Введение к работе
Актуальность, темы. Изучение традиционных занятий этноса — важная задача полевой этнографии, так как в наши дни многие существовавшие веками в почти неизменном виде производства и занятия исчезают или видоизменяются под воздействием научно-технической революции и социальных факторов. 8 связи с этим скорейшая фиксация и анализ этой сферы жизнедеятельности в высшей степени существенны для осознания и сохранения конкретной этнической культуры. Этими соображениями автор руководствовался, исследуя традиционные занятия оседлых жителей Хадрамаутз с конца XIX века до наших дней, хотя некоторые аспекты темы увязываются со значительно более ранними этапами Общечеловеческой и южноэравийской культуры.
Цель и задачи исследования, Цель работы заключается в том, чтобы дать развернутую этнографическую характеристику традиционных занятий изучаемого этноса, обращая особое внимание из основные приемы и навыки. Такие исследования в Хадрэмауте были начаты в 1964г. австрийским этнографом В.До-сталем, проводившим опрос среди ремесленников Тарима. Его записи и кинопленки сохранили для науки технологические навыки каменщиков, гончаров, строителей, кузнецов, жестянщиков, ювелиров и шорников; приемы народной медицины и подробности некоторых обрядов. Позднее этот материал вошел в книгу «Ремесленники и технология ремесла в Тариме». Наличие подобной работы по Восточному Хадрамауту определило характер нашего исследования. Рассмотрены другие районы ареала — Западный и Центральный Хадрамаут и частично побережье, подробно освещены вопросы, не затронутые В.Досталем — плетение, ткачество, финиководство и другие аспекты сельского хозяйства в целом. Наши полевые наблюдения и расспросы информантов позволили восстановить и зафиксировать весь цикл сельскохозяйственных работ; системы орошения; традиционные приемы и формы, относящиеся к строительству и жилищному комплексу; плетение и ручное ткачество на плетельной раме; гончарство с восстановлением ассортимента изделий, сегодня уже не изготавливающихся;
1 Dosiel W. Handwerkstechnlken In Tarlm (SOdarablen, Hadramaul). tnstltut fur den Wlssenscheutllcheri Film. Gettlngen, 1972 (Publication ги Wlssenschaftllchen Fllmert Volkerkunde. Volkskunde. Erg3nzungband3).
пчеловодство и другие виды традиционных занятий. В стороне осталось только скотоводство, которое уместней описывать, характеризуя занятия полукочевников и кочевников исследуемого ареала.
Углубленное значение основных, не утративших своего экономического значения, традиционных занятий оседлого населения Хадрамаута с выделением соответствующих приемов и навыков предусматривает возможность воспроизводства всего технологического процесса в лабораторных условиях, то есть этнографическое моделирование.
Для этого автор ставил перед собой следующие задачи:
максимально подробное описание процесса по схеме; культурно-исторический фон, инструментарий и сырье, технология;
анализ полевых материалов, других источников по Хадрамауту и соотнесение полученного результата со специальной и этнографической литературой по исследуемому вопросу;
определение культурной и экономической значимости данного занятия в хадрамаутской культуре;
— попытка определения ареала существования данного явления культуры,
истории его появления и развития.
Источники, Основным источником исследования явились полевые материалы автора: записи бесед с информантами, схемы, рисунки, фотографии, предметы культуры и быта , сделанные и собранные а 1984 и 1990 гсдах во время работы в составе этнографического отряда Советско-Йеменской комплексной экспедиции. В полевом сезоне 1984 года (февраль-май) проводились стационарные наблюдения в дер.ал-Куза в еади ал-Гзбр; изучалось финиководство, земледелие, системы орошения, строительные приемы и архитектурные традиции. При посещении таких ремесленных центров, как ал-Кати, Сейун, Сиф были собраны материалы по плетению, гончарству и друтим ремеслам. В целом итогом первого сезона явился сбор материала по всем включенным в диссертацию темам.
