Введение к работе
Актуальность темы. В настоящее время все большее значение в гуманитарных науках приобретает изучение проблем менталыюсти. Более того, можно даже утверждать, что появилась определенная мода на «ментальность». Однако, как известно, моды приходят и уходят, а интерес, если он подлинный, -остается. По-видимому, и проблемы менталитета, ментальностн надолго эстанутся в пространстве интенсивного исследовательского внимания.
Вовлечение этой категории в исторические исследования позволяет іктуализировать и связать между собой культурный и психологический факторы через постижение модели человеческого сознания и поведения, тем :амым достигается целостность познания специфики функционирования того їли иного социума.
Ментальность этноса в самом общем понимании можно определить как тсихологическое отражение специфики культуры, проявляющееся через эсновополагающие черты мировосприятия, ориентирующих мышление и юведение. Специфика культуры или ее самотождественность формируется $семи элементами организации жизни общности от соци&чьно-экономической ю духовной сферы, и исследователь ментальности стремится познать и ізучить, как они сочетаются между собой, определяя тем самым образ мира подей данной общности. В связи с этим исследование менталитета значительно асширяет поле деятельности историка, стремящегося раскрыть сущность той їли иной культуры.
Изучение этнической ментальности стало интенсивным лишь в юследние годы. Ранее, в работах многих исследователей рассматривались еоретические аспекты этнической психологии, показывались различные черты ;арактера народа, свойственные для определенной исторической эпохи без вязи с целостным изучением его культуры. В результате,
структурообразующие или собственно этноспецифические характеристики этнического мировоззрения оказывались как бы вне внимания исследователя.
Одной из важных задач изучения ментальности этноса является раскрытие сущностных, глубинных особенностей мировосприятия и поведения народа и объяснение их через историю и культуру народа. Функция объяснения тех или иных специфических черт культуры и ментальности этноса играет важную роль, ведь только то, что понято и осмыслено человеком, может быть принято им или отвергнуто.
В этнографической науке, в том числе в этнографии удмуртского народа, проделана большая работа по накоплению эмпирического материала. Значительные теоретические исследования посвящены тем или иным феноменам культуры этноса. Однако, по моему мнению, недостаточно внимания уделяется созданию работ, в которых бы были найдены связи и отношения между различными компонентами культуры. Современный этап развития этнографической науки характеризуется созданием мощной теоретической и фактографической базы, что требует осмысления культуры этноса в целом. Изучение ментальности удмуртов в какой-то мере является шагом на пути решения данной задачи.
Проблемы ментальности удмуртского народа почти не имеют соответствующей разработки в удмуртской этнографии. Хотя нельзя не отмегить ценные наблюдения дореволюционных авторов о психическом складе удмуртов. Большое значение имеют исследования современных ученых, отражающих те или иные черты ментатьности удмуртов. Но, в целом, все эти данные об особенностях этнического мировоззрения, картины мира удмуртов весьма фрагментарны. Выявление целостной картины ментальности удмуртского народа становится насущной необходимостью в наше время.
Объект и предмет исследования. Особенности практической деятельности общности людей, связанные с географическим положением и ::сторико-этническим окружением, оказывают влияние на формирование массового стереотипизированного сознания, которое в свою очередь, становясь
целостным самостоятельным фактором истории, оказывает воздействие на ее ход, придает неповторимую окраску. Изучение основополагающих черт мировоззрения и мировосприятия, системы ценностей и установок этнического характера удмуртов на основе комплексного анализа специфики функционирования и развития традиционной культуры народа явилось основной объектно-предметной сферой данной диссертационной работы.
Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является этнологический анализ доминантных особенностей ментальности удмуртского народа на основе комплексного изучения традиционной этнокультуры.
В соответствии с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:
-
Рассмотрение теоретико-методологических проблем этнического менталитета.
-
Определение естественно-исторических оснований формирования и эволюции удмуртской ментальности.
-
Исследование устоявшихся норм, ценностей и установок функционирования удмуртской семьи и общины в рамках соционормагивной сферы культуры.
-
Выявление особенностей мировосприятия через изучение познавательной подсистемы культуры удмуртов.
