Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вьетнамская диаспора в Республике Башкортостан Валеев Альберт Валиевич

Вьетнамская диаспора в Республике Башкортостан
<
Вьетнамская диаспора в Республике Башкортостан Вьетнамская диаспора в Республике Башкортостан Вьетнамская диаспора в Республике Башкортостан Вьетнамская диаспора в Республике Башкортостан Вьетнамская диаспора в Республике Башкортостан Вьетнамская диаспора в Республике Башкортостан Вьетнамская диаспора в Республике Башкортостан Вьетнамская диаспора в Республике Башкортостан Вьетнамская диаспора в Республике Башкортостан Вьетнамская диаспора в Республике Башкортостан Вьетнамская диаспора в Республике Башкортостан Вьетнамская диаспора в Республике Башкортостан
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Валеев Альберт Валиевич. Вьетнамская диаспора в Республике Башкортостан : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Валеев Альберт Валиевич; [Место защиты: Ин-т истории].- Уфа, 2008.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/65

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретическая и методологическая основа изучения диаспоры 16

1.1. Диаспора: сущность и исторические аспекты развития 16

1.2. Механизм и динамика диаспоры 52

Глава II. Вьетнамская диаспора в Республике Башкортостан 72

2.1. Формирование вьетнамской диаспоры в России 72

2.2. Современное состояние диаспоры в Республике Башкортостан 86

2.3. Социальная адаптация вьетнамцев в Республике Башкортостан

Заключение 131

Список источников и литературы 135

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что
происходящие на рубеже ХХ-ХХІ вв. радикальные экономические,
политические, демографические, экологические, социокультурные
изменения, во всем мире сопровождаются массовыми перемещениями
населения, которые становятся глобальными по своим масштабам.
Перекройка современной политической карты мира в связи с распадом
одних и образованием других государств, вынужденные или добровольные
миграции людей с традиционных мест расселения приводят к новым
этнотерриториальным размежеваниям. Усиление этнической

напряженности в обществе и увеличение очагов этнических конфликтов свидетельствует об усложнении проблем в сфере межнациональных отношений и необходимости поиска путей их решения. В данном контексте особую значимость приобретает явление диаспоры, все больше привлекающее исследовательский интерес ученых.

Для постсоветской России тема диаспор относится к одной из самых злободневных. После распада СССР, вследствие создания независимых национальных государств, за одну беловежскую ночь более 25 млн. русскоязычных людей оказались за рубежами России на положении диаспоры. В это же время из стран бывшего Союза в Россию устремились массовые миграционные потоки нерусского населения, вызвавшие значительные перемены в ее этнодемографической, социально-экономической и этнокультурной жизни. Сложившаяся ситуация придала явлению диаспоры, до этого традиционно воспринимавшейся как культурологический феномен, новую значимость и новое звучание. Особую остроту получили правовые и социальные аспекты этой темы, устойчиво занявшие место в межгосударственных и межрегиональных отношениях.

Целое проблемное поле открылось и для ученых. Стало очевидно, что

решение достаточно сложных и болезненных как для мигрантов, так и принимающего общества вопросов адаптации и укоренения переселенцев в новой социокультурной среде во многом зависит от объективной оценки и определения характера происходящих социальных явлений, что, в свою очередь, подразумевает их постоянный анализ и мониторинг.

Появившиеся новые, прежде незнакомые этнические группы такие как, например, вьетнамцы имеют существенные различия не только в языке, культуре, религии, но и в исторически заложенной модели поведения, образе жизни.

Взаимодействие трудовых мигрантов из Вьетнама с административной
властью и местным населением, характер и содержание их трудовой
занятости, процессы адаптации в местах проживания и трудовой
деятельности, функционирование диаспор вьетнамцев как

институциональных образований, способы и механизмы сохранения и воспроизводства этнической идентичности, процессы и результаты социальных и социально-психологических изменений в этнической ментальности вьетнамцев под влиянием более или менее продолжительной включенности в иноэтничную среду новой социальной реальности, — эти и другие проблемы еще недостаточно исследованы с позиций социологической методологии.

Налицо, таким образом, нуждающееся в разрешении противоречие между общественной востребованностью и существенной фактической недостаточностью систематизированного научного знания о явлениях и процессах, относящихся к классу трудовых миграций вообще и особенностях взаимодействия трудовых мигрантов из Вьетнама и полиэтничного населения России. Научное социологическое исследование, результаты научно-познавательных действий в этом направлении отвечают интересам оптимизации отношений взаимодействующих сторон, облегчают поиск действенных средств по сокращению негативных проявлений.

Объектом исследования выступают - вьетнамская диаспора, представляющая одну из наиболее многочисленных диаспорных групп в Республике Башкортостан.

Предметом исследования этнодемографические, социально-экономические, этнокультурные процессы во вьетнамской диаспоре.

Хронологические рамки исследования охватывают последние десятилетие XX - начало XXI в., что обусловлено исторической логикой изучения вьетнамской диаспоры в Республике Башкортостан - от начала формирования до современного состояния.

В необходимых случаях используется историко-ретроспективный анализ, позволяющий углубить знания об истоках и ходе формирования вьетнамской диаспоры.

В работе охватывается территория Республики Башкортостан и в частности г. Уфа, как основной ареал компактного проживания вьетнамцев. Материалы по другим ареалам расселения вьетнамцев используются в основном в качестве сравнения и дополнения.

Степень научной разработанности темы. Проблема формирования и функционирования диаспор в условиях многонационального региона носит комплексный, междисциплинарный характер, поэтому научные исследования в этой области в настоящее время ведутся в различных направлениях. Анализ научной литературы показывает, что изучение проблемы диаспоры необходимо проводить в тесной связи со сложившимися теориями этноса и миграции, является наиболее сложной в разработке.