В 1990 г. исследования были распространены на районы Центрального Хзд-
1 Приоезеиныв предметы были переданы вьтаром s дзр Музею антропологии и этнографии имели Пвтрэ Великого РАН («jniiGSOl из 51 предмета и часть мл.МеЭВб из 28 предметов}. Также а дар Музею буян переданы дье иллюстративные коллекции (И-Ї145 и И-2150). состоящие из 254 чгрис-бглах иагатизов. Испальгоезны и коллекции г,а Хадрамауту, подаренные Музе» МАРодиоиозым (№№6378, 6920, 6S27, «сть 6986 и илл. кол. И-2124).
рэмзута, побережья и плоскогорья. В тематическом плане была повторена программа первого полевого сезона с углубленным изучением технологических аспектов традиционных производств и ремесел, Впервые а круг исследуемых вопросов было включено ткачество. Значительно был пополнен материал по пчеловодству и некоторым другим аспектам. Благодаря расширению географии полевой этнографической работы удалось получить сравнительный материал по другим районам и приступить к выделению общехздрзмаутских явлений культуры. Повторное обращение к одним и тем же вопросам, после полной камеральной обработки ранее собранных материалов, позволило значительно уточнить уже сложившуюся картину и избежать вероятных ошибок.
В качестве дополнительных источников были использованы путевые заметки европейских путешественников, первооткрывателей внутренних районов Хздра-маута. Привлечение этих материалов позволило с одной стороны дополнить собственные наблюдения, а с другой — проследить те изменения, которые произошли за определенный отрезок времени.
Наиболее полезными оказались описания путешествий супругов Бент, Д.вг дер Мелена и Г.фон Висмана, Ф.Старк и супругов Инграмс, в работах которых уже наблюдается переход от чисто описательного изложения материала к его систематизации в виде специальных статей, посещенных отдельным вопросам.
Третьей группой источников стали научные публикации, среди которых нздо отметить статьи В АКрачковской, положившей начало этнографическому изучению Хадрамаута в отечественной науке, и работы английского востоковеда Р.Сард-жента, посвятившего себя изучению словесности и этнографии региона. Большую пользу оказали публикации арабистов П.А.Грязневичз и М.Б.Пиотровского, социолога С.Н.Сереброва, архитектора Ю.Ф.Кожина и этнографа М.А.Родио-новз.
Четвертым кругом источников, привлеченных к работе, явились сочинения хадрамаутских краеведов, объединенных вокруг отделений Йеменского центра культурных исследований (ЙЦКИ) в Сейуне, Мукалле, Шихре. Среди них для нас особенно ценными оказались работы Абд зл-Кадирз ас-Саббана, директора Сейунского отделения ЙЦКИ и Джаафзра ас-Саккзфа о земледельцах Хадрамаута.
В качестве методического материала использованы произведения отечественных и иностранных специалистов по различным аспектам традиционных производств и материальной культуры, что явилось крайне необходимым при
выяснении исторических корней рассматриваемых вопросов и проведении сравнительного анализа.
Методологической основой диссертации послужили принципы материалистического подхода к пониманию исторического процесса, а также теоретические положения отечественной этнографической науки; конкретный сравнительно-исторический подход к изучаемым вопросам и системный анализ материала.
Научная, новизна состоит в том, что приемы и навыки традиционных занятий у оседлого населения трех районов Хэдрамаута — Западного, Центрального и Прибрежного впервые стали темой специального рассмотрения; введены в научный оборот новые материалы по хозяйственной деятельности и материальной культуре обитателей Южной Аравии.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов и выводов при создании общей истории культуры Южной Аравии, запланированной в качестве итоговой работы СОЙКЭ, как сравнительного материала при проведении аналогичных исследований в других историко-этно-графических областях, а также при организации экспозиции по Хадрамауту в Музее антропологии и этнографии им.Петра Великого.
Апробация диссертаиии. Основные положения диссертации изложены а докладе на научной конференции, посвященной 50-летию со времени восстановления исторического факультета ЛГУ (1984г.); работа обсуждена на совещании этнографической проблемной группы СОЙКЭ (1991г.) и ьа заседании отдела этнографии стран Востока МАЭ (1992г.). По теме диссертации опубликованы четыре работы на русском и арабском языках, общим обьемом 2,0 а.л.
В структурном плане диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка информантов, списка сокращений, списка использованной литературы и приложения.