Введение к работе
Актуальность . этой темы в современных условиях определяется резко возросшим интересом к таким прояЕпениям этнической культуры, которые, возникнув "в- далеком прошлом, не только сохранились до наших дней в качестве реликтов, но и органически вошли в комплекс наиболее характерных живых особенностей этноса, отличающих его от других территориально и стадиально близких образований.
Изучение этикета имеет особое значение в отношении народов, сохранявших ритуальность и стереотипность поведения и общения. К таким народам относится большинство этнических общностей Северного Кавказа, в том числе и осетины. Не случайно именно в кавказоведении возникло и.в течение последних полутора десятилетий развилось в особое научное направление исследование этикета, как системы коммуникативных особенностей традиционно-бытовой культуры, были сформулированы .основные теоретические и методические принципы' изучения этикета.
Степень изученности проблемы. Впервые этнокультурные особенности поведения и общения стали предметом специального внимания ученых eme в XIX. в; R ним обрашалйсь такие классики и этнографической науки, как Э. Тейлор, Ш. Летурно, Д. Леббок и др. В течение XX в. в отечественной науке и эа рубежом проблема этикета, как этнически особенных стереотипов коммуникативного
поведения, получила дальнейшую разработку. Особое значение среди трудов отечественных исследователей, в этой области имеют труды В.Х. Бгажнокова, Ш.Д. Инал-Ипы, Я.В. Чеснова, посвященные ятикету адыго-абхазских народов и общим методологическим вопросам проблем. Существенное значение имеют разработки традиционных норм поведения, проведенные на основе изучения русского материала
М.М. Громыко и Т.А. Бернштам, обиетёбретаческие исследования А.К. Байбурина; Й.С. Кона; С.А; Арутюнова, Л.Н. Гумилева, А.И. Першігаа,- НЛ1. Стошкуса и ряда других исследователей.
Конкретно Для выявления социально-исторических истокор поведенческой культуры осетин большую ценность предстчрлятуг тругы АдВ. Гадло, В.А. Кузнецова, $. Кардини. Дія изучения традиционного этикета осетинской общности исклочителыго ваяны иссячдорялї*
историков и этнографов кавказоведов М.О. Косвена, Б.А. Калоева, В.К. Абаева, Л.й. Лаврова, З.К. Гарданова, А.й. Робакидзе, З.М. Еанети, Я.С. Смирновой, А.Х. .Чагометова, Л.А. Чибирова, З.Д. Гаглоевой, В.Х. Тменова, Е.Н. Студенецкой, B.C. Гаглойти, 5.Х. Гутнова, В.П. Кобычева, Ю.Ю. Карпова, B.C. Уарзиати, Р.С. БзарФва, Э.В.- Кануковой, Л.К. Гостиевой, А.Б. Дзадзиева, .. А.Р. Чочиева, которые в той или иной мере затрагивали избранную нами тему или специально исследовали отдельные её аспекты.
Целью диссертационного исследования является анализ конкретного материала, характеризующего весь комплекс зтикетарных Hopv, присущих осетинскому этносу и попытка выявить их генезис путем синхронного и диахронного сопоставления внутри различных ситуативных (Йіоков. При разработке проблемы ставились задачи конкретно-исторического и этнографического анализа сущности традиционного ятикета осетин и исследования его реализации в различных ситуативных плоскостях с учетом семейно-родственной, социально-групповой и половозрастной стратификации осетинского традиционного общества.
Источниковедческую основу диссертации составили прежде всего литературные источники: описания осетинских обществ и селений, сделанные представителями русской и западноевропейской интеллигенции (Г.Е. Гордеев, З.С Красильников, АЛІШегрен, В.В. Пассек, В.Б. Пфаф. и др.); этнографические очерки и отражающие традиционный быт осетин литературные произведения осетинских литераторов и ученых (К.Л. ХетагуроЕ, СВ. Кокяев, И.Д. Кануког, Н.Г. Берзеноь, СВ. Н^ускаев и др.); фольклорные произведения, записи ч исследования памятников обычного прпва (Ф.И. Леонтович . и-др.); насиненные фактическими данными труды выдающихся кавказоведов ЪЛ. '.'зілера и М.М. Ковалевского.