Характеризуя степень разработанности темы диаспоры и диаспоральных отношений, следует отметить, что эта проблематика значительное время была предметом изучения только зарубежных социологов, политологов, философов и историков. В отечественной науке проблема диаспоры долгое время была на обочине исследовательского интереса. В настоящее время, когда в России проявилась тенденция к

6
актуализации и усилению значения этнического фактора в социальной
жизни, этническая мозаичность населения страны становится предметом
теоретико-методологического, социально-философского и

социологического анализа. Все исследования социологов, этнографов, философов, правоведов, политологов психологов в основном группируются вокруг таких проблем диаспоры, как-то методологическая база, дефиниции понятия, критерии диаспоральности, типология диаспор, перспективы развития и т.д. Существующие разработки по проблеме диаспоры можно разделить на несколько групп. Первая группа - это теоретико-методологические труды отечественных авторов, заложившие основу для исследований данной проблемы. Следует иметь в виду, что в отечественной литературе изучение проблемы диаспоры всегда шло на базе разрабатываемой теории этноса, и рассматривалось неотделимо от категорий нация и этнос, нация-государство, национальное меньшинство. В следствии этого отечественные ученые рассматривали сущность диаспоры как подразделение этноса, расположенной во временном и пространственном отрыве от него, сохраняющих этническую идентичность и стремящихся к коллективному сотворчеству на ее основе. Теория этноса' нашла глубокую научную разработку в 60 - 80-х гг. XX в. в трудах Ю.В. Бромлея(42, 43, 44, 45), Л.Н. Гумилева(65, 66), В.И. Козлова(91). В то же время проблема диаспоры в качестве отдельного вопроса не рассматривалась. Однако основополагающие труды данных ученых заложили теоретические основы для исследования разнообразных этносоциальных общностей. В частности применяя к диаспорам версии Л.Н. Гумилева о конвиксиях и консорциях (65. С.139), отметим, что диаспора совмещает их признаки как групп определенного таксономического уровня. Развитие этого тезиса предполагает возможность смены одного внутриэтнического таксона другим. Такая смена, на наш взгляд, вызвана, прежде всего, условиями внешней среды, в том числе и политическими обстоятельствами. В изучении различных

этнических групп применялась и категория этникоса, для которого по
Ю.В. Бромлею, необязательными признаками являются общность
территории, экономической и политической жизни. Вызывают интерес
гипотезы о функционировании этникосов в составе ЭСО —
этносоциального организма. В то же время категория этникоса
представляется уязвимой в смысле четкого категориального наполнения и
терминологической трансляции. Для комплексного и системного изучения
проблемы диссертационного исследования принципиально важны работы,
рассматривающие диаспору как изменчивую социальную структуру. К ним
относятся публикации последующих поколений ученых. Р.Г. Абдулатипов
(28), И.В. Арутюнян(33, 34), Л.М. Дробижева(68, 69), Т.А. Полоскова(146,
147, 148), В.А. Тишков(168, 169) и др., в 1980 - 90-е гг., приступили
непосредственно к исследованию проблемы диаспор. Основными
направлениями исследования данных ученых стали вопросами политико-
правого статуса диаспор, роли и места во внешне и
внутреннеполитической жизни государств. Данные работы известны в
качестве классических примеров использования приемов

этносоциологического исследования в проблеме диаспор. '

Отдельную группу составляют исследования, посвященные разработке различных аспектов и конкретных особенностей диаспоры, как специфического этносоциального феномена. К ним можно отнести М. Аствацатурову(35, 36, 37), В.И Дятлова(71), Н.М. Лебедеву(106, 107), А. Милитарева(119), В. Попкова(149). Первым теоретическим исследованием об источниках формирования, критериях самоорганизации диаспоры в отечественной литературе явилась работа Т.С. Иларионовой «Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры)»(83). Как весьма содержательную, следует также отметить монографию З.И.Левина «Менталитет диаспоры»(108), который в основу функционирования диаспоры положил принцип системного и социокультурного анализа. Особого внимания заслуживает работа доктора

социологии Ж.Т. Тощенко (в соавторстве с Т.И. Чаптыковой) «Диаспора как объект социологического анализа»(170). Это одна из наиболее ценных в теоретическом плане обобщающих публикаций по данной проблеме. Авторы внесли значительный вклад в изучении диаспоры: определили ее типологию, функции, особенности и.д.

Немаловажное значение имеют исследования ученых из национальных
республик, посвященных изучению этнических групп в регионах России и
различных аспектов их функционирования. Среди них можно отметить
работы В.Е. Владыкина(51), В.И. Иванова(81), Д.М. Исхакова(86, 87), Р.Г.
Кузеева(98, 99), Р.Н. Мусиной(125), И.В. Шеда-Зориной(185), Р.И.
Якупова(193) и др. Одно из значительных исследований, имеющее важное
теоретико-методологическое значение, являются работы Р.Г. Кузеева. В
ряде публикаций и монографий он предложил и подробно разработал
схему формирования этногенетических, этносословных,

этноконфессиональных групп в истории Волго-Уральского историко-этнографическая область. В последующие годы ряд ученых - Д.М. Исхаков исследовал исторические, этнодемографические, этнокультурные аспекты формирования различных групп татарского этноса. Проблему генезиса и функционирования этничности на примере этносословной группы тептярей рассматривал в своих работах Р.И. Якупов.

Значительное количество материалов по проблеме диаспоры, составляют многочисленные статьи, опубликованные в научных журналах, а также сборниках конференций и других периодических изданиях, посвященных вопросам диаспоры в которых освещены, главным образом, региональные аспекты проблемы. Важное значение имеет издание с 1999 года журнала «Диаспоры», являющегося сосредоточением научно-исследовательской мысли и «копилкой» разрабатываемых вопросов по данной проблеме.

