Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вайшнавизм и его особенности в Беларуси Гурко, Александр Викторович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гурко, Александр Викторович. Вайшнавизм и его особенности в Беларуси : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора.- Минск, 1993.- 27 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-2/2209-x

Введение к работе

Актуальность -емы обусловлена тем, что вайшнавизм, основанный на догмах индуизма и являющийся частью индий^.їоЛ культуры, активно распространяется на территории Беларуси вытесняя из сознания и бытовой культуры его последователей национальные черты. Очевидна связь медцу недостатками в развитии традиционной национальной культуры и проникновением в ее среду нетрадиционных учений и систем. Для осознания причин, приведших к распространению движения вайснавов, понимания, в каких направлениях национальная культура развивается недостаточно, необходимо формирование представления о вайшнавах и их учении, бытовой культуре.

В то же время можно говорить о том, что количество исследований в данной области пока незначительно. Причем собственно этнографической направленности в этих существующих работах нет. Р*от факт, а также то обстоятельствоі что движение вайкнавов представляет собой молодое, интенсивно развивающееся, неизученное в наших условиях явление, актуализирует практически всякое новое исследование движения Харе Кришна, вайшнавских общин.

Руководство вайшнавских общин использует всевозможные методы и средства для формирования и утверадения специфического мировоззрения в среде последователей и оказывает ожесточенное сопротивление как процессам формирования научного мировоззрения, так и влиянию иных религиозных сие-

_ 4 -

тек и верований, связанных с традиционным типом культуры. Бытовая культура вайинавов отличается радом особенностей, связанных со спецификой взаимоотношений с окружающим .миром, специфической микросредой в общинах и семьях, использованием 'практики йоги. Глубокое и всестороннее знание всех аспектов учения вайишавов, в том числе особенностей, бытовых установок и условий, обыденного сознания и самосознания. верующих, их психологии, необходимо для определения роли движения Харе Кришна в нашем обществе, что особенно значимо в условиях воэроадения традиционной культуры белорусов

Цель и задачи исследования продиктованы степенью актуальности темы и приэваш охарактеризовать особенности культура быта вайшнавов, рассмотреть тенденции развития двикения на территории Белоруссии, а также тенденции, возни какщие а быту верующих, их образе жизни, определит> возможные последствия трансляции культурной традиции, несвоест-венной для традиционной культуры региона. В связи с этим исследованием были поставлены следующие задачи:

исследовать и охарактеризовать особенности бытовой культуры представителей вайшнавского движения;

рассмотреть тенденции, возникающие в настоящее время в бытовой культуре верующих;

соотнести влияние глубокого изучения индуистских текстов со значительной трансформацией пі-ихики верующих;

- осветить вопросы религиозной психологии, без рассмотрения которых невозможно понять истоки аовлечения в религионые общины новых членов;

изучить ритуальную и религиозную практику вайшнавов, определить соотношение этой практики с методами Логического самовоздействия;

определить роль и "вето духовных лидеров движ ния Харе Кришна в жизни верующих, ч направленности деятельности вайинавских общин;

определить причины, обусловившие распространение движения за пределами региона, где возникло учение, -

в странах Запада, СССР, Беларуси '.

При исследовании бил поставлен также вопрос о соотношении морально-нравственных установок учения и реального выполнения верующими этих норм.

Объектом исследования явились главным образом две вайшнавские общини г.Минска, ведущие активную миссионерскую работу на территории республики, создающие филиалы в крупных городах. Это община, созданная при участии Международного общества оознания Кришны (MOCK) на базе кооперативного объединения "Санкиртана"; вторая община отпочковалась от нее. Не являясь структурным подразделением MOCK, она входит в Международное общество Ведической кул-туры (МОВК). Если первая из указанных общин может быть отнесена к ортодоксальному направлению, то вторая допускает отклонения от стандартов, установленных MOCK в служении Кришне и образе жизни преданных. Между общинами идет конкурентная борьба как за рынки сбыта духовной литературы, так и в миссионерской работе.

- б -

Помимо указанных общин вайшнавов, проводились встречи, опросы, интервью с вайшнавами Москвы, С.-Петербурга, Вильнюса, а также Белостока. Это способствовало выявление общих- черт, характерных для всех общин, а такие региональных отличий.

Степень_разработанности_проблему. Изучением деятельг ности движения Харе Кришна как в странах СНГ так и в Белоруссии, до последнего времени занимались лишь специалисты по взаимодействию различных типов культур, а также специалисты в области идеологии. Дри этом исследовании были ориентированы на изучение оккультно-мистических течений Востока в целой. Поскольку до 1988 года деятельность вайшнавов преследовалась и велась ими нелегально, в качестве объектов исследования советскими авторами использовались общины стран Запада. В то же время работы западных авторов, посвященные этой проблеме, единичны и датируются 70-ми годами.^ iic традиционным религиозным организациям в странах

Johnson J. The llnre Krishna in firm- Francisco. -Tho 'lew

?,ollMo:i f,iiu;'.i: Iiv,is'.i;!m;: . ".ч'ч ' К'/. I')7'i.