Достоверный фактический материал по теме диссертации содержится на страницах дореволюционных сборников, издаваемых управле-ниямч Кавказской администрации: "Сборник сведений о кавказских горцах"; "Сборник сведений о Кавказе"; "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа" и др., а также периодической печати Кавказа: газет "Терские ведомости",-"Кавказ",
"Терек", "Казбек", "Тифлисские ведомости", журналов "Кавказский вестник", '"Утро гор" и т.д. Кроме литературных источников были использованы архивные материалы, содержание'-этнографические записи осетинской бытовой культуры, хранящиеся в фондах Сереро-Осетинского института гуманитарных исследований, архива РАН. (Санкт-Петербургском филиале) и др., а также полероЯ глзтрриал, полученный- в селениях различных географических зон. Сегерной Осетии во время специальных Этнографических экспед:--;1;й. 1988-1990 гг.-
Методологическим руководством для автора при работе над темой были исследования традиционного этикета (этнографии обшения), проведенные и опубликованные во второй потав'ше 70-80-х г;;., Б.Х. Бгажнокозым, А.К. Байбурипьш и рядом других отечественных зінографов, а также созданные в яти годы разработки методики изучения этнических культур, включая проблемы половозрастных стратификация в системах семейного к общественного бита.
Этикет в настоящем исследовании рассматривается как структурообразующий компонент всего комплекса традиционной культуры, для которого характерно определенное знаковое содержание и который в значительной степени определяется конкретными историческими условиями развития соответствующего этноса. Национальный (этнически определенный) этикет, реализуясь в постоянно (ежедневно) повторяющихся ситуациях и являясь одним из механизмов традиции, осуществляет преемственную связь меяду поколениями и выполняет внутри этноса важнейшие направляющие, етабилизируюгаие и дэде селективные функции. По существу это ядро традиплонно-бытовой культуры в сфере обиения. Этикет не существует вне времени и пространства, он всегда этнически опосредован и определен, это система характерных для каждого конкретного обшества предписаний ритуализированного общения в типичных и повторявшихся ситуациях взаимодействия его сочленов.
В данной работе исследование осетинского традиционного этикета проводилось с учетом этих методологических приниипоэ и осуществлялось посредством реализации таких широко применяемых в практике этнографического изучения традиционно-бытовой культуры методов, как метод непосредственного наблюдения, методы
типологиіпского и сравнительно-исторического анализа. В целом исследование базируется на разработанной отечественными историками и этнографами концепции генезиса и. исторического развития осетинского этноса, включая принятую в настоящее время концепцию истории его социальной культуры. Конкретные вопросы традиционного этикета осетин рассматриваются в работе в контексте двух основных исторически сложившихся в осетинском этносе реальных социумов - семейной и сельской общин, а также в контексте в равной степени характерной для них обоих традиционной духовной культуры.
Научная новизна данного исследования определяется главным образок тем, что это первый опыт комплексного и целенаправленного изучения осетинской традиционной культуры общения.В работе впервые делается попытка представить системную реконструкцию особенностей яти-кетарчых норм,принятых в осетинском обществе,и Дать их объяснение на фоне обшего историко-этнографического описания.этноса, его социального генезиса и этнической истории.
Практическое значение исследования определяется тем,что оно мо;;;ет способствовать,во-первых,воссозданию целостной"'картины традиционного быта и культуры общения осетинского народа и,во-вторых,его . социальной истории.В связи с этим собранные в диссертации материалы . и изложенные в ней выводы :..огут быть широко использованы как при создании специальных научных трудов и обобщающих работ ,по истории культуры,по этнографии осетин и других народов Кавказа,так и в практике работы историко-краеведческих и историко-художественных ;.гузеев,в практике преподавания основ истории и культуры осетинского народа п системе обшего образования и в высших учебных заведениях, в деятельности просветительных обществ и организаций,а также.при изучении этнокультурных процессов и этнических взаимоотношений в контексте межэтнических взаимодействий и контактов.
Апробация паботы по мере, ее подготовки проходила на кафедре .этнографии и антропологии исторического факультета Санкт-Петербургского универсктета.Основные положения и результаты излагались на" ежегодных научных конференциях исторического факультета СПбГУ . "Проблемі отечественной и всеобщей истории" в 1988-1990 гг., на конференциях "Среднеазиатско-Кавказские чтения в Ї987-Ї989 гг. (Институт этнологии и антропологии им. Н,Н. Миклухо-Маклая АН СССР -Лен. часть), на Всесоюзной научно-теоретической конференции "Этносоциальные процессы и .интернациональное воспитание молодежи" 'Владикаяказ,1989г.). Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры этнографии и антропологии СПбГУ.
-5--.-
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.