Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционные представления о происхождении земли и человека у тунгусоязычных народов юга Дальнего Востока России : Опыт мифологической реконструкции и общего анализа Шаньшина, Елена Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шаньшина, Елена Викторовна. Традиционные представления о происхождении земли и человека у тунгусоязычных народов юга Дальнего Востока России : Опыт мифологической реконструкции и общего анализа : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Ин-т истории, археологии и этнографии.- Владивосток, 1998.- 28 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-5/2161-9

Введение к работе

. Актуальность темы исследования. Актуальность научного исследования традиционного мировоззрения тунгусо-маньчжурских народов юга Дальнего Востока России определяется его слабой изученностью и перспективностью как ранее мало привлекавшегося источника при решении других проблем истории и культуры коренных малочисленных этносов этого обширного региона. Проблематика, связанная с вопросами истоков, истории сложения и этнической специфики целостной картины мира у зтігх народов в прошлом, является в тунгусо-маньчжуристике одной из самых сложных. За последние полтора столетия, благодаря усилиям нескольких поколений исследователей, путешественников и собирателей, был накоплен богатый материал, дающий представление о различных сторонах древнего миропонимания изучаемых народов. В последние десятилетия стали появляться первые работы, посвященные различным сторонам мифологических представлений о мире у народов бассейна Нижнего Амура, а также отдельным вопросам проблематики диссертации, в которых начала реализовываться назревшая необходимость научной систематизации и специального анализа накопленных к настоящему времени разнообразных источников и фактов. Однако до сих пор за пределами внимания исследователей оставалось целостное изучение традиционных представлений о происхождении Земли и первых людей в сравнительном аспекте у всех изучаемых в диссертации народов. Реконструкция подобных взглядов может являться ценной и самодостаточной и сама по себе - как открытие еще одной грани в своеобразной и богатой культуре дальневосточных аборигенов. Выводы и результаты научного анализа традиционной космоантропогонии дают возможность решать и уточнять различные спорные вопросы

этногенеза и этнической истории этих народов. Не менее актуальной выбранная для диссертационной работы тема является и в связи с тем, что она практически не изучалась зарубежными учеными.

Объектом исследования является традиционная культура шести современных тунгусоязычных этносов юга Дальнего Востока России: нанайцев, негидальцев, ороков, орочей, удэгейцев и ульчей. Из круга непосредственных объектов внимания в настоящей диссертации выведены эвенки и эвены по причине их преимущественного расселения в прошлом и настоящем в лесотаежной зоне Сибири и на Северо-Востоке России, а не на юге Дальнего Востока.

Территориальные- рамки исследования охватывают обширный географический регион, условно называемый в диссертации югом Дальнего Востока России, включающий в себя Приморье и бассейн Нижнего Амура -территорию проживания современных тунгусоязычных народов.

Предмет исследования - важный фрагмент мировоззрения указанных народов - традиционные представления о начале мира, рассмотренные в виде двух их узловых сюжетов: о происхождении первых людей и места их обитания - земной тверди, суши или Земли.

Цель работы - реконструкция и общий анализ в стадиальном, этнокультурном и этногенетическом аспектах указанных представлений в масштабе всех тунгусо-маньчжурских народов обозначенного региона.

Основные задачи исследования: (1) Научная систематизация имеющихся материалов на основе тематического критерій; (2) Вычленение и реконструкция общих для всех изучаемых народов региона представлений о начале мира в форме ведущих мотивов, вариантов и мифологем; (3) Стадиальная характеристика последних - в связи с тем, что уже на предварительном этапе исследования их сопоставление говорит не только о

различном месте, но и о различном времени их сложения; (-1) Анализ общих и особенных вариантов космоантропогоннческих представлений в этногенетическом и этнокультурном аспектах. При решении последней задачи автор исходит из предположения о том, что если наличие общих для всех народов региона представлений может объясняться из исторически сложившейся общности культурного и социально-экономического развития изучаемых этносов, то присутствие особенных или единичных версий может быть свидетельством о разных истоках происхождения и источниках формирования этих народов, а также о характере культурных контактов в сфере духовной культуры.