Хронологические рамки исследования. Нижнюю хронологическую рамку исследования установить довольно сложно, поскольку наиболее ранние сведения о ментальности удмуртов восходят к археологическим данным, мифам и легендам удмуртского народа, время возникновения которых установить с достаточной точностью трудно. Верхняя же хронологическая эамка определяется кон. XIX - нач. XX вв, что связано с коренными іеременами в политической и социально-экономической жизни России в последующий период, которые привели к изменениям в традиционной сультуре и ценностных ориентациях удмуртского народа. Автор в этом ісследовании ограничивается временем относительно уравновешенного юстояния всех сфер жизнедеятельности удмуртского этноса. Кроме того, со
второй половины XIX века активизируется деятельность по изучению всех народов России, в том числе и удмуртов, что находит свое выражение в увеличении количества работ, посвященных различным сторонам жизни удмуртов.
Методология и методика исследования. Многоплановость понятия менталитет приводит к тому, что эту категорию в том или ином ее звучании предлагали представители различных отраслей знания: истории, этнологии, психологии, философии. Сформировалось множество подходов к изучению ментальности, в то же время единой, утвердившейся в науке методологии еще не сложилось. В данном диссертационном исследовании автор опирался на теоретико-методологические разработки ведущих специалистов в изучении ментальности - представителей школы «Анналов»: М.Блока, Л.Февра, Ф.Броделя, Ж.Дюби, Ж. Ле Гоффа, М.Вовеля, Ж.Ревеля, отечественных их последователей: А.Я.Гуревича, Ю.Л.Бєссмертного. Большое влияние на понимание сущности сознательного и бессознательного, коллективного и индивидуального в истории оказали концепции зарубежных исследователей: З.Фрейда, Э.Фромма, К.-Л.Строса, М.Фуко, Э.Дюркгейма, И.Мейерсона и отечественных ученых: Л.С.Выготского, Г.Г.Шпета, Б.Ф.Поршнева, Ю.М.Лотмана, И.С.Кона.
Изучение этнической ментальности тесно связано с необходимостью определения места этой категории в системе этноса. Автор основывается на разработках отечественных исследователей теории этноса и этнопсихологии: С.А.Токарева, Ю.В.Бромлея, В.И.Козлова, С.А.Арутюнова, Э.С.Маркаряна, В.А.Тишкова, Л.Н.Гумилева, Ю.И.Мкртумяна
Из всего комплекса методов использовались, преимущественно, метод системного анализа и сравнительно-исторический метод в сочетании с методом «экспертных оценок». Метод экспертных оценок позволял анализировать взгляды учителей школ, преподавателей вузов, представителей культуры и науки, так или иначе связанных с проблемами изучения особенностей образа мышления и поведения удмуртов.
Степень изученности проблемы. Исследование ментальносте удмуртского народа в отечественной этнографии пока еще фрагментарно, и все же необходимо отметить ряд работ, сыгравших важную роль в становлении изучения особенностей мышления и поведения удмуртов.
Наиболее ранние описания культуры, быта и нравов удмуртского народа содержатся в работах исследователей XVIII в: Г.Ф.Миллера (1791), И.Г.Георги (1799), П.С.Палласа (1788), Н.П.Рычкова(1770-1772). Работы этого периода большей частью представляют собой беглые путевые заметки, поэтому говорить о полной и объективной характеристике культуры и эти ї скъй. психологии удмуртов не приходится. Кроме того, в трудах ученых этого периода часто прослеживается пкуёзягое отношение к народам Поволжья, что выражается в том, что эти народы представляются как отсталые, требующие активного культурного вмешательства извне.
В первой половине XIX века интерес к изучению удмуртов, как и других тародов Поволжья, уменьшился, что связано с перемещением интереса на $арубежную этнографию. В результате этот период характеризуется небольшим количеством работ по изучению удмуртов, среди них можно отметить «следования И.Ф.Эрдмана (1816г.), А.А.Фукс (1844г.), А:И.Герцена.
Новый этап развития отечественной этнографии, характеризующийся ювышением внимания к народам России, начинается с 1845 года, когда было юздано Русское Географическое Общество и укрепились центры по изучению сульгуры и быта народов, которыми становятся Москва и Петербург. Для іащего региона наиболее важными городами, где концентрируются ісследования и публикации по этнографии удмуртов становятся Казань и $ятка. Большое количество материалов по культуре и быту удмуртов гечагается на страницах «Вятских губернских ведомостей» (1838-1917гг.), Вятских епархиальных ведомостей» (1863-1917гг.), «Памятных книжках» и Календарях Вятской губернии» (1857-1917гг.).
