Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционные обряды и обычаи башкир, связанные с рождением и смертью Фатыхова, Флиза Фаатовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фатыхова, Флиза Фаатовна. Традиционные обряды и обычаи башкир, связанные с рождением и смертью : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Санкт-Петербург, 1994.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теми. Обряда и обычаи, связанные с рождением и смертью человека, - два полярных, но логически взаимосвязанных цикла семэйной обрядности. Являясь неотъемлемой частью культуры и быта любого этноса, они пронизывают все стороны человеческой кизни и их исполнение обязательно как для отдельного человека, так и для общества в целом. В семейной обрядности отражаются особенности образа жизни народа, его общественный строй, этнокультурная история, мировоззрение. Поэтому названные обычаи и обряда представляют важнейший источник, во-первых, для этнографической характеристики народа; во-вторых, для воссоздания его социальной и культурной истории, разработки проблем этногенеза, этнические и хозяйственно-культурных взаимосвязей с другими неродами региона и сопредельных территорий; в-третьих, для дальнейшего развития и совершенствования современной обрядности. Научное описание и анализ этих обрядов обусловлены потребностями сегодняшнего дня, в связи с возросшим интересом к истории и культуре своего народа. Многие современные обряды опираются на традиции прошлого, впитывая накопленный положительный опыт, перенимая музыкально-хореографическое и декоративное оформление обрядовых действий.

Из всего комплекса семейных обрядов башкир в качестве объекта исследования взяты "крайние" обряда этого цгасла - родильные и похоронно-потяшэльние. По представлениям башкир, для каждого человека обязательно в течение кизни должки бить устроены три торкестза ос пуй: бэп$й туЯы (в честь рождения ребенка), узечкен куйиц (собственная свадьба), улел иуйы (по случаю смерти). Обряды, связанные о родинами н похоронами, в отличие от свадьбы, которой могло и не быть, сопрововдали акт рождения