Методы исследования. На разных этапах исследования, в соответствии с поставленными задачами используются как общие методы исследования, такие как сравнительно-исторический и ретроспективный, так и некоторые специальные методы реконструкции и анализа, выработанные рядом авторов при решении схожих проблем на материалах различных народов и отчасти дополненные в настоящей диссертации с учетом особенностей состояния источниковой базы по изучаемым этносам, В числе таких дополнений, например, - метод, называемый в работе "тематической систематизацией". Суть его состоит в выявлении однотипных сюжетов, обнаруживаемых путем сравнения в выделенном на первом этапе исследования для реконструкции корпусе фольклорных текстов, далее - в объединении таких сюжетов в своего рода базовые группы и, в последующем, - в вычленении внутри каждой такой группы ведущего или основного мотива. Следующий этап - путем анализа и привлечения других источников - воссоздание мифологической праформы, отражающей некую исходную ступень. в развитии того или иного варианта космоантропогоннческих воззрений, в результате эволюции которой, как

предполагается автором, и возникли данные представления. Далее -выявление внутри выделенных в качестве ведущих вариантов представлений противоречий, специфичных для анализа культурных взаимосвязей и воссоздание внутренней эволюции того или иного варианта.

Степень изученности темы исследования. При характеристике данного вопроса автор акцентирует свое внимание на истории научного осмысления и анализа накопленных в науке источников и материалов по теме работы. Подчеркивается, что на протяжении последних шести-семи десятилетий в тунгусоведении произошло кардинальное изменение отношения к предмету исследования настоящей диссертации: от, с середины XIX в., мнения об отсутствии каких-либо космоантропогонических представлений у изучаемых народов, обусловленного более чем скромной оценкой их мыслительных способностей в плане постановки и решения вопросов философского свойства, разделяемого большинством исследователей и наблюдателей (Крапоткин Д., 1896; Лопатин И.А., 1922; Шренк Л.И., 1899; Штернберг Л.Я., 1933, 1936),- до признания не только наличия подобных воззрений, но и осознания важности как специального изучения последних, так и привлечения их в качестве нового, ранее практически не использовавшегося источника при решении многих проблем истории и культуры народов региона (Сем Ю.А., 1986).

В качестве начала научного анализа традиционной

космоантропогонии народов юга Дальнего Востока России особо выделена работа Е.А.Крейновича, посвященная космогоническим представлениям нивхов. Указанный автор первым сделал традиционные представления о происхождении Земли и первых людей не только у нивхов, но и у их ближайших соседей по региону - тунгусоязычных народов бассейна Нижнего Амура, предметом специального изучения. В его работе была проведена

первичная систематизация выявленных им фольклорных источников по данной проблематике и поставлена проблема изучения генезиса и распространения представлений о множественности солнц в мифологии дальневосточных аборигенов (Крейнович Е.А., 1929). Одну из первых попыток решения последней проблемы в аспекте сравнительного изучения мифов о множественности солнц и о герое по имени Хадау, сбивающем лишние светила, у народов Амура предпринял А.М.Золотарев (Золотарев A.M., 1964). Наиболее полная к настоящему времени систематизация подобных мифов осуществлена Т.Ю.Сем, проанализировавшей последние в плане общего и особенного с использованием метода "этнокультурной семантической типологии" (Сем Т.Ю., 1993, 1996).

Некоторые элементы космоантропогонических представлений в обозначенном регионе рассматривались рядом авторов попутно в структуре исследовании, посвященных другим проблемам традиционной культуры изучаемых народов (Аврориц В.А., Лебедева Е.П., 1966, 1978, 1979; Золотарев A.M., 1939; Иванов СВ., 1976; Ларькин В.Г., 1959, 1964; Сем Т.Ю., 1990; Смоляк А.В., 1976, 1991 и др.) или описывались комплексно на материалах отдельных народов (Подмаскин В.В., 1984; Сем Ю.А., 1986).

В плане разработки принципов метода стадиального анализа и ориентации в материалах по теме диссертации отмечается монография А.Ф.Анисимова, рассмотревшего космологические представления широкого круга народов Севера, в том числе и народов бассейна Амура (Анисимов А.Ф., 1959). Важное значение для вывода о возрасте сюжета о творении Земли водоплавающими птицами имеют работы В.В.Напольских, предпринявшего попытку реконструкции одноименного мифа и его этногенетнческии анализ на материалах различных народов, относящихся к

гипотетической уральской языковой семье, в том числе и дальневосточных тунгусов (Напольских В.В., 1990, 1991, 1992).