В работах исследователей второй пол. XIX - нач. XX вв. прослеживается тремление к более объективному познанию культуры, быта и нравов
удмуртского народа. Обращает на себя внимание то, что большинство авторов уже редко упоминает о негативных чертах народа, наоборот, можно заметить большее количество положительных оценок духовной природы удмуртов. Исследователи, прожив немалое время рядом с удмуртами, показывают и анализируют те или иные явления через внутреннюю структуру удмуртского общества, стремятся найти корни особенностей этнического мировоззрения удмуртов, что придает их работам особую ценность. Среди них следует в первую очередь отметить работы таких авторов, как Д.Н.Островский (1873), Б.Гаврилов (1880), В.Кошурников (1880), В.М.Бехтерев (1880), М.Бух (1882), В.Н.Харузина (1898), Г.Н.Потанин (1880-1882), П.М.Богаевский (1888), Г.Е.Верещагин (1886, 1889,1895,1911), И.Н.Смирнов (1890), Н.Г.Первухин (1888-1890), И.Васильев (1906) и других.
В 1930 году в Удмуртии начала свою работу комплексная экспедиция Института народов Востока, в которой принимали участие известные ученые того времени - Н.Я.Марр, В.Н.Белицер, М.Т.Маркелов, А.И.Пинт, М.О.Косвен. Итогом их деятельности стало появление ряда работ по материальной и духовной культуре удмуртов в послереволюционный период.
На 20-нач.30-х годов приходится деятельность известного удмуртского ученого, поэта и общественного деятеля - Кузебая Герда, которым созданы замечательные по своему содержанию исследования по духовной культуре удмуртского народа, позволяющие определить некоторые черты образа мышления удмуртов.
Среди трудов известного исследователя Вятской земли и Удмуртии П.Н.Луппова необходимо отметить его работу, опубликованную в 1958 г., «Удмурты в XV-XVII вв.: Документы по истории Удмуртии XV-XVII вв». Как в документах, так и во вводной статье этого сборника находятся ценные указания о состоянии удмуртской ментальное в XV-XVII вв.
Говоря о современных исследователях, уделивших внимание изучению ментальности удмуртов, прежде всего, необходимо отметить работы М.В.Гришкиной (1994, 1996), Г.К.Шкляева (1992, 1998), в них через призму
иежэтнических взаимоотношений удмуртов и русских прослежены изменения денностных ориентиров, направленности сознания удмуртов в историческом :резе. Важную роль для изучения ментальности удмуртского этноса играют «следования В.Ю.Хотинец по этническому самосознанию (1996) и 5.В.Суворовой по этнопедагогике (1993).
Исследование В.Е.Владыкина (1994) по удмуртской религии содержит югатейший материал для изучения проблем картины мира народа. В этой и футих работах ученого показаны ценностные ориентиры, стереотипы шшления удмуртов, связанные в основном с религиозно-мифологической іферой культуры. Интересные выводы можно найти в работе В.В.Налольских 1992), в ней отмечается, что девиз удмуртской ментальности можно выразить ловами: «Живу в согласии». Важную роль для изучения ментальности 'дмуртов играют исследования Г.А.Никитиной по функционированию дмуртской семьи и общины, которые приводят к выводу о глубокой ависимости человека в удмуртском обществе от семейно-родственных и общинных отношений, что находит свое воплощение в формировании сновных ценностей удмуртской жизни.
Источннковая база обусловлена поставленными в диссертационном сследовании целями и задачами и подразделяется на следующие группы: Опубликованные письменные источники; к ним можно отнести наблюдения сследователей и путешественников 18 в. - Г.Ф.Миллера, П.С.Палласа, а также анние сообщения в печати о жизни и быте удмуртского народа представителей іестной власти, священников. В качестве этого же типа источников могут быть спользованы и исследования ученых XIX - нач. XX вв., поскольку их эчинения во многом были построены на личных наблюдениях, ценность оторых трудно переоценить. Однако, используя эти материалы, необходимо гделять непосредственные наблюдения от выводов авторов. В качестве гдельного вида письменных источников необходимо отметить фольклорные атериалы, нашедшие свое отражение в работах Б.Гаврилова, Г.Е.Верещагина, '.Первухина, М.Буха, Б.Мункачи и других исследователей. Во многом в
качестве источников могут быть использованы сведения о духовной и материальной культуре удмуртов, содержащиеся в работах современных ученых - В.Е.Владыкина, М.В.Гришкиной, Л.С.Христолюбовой, Г.К.Шкляева, Г.А.Никитиной и других.