Таким образом, за последние годы в отечественной литературе было издано значительное число работ по проблеме диаспоры, что свидетельствует о получении значительной научной информации по

названной проблеме. Однако надо признать, что в разработке данной научной проблемы продолжают оставаться не до конца раскрытые и спорные вопросы. Следует обратить внимание также на то, что в нашей литературе до сих пор мало создано крупных, в том числе диссертационных и монографических исследований по проблеме диаспоры.

Свой вклад в исследование проблемы диаспоры внесли зарубежные ученые, которыми выделены такие признаки данного феномена: рассеивание из единого центра в два или более периферийных места; коллективная память о стране происхождения, и ее мифологизация; ощущение своей чужеродности в принимающей стране; стремление к возвращению или миф о возвращении; помощь исторической родине; сохраняющаяся идентификация со страной происхождения и базирующееся на этом чувство групповой сплоченности.

Среди них можно назвать - Дж. Армстронг(196), А. Ашкенази(197), А. Бра(198)3 Н. Брубейкер(48), М. Дабаг(201), Д. Клиффорд(200), Р. Мариенстрас(203), К. Плат(201), У. Сафран(205), Э. Скиннер(208), X. Тололян(209), Р. Хеттлаге(202), Г. Шеффер(206) и др. Подавляющее большинство исследователей диаспор признают, что само понятие опирается или даже выходит из модели еврейской диаспоры. У. Сафран называет евреев рассеяния идеальным типом диаспоры(205. С.84). X. Тололян. упоминая евреев, армян и греков, говорит о классической модели диаспоры(210. С. 193). М. Дабаг и К. Платт относят к диаспоре и китайское рассеяние(201. С. 119); для Р. Мариенстрас цыгане также представляют типичные диаспоры(203. С.67), А. Ашкенази к китайцам добавляет в данном контексте и индийцев(197. С.37). Э. Скинер вообще не упоминает армян и сравнивает еврейскую, африканскую, индийскую, китайскую и ирландскую диаспоры(208. С. 167). Таким образом, вопрос о том, какие модели считать «базовыми», соответствующими термину «диаспора» остаётся открытым.

Пятая группа литературы посвящена различным аспектам миграции в Россию - правовым, культурным, социологическим и тд. К исследованиям, посвященным трудовой миграции и социально-экономическому развитию государства можно отнести работы следующих авторов — Г.С. Витковская(49), Н.Н. Зинченко(78), Т.Д. Иванов(83), Е.С. Красинец(96), Л.Л. Рыбаковский(154), СВ. Рязанцев(155) и др. В своих исследованиях эти авторы затрагивают вопросы связанные, в первую очередь, с миграцией из стран бывшего СССР, и возникающие на этом научном поле проблемы и лишь в незначительной степени рассматривается миграция из стран относящихся к дальнему зарубежью.

Изучение вопросов, связанных с проблемами миграции, этнических общностей, существованием иноэтничных групп на территории на территории одного региона традиционно проводится учеными Башкортостана в сравнительно-сопоставительном контексте (по башкирам, русским, татарам, финно-угорским народам и др.) Среди исследователей, к которым принадлежат историки, этнологи, социологи, культурологи, этнополитологии к проблемам этнических общностей в иноэтничной среде обращались: И.М. Габдрафиков(ЗЗ), P.P. Галлямов(55), A.M. Гафуров(57), Д.В. Григорьев^ 1), А.Я. Зарипов(77), Р.И. Ирназаров(84), И.В. Кучумов(ЮІ), Ф.Г. Сафин(159), Ф.С. Файзуллин(ПЗ), А.Б. Юнусова(191) и

др.

Значительную часть работ посвященных социо-культурному аспекту миграции составляют в основном социологические исследования. На этом фоне работа Моденова В.А. и Носова А.Г. «Россия и миграция. История, реальность, перспективы»(124) является редким исключением. В книге предпринята попытка интегрального анализа миграционных процессов, как в контексте всемирной истории, так и с точки зрения современной социокультурной и политической ситуации в России.

При изучении проблем миграции все чаще встают вопросы безопасности. Связано это с наличием крупных этнических преступных

11 группировок, преступлений на почве контрабанды и нелегальной миграции, опасностью проникновения как помощи террористическим группам внутри страны, так и самих террористов. По данной проблематике можно назвать следующих авторов - В.А. Колосов(92), Назаров А.Д.(127), А.И. Николаев(132), коллективные работы «Основы борьбы с организованной преступностью» под ред. B.C. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова(134).

Шестая группа работ посвящена непосредственно миграции из стран Дальнего Зарубежья, формированию и современному состоянию этнических групп народов Юго-Восточной Азии. В основной массе это небольшие статьи и публикации, очень редко монография. Проблема вьетнамцев в России рассмотрена у ряда авторов, среди которых можно особо отметить работы В.И. Мазырина(112, 113, 114), историка занимающегося современной историей Вьетнама. А также статью Нгуен Тат Тхань вьетнамского переводчика в России о жизни вьетнамских мигрантов(ІЗО).

Источниковая база диссертационного исследования носит комплексный характер.

Осветить современную миграционную, межэтническую и этносоциальную ситуацию помогли международные нормативно-правовые акты, договоры, программы Российской Федерации и Социалистической республики Вьетнам.

