Введение к работе
Актуальность темы. Тема диссертации непосредственно связана с изучением широких этнографических прошлом семьи и семейного быта. Актуальность^доследования современной семьи определяется задача. социальной политики, уделявдай большое внимание вопросам укрепления семьи, исходя из понимания ее роли как первичной ячейка общества и рассматривающей родителей как важнейших воспитателей подрастающего поколения.
Наш общество переживает сложный переломный период обновле
ния; преобразовательные процессы, происходящие в общественно-по
литической и социально-экономической жизни суверенных республик
бившего Советского Союза, затрагивают своими проблемами и сферу
семейной жизни, где реализуются основные функция семьи - вос
производство населения и социализация подрастающего поколения;
общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоро- .
вой семье, способной обеспечить высокий уровень воспитания детей
и подростков. . '
Актуальность избранной темы алределяется а тем, что наши исследования велись в республике Каракалпакстан, входящей вмес-' те с Узбекистаном в число "многодетных" государств Среднеазиат-ского региона и проблема многодетности имеет здесь первостепенное значение в социальной и демографической политике.
Семья является микросредой, в которой растут и воспитываются дети. Учитывая насущную задачу этнографического изучения современной семьи - раскрытое этнической стороны происходящих в ней процессов социализации, личности, важно усилить'внимание к исследованию способов передачи в наши дни старшим поколением младшему этнических- традиций, этнической специфики, свойственных тому или иному народу, то есть приобщению детей к этносу.
Актуальность этнографического исследования традиционных форм и накопленного веками опыта воспитания детей определяется ч прекде всего научной ценностью этого вклада в изучение традиционно-бытовой культуры народа. Фиксация этнографами бытующих в наши дни традиционных компонентов культуры, многие из которых исчезают в условиях ИГР и урбанизации быта - задача, имеющая особое значение на современном историческом этапе, при возросшем стремлении пародов к возрождению и развитии национальных форм
общественной жизни и бытового уклада.
Однако, ещё ваетее использовать .лучше традиции и многовековой народный опыт в процессе воспитания подрастающего поколения. Это тем более важно, что общественность' озабочена падением культуры поведения молодежи; вызывает тревогу упадок нра- вов, общего морального уровня, рост преступности. Б связи с этим повышается внимание к проблемам воспитания и образования детей и подростков. При разработке проектов реформы всех звеньев народного образования и совершенствования педагогических методов необходимо знание и учет местной национальной культурно-бытовой специфики, в том числе особенностей традиционной народной педагогики, ее высоких морально-нравственных принципов, Это поможет и преодолению некоторых унаследованных от прошлого консервативных традиций, сохраняющихся в современном семейном воспитании. Выработать правильное бережное отношение к культурному наследию народов, храня и используя его прогрессивные, рациональные тра-диции невозмокно без этнографических знаний.
Таким образом, исследование одной из сфер традиционно-бытовой культуры этноса - народных приемов ухода за детьми и их семейного воспитания,, входит в круг актуальных задач этнографа- . ' ческой науки.
Значимость этнографических работ, посвященных традиционному воспитанию . детей и подростков разных народов, определил известный исследователь этой проблемы И.С.Кон-, видящий её существен- ное значение как для понимания традиционной, "исторической, иноі> да уже забытой культуры, так и для решения современных .педагогических задач б специфических экологических и этнокультурных условиях
Изучение традиционной социализации детей у каракалпаков, освоения ими этнокультурного наследия народа, представляется , нам ванным и в аспекте того трагического для кителей региона Приаралья обстоятельства, что он стал зоной экологического бедствия, последствия которого губительно повлияли-на экономику . республики Каракалпаксган, на быт и здоровье как сельского, так и городского ее населения. Под угрозой находятся будущее подрастающего поколения, прогресс национальной культуры, неповто-
I Кон И.О. Предисловие к книге - Традиционное воспитание детей у народов Спбирн //Сборная статей. -Л., 1988. С.6.
рамнй облик народа, и сама жизнь детей, ореди которых чрезвычайно высока смертность, велика распространенность серьёзных заболеваний.
