с СССР, остается полиэтническим государством. Татары в ней вторая по численности после русских национальность. Татарстан — республика, которая продемонстрировала возможность мирного регулирования конституционного конфликта. Этот опыт вошел в историю под названием татарстанской модели. Внимание к нему проявили ученые и политики не только в нашей стране, но и в других государствах мира. Одним из принципов этой модели является обеспечение толерантного межэтнического взаимодействия внутри республики.

На территории Татарстана активно взаимодействуют две большие этнические общности — русские (43,3%) и татары (48,5%), различные по языку, культуре и конфессиональной принадлежности. Как происходит воспроизводство этничности в таких условиях, во всем ли оно бесконфликтно, каковы условия обеспечения этнического развития при активных межкультурных взаимодействиях и общем процессе модернизации — изучение всех этих вопросов, несомненно, актуально не только с научной, но и практической точки зрения для формирования гражданского общества.

Одним из условий воспроизводства этничности в бесконфликтном или, наоборот, негармоничном варианте является направленность деятельности СМИ. Именно поэтому сквозь призму этого канала влияния мы рассматриваем функционирование этничности в Татарстане.

Возможность гласности, способствовала появлению широкого спектра газетных и журнальных периодических изданий, выражающих интересы правительства, различных общественно-политических и национальных движений. При всем многообразии, существует ощутимая разница в подаче и оценке информации русскоязычными и татароязычными изданиями республиканских СМИ, поскольку каждые из них ориентируются на свою аудиторию: русскоязычные — на официальный Центр и русское население; татароязычные — на представителей титульной национальности. В результате деятельности этих, в чем-то разнонаправленных изданий, в республике формируются два типа национального самосознания, присущего русским и татарам. И одновременно, наряду с этим, существует направленность газетной информации на формирование общереспубликанского самосознания и внутриреспубликанской консолидации.

Кроме того, опыт полевых исследований и личные наблюдения показывают, что имеет место срытый внутринациональный конфликт, присущий татарской нации. Он обусловлен перенесением социального конфликта между городом и деревней в область внутринациональных отношений, что в значительной мере влияет на восприятие и усвоение формирующейся системы ценностей различными группами татарского общества. Развитие мирного или конфликтного потенциала этнического фактора в республике во многом будет определяться сосуществованием этнических ценностей русских и татар. Климат же сосуществования в значительной мере зависит от деятельности СМИ, их интерпретаций фактов и событий. Именно поэтому анализ их деятельности является важным и актуальным.

Предметам исследования является деятельность республиканской прессы в процессе воспроизводства этничности в Татарстане на рубеже 1980— 1990-х годов. Под этичностью мы имеем в виду не только этническую идентичность, этническое самосознание людей, но и реальное следование этноспецифическим формам поведения, особенностям в видении и восприятии мира, в жизненных ориентациях.'

Процесс общественной трансформации связан с конструированием новой социальной реальности. Средства массовой информации, наряду с другими социальными институтами, являются субъектом ее конструирования. Вместе с тем, представители элиты, воздействуя через СМИ на массовое сознание, формируя общественное мнение, сами подвержены влиянию объективной реальности, ее тотальному контролю.

Целью исследования является выявление роли республиканских СМИ в формировании новой системы ценностей, того его фрагмента, который связан с этничностью, и показ диалектического взаимодействия объективной и субъективной реальностей в контексте изменяющегося общества.

Основные гипотезы исследования. Главная гипотеза исследования заключалась в том, что процесс выработки новой системы ценностей в Татарстане во многом связан с реализацией этнических интересов. В связи с этим, мы исходили из того, что выравнивание статусов русской и татарской "высоких культур" будет способствовать гармоничности развития татарстанского сообщества в будущем.

Гипотеза — следствие: средства массовой информации, являясь инст
рументом выработки общественного мнения, которые выполняют функ
цию интеграции общества и связаны с гласностью и демократическими
началами в жизни общества, во многом могут способствовать выравнива
нию асимметричности семантических полей в сфере этничности, следуя
стратегии мультикультурного подхода. Это означает отказ от противопос
тавления этнических ценностей и символов, поиск основы, обеспечива-
ющей их консенсус.

1 В этом мы солидаризируемся с Л.М.Дробижевой. См.: Дробижева Л.М. Ценности и символы в контексте новых концепций этничности. // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. — М., 1994. — с.9.