Значительную группу материалов по исследуемой теме дали различные нормативно-правовые акты органов государственной власти различного уровня: федеральные законы о правовом положении иностранных граждан, порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию и миграционном учете иностранных граждан; указы Президента РФ о привлечении и использовании иностранной рабочей силы; постановления Правительства РФ о квотах на иностранную их; приказы Минтруда России, МВД и МИД РФ; положения Федеральной миграционной службы

12 РФ.

В отдельную группу объединены статистические данные Всесоюзной переписи населения 1989 г. и Всероссийской переписи населения 2002 г. Большой интерес представляют материалы проводившихся этносоциологических исследований, мониторингов общественного мнения. Благодаря им получены сведения о демографических и социальных процессах, характерных для Республики Башкортостан, их влиянии на межэтническую обстановку. Кроме того, в данную группу необходимо отнести и результаты социологического исследования, проведенного автором в 2004 - 2007 гг.

Контент-анализ прессы, основных на областных и республиканских печатных изданий газет и журналов русском и английском языках за 2004-2008 гг. по проблеме вьетнамской диаспоры выделены в самостоятельную группу. Они содержат тексты официальных выступлений представителей органов государственной власти, докладов общественных деятелей, ученых на конференциях и иных научных, общественно-политических форумах, проблематика которых затрагивала вопросы функционирования вьетнамской этнической общности на территории России и Республики Башкортостан, в частности. Эти источники богаты как фактическим, так и аналитическим материалом, отражают видение этнических вопросов различными слоями общества и позволяют проследить их реакцию на важные события, происходящие в жизни вьетнамского населения.

В самостоятельную группу источников выделены неопубликованные данные этносоциологических опросов общественного мнения по функционирования вьетнамской диаспоры, а также социально-политической ситуации и опросы мигрантов про проблемам адаптации в Республике Башкортостан за 2004 - 2007 гг., проводимые ЦЭИ УНЦ РАН. В данных исследованиях по выявлению миграционной ситуации в республике, а также уровня толерантности населения региона принимал участие и автор работы.

Специфика формирования выборочной совокупности заключается в том, что признаком отбора респондентов является, прежде всего, их этническая принадлежность. Поскольку с определение этого фактора не возникало трудностей, был использован метод «снежного кома», который применяют в этносоциологии. Для проведения исследования использование метода «снежного кома» оказалось наиболее адекватным.

Общий объем выборки составил 750 респондента, в том числе 100 — респондентов из местных жителей. Отбраковано 5% анкет. Принятый и подготовленный к аналитической обработке массив данных составил 713 анкет (615 анкет относится к основной подвыборке, 98 - к дополнительной).

Теоретико-методологической основой диссертационной работы являются основополагающие положения этнологии, общей социологии и этно-социологии, а также теоретико-методологические разработки ученых - представителей различных гуманитарных дисциплин, что обусловлено сложностью и многогранностью исследуемого явления. Основными принципами исследования явились объективность, системность, целостный подход, единство логического и исторического, теоретического и прикладного анализа, сравнительного исследования и принципа историзма. Метод сравнительно-исторического иследования сочетался с наблюдением (в том числе - включенным), интервьюированием, анкетированием, экспертной оценкой. В работе также используются методы интерпретации источников.

В целях всестороннего изучения проблем становления, развития и функционирования диаспор были использованы научные труды, отечественных и зарубежных этнографов, историков, политологов и социологов, а так же документы государственных органов власти России, общественных организаций и объединений, материалы периодических научных и массовых изданий.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые осуществлена попытка исследования ключевых проблем формирования

вьетнамской этнической группы в отдельно взятом полиэтничном регионе, на основе анализа источников, а также основных результатов этносоциологических исследований и экспертных опросов.

Рассмотрены основные тенденций адаптации представителей вьетнамской диаспоры в Башкортостане.

Настоящее исследование представляет собой одну из первых в России попытку выявить картину и этапы процесса иммиграции из СРВ на примере одного региона, показать состояние и характерные черты формирования и жизни вьетнамской диаспоры.

Выявлен высокий уровень готовности к адаптации вьетнамских мигрантов приехавших после 1990-х гг.

Разработана система мониторинга для диагностики уровня этнической адаптации мигрантов в Республике Башкортостан, этнических конфликтов между мигрантами и принимающим обществом. Автором предложен следующий набор индикаторов этносоциологического мониторинга: удельный вес лиц, считающих, что их положение ухудшается (улучшается); уровень (степень) владения родным языком и русским языком; уровень межнациональной напряженности; отношение к межэтническим бракам; состояние здоровья (уровень потребления традиционной пищи,; уровень удовлетворенности элементами социальной инфраструктуры; уровень социального пессимизма; уровень дефицита общения.

Научная значимость работы обусловлена ее новизной и заключается:

в развитии теоретического уровня современных исследований этнокультурной ситуации; в поиске подхода к исследованию межэтнических взаимодействий культур с резко выявленными различиями в моделях поведения;

в получении данных, которые могут быть использованы в таких научных направлениях, как региональная этносоциология;

в сборе эмпирических материалов, которые целесообразно было бы использовать в библиографических, монографических изданиях и справочных картотеках по теме исследования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования его материалов при разработке региональных программ социально-экономического и этнокультурного развития. Определение направлений совместной деятельности органов государственной власти, общественных институтов и научного сообщества по разработке научно обоснованной, опирающейся на результаты проведенных целенаправленных исследований Программы регулирования миграционных процессов в РБ.

Кроме того, результаты нашего исследования могут быть использованы в преподавании учебного курса по этнографии, спецкурсов по этноконфликтологии, этнополитологии.

Апробация исследования: Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 9 публикациях общим объемом более 2,8 п.л. и обсуждались на заседаниях отдела этнополитологии ЦЭИ УНЦ РАН, и апробированы на различных научных конференциях: межрегиональной научно-практической конференции «Народы Урало-Поволжья: история, культура, этничность» (2003 г., Уфа); межрегиональных конференциях молодых ученых (2006 г., 2007 г., 2008 г. Уфа.); международной конференции «Этнос. Общество. Цивилизация» (2006 г. Уфа).