Цель и задачу исследования. Цель исследования темы диссер
тации - внести новый вклад в изучение бытовой культуры каракал
пакского народа, впервые изучив особую сферу его быта - тради
ционные формы семейного воспитания детей и подростков в город
ской среде, уделяя при этом большое внимание способам передачи
младшему поколению этнокультурных традиций - приобщению детей
к этносу. 'Вместе с тем автор стремился внести своей работой по
сильный вклад в разработку современных проблем совершенст
вования воспитания подрастающего поколения Каракалпакстана, по
скольку материалы диссертации дают возможность учета исторически
сложившихся у каракалпакского народа обычаев, обрядов, особеннос
тей семейных отношений а использования на практике положительных
народных традиций социализации детей а подростков.
В связи с этим были поставлены задачи:
Выявить особенности бытового уклада каракалпакской городской сеиьи, ее современные формы, состав, детность, взаимоотношения старшего и младшего поколений, статус детей в семье - отношение к ним разных категорий родственников.
Охарактеризовать состояние традиционных обычаев и о'брядов, связанных с рокдением и первыми годами есизни ребенка - его младенчеством и ранним детством; выяснять этнические черты первичного этапа семейного воспитания.
Изучать традиционные особенности воспитания детей младшего и подросткового возрастов; рассмотреть функции и степень участия в этом родителей, членов семьи разных поколений, а также родственников, в том числе патронимической (семейно-родствеиной) группы. Выяснить вопрос о современной роли общинных ^традиций (трудовая взаимопомощь, коллективизм и др.) и общественного мнения родственной среды в воспитании подрастающего поколения.
Выявить формы передачи (трансмиссии) старшим поколением детям и подросткам этнических традиций - трудовых-Навыков и знаний, норы поведения в семье а обществе, традиционного этикета
5
(воспитываемого с детства почитания старших по возрасту, обычая
гостеприимства и т.д.), приобщения к радному языку, фольклору, a
также ознакомиться с современным состоянием передачи детям основ
народного художественного творчества, традиционных видов ремесел
и т.д. .
Автор стремился показать как общие для народов региона
(узбеков, казахов и других), так и этноспецифичаскиа каракалпак
ские черты в традициях воспитания детей в семьях каракалпаков-го
рожан, а отчасти и у связанных с нллга кителей сельокой округи
изучавшихся городов. * -
, В современном обществе семейное воспитание подрастающего
поколения сочетается о повышением роли общественного воспитания. Однако, общественное воспитание не являлось для автора этнографа предметом специального .изучения, связанные с ним вопросы затрагиваются лишь попутно с основной темой.
Основным объектом исследования являлось воспитание детой в городских семьях каракалпаков - жителей столицы республики г.Нукуса и районного центра г.Чшбая.
В городах больше преобразований в общественной жизни и в оыгу, чем в аулах и. сравнизь соотношение в них традиций и анно-* ваций представлялось автору важной и интересной задачей. Выбранные города, в которых проводилось исследование, имеют различия в вбз-расте, в уровне социально-экономического развития и в других основных показателях. Нукус более урбанизированный, многонациональный город, выше его социальный уровень. Чимбай - моноэтничннй город с выраженным сельскохозяйственным бытом, слабо развитой социальной и культурной инфраструктурой. По возрасту Нукус уступает Чимбаю, возникшему, по письменным источникам и сообщениям . информаторов, в конце ХУШ-начале ИХ века. Нукус приобрел статус города в советское'время, в ЗО-е годы нашего столетия. Численность его населения составляет 184,1 тыо.человек. Население Чимбая'- , _. - 32,114 человек.2
Если же говорить об особенностях социально-экономического развития всего Каракалпакстана, то'он намного отстает от среднего уровня развития республики Узбекистан и других республик региона. -Города и села Каракалпакстана мало чем отличаются мезду собой по социально.^' ypoEira. Полученные нами данные во время сбора материа-
-
зккые х&гакията г.Нукуса на I января 1992 г.
-
Главке хшг.'.'П'ята г.Чамбая на I января 1992 г.