Основные уровни анализа и теоретические походы. Для нас важно было показать процесс воспроизводства этничности во всех его диалектических взаимосвязях. В нашем исследовании анализ конструктивистской роли элиты в этнокультурных и этнополитических процессах в республике дополнялся исследованием структуры этнического самосознания как у представителей этнической элиты, так и у исследуемой группы читателей республиканской прессы. Стремление провести целостный анализ заставило обратиться нас к теории социального конструирования П.Бергера и Т.Лук-мана, использовавших при ее разработке элементы концепций М. Вебера, Э.Дюркгейма, К.Маркса. Именно в ней, наряду с исследованием закономерностей в конструировании объективной реальности, подробно показаны функции и роль внутреннего мира личности, субъективной реальности. В рамки данного теоретического подхода органически вписались концепции национализма ВАТишкова, Э.Хобсбаума, Э.Геллнера, Б.Андерсона, Э.Смита.

В работе мы используем два взаимодополняющих понятия: 1) "высокая культура" (Э.Геллнер) — обладающая своей письменностью, основанная на образовании, гарантированная государством культура; 2) "символический универсум" (Бергер, Лукман) — более широкое понятие, включающее в себя как систему знания в рамках одного общества, так и его институциональный порядок.

В работе мы также используем понятие "символьная элита", под которой подразумевается научная и творческая интеллигенция, создающая и тиражирующая посредством СМИ этнические ценности и символы.

Процесс воспроизводства этничности мы рассматриваем в рамках восстановления сегментов символического универсума, связанных с функционированием этнических ценностей.

При проведении исследования нами был выбран междисциплинарный подход, сочетающий этносоциологическое, историческое, психологическое знание и теории средств массовой коммуникации. В области этнографии, психологии и этнопсихологии в качестве теоретической основы были использованы теоретические и экспериментальные работы отечественных и зарубежных исследователей: С.ААрупонова, А.О.Бороное-ва, Ю.В.Бромлея, Р.Ш.Джарылгасиновой, Л.М.Дробижевой, И.С.Кона, А.Д.Коростелева, В.К.Мальковой, С.Московией, С.В.Рыжовой, Н.Г.Скворцова, Г.У.Солдатовой, ВАТишкова, Г.Теджфела, В.А.Ядова. В области теории средств массовой коммуникации — работы ПЛассуэла, УЛипмана, НЛумана, Э.Ноэль-Нойман, М.К.Горщкова, БА Грушина, И.С.Мансурова, Г.С.Мельника.

В исследовании нами было выделено два уровня анализа проблемы: семиосоциологический — анализ роли газетных текстов в мотивированном и целенаправленном обмене идеями, представлениями и ценностными ориентациями в процесс социокультурной коммуникации; социально-психологический — анализ деятельности "символьной элиты" в

формировании нового символического универсума и поиск социально-психологических детерминант воспроизводства этничности в современном обществе.

Каждый из уровней анализа предполагал решение ряда задач:

1. — выявление того, какие ценности и интересы, связанные с зтнич-
ностью, отстаивают представители различных сил и движений на фоне
наиболее значимых политических событий;

— рассмотрение ситуации статусного конфликта русской и татарской
"высоких культур" с целью выявления его детерминант и последующим
поиском путей его преодоления.

2. — выявление содержания и глубины встроенности этнических цен
ностей в индивидуальную ценностную структуру личности;

выявление причинно-следственной основы рекрутирования национальных символов и идеологем представителями "символьной элиты";

выявление социокультурной базы мотиваций приверженности личности национальной идеологии, в ее центристских, либеральных и радикальных вариантах.

выявление роли и места СМИ в системе социальных механизмов, которые формируют и передают этнические ценности (семья, школа, духовные институты, государство).

показ идей, несущих в себе потенциал консолидации или, наоборот, разделения общества.

Источники. Для выполнения перечисленных задач мы использовали сочетание различных методик.

Исследование идеологического поля, формируемого "символьной элитой" осуществлялось посредством проведения контент-анализа двух видов источников. Первый из них — журналы "Идель" м "Татарстан", выходящие на русском и татарском языках, за период с 1989 по 1994 гг. Второй — республиканские газеты: русскоязычные — "Республика Татарстан", "Вечерняя Казань", "Молодежь Татарстана", татароязычные — "Вата-ным Татарстан" и "Татарстан яшьляре" за период с 1993 по 1997 гг.

Для нашего исследования мы посчитали целесообразным использовать инструментарий, подготовленный и многократно апробированный сотрудницей Института этнологии и антропологии РАН В.К.Мальковой.2

Поставленные нами задачи определили подход к сбору информации:
мы решили отказаться от механического принципа выборки (рассмотре
ние информационного массива через определенный интервал) и восполь
зоваться сплошным принципом изучения, ограничивая выборку статей
национальной тематикой. В качестве основного подхода к анализу газет
ной информации был выбран конкретно аналитический подход, имею
щий целью изучение определенной проблемы специально на материалах
периодики.