Диаспора: сущность и исторические аспекты развития

Необходимой предпосылкой исследования вьетнамской диаспоры является анализ сущности диаспоры, ее соотношение с сопредельным понятиями этносоциальной структуры общества, которая даст возможность в дальнейшем определить степень соответствия категории с вьетнамской этнической группой.

Постановка вопроса объясняется тем, что на сегодняшний день существуют множество трактовок понятия «диаспора», его рассматривают и дают разные определение, в соответствии со своей специализацией, значительное количество гуманитарных направлений науки: этнология, политология, социология, философия, культурология, психология и др. Каждая наука стремится со своих позиций проанализировать данное явление.

С середины XX в. все большее значение приобретают миграционные процессы, тесно связанные с формированием и развитием этнических диаспор. Из-за массовых движений населения значимость идентичности ставится под сомнение или вообще отрицается. Происходит трансформация понятий «родина», «этничность», «дом» из абстрактных понятий в явления повседневной реальности. Взаимодействие между страной исхода, страной поселения и диаспорой интерпретируется различными исследователями по-разному. Все большее влияние приобретают концепции, рассматривающие данные процессы в контексте глобализации. Последняя, по мнению некоторых ученых, описывающих будущие сценарии развития человечества, характеризуется постепенным исчезновением границ и активизацией свободных потоков товаров, людей и идей в мире, где постоянно пересекающихся экономик, перекрещивающихся систем ценностей и отдельных идентичностей(49, 76).

Исходя из нового глобального контекста, многие понятия нуждаются в переосмыслении и переформулировании, и среди них понятие «диаспора». В настоящее время область явлений, обозначаемых как «диаспора», заметно расширилась, а частота употребления этого термина существенно возросла. В связи с этим смысл, вкладываемый в слово «диаспора», значительно изменился. Можно констатировать, что «диаспора» стало попросту модным, расхожим словом, которое принято употреблять, когда речь идет об этнических группах.

В итоге мы имеем бесконечное множество мнений о том, что понимать под диаспорой. Проблема такого разброса находится, по-видимому, также в многогранности самого изучаемого понятия, которое требует более или менее отчетливой дефиниции, о чем рано или поздно придется договориться.

В самом деле, понятие «диаспора» используется как родственное для таких явлений, как этнические меньшинства, беженцы, трудовые мигранты и т.д. В конечном счете, речь идет о любых группах мигрантов, то есть о людях, по тем или иным причинам оказавшихся вне страны своего происхождения. По сути, употребление термина «диаспора» явилось попыткой объединить все возможные процессы этнического размежевания. Это касается как «старых» этнических образований (так называемых исторических или классических диаспор), которые доминировали на протяжении веков и вполне естественно воспринимались как диаспоры, так и «новых» форм рассеяния, которые только стремятся к сохранению своей этнической обособленности и созданию собственных отличительных признаков.

Обратимся к первоначальной трактовке данного термина.

Для греков "diaspeirein" (разбрасывать, рассеивать) первоначально имело значение естественного процесса рассеивания семян. Известно, что позднее для описания разрушения городов и того, как из них изгоняется население, данный термин применялся Тацитом. Около 250 г. до н.э. в Септуатинте, греческом переводе Библии, термин «диаспора» использовался для обозначения рассеивания народов, а также как синоним наказания, рабского положения и тяжелой мучительной жизни. «И рассеет вас Господь по всем народам, и останетесь в малом числе между народами, к которым отведет вас Господь» (41. С. 188).

Некоторое время спустя после перевода Септуатинты термин начал употребляться в основном по отношению к крупным еврейским общинам, которые были хорошо известны в государстве Селевкидов и в Египте. Разрушение Иудеи и Храма римлянами и потеря евреями своей родины постепенно наполнили слово «диаспора» трагическим и болезненным смыслом. Со временем идея диаспоры приобрела устойчивые черты страдания, сопровождающего многие виды (не только еврейского) изгнания. Поэтому явление собственно еврейского рассеяния передается термином «галут» в значении «принуждение к переселению в наказание за грехи». (150. С.96.).

Таким образом, термин «диаспора» в его первоначальном виде описывал изгнание евреев с исторической родины и их разбросанность по многим странам, а также вытекающие отсюда угнетенность, упадок духа. Однако в дальнейшем диаспорой часто стали называть многие этнические группы, живущие в инокультурном окружении. Термин, таким образом, потерял свое первоначальное трагическое содержание.

Подавляющее большинство исследователей диаспоры признают, что само понятие опирается или даже выходит из модели еврейской диаспоры. У. Сафран называет евреев рассеяния идеальным типом диаспоры (205, С.256). X. Тололян, упоминая евреев, говорит о классической модели диаспоры (210. С.201). А. Ашкенази также пишет о евреях как о классической диаспоре, подчеркивая, что они жили в этом состоянии около 2500 лет. (197. С.69).

Механизм и динамика диаспоры

К настоящему времени было предпринято сравнительно немного попыток, теоретически осмыслить явление диаспоры. Причина, возможно, состоит в том, что сам термин никогда не был научно-нейтральным и употреблялся чаще всего с эмоционально-оценочным оттенком. В итоге данное понятие приобрело большую многозначность и глобальность и междисциплинарность в его исследовании. В частности, в настоящее время широко распространилось мнение, о том, что диаспора - это своеобразный эксперимент по выживанию этнических общностей в условиях интенсивного изменения среды обитания (151. С.55).