Архивные источники: их особенность заключается в том, что они не содержат прямых указаний о ценностях и установках мышления и поведении удмуртов, но при тщательном изучении их и соотнесении с другими источниками можно получить сведения об особенностях развития культуры удмуртов, что является основой при изучении ментальносте народа. Из неопубликованных архивных источников в диссертации были использованы материалы следующих фондов Государственного архива Кировской области:
1 .Канцелярия вятского губернатора, ф.582.
2. Вятский губернский статистический комитет, ф.574.
3.Вятская ученая архивная комиссия, ф. 170.
4. Вятская губернская казенная палата, ф. 176. Кроме того, в работе нашли применение материалы фондов Центрального государственного архива Удмуртской Республики:
-
Глазовское уездное по крестьянским делам присутствие, ф.108.
-
Сарапульский уездный суд, ф.241.
Значительную роль при изучении ментальносте удмуртов играют
материалы рукописного фонда научного архива Удм. ИИЯЛ, содержащие
рукописи ученых и фольклорные сборники, кроме того, материалы
моги этнографических, фольклорных, диалектических экспедиций.
К опубликованным архивным источникам необходимо отнести сборник
документов «Древние акты, относящиеся к истории Вятского края»,
опубликованный в 1881 году и содержащий документы по ранней истерии
Удмуртии. К такому же типу источников относятся . «Труды Вятской
губернской ученой архивной комиссии»( 1906,1907). Большую роль играет уже
упоминавшийся сборник документов «Удмурты в 15-17 вв.», подготовленный
tl крупнейшим знатоком архивных материалов по истории Вятского края и Удмуртии П.НЛупповым.
Полевые материалы. Важную роль при работе над диссертацией сыграли и собственные полевые материалы. Они помогали осмыслить состояние ментальности удмуртского народа, соотнести образ мышления и поведения удмуртов с более ранними источниками, с другими народами. Полевые материалы складывались из непосредственного изучения жизни и быта удмуртов. Немалое значение имело и то обстоятельство, что автор сам является представителем изучаемого этноса, что позволило глубже познать внутреннюю структуру культуры, осмыслить особенности этнического мировоззрения удмуртского народа. Кроме того, диссертант принимал участие в этнографических экспедициях в Вавожский и Можгинский районы Удмуртской Республики.
Научная новизна работы. Это первое комплексное исследование ментальности удмуртского этноса. Автор на основе изучения специфики функционирования различных подсистем культуры этноса выделил структурообразующие характеристики, лежащие в основе этнического мировоззрения и мировосприятия удмуртов, вокруг которых формируется система ценностных ориентиров и установок удмуртского этноса. В рамках исследования модели коллективного сознания удмуртов используется комплексный подход, через который исследование подсистем культуры этноса соотносится с экологическими условиями его существования, с межэтническими отношениями. Общие заключения и выводы, сделанные в работе, позволяют конкретнее представить картину * мира удмуртов, особенности их этнического мировоззрения.
Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что ее эсновные выводы могут быть использованы при подготовке обобщающих забот по истории, этнографии и этнической психологии удмуртов, учебных юсобий по регионоведению, разработке общих и специальных курсов по тшческой ментальности. На основании выводов, сделанных в исследовании,
возможна разработка условий, определяющих оптимальное положение удмуртов в системе современной цивилизации.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования получили свое отражение в^публикациях. Различные сюжеты работы доложены автором на университетских региональных и международных конференциях в Ижевске (ежегодно с 1994 г.), в Глазове (1996 г.), Сарапуле (1997 г.).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры этнологии и регионоведения Удмуртского государственного университета.
В структурно-композиционном плане диссертация состоит из введения, четырех глав, соответствующих основным проблемно-тематическим блокам исследования, заключительного раздела, приложения, списка источников и использованной литературы.