2 Малькова В.К. Образы этносов в республиканских газетах. Опыт этносоцио-логического исследования. — М., 1991.

Для выявления содержания этнических ценностей, их актуальности и степени принятия личностью идеологем, имеющих отношение к этнона-циональной сфере, а также для составления характеристики группы наиболее активных этнофоров нами был проведен контент-анализ читательских писем, поступивших в редакцию журнала "Идель", в том числе присланных на проводимый журналом конкурс "Татар-89", "Татар-90". Подобный исследовательский прием интересен тем, что читатели — это та категория людей, на которую направлено идеологическое воздействие СМИ, в нашем случае прессы, со стороны "символьной элиты". Согласно установленному. П.Лазарсфельдом, Б.Берельсоном и Г.Годэ феномену "двуступенчатого потока коммуникации", идеи часто распространяются от средств массовой информации к "лидерам мнения", в большинстве своем неформальным, а от них к их менее активным последователям. Поэтому исследование особенностей передачи идей, мнений, стереотипов и т.д. от СМИ ("символьной элиты") — к "лидерам мнений" и от них — к массовому сознанию, позволит рассмотреть — что актуально для группы второго звена, и какие идеологемы находят отклик или оставляют равнодушными массового читателя. Для проведения контент-анализа было отобрано 268 писем читателей по национальной тематике.

Следующим этапом исследования было выявление степени актуальности передаваемых через республиканские СМИ идей на уровне массового сознания. Мы опросили % человек (русских и татар). Для нас в нашем исследовании были важны не столько количественные, сколько качественные показатели. Исходя из наших целей, названная численность респондентов оказалась вполне достаточной для того, чтобы на основе их ответов сформировать развитую, хотя и неточную с количественной точки зрения, типологическую картину. Выборка респондентов осуществлялась в 2 этапа: 1) отбор респондентов — читателей исследуемых нами республиканских изданий; 2) отбор респондентов по полу, возрасту, социально-профессиональной принадлежности и национальному признаку в соответствии с инструкцией для организации и проведения опроса общественного мнения в городах и районах Татарстана, разработанной Информационно-аналитическим центром при Кабинете министров РТ (рук. Исаев Г.А.). Для опроса были выбраны: татарское село (Тюбэн аты), смешанное, русско-татарское село (Чурилино), расположенные в Арском районе РТ, город (Казань). Опрос был проведен методами стандартизированного и полуформализованного интервью. Избранный нами инструментарий опроса должен был обеспечивать сопоставимость полученных нами результатов с результатами массового опроса, осуществленного в рамках Проекта "Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов в Российской Федерации" ("НИК", рук. Л.М.Дробижева), в связи с чем, вопросник, составленный авторами проекта, был адаптирован для наших исследовательских целей. Кроме того, в него была включена серия дополнительных вопросов, которые, так же как и полуформализованное

интервью были разработаны на основе тематических блоков, составленных по результатам контент-анализа республиканской прессы.

Помимо этого, для нас было важно выявить спектр мнений по исследуемой нами проблеме среди различных групп татарстанской элиты. Для этого нами был проведен экспертный опрос представителей исполнительной и законодательной власти республики, министерств, журналистского корпуса, научной и творческой интеллигенции (17 человек), который проводился методом специально разработанного полуформализованного интервью.

В настоящей работе мы также использовали результаты Республиканского опроса художественно-творческой интеллигенции (рук. Исхаков Д.М., Мусина Р.Н.) и опроса научно-творческой интеллигенции (рук. Гарипов Я.З., Исхаков Д.М.), проведенных в 1989—1990 гг. Автор принимала непосредственное участие в анкетировании и обработке материалов исследования.

Результаты, полученные с помощью этих вопросников, подвергались корреляционному анализу, наряду с методами описательной статистики.

Степень изученности проблемы. Несмотря на все разнообразие и богатство подходов в исследовании феномена этничности, все они так или иначе сводятся к двум направлениям. Первый, получивший название "при-мордиализм", зиждется на идее изначальности этнического. Второй — на идее социального конструирования. Из числа сторонников примордиали-стского направления можно назвать ученых: КТирца (1973), Ч.Кейса (1981), П.Ван ден Берга (1981), Р.Шоу и Ю.Вонг (1989), С.М.Широкого-рова (1923), Л.Н.Гумилева (1989). Многое в их интерпретации этничности берется из культурной антропологии, где культурный контекст играет роль примордиальной "данности" в общественной жизни (Широкогоров, Гирц) или же сознание группового родства запечатлено в генетическом коде как результат тысячелетий доисторического существования (Шоу, Вонг), утверждается, что этичность существовала всегда, как необходимая форма существования человека (Ж. де Вое), этносы рассматриваются в качестве биофизических реальностей (Гумилев).