' 6
лов для диссертации свидетельствуют od острой необеспеченности населення этих городов медицинской помощью, детскими дошкольными упреждениями, о плохих жилищных .условиях, крайне низком уровне санитарного и бытового обслуживания. Напомним, что к тому же в период наших полевых исследований (І985-І9В8 гг.) в Каракалпак-стане, как и во всех районах Прпаралья, все более нарастала экологическая катастрофа, вызванная обмелением двух среднеазиатских рек - Амударьи и Сырдарьа из-за безответственного разбора их вод для орошения новых земель под хлопок, и с усыханием Аральского моря,
Каракалпаки, как представители менее урбанизированных этносов, и в городских условиях, при значительной роли инноваций, сохраняют многие черти сельского образа жизни, что влияет на весь пх семейно-онтоБол уклад в целом и на-систему семейного воспитания в частности.
Мотодологическая и теоретическая основа исследования.
Большое внимание при написания работы уделялось .исследованиям этнографов, посвященным теоретическим проблемам этнографической науки, в частности общим проблемам семьи и семейного быта: М.О.Косвена, Ю.В.Бромлея и И.С.Кашуби, О.А.Ганцкой, Я.С.Смирновой и других, а также специалистов по этнографии народов Средней Азип-г- Н.А.Каслякова, С.М.Абрадаона, Н.П.Іобачевой, Т.А.Іданко, Л.Ф.Мо-ногаровой п других. В методологическом аспекте большое значение при составлении авторш программы исследования традиционных форм воспитания представляли работы И.С.Кона и подготовленные под его редакцией коллективные работы, посвященные этнографии детства народов Восточной и Юго-Воото^ноіі Азии, Передней и Южной Азии, г народов Сибири»
Степень изученности темы. Тема народных традиций в воспита
нии детей в среднеазиатской этнографии мало изучена. Особенно
иало освещена эта проблема в этнографии каракалпаков.
, ' В одной из глав кандидатской диссертации этнографа Т.Ата-
ыуратова, посвященной народным традициям а их преобразованию в городском быту каракалпаков, освещается детский обрядовый комплекс. Уделяет внимание этой теме в своей книге, посвященной семье у каракалпаков и А.Т.Бекмуратова. Одной из ватных сфер мира
I Атамуратов Т. Народане традиция и их преобразование в городском
быту каоакалпрков (на материалах семейной обрядности жителей городов. Нукуса, Чимбая, Блрунк). Глава П.-М., 1976 (рукопись
--^^.,3-000^731^0.^
?. Го:-г!*гг2?с;г: Л.Т. Г:;? ;: сеггг,я кара.'галпоков з прошлом к настоя-
детства - детским играм каракалпаков посвящены статьи и работы. этнографов Х.Есбергэнова, Ы.Елмуратова, педагогов Г.Д. Кагана, П.Ш.Шылманова, О.Б.Корсеова. Отдельные стороны изучаемой темы, в чаотности использование у каракалпаков фольклорных произведений в общении с детьми раннего воэраота, нашли отражение в работе филолога И.Курбанбаева.
Научная .новизна и практическая; значимость исследования состоит в том, что оно является первой обобщающей работой, в которой помимо обычаев и обрядов,'связанных с рождением и первыма годами жизни ребенка, разносторонне исследуется традиционная система семейного воспитания детей у каракалпакского народа. Материалы и выводы работы имеют практическую значимость для решения современных задач реформы образования и воспитания подрастащего поколения в экологических и этнокультурных условиях республики Каракалпакетан. Материалы диссертации могут быть использованы в программах дошкольного воспитания детей. .
Источники и метода исследования. Источниками работы послужили главным образом полевые этнографические материалы, собранные автором в I985-I98S годах в городах Нукусе, Чиыбае, а также в сельских районах Каракашакстана - Чимбайском и Нукусском. Сбор полевого материала проводился на основе интервьюирования и личных наблюдений. В соответствии с целями и задачами нашего исследования метод личных -наблюдений в некоторых случаях являлся " . продуктивнее бесед с информаторами. Для сбора полевого этногра-* фического материала была подготовлена программа исследования в виде блоков интересувдих нас вопросов, касающихся бытовых условий семьи, ,формы и типы изучаемых семей, многодетности, особенностей внутрисемейных отношений,, распределения в семье трудовых обязанностей, сведений о положении детей в семье, об отношении
-
Бсбергенов X.. Еямурагов Ы. Каракалпакия //Игры народов СССР. -М., 1985. С.137-139; Каган Г.Д. Каракалпакские народные детские игры.-Ташкент,' 1969; Шалманов П.Ш., Корееев О.Б.'Каракалпакские подвижные игры в школе. -Нукус, 1978.