В связи с вышесказанным, диссертант считает, что в настоящее время содержание понятия «диаспора» существенно изменилось. Поэтому теперь это не единственный в своем роде феномен (как это было в древности), а типичное массовое явление, которое можно наблюдать во многих странах. Возросшая смысловая нагрузка потребовала выяснения и сущности современных диаспор, анализ их места и роли в мире.

К данному вопросу мы сейчас и перейдем. Для познания сущности диаспоры следует проанализировать ее проявления, которыми будут выступать различные сферы общественной жизни. Взаимодействие всех сфер жизни общества, таких как материально-производственная, политико-правовая и социально-культурная, порождают различного рода отношения: экономические, политические, правовые, нравственные, психологические, языковые и др. Именно благодаря этим отношениям обеспечивается функционирование диаспоры как целостной системы.

Проанализируем функционирование всех сфер общественной жизни в развитии диаспоры.

Рассматривая роль материально-производственной сферы в развитии диаспоры, мы считает необходимым, акцентировать внимание на проблеме так называемого «этнического предпринимательства» или этнического разделения труда, т.е. концентрации отдельных этнических меньшинств в некоторых секторах экономики.

Впервые данная проблема в научной литературе стала рассматриваться в начале XX в. В. Зомбаргом, которым было предложено существование возможных предрасположенностей отдельных народов к занятию предпринимательством по причине особых «нравственных сил» (80. С.29). В последних работах российских исследователей, затрагивающих этническое предпринимательство, внимание, главным образом, акцентируется на кавказских диаспорах.

Специальное исследование по вопросу, почему этническое предпринимательство ассоциируется именно с кавказскими диаспорами, отсутствует. На основе анализа ряда работ, диссертант сделал вывод, что основным мотивом выбора исследователей является высокая миграционная активность кавказских народов, сопровождающаяся «адаптивной пластичностью» с ориентацией на занятие прочных экономических позиций в иноэтническом обществе (36. С.63).

Этническое предпринимательство является связующим звеном между этническими миграциями и процессом формирования диаспоры. Этнические группы, попадая в новую социокультурную среду, стремятся найти и занять те экономические ниши, которые являются для них традиционными, либо ранее им не свойственные и начинают осваивать незнакомые им виды деятельности.

Суммируя мнения исследователей о причинах развития явления «этническое предпринимательство» в диаспоре, можно сделать следующий вывод. Первоначально следует обратить внимание на причины миграций: либо они совершаются в результате социально-экономической нестабильности, либо в результате военно-политических конфликтов на исторической родине. Указанные причины способствуют сплоченности мигрантов и концентрации усилий на определенном роде деятельности.

На характер данной деятельности оказывают влияние численный состав диаспоры и компактность / дисперсность проживания. При этом учитывается уровень образования мигрантов, половозрастной состав, этноконфессиональная принадлежность, историческое прошлое. Доказано, что высоким уровнем экономической адаптации обладают переселенцы, имеющее высшее образование, лица трудоспособного возраста.

Влияние иноэтнического окружения на экономическую жизнь диаспоры зависит от особенностей развития самого принимающего общества, государства, которые можно обозначить как геополитическое пространство страны-репициента, особенности социально-экономического уклада, а также политического развития(52. С.56).

В своем развитии экономическая жизнь диаспоры проходит несколько этапов.

Первый этап можно обозначить как маргинализацию переселенцев. Для данного этапа характерна максимальная степень консолидации в пределах этнической общности, обусловленное стремлением сохранить культуру, язык, этническую частоту, единство. Далее формируется определенная стратегия дальнейших действий, для реализации этнического экономического потенциала.

Второй этап связан с расцветом этнического предпринимательства в иноэтническом обществе и закреплением определенных хозяйственных ниш, в которых можно выделить: постройки, производство, реализацию этнических потребительских товаров для внутренних нужд общин; поставку этнических товаров для коренного населения; удовлетворение местных потребностей в услугах; заполнение слабозащищенных и неустойчивых рынков, занятость в непрестижных сферах экономики.

Подводя итоги анализу экономической жизни диаспоры, представляется необходимым отметить следующее. Указанная жизнь протекает в форме этнического предпринимательства и может развиваться в освоении новых видов хозяйственной деятельности, либо в отстаивании и закреплении прежнего опыта, но на новой территории.

Формирование вьетнамской диаспоры в России

Появление вьетнамцев на территории России явление сравнительно новое, поскольку основная история вьетнамской этнической группы приходится на последние десятилетия XX в. и начало XXI в.

В новейшей истории Вьетнама было несколько эпизодов крупных миграций зарубеж. В основном миграции вьетнамцев происходили волнами, каждая из которых была обусловлена конкретными социально-политическими обстоятельствами. Можно выделить три основных исторических периода массовой эмиграции вьетнамцев за рубеж: 1) 1914-1918 гг. 2) 1975-1979 гг. 3) 1981г по настоящее время - Первый.- период был связан с французской колонизацией Индокитая. Шла первая мировая война, французам была необходима дешевая рабочая сила и солдаты. Вьетнамцев вывозили в Европу, некоторые из них остались там на всю жизнь. В настоящее время вьетнамская диаспора во Франции насчитывает примерно 400 тыс. человек и является самой старой в Европе (112. С.116).