Культурного варианта примордиализма придерживается Э.Смит, который считает, что природа этничности обусловлена культурной традицией, сложившейся на определенной территории, а также обстоятельствами жизни тою или иного социума3.

Конструктивистская роль элит наиболее ярко отражена в работах ученых Б.Андерсона (1983), Э.Геллнера (1983), Э.Хобсбаума (1983). В них показана роль этнической элиты в национальных процессах: Э.Хобсбаум

' Тишков В.А. Идентичность и культурные границы /Идентичность и конфликт в постсоветских государствах.- Московский центр Карнеги. — М., 1997; Янг К. Диалектика культурного плюрализма: концепция и реальность / Этичность и власть в полиэтнических государствах. — М: Наука, 1994.

убежден, что многое из того, что субъективно относится к нации, "сконструировано" учеными и творческой интеллигенцией с помощью селекции культурных образцов и создаваемой, в ходе конструирования национальной истории, символикой. Б.Андерсон выделяет роль правящих элит в европейских государствах, значимость печатного слова (роман, газета), сложные отношения метрополии и провинций в Новом свете в процессах формирования разных типов национализма. Э.Геллнер подразумевает под национализмом "политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная граница должны совпадать", при этом он считает, что национальная принадлежность не является врожденным человеческим свойством.

Промежуточное положение между двумя названными направлениями имеет "инструменталистская" ориентация, которой придерживаются К.Янг (1976), С.Энло (1973), П.Брасс (1991), Д.Ротшильд (1982), Д.Горовиц (1985), АЛейпхарт (1977). В концепциях этого направления большое значение имеет анализ политики и действий стратегических элит, контролирующих государственный аппарат и использующих этничность в качестве мобилизационного ресурса.

Среди отечественных ученых, развивающих конструктивистский подход, нужно назвать прежде всего В.А-Тишкова (1993, 1997 г.), который особо выделяет роль этнической элиты и государства в формировании этничности на территории СССР, а также акцентирует внимание на роли зтничности как социального ресурса. Представляет интерес концепция С.А.Арутюнова (1988), утверждающего, что "в том или ином облике этничность существовала всегда, это такая же необходимая форма для существования человека, как вид для остальной живой материи". По его мнению, этносы представляют собой пространственно ограниченные "сгустки" специфической культурной информации, а межэтнические контакты — обмен такой информацией. Л.М.Дробижева (1994) при исследовании этничности стремится к интеграции названных выше подходов. Наряду с тем, что ею признается конструктивистская роль элит и инструментальная функция этничности, она рассматривает этнические ценности и символы в качестве социально-нормативных регуляторов поведения людей, получаемых в процессе социализации начиная с детства, а так же как коллективные представления, имеющие личностный смысл.

Особый интерес для нашего исследования представляют работы, в которых показаны: результаты исследований этнической идентичности в условиях межэтнической напряженности; участие национальной интеллигенции и деятельности СМИ в современных этнополитических процессах (Аклаев А.Р. (1990, 1994), Т.С.Гузенкова (1994, 1995), А.В.Аникин (1990), Т.Г.Исламшина (1995), ДЖИсхаков (1993, 1997), Малькова В.К. (1990, 1991, 1994, 1995), Р.Н.Мусина (1992, 1994, 1995), С.В.Рыжова (1990, 1991, 1994, 1995), С.ССавоскул (1991), Г.У.Солдатова (1990, 1991,

1994, 1995, 1998), Г.Р.Столярова (1996), ТАТитова (1995), М.Х.Фарук-шин (1994), Р.С.Хакимов (1993, 1996).

Степень изученности темы. Тема деятельности татарстанской интеллигенции по формированию национального самосознания посредством СМИ в современный период еще не получила заметного освещения в научной литературе. Однако, необходимо отметить несколько интересных работ, касающихся в той или иной мере, отдельных сторон изучаемой темы. Д.М.Исхаков (1993, 1997), используя обширный исторический и современный материал, показывает вклад татарской интеллигенции XVIII—XX веков в дело становления современного типа этнического самосознания татар.

Попытку классификации современной татарской элиты, с выделением характеристик политической элиты (номенклатуры), предпринимают Р.М.Ахметов (1992), Г.М.Мансурова (1995).