Julnh l.S. uie r'.rue Krishna UovcnorH . - Religions Hovesientsln Contemporary Aaerlm. Ms. F. Zarctsky ami '-сопя. Trlnreton. 1971..'.evin F. Vhrj Stranrje florid of Hire ''irlshnns. I'.reanvilth. Conn. 137-1.

Запада посвящены работы Валагушкина Е.Г., Гуревича П.С, Ткачевой А.А. Эти работы млеют религиеведческий характер, этнографический материал н них практически не исполь-уется. Работи Митрохина Л.Н., Григулевича И.P., Lf\ имеют ту же направленность, что и предыдущие, но написаны в популярной форме и содержат некоторые сведения, касающиеся обрядности и быта. Из работ, посвященных движению вайшнавов в странах Запада, наибольший интерес л-ш исследователя представляет работа Фаликова Б.З. , посвященная проблемам трансляции традиционной религиозно-философской система Индии а

1 Балагушккн Ё.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. - М.І984. Балагушккн Е.Г. Нетрадиционные религии в странах Запада и их влияние на молодежь. - М.І980.

Гуревич П.С. Современные внеконфвесиональные организации на Западе. - J.1983.

Ткачева А.А. Неоиндуистский мистицизм. /Сб. Вопросы научного атеизма. Выл.38. - M.I989. - С.128-146. Ткачева А.А. "Новые религии" Востока. - M.I99I.

Митрохин Л.Н. Религии "нового века". - M.I983. Григулевич И.Р. Пророки "новой истины".—М. 1983р.

Указ.соч.

4 Фаликов Б.З. Трансформация индуизма в США. /Сб. Взаимодействие культур Востока и Запада. - M.I987.

чузздой для нее культурной среде. В этой работе Б.З.йаликов опирался как на труды основоположников движения вайшнавов, так и на исследования западных авторов Johson J., Judah 1.3/ Работы перечисленных авторов, посвященные движению вайшнавов в странах Запада, не могут в должной мере соответствовать задачам данного исследования, хотя и дают определенный материал.

В 1968-1990 гг. в периодических изданиях появился ряд материалов, касавшихся советских вайшнавов. Это, в основном, публицистика, не представляющая интереса для исследования. Заслуживает внимания лишь одна публикация - материалы социологических исследований, проводившихся в общинах Ыосквы и Ленинграда в 1988-1989 гг. НИЦ ЪШ при ВД BJIKCii, помещенные в периодическом издании ТАСС "Ориентиры" (№ I; январь 1969 г.) Регистрации Московского общества сознания Кришны (1968 г.) предшествовал процесс изучения как самого религиозного направления, так и верующих-вайшавов Советом по дєл<.іі религий при Совете Министров СССР. Материалы, собранные в процессе этого изучения, представлены, в основном, в статье Пудова B.C. "Кришнаиты-вайшнавы в СССР"2. В журнале "Наука и религия" (},"» 10) за 1990 год, в рамках, дискуссионной трибуны был помещен обаирный материал о вайшнавах, включающий внскаэывания верующих относительно религиозной теории и практики, а также оценку этого учения и движения специалистами

1 Указ.соч.

*- Пудов B.C. Кришнаиты-вайшнавы в СССР. Сб. На пути к свободе
совести. - Ц.І989."- С. 466~і7\ " .

различных областей. В статьях Матвеева В. и Щепанской Т. даны краткий очерк развития движения вайннавов, основы вероучения, попытка истолкования символики в культовой практике. В № 2 журнала "Наука и религия" за 1993 год опублико ано интервью с одним из руководит'-чей їіОСК Т.Клииекоц, дающее представление о системе ведического обучения, практикуемой вайанавами. Ї.Іоздо сказать, что этими публикациями в той, или иной мере освещающими тему, информация по данному вопросу исчерпывается. В Белоруссии данной теме были посвящены лиліь газетные публикации.

Таким образом, быт и культура верующих, членов движения Харе Кришна еце не достаточно изучены и освещены в соответствующей литературе. Нет научных исследований на материале Белоруссии. Не изучено обыденное религиозное сознание эаша-вов, культовая практика, ритуалы.

В Белоруссии практически отсутствует как официальная статистика по данному вопросу, так и конкретно-социологический материал. Следует отметить, что в сборе материалов имеются трудности, связанные со сложностью установления личного контакта с верующими, с замкнутостью с'щин.