В целом, современное состояние исследований в области изучения традиционных представлений о происхождении Земли и Человека у тунгусоязычных народов юга российского Дальнего Востока характеризуется относительно слабой и неравномерной изученностью как всей проблемы, так и отдельных ее сторон, а также количественным преобладанием работ, в которых различные элементы указанных воззрений рассматриваются обособленно друг от друга и на материалах отдельных народов.

Научная новизна и практическая значимость работы. В диссертационном исследовании впервые делается попытка реконструкции и общего анализа мифологических представлений о происхождении Земли и Человека у всех тунгусо-маньчжурских народов юга Дальнего Востока России. По мнению автора, только такой заявленный масштаб может явиться залогом успешного решения поставленных задач, так как в настоящее время ни по одному из изучаемых народов нет достаточно репрезентативного материала и, следовательно, в рамках одной этнической традиции осуществить задуманную реконструкции не представляется возможным. Правомерность выбора подобного масштаба подкрепляется и тем, что изначальное родство между современными тунгусо-маньчжурскими народами региона считается доказанным современной наукой. Ряд вопросов в рамках тематики диссертации в аспекте их научного анализа в региональной историографии ставится и рассматривается впервые.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов и выводов при изучении спорных проблем этнической истории и культуры современного тунгусоязычного населения

юга Дальнего Востока России. Кроме того, итоги нследовапия традиционной космоантропогонии изучаемых народов могут явиться одним из вкладов в решение научной задачи более сложного уровня - системной реконструкции и анализа традиционной модели мира у дальневосточных аборигенов. Далее, по той причине, что изучаемые народы еще до настоящего времени сохраняли свое традиционное миропонимание, изучение последнего в целом или по фрагментам может помочь в решении общих проблем раннего развития и истории всего человечества. Результаты реконструкции важного фрагмента древнего мировоззрения изучаемых народов могут быть использованы в музейной работе, в общих и специальных курсах по региональной этнографии, при написании обобщающих трудов по истории и культуре народов обозначенного региона.

Апробация результатов исследования. Основные положения
диссертации отражены в 12 опубликованных работах, а также изложены в
форме докладов и сообщений на трех научных годичных отчетных сессиях
Института истории ДВО РАН (г.Владивосток, 1993, 1995, 1997), на
международной научной конференции "Исторический опыт освоения
восточных районов России" (г.Владивосток, 1993), научно-практической
конференции 1-і . , посвященной 100-летшо Хабаровского

краеведческого музея им.В.К.Арсеньева (г.Хабаровск, 1994), 4-ой Дальневосточной научной конференции молодых историков (г.Уссурийск, 1996). Проблематика диссертации вошла в число победителей Всероссийского конкурса по гуманитарным исследованиям и получила финансовую поддержку международного научного фонда "Культурная инициатива" (1994/95, 1995/96).

Источники и материалы. Круг привлекаемых источников и материалов обусловлен спецификой предмета исследования. По причине

бесписьменности всех изучаемых народов вплоть до 30-х годов нашего столетия, важное значение при решении поставленных задач имеют фольклорные материалы, опубликованные в различное время как отдельно, так и в структуре некоторых исследований, а также хранящиеся в архивах музея РАН "Кунсткамера", Санкт-Петербургского отделения РАН, филиала Хабаровского краеведческого музея им. Н.И.Гродекова в г.Совгавань Хабаровского края. Используется также ряд полевых записей фольклорного характера автора диссертации, сделанных в 1994/95 годах в Нанайском районе Хабаровского края. Привлекаются материалы языков по народам Дальнего Востока и сопредельных территорий, данные языковой семантики, разнообразные вещественные источники, этнографические материалы по всему комплексу традиционной обрядности и ритуалам изучаемых народов и их ближних и дальних соседей, опубликованные в различных работах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и материалов, списка использованных сокращений, а также приложения, оформленного в виде "Указателя использованных в диссертации фольклорных текстов по тунгусо-маньчжурским народам юга Дальнего Востока России".