М.Х.Фарукшин (1994) раскрывает некоторые черты современной политической элиты в Республике Татарстан в контексте социально-экономической и политической трансформации общества в посттоталитарной России. Эту тему дополняет аналитическая статья французского исследователя Ж.Р.Равио (1992), показывающего специфические и общие черты становления национализма в Татарстане, а также деятельность номенклатуры и национальных движений в период поиска новой формулы политико-экономических отношений Татарстана с Россией.

Попытка дать характеристику современной этнополитической ситуации в Татарстане через материалы русскоязычной прессы предпринята московским этнологом Мальковой В.К. (1993). Автор использует материалы прессы в качестве источника изучения и обобщения текущих этноло-литических процессов в регионе. Эти работы представляют для нас интерес и с точки зрения изучения методики работы с прессой. Исследования республиканских СМИ и их аудитории по наиболее значимым проблемам социально-политической жизни республики, освещению политики Президента РТ, проводились Г.А.Исаевым (1992, 1994), Л.Г.Толчинским, Ю.Ю.Комлевым (1993, 1995).

Этнопсихолог Г.У.Солдатова (1995) анализирует тенденции трансформации этнической идентичности в контексте межэтнического взаимодействия на основе результатов этносоциологического исследования, проведенного в Татарстане и ряде других республик Российской Федерации.

Участие интеллигенции в выработке идеологии национального сознания, а также ее воздействие на реализацию национальных интересов было рассмотрено в работах Л.М.Дробижевой (1990, 1996). Автор прослеживает зависимость хода и содержания национальных движений от состава стимулирующих групп в разных регионах, когда на первый план выдвигается либо научная, либо творческая интеллигенция. В них также рассматривается процесс формирования идеологии разных типов национализма и

определяется степень участия и ответственности конкретных групп интеллигенции в этнической мобилизации и развитии конфликтов, межэтнических напряженностей в Российской Федерации. Кроме того, рассматривается соотношение этнонационалышх и гражданских ценностей в идеологии и личностных ориенгациях интеллигенции в условиях трансформации тоталитарного общества.

В диссертационной работе Гибадуллина P.M. "Татарское национальное движение в решении проблемы государственного возрождения Татарстана" (1995) раскрывается политическая деятельность и влияние в Татарстане татарского национального движения в период 1988 по 1992 гг., но в диссертации не ставится цель показа участия татарской гуманитарной и творческой интеллигенции в национальных процессах в республике.

Научная новизна исследования заключается:

  1. В предпринятой впервые попытке историко-социологического рассмотрения формирования этнической идеологии и ценностей у русских и татар в соотнесении с восприятием их социальными слоями основных этнических общностей в Татарстане.

  2. Показана роль республиканских средств массовой информации в этнической мобилизации и ориентации межэтнических взаимодействий в Татарстане в конце 1980-х — начале 1990-х гг.

  3. В работе прослежена сопряженность современных этнических представлений и их функционального назначения с историей межнациональных отношений и особенностями современного этяополитического развития татарстанского общества.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что выводы и материалы диссертации могут быть использованы в научно-просветительской и педагогической деятельности. Полученные в ходе исследования данные могут быть учтены при регулировании межэтнических отношений органами государственного управления, а также использованы в работе средств массовой информации.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены автором на итоговых научных конференциях Института языка, литературы истории АН РТ (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996 гг.); Казанского государственного университета (1991 г.); Всероссийской конференции "Региональные проблемы межнациональных отношений в России" (Омск, 1993); Международном симпозиуме "Ислам в татарском мире: история и современность" (Казань, 1996); Международном семинаре по правам человека (Казань, 1996); Всероссийской научно-практической конференции "Российская Федерация: ценностная ориентация национальной политики" (Казань, 1997); Н-ом Международном конгрессе этнографов и антропологов (Уфа, 1997); Международном семинаре "Ислам, эт-ничность и национализм в Российской Федерации в постсоветский период" (Казань, 1997); Международной научно-практической конференции

\


\

"Этническая психология и общество" (Москва, 1997); Республиканской научно-практической конференции "Методика и техника проведения социологических исследований молодежной среды в Татарстане" (Казань, 1998); Международной конференции "Административные и этнические границы: факторы стабильности и конфликтности" (Москва, 1998); Международной конференции "Этнические конфликты в бывшем Советском Союзе" (Стенфорд, 1998).

По теме диссертации опубликовано 11 работ общим объемом 9,5 п.л. и монография "Этничность в современном Татарстане" — объем 11,8 п.л.. Диссертационная работа обсуждена, получила положительную оценку и рекомендована к защите на заседании отдела социальных и психологических проблем национальных отношений Института этнологии и антропологии РАН.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, 4-х разделов и заключения, а также списка использованной литературы. Список литературы включает 309 наименований.