Второй период массовой эмиграции можно подразделить на два этапа. Первый этап начался в 1975г., после падения сайгонского режима. Вьетнамцы, находившиеся на службе у американцев, были вынуждены покинуть страну, чтобы избежать расправы со стороны коммунистов. Тех лиц, которые непосредственно работали на американцев, организованно вывозили из Вьетнама в США, остальные - спасались, как могли. Количество беженцев составило примерно 132 тыс. человек (70. С.507.). Отправлялись они в близлежащие страны, а также в США и Австралию, правительства которых выразили согласие на предоставление

политического убежища для вьетнамских граждан. В это время появился термин «люди в лодках» (thuyen nhan): беженцы, которые любым способом пытались покинуть страну и даже не боялись переплывать океан на маленьких лодках, что было небезопасно. В последующие годы реформ, количество покинувших страну вьетнамцев приблизительно составило еще 150 тыс. человек (70. С.568.). Уезжали, как правило, люди, принадлежавшие к элите Южного Вьетнама, которые сотрудничали с американцами или просто опасались прихода коммунистического режима. Второй этап эмиграции — новая волна «людей в лодках», обусловленная крахом социалистических реформ в Южном Вьетнаме и, вследствие этого, ухудшением уровня жизни населения. За 1977 - 1979 гг. Вьетнам покинуло еще 127 тыс. человек, частью которых являлись сухопутные беженцы (bo nhan), шедшие через Камбоджу в Таиланд. Помимо эмигрантов, не желавших принимать участие в социалистических преобразованиях, были и католики, у которых были все основания полагать, что уровень их жизни вскоре еще сильнее ухудшится, и всеми силами стремились перебраться за рубеж.

Так проходила миграция в страны несоциалистического лагеря. В СССР и другие социалистические страны вьетнамцы ехали совершенно по другим причинам, которые были связаны не столько с развитием событий во Вьетнаме, сколько с характером и состоянием межгосударственных отношений. Проникновение вьетнамцев в СССР и в Россию может быть разделено на четыре этапа, из которых три последних можно рассматривать как этапы формирования вьетнамской диаспоры: 1) 1920-30-е гг. XX века; 2) конец 50-х - начало 80-х гг. XX века; 3) начало 80-х - начало 90-х гг. XX века; 4) начало 90-х гг. XX века - по настоящее время. Вьетнамцы в СССР в 1920-х - 30-х гг. Одно из первых упоминаний о появлении вьетнамцев в России является история Тон Дык Тхана, который в 1918 г. поднял восстание на французском военном корабле (145. С. 18.), прибывшим в Одессу для участия в интервенции. Прямого отношения к формированию вьетнамской диаспоры в России этот факт не имеет, но интересен тем, что Тон Дык Тхан, соратник Хо Ши Мина, впоследствии занимал высокие государственные посты в ДРВ, а именно был президентом СВР с 1969 - по 1980 гг.

Первым этапом проникновения вьетнамцев в Россию можно считать 20-е - 30-е гг. XX в. прошлого столетия. Советская Россия готовила революционные кадры для свершения мировой социалистической революции. С этой целью был создан целый ряд заведений под руководством Коминтерна, такие как - Международная ленинская школа (МЛШ), Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), Научно-исследовательский институт национальных и колониальных проблем (НИИНКП) на базе КУТВ. Подготовка революционных кадров велась также в учебных заведениях военного профиля(130. С. 16).

Коминтерн, в большей или меньшей степени имевший влияние на вышеперечисленные учреждения, ставил две основных задачи: 1) Воспитание кадров в духе пролетарского интернационализма; 2) Оказание помощи в формировании и укреплении компартий большевистского типа на Востоке.

Ведущую роль в обучении иностранных студентов играл КУТВ, созданный в 1921 году. За время его существования сформировалось две системы обучения: краткосрочная - обучение составляло 1 — 1,5 года и полная - обучение длилось 3-4 года. На первую принимались бедняки, батраки, рабочие, принимавшие участие в революционной деятельности. На вторую — партийные активисты и комсомольцы, из которых готовили профессиональных революционеров.

В МЛШ отбор был строже, там готовили руководящие кадры из числа коммунистов, уже имевших опыт работы.

Итак, в Советскую Россию стали, прибывали вьетнамцы «различных категорий», с разным уровнем образования: от неграмотных крестьян до интеллигенции. Наиболее образованными были вьетнамские иммигранты из Франции. Они и составили основную массу слушателей КУТВа и МЛШ. Точно определить момент появления первого вьетнамца в этих вузах сложно, так как нередко они принимались на обучение как китайцы. Следует отметить, что для студентов создавались хорошие условия жизни, несмотря на тяжелое положение России. Они получали бесплатную одежду и обувь, имели право на медицинскую помощь, а также во время каникул могли посещать курорты нашей страны. Тщательно велась конспиративная работа, и в большинстве случаев даже родители не знали, куда едут их сыновья. Каждый студент получал паспорт на условную фамилию и «домашний адрес» для внешних сношений.

Современное состояние диаспоры в Республике Башкортостан

Началом четвертого этапа проникновения вьетнамцев в Россию и третьего этапа формирования вьетнамской диаспоры в России можно считать 1991 г., когда после августовских событий Советский Союз прекратил свое существование.

Предложенная П. Мюллеровой классификация (114. С.160) вьетнамских иммигрантов, проживающих в Чехии, может быть соотнесена с категориями вьетнамцев, проживающих в настоящее время в России. Итак, П. Мюллерова выделяет следующие категории этнических вьетнамцев, находящихся в Чехии: 1) Вьетнамские рабочие, приехавшие по двустороннему соглашению; 2) Вьетнамские бизнесмены, работающие по лицензии; 3) Студенты, аспиранты (как правило, обучающиеся по линии международного обмена) и учащиеся, проходящие профессиональную подготовку на базе двусторонних соглашений; 4) Нелегальные иммигранты.

Отличием от состава вьетнамской диаспоры в России является то, что в нашей стране нет рабочих, работающих по двустороннему соглашению, значительная часть из них вернулась во Вьетнам, а те, кому удалось остаться, занимаются бизнесом и зачастую находятся в стране нелегально.