В работе использованы системный подход, сравнительно-исторический метод, методы полевой этнографии, труды отечественных и зарубежных этнографов, историков, психологов, философов, посвященные исследуемой проблематике,

Источниковой базой диссертации явилась религиозная литература вайішавов. Здесь могао выделить религиоэнге древние тексты, переведенные на современные языки и прокомментирояан-

-ІО-

ние основоположниками современного движения, которые являют--ся, по сути, священньши книгами вайшнавов. К другой группе источников можно отнести собственно труды современных религиозных авторов. Третью группу составляют популяризаторские произведения, журналы и газеты. К четвертой группе можно отнести литературу, используемую только внутри движения - рекомендации по организации быта и практики вайшнавов, переписка. Книги вайшнавов изданы издательством движения "Бхактиведанта Бук Траст". К священным книгам вайшнавы относят "Бхагавад-Гигу", "Шримад Бхагиватам", "Шри Ишопанишад", переведенные на русский язик. Перевод с санскрита на английский язы;с, комментарии и интепретацию этих текстов произвел основоположник современного движения Шрила Прабхупада (полное Иі.,я Шри Шримад Абхай" Чаран Бхактиведанта Свами Прабхупада). В его редакции основной текст носит название "Бхага-вад-Гита, как она есть". В книгах "Учение Шри Чайтаньи", "Вне времени и пространства", "Вне рождения и смерти" Шрила Прабхупада дал основные рекомендации относительно организации общин и способов богослужения, духовного опыта вайшнавов. Кроме этого, последователями изданы цитатники Шрилы Прабхупада, построенные в форме интервью, бесед - "Совершенные вопросы, совершенные ответы", "Наука самоосознания" и др. Помимо трудов Прабхуг ды использовались кнмч; его последователей - "Научная основа сознания Кришны" Сварупы Дамодара даса, "Очерки ведической литературы" Сатсварупл даса Госвами, а также содержащие практические рекомендации труды Харикети Свами Вишнупада ("Миссия") и кулинарная книга "Кухня Кривды"

- II -

анонимного автора. Две последние книги известны, в основном, в кругу вайшнавов. В исследовании были использованы лишь источники, переведенные на русский язык, поскольку именно они используются верующим!' на территории СНГ и Бел; руси и являлись доступними для исследования.

Богатый фактический материал содержится в самиздатовских журналах "Санкиртана ведомости" (К* 1-5,1989 - 1990, Минск), "Раса" {№ 1-4, І9Б9 - 1990, Рига), газетам "Без иллюзий" (Новороссийск) и "Атма" (Киев). Кроме этого, были использованы материалы из личных архивов вайшнавов, материалы исследований, проведенных на территории Беларуси , России, Литвы в 1988-1992 годах (беседы-интервью, проведенные с членами общин, а также материалы личных наблюдений исследователя во время посещения богослужений, записи проповедей, ритуалов, обрядов).

Помимо ортодоксальной литературы, одобренной советом MOCK, использовалась литература, изданная МОВК, что позволило провести сравнительный анализ направлений в вайшнавском движении. Здесь можно отметить такие книги, как "Мантра-йога -и медитация" Неаполитанского СМ. ( Шалаграма *.ас), "Ведическая астрология" Т.Хопке (Налини-кантха дао).

Научная ноіизна и практическая ценность диссертации. В данной работе впервые проведено этнографическое исследование вайшшвехих общин на территории ~ Беларуси, изучены основные аспекты бытовой культуры вайшнавов. Анализ источников и проведенные исследования позволили определить степень воздействия учения и ритуальной практики на форми-

ровашіе стереотипов доведения верующи. Исследование практики йоги d жкони ваишнавов, а также культивируемых норм поведения, дало возможность проследить пути формирования религиозного сознания и религиозной психологии у последователей учения. Определена роль духовных авторитетов в движении. Показаны механизмы проникновения и аспекты трансляции учения в несвойственной для него культурной среде. Дана оцена тенденций з развитии учения, как б " Беларуси, так и за ее пределами.

Традиционная культура содержит в своих недрах многоо из того, что ныне привлекает молог.ежь в учении ваишнавов, и что в силу тох или иных причин оказалось забытым. Это, прежде всего, метода самоорганизации личности, приемы и способы гармонизации взаимоотношений личности и окружающего мира, Достижения разли-.лых творческих состояний сознания, позволявших нашил предкам создазать уникальные по своей самобытности памятники материальной и духовной культуры. Исследования, проведенные в этой работе, дают возможность определения путей восстановления утраченных духовных ценностей, приоритетов в развитии национальной духовной культуры современного общества.

Рекомендации по практическому использованию результатов исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании научных работ по современному движению ваишнавов; при разработке лекций по религиоведению, этнографии; в помощь преподавателям, аспиранта-', студентам-историкам, этнографам, а также для широкого круга читателей,

- ІЗ -

интересующихся вопросами этнографии, истории религии,

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась в отделе этнографии ИИЭФ АНБ. Ее материал использован автором для подготовки докладов на Медцунагюдных научных конференциях, посвященных вопросам культуры Белоруссии (Гродно, 1991, 1992 гг.), на Всебелорусской конференции историков "Историческая наука и историческое образование в Республике Беларусь: новые концепции и подходы". (Минск, Г/03г.), а такие на конференции "Актуальные проблемы воспитания молодежи в условиях перестройки" (Минск, 1988 г.). На основе диссертации подготовлена статья "ВайЕнавы" для энциклопедического издания "Псторыя ЕеларусІ".

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глаз, заключения, библиографии.