Введение к работе
Актуальность исследования. Изучение памятников культуры, традиций предков свидетельствует о том, что национальные формы не окостеневают, а видоизменяются, совершенствуются, освобождаясь от всего, противоречащего новым условиям жизни. Задача ученых состоит в том, чтобы исследовать прошлое своего народа с позиций исторической дна. лектнки, показать значение жизнеспособных традиций и необходимость использования и развития их в наши дни.
Выбор темы обусловлен не только этим аспектом, но и тем, что на современном этапе элементы и детали традиционной одежды, давно ушедшие из народного быта, все большей интенсивностью исчезают и из памяти представителей старшего поколения.
На сегодня вайнахокий этнос, включающий чеченцев и ингушей, насчитывает около 1,5 млн. человек и является четвертым по численности народом Кавказа. Но его культура изучена недостаточно.
История материальной культуры вайнахского народа уходит своими корнями вглубь веков. Относительно немногочисленные письменные источники, гораздо более вещественные памятники материальной и духов-нон культуры, богатый этнографический и археологический материал свидетельствует о высоком культурном уровне древних и не столь давних предков современных вайнахов. Бытовые условия чеченского и ингушского народов, нашли свое отражение и в народной одежде.
В лачале развития капиталистических отношений и Чечне и Ингушетии вайнахская одежда стала постепенно вытесняться .европейским костюмом. Но, вступая в пожилой возраст, чеченские и ингушские женщины возвращаются к своей самобытной одежде, и на сегодня некоторые ее элементы сохраняют традиционный покрой.
В целом вайнахская одежда может быть охарактеризована как локальный вариант северо-кавказского и вообще кавказского типа историко-культурной области (или ее северо-кавказской подобласти). Специфика варианта выражается прежде всего в деталях, и именно раскрытию этих деталей посвящено основное содержание этой работы. Это тем более представляется нам оправданым, что вообще то вайнахская одежда уже была предметом рассмотрения в общекавказском аспекте целого ряда авторов, которые будут упомянуты ниже. Но именно те детали, на которых мы сосредоточили внимание в нашей диссертации, и оставались вне поля их изучения.
Предметом исследования избрана вайнахская женская одежда на временном срезе конца XIX—начала XX в., когда она выступает как устоявшийся традиционный комплекс, обладающий вполне определенной этнической спецификой и хорошо доступный для этнографического изучения как по .музейным коллекциям, так и по данным, сообщенным «ще и ныне живущими представителями старшего поколения.
В то же время, при всей стабильности и целостности этого комплекса, в указанное время проходили, как и в любое другое, довольно ин-
тенсивные процессы эволюции; поэтому в диссертации рассмотрен сопоставительный материал и по более раннему времени, в том числе и позд. несреднсвековый археологический, с другой стороны частично охарактеризована и судьба традиционного костюма в более позднее время.
Цель и задачи исследования. Представленная диссертационная работа преследует цель: на основе полевых и других этнографических материалов, письменных и археологических данных выявить и изучить основные типы и составные элементы вайнахкой женской одежды конца XIX— начала XX в. В соответствии с этим даегся описание женской одежды (нижней и верхней), головных уборов, обуви, украшений, манеры ношения, а также тех изменении, которые происходили в традиционной -одежде в указанный период.
Методология и источники исследования. Методологией исследования является принцип исторического материализма, представление.' о зависимости культурных проявлений, народного образа жизни от его хозяйственной основы.
Исследовательской базой диссертации служит этнографический материал, собранный нами в процессе полевой работы в 1975—1985 гг. в горных и плоскостных районах Чечено-Ингушетии. В то же время автором использованы материалы, собранные другими исследователями в преды. д\'щие годы и хранящиеся в архиве Чечено-Ингушского государственного объединенного музея. Сам этнографический" материал, послуживший основой представленной работы, собран комплексно-интенсивным методом. Он дополняется литературными данными и материалами музейных, фондов.
Научная новизна и практическая значимость исследования. Диссертация—первая попытка обобщить в целостности весь комплекс национальной вайнахской женской одежды. Она охватывает все вопросы, ка-касагощиеся женской одежды чеченцев и шнгушей. Наряду с этим представлены появившиеся сбреди вайнахов позже новые элементы одежды как результат общения с соседними народами.
Науно-практнческое значение проведенного исследования состоит в
том, что его материалы н основные выводы могут быть использованы
при написании обобщающих трудов: «История Чечни п Ингушетии», «Эт
нографии Чечни и Ингушетии». «Материальной 'культуры Чечни и Ин
гушетии», а также при чтении спецкурсов в вузах, в возрождении при
кладного искусства, в составлении музейных экспозиций. Описание жен
ской одежды, как части материальной культуры чеченцев и ингушей, мо
жет быть использовано (и используется) для пропаганды положитель
ных элементов традиционной культуры и внедрения их в быт современ
ного населения возрождения народной культуры в целом. v
Полевые материалы, а' также основные выводы диссертации уже находят практическое применение в соответствующих отраслях местной промышленности. Внедрены в производство рекомендации, основанные на исторических фактах, некоторых особенностях раскроя деталей распашного платья гіабали, о тканях, использовавшихся при изготовлении как
нарядной, так й повседневной одежды. Чечено-Ингушский производст
венный комбинат внес существенные поправки в изготовлявшиеся ранее
модели гіабали. *
Весьма' существенным оказался восстановленный исследователем образец гіабали парадного назначения, которому возвращен эталон с длинным шлейфом и ограничивающимся на незначительном касании пола передом.
Имеющиеся в работе наблюдения и рекомендации могут быть использованы и при изготовлении других образцов национальной женской одежды чеченцев и ингушей.
Апробация диссертационного исследования. Диссертация рассматривалась'по частям и в целом в 1980—1990 гг. на заседаниях отдела истории дореволюционного 'периода Чечено-Ингушского государственного объединенного музея. Отдельные главы диссертации докладывались также на сессиях Чечено-Ингушского Научнс-исследоватгльокого института истории, социологии, языка и литературы, на республиканских конференциях молодых ученых Чечене-Ингушетии (1980—1985 гг.).
Структура диссертации. Представленная работа состоит из введення, трех глав, заключения и библиографии. В приложении к диссертации дается список сокращений и информаторов, а также альбом. Общий объем работы 180 страниц.