-
Ктвбанбаев Зі. Очерки истории каракалпакской детской. З.терзтурн.-Нукус, 1974. С.7-62. (На каракалпакском языке).
разных поколений к детям и т.д., а т&чже вопросы, касающиеся соблвдения тех или иных обычаев и обрядов детского цикла, особенностей трудового, нравственного и других форм воспитания детей разных возрастных групп. В задачу автора при составлении вопросника входило получить сведения о семье,-как микросреде, в которой растут и воспитываются доти. Кроме того, с помощью студентов исторического факультета Нукусского государственного университета и учащихся Чимбайского педагогического .училища было проведено обследование для выявления форт/, и типов современной каракалпакской семьи.
Много сведений получено от информаторов преклонного возраста, специально выбиравшихся нами из числа наиболее осведомленных; но главный материал получен в результате этнографического исследования разных по Форме и типу, размеру, по детности каракалпакских, семей. При этом учитывалось место проживания семьи (старая часть.города, новая, районы новостроек и т.д.). Принима-' лись во внимание условия владения жильем (частный, государственный дом,' а тшае ярсвиваняе в многоквартирном государственном доме). Для сравнения мы ознакомились с националъно-смепанннми и с некоторыми семьями других национальностей (узбекскими, казахскими). Были обследована как социально-однородные, так и социально-смешанные семьи. Беседа проводились не только с роди-* телами, стариками, но и с самими детьми (подростками) - для выяснения их этнических познаний и знания традиционных *иорм' поведения.
Необходимые сведешгя-о численности населения городов в которых было проведено исследование, его национальном состава и другие основные статастлчоскло данные получены бита, во время работы s Статуправлэяии, в горисполкомах Нукуса и Чямбая..
Проведены были беседа о воспитателями детских садов, ' с педагогами пкол, научными сотрудниками Каракалпакского филиала Узбекского научно-исследовательского Института педагогпчоо-4 К2х наук. При сборе полевого материала по традиционный детским играм каракалпаков авторам бнля использованы фотографии этнографа А.Ь&лкова, сделанные и;.! в 1929 году в Каракалпакии (из . фонда фотографий МАЭ, г.Санкт-Петербург).
В диссертации использован материал Рукописного фонда
отдела этнографии Института истории, языка и литературы Каракалпакского отделения АН Республики Узбекистан, а тшске семейный архив академика М.К.Нурмухачодова. Автор привлек к своему исследованию и памятники каракалпакской литературы, устное народное творчество, сведения, содержащиеся в работах дореволюционных исследований и путешественников Риза-Кули-Мирз а, И.Авдакушина, А.Росои-ковой и других. Б диссертации были учтены материалы 1945-1967 гг. Каракалпакского этнографического отряда Хорезмской экспедиции АН СССР, возглавлявшегося Т.А,2данко и работы каракалпакских этнографов - С.К.Камалова, Х.Есбергенова, А.Утемисова, А.Бекмура-' товой, У.Шалекенова и др.
В работе использованы некоторые документы архива Государственного музея искусств Каракалпакстана им. И.В.Савицкого.
В качестве сравнительного материала в работе широко привлекаются полевой этнографический материал по узбекам, собранный автором в качестве участника экспедиций этнографов Института ио-ториа АН Узбекистана в Бухарской, Ташкентской и Дяизакской областях республики в 1987-1988 годах, а также сведения, извлеченные из работ специалистов-этнографов но народам Средней Азии и, .Казахстана, Кавказа,- Сибири и других регионов.
Дрробашія исследования. Отдельные положения и результаты ,. исследований автора изложены в статьях и тезисах. Основные положения диссертации докладывались на научных конференциях ыолодых_ '. ученых и аспирантов в'Институте истории АН Узбекистана (Ташкент,^ 1985, 1986, 1988 гг.). Рукопись диссертации обсуждалась в отделе этнографии и этносоциальных проблем Института истории АН Республики Узбекистан и в секторе народов Средней Азии и Казахстана Института этнологии и антропологии ш.Н.И.Миклухо-Маклая России--ской Академии наук.