В тоже время, по мнению диссертанта, более правильным будет группировать вьетнамских мигрантов в России, и Республике Башкортостан не только по способу миграции, как это сделала Мюллерова, но и в зависимости от первоначальной цели приезда и особенностей формирования вьетнамской диаспоры в России. Таким образом, вьетнамских мигрантов можно разделить на три группы:

В первую группу входят те, которые учились и учатся в разных российских вузах - бывшие и нынешние студенты, стажеры, аспиранты. Их первоначальная цель получение образования в России. Первая группа объединяет представителей интеллигенции, которые учится и/или занимаются предпринимательством в России из-за экономической тесноты во Вьетнаме. Многие из них не спешили вернуться домой, потому что не знали, смогут ли найти работу во Вьетнаме. Предпринимательская деятельность части представителей первой группы вовлечена в сервисные дела. Фирмы, созданные ими, занимаются таможенным, транспортным обслуживанием, агентством по продаже авиабилетов, по аренде квартир, офисов и складских помещений, по международной перевозке и связи, и т.п. Благодаря своим хорошо отработанным связям и знанию местной среды, услуги этих фирм являются крайне необходимыми для всех членов общности и они по существу становятся срединным звеном в жизни и деятельности вьетнамских переселенцев в России переселенцев. Этому свидетельствует тот факт, что самые преуспевающие, удачливые предприниматели среди вьетнамской общности, вышли именно из данной группы. У представителей этой группы хорошее знание языка и, обычно, опыт проживания в России не менее 5 лет. Они достаточно знают психологию, традиции и обычаи местных граждан, благодаря которых наладили хорошие отношение и связи с россиянами, что крайне необходимо в предпринимательской деятельности.

Вторая группа состоит из бывших рабочих, которые приехали в Россию по межправительственному соглашению и работали на разных заводах и фабриках. По социальному составу представители этой группы были рабочие во Вьетнаме, бывшие служащие, военные и едва закончившие среднюю школу молодые юноши и девушки. Практически, для них главной была возможность работать и зарабатывать, а получение знания, навыков и квалификации оказалось на последнем месте и порой бесполезным делом, учитывая, какими работами им приходилось заниматься. На современном этапе работа членов второй группы непосредственно связано с перевозкой и реализацией товаров в пределах СНГ.

Представителями третьей, самой многочисленной группы являются новые мигранты из Вьетнама, все они прибыли уже после распада СССР. Они приехали сюда специально для занятия предпринимательством, их единственная цель - зарабатывать и как можно больше и быстрее. Чтобы иметь первоначальный капитал, многим из них пришлось продать или заложить свое жилище или имущество во Вьетнаме, поэтому они очень целеустремленны, чрезвычайно активны в своей деятельности — это настоящие "жаждущие" предприниматели.

Особенность третьей группы состоит в том, что подавляющее большинство этих людей не имело никакого знания о стране, в которую они отправились, и не очень стремились получить эти знания. Эта особенность существенно ограничивает их потенциал и делает их зависимыми от других вьетнамских мигрантских групп. С адаптивной точки зрения, третья группа несколько отличается от остальных двух групп вьетнамцев. Социальный состав этой группы не однороден. Они составляют и из мелких торговцев, которые имеют первоначальный капитал для открытия собственного дела и тесные связи с родиной, и из безработных, которым приходились продавать свое имущество, чтобы собрать первоначальный капитал, и из настоящих предпринимателей. Приехав в Россию, они сразу включаются в коммерческую сферу, поэтому о какой-либо социокультурной адаптивной деятельности не может быть и речи. Для них же характерны отсутствие предадаптивного периода, отсутствие общения как такового с местным населением, большая активность в коммерции, чувствительность к рыночной конъюнктуре, замкнутость.

В тоже время внутри самой диаспоры существует собственная классификация - это четкое, сродни кастовому, расслоение по признаку практикуемого рода деятельности. Причем состав «касты» может только незначительно расширяться за счет вновь приезжих друзей и родственников, а переход на месте из одной «касты» в другую практически исключен. Можно констатировать, что за прошедшее десятилетие рынок вьетнамского бизнеса в России практически заполнен, сферы влияния поделены и вторгнуться туда из вне практически невозможно.

Самая многочисленная и самая бесправная группа - это «зан ден» («черные люди») - то есть мелкие торговцы, основная масса которых занимается торговлей на вещевых рынках, получая прибыль от перепродажи дешевых товаров повседневного спроса. В зависимости от месячного дохода каждый человек или место, где он работает, характеризуется как «пять по пятьдесят» или «пять по тридцать». То есть 50 долларов уходит на оплату проживания, 50 на оплату места на рынке, 50 на штрафы милиции на улице, 50 на еду и 50 на помощь семье во Вьетнаме - то есть 250 долларов в месяц.

Конечно, жить при варианте «пять по пятьдесят» гораздо комфортнее - это комната в общежитии на двоих-троих с кроватями, а не на 4-5 человек, спящих вповалку. На рынке полноценная часть торговой точки (обычно одно место арендуют в складчину 2-3 семей). Полсотни долларов на милицию позволяют выделить некоторую сумму на 3 месяца, за которую можно купить сомнительную регистрацию «в отдаленных городах», постоянно обновляемую ОВИРовскую справку или ОВДешный корешок протокола о только что заплаченном штрафе, или еще какой-нибудь документ, дающий некоторое хрупкое спокойствие.

При раскладе «пять по тридцать» приходится спать вповалку, на рынке снимать в складчину общий контейнер на 4-5 семей, а в отношениях с милицией рассчитывать только на зоркие глаза, умение раствориться в толпе и просто на удачу.