Введение к работе
Научная новизна работы.
При всей обширности этнографической литературы, посвященной коренным народам Крайнего Севера России, слабо исследованными остаются все вопросы, связанные с обычным, правой. Актуальность темы.
В данной работе рассматривается лишь один из элементов юридического быта оленеводов тундровой зоны - традиционные представления о собственности. Этот вопрос имеет в наше время особенное значение в связи с возрождением правового самосознания северных народов и с попытками как общественности, так и государственных органов определить основы этого правосознания на базе исторической, традиции.
Объектом для исследования выбраны тундровые оленеводы, ведущие крупнотабунное хозяйство: европейские и азиатские ненцы, энцы и нганасаны, а также тундровые чукчи-оленеводы. Задачей работы является выявление главных принципов, опреде-ляотих собственность, объекты собственности и все формы обычной юрисдикции, связанные с собственностью, характерные для вышеназванных народов. Источники.
Источниковым массивом для предлагаемого исследования кроме литературных данных служат собственные полевые сборы автора у различных групп коренного населения тундры, полевые материалы этнографов-собирателей, которым автор искренне благодарен, документальные материалы Центрального архива древних актов, Красноярского областного архива, Тобольского архива, а также статистические и директивные материалы Министерства сельского хозяйства России и его структурных частей. Цели и задачи исследования.
Автор не ставил перед собой задачи определить насколько претерпело изменения традиционное правосознание крупнотабунных оленеводов в советское время. Главная цель монографии
- I -
заключалась в экспозиции обычных правовых установок и объяснении их применения. Это определило хронологию исследования: конец XIX - начало XX вв. В работе базовш статистическим источником являются данные Первой приполярной переписи, которая застала народы тундровой зоны в последней фазе их естественного развития. Методика исследования.
Следует, отметить неравномерность распределения материалов по отдельным народам, вызван!^ неодинаковостью их исторических контактов в процессе освоения государством территории, а также внутренними социальными особенностями каждого.
Для европейских ненцев оказалось возможным проанализировать документальные материалы, рисующие их имущественные и товарно-денежные отношения уже в конце ХУШ века, которые почти не эволюционировали за полторы сотни лет. Для таймырских аборигенов, - нганасан и энцев, - аналогичных материалов нет. Они в начале века вели полностью натуральное хозяйство и лишь частично платили ясачные подати,, приобретая в основном хлеб за шкуры диких оленей. На эти шкуры ощущался постоянный спрос, т.к. в них упаковывали более ценные меха, собираемые на востоке Империи. Чукчи также не выходили за рамки традиционного натурального хозяйства, образовав симбиотические группы морских зверобоев и оленеводов. Тундровые крупнотабуннне оленеводы на Чукотке просуществовали практически до начала пятидесятых годов нашего столетия. Поэтому разделы о названных народах неравнозначны.
Необходимость восстановить юридический быт коренного населения тундры России досоветского периода определила и методический подход, разработанный в специальной Программе, для собирания народных юридических обычаев, составленной до Первой всенародной переписи населения России. Эта программа готовилась достаточно длительное время и выдержана в юридических дефинициях конца прошлого столетия. Потребность в знаниях народного юридического быта ощущалась рос-
сийскими общественными деятелями давно. Уже в обшей программе, по которой собирались этнографические сведения о народах России, подготовленной Российским Географическим Обществом в 1847 году, бил выделен специальный раздел об особенностях общественного быта российских граждан, где рассмотрены и юридические обычаи. Этот раздел был составлен преимущественно этнографами и почти не касался практических возможностей использования обычного права. После крестьянской реформы стала очевидным необходимость учитывать в повседневной юридической практике и в системе государственного управления обычное право. Это породило потребность в совершенствовании Программы уже с чисто правовых позиций. Инициатором этой работы выступил известный археограф, историк и этнограф, председатель Отделения этнографии Императорского Российского Географического Общества Н.В.Калачов. Он привлек к работе такого видного юриста, как П.А.Муллов и к 1864 закончил и опубликовал Программу для собирания соботвенно юридических обычаев. Однако и усовершенствованная Программа имела ряд изъянов, касающихся в основном неадэкватности народных юридических установлений и классических правовых понятий. После выхода Программы в свет была только через двенадцать лет образована специальная комиссия, которая учла огромный материал, накопленный по народным юридическим обычаям, изданный в 1874 году в Трудах Комиссии о волостных судах. Были привлечены также богатые материалы, собранные П.С.Ефименко, а также программа, разработанная В.Н.Майновим на основании этнографических сборов П.С.Ефименко, программа по собиранию южнославянских обычаев В.В.Богишевича, изданная в 1865 году на сербском языке, программа по уголовному праву А.Ф.Кистяковского и другие юридические и этнографические источники. В 1877 году П.А.Матвеев представил на обсуждение Комиссии разработанную на основе упомянутых источников Программу по гражданскому праву и судопроизводству, а И.Я.Фойницкий - по уголовному праву. Эти Программы.были тщательно отрецензированы такими выдающимися правоведами,
как Н.С.Таганцев и Н.А.Неклюдов. Выправленные Программы на "ряд лет стали основными, методическими пособиями для этнографов, .занимающихся проблемами обычного права. К 1888 году после смерти Н.В.Колачева должность председателя Отделения этнографии занял С.В.Пахмам, который сразу же взялся за составление общой Программы, которая могла быть представлена от самой Комиссии. С.В.Пахман коренным образом переработал все разделы Программы, внеся в них дополнения о методике - собирания сведений, а также поправки по существу вопросов. В новую Программу вошли следующие разделы: гражданское право, уголовное право и судопроизводство. Самым большим получился раздел гражданского права. Это было закономерно. Именно в области гражданского права и сосредоточены все особенности народных юридических представлений и повседневная практика: веинне права и обязательства, семейное право и -наследство, владение и собственность. Специально был выделен вопрос об общинном владении, как о специфически российском явлений в области.народных юридических установлений. Комиссия в процессе рассмотрения новой Программы обсудила ряд вопросов, связанных с чисто методической стороной дела. В частности, решался вопрос о том, какой круг проблем нужно включить.в область обычного права: только юридические аспекты или же и явления, которые стоят, на грани юрисдикции и' обычной .практики. Било реиено включить, в программу вопросы, . касашиеся разного рода обыкновений и народных воззрений, без которых невозможно понять значение тех или иных сторон обычая. Именно с позиций народных представлений о законе и законности собиратель должен был трактовать все стороны обычного права, приведенные в Программе. Было рекомендовано не ограничиваться описанием казусов и правил, а фиксировать формулы оценок - поговорки и пословицы, предания и микологические-сюжеты, связанные с правом. Програм-тда подчеркнула, что народ есть понятие сложное и нельзя ограничиваться описанием представлений исключительно крес-тьпнг.кси! ;'?ncu, п привлекать данные по прочим сословиям,
живущим в городах и заводских поселениях. При собрании этнографических данных рекомендовалось учитывать происхождение крестьян - бывшие помещичьи, государственные, однодворцы, удельные, горно-заводские и другие. Был выделен специальный методический раздел о собирании материала у инородцев. При этом указывалось на необходимость отмечать самостоятельные установления и те, которые формируются под влиянием соседних народов или же государственного аппарата. Программа обращала внимание на необходимость точной фиксации места, времени, источника информации и условий работы.
Эта программа для настоящего исследования представляет собой ценнейший методический документ, так как позволяет рассмотреть вопросы традиционных представлений о собственности в рамках традиционных понятий. Она была адаптирована автором применительно к целям труда и дополнена целым рядом вопросов, связанных со спецификой оленеводческого хозяйства северных самодийцев и чукчей.
Рассмотрение темы потребовало подробно проанализировать историю формирования крупнотабунного оленеводства тундровой зоны в конце прошлого - нашем веке на фоне истории оленеводства вообще. Три раздела - о ненцах, нганасанах и чукчах соответствуют трем специфическим центрам крупнотабунного оленеводства, претерпевающего изменения уже в наше время-Практическое значение работы.
Автор надеется, что выявленные им закономерности действия обычного права на Крайнем Севере в какой-то степени смогут помочь при создании нормативных актов для народов Крайнего Севера. Апробация результатов исследования.
Монография "Традиционные представления о собственности трудовых оленеводов России (конец XIX,- начало XX века)" обсуждалась в Институте этнологии и антропологии РАН, на кафедре этнологии'Исторического факультета МГУ им. Ломоносова, Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (СПб),
а также на научных конференциях в Хабаровске, Владивостоке, Москве и Новосибирске в 1993-1994 гг. Структура диссертации.
Работа состоит из Введения, гл. I.Формирование крупнотабунного оленеводства в XIX-XX вв.; гл. 2. Представления о собственности ненцев-оленеводов; гл. 3. Основы юридического быта нганасан и энцев; гл. 4. Некоторые элементы традиционного правосознания чукчей-оленеводов и Заключения. Содержание диссертации. Введение.
Работа предворяется введением, где автор формулирует задачи исследования, описывает источники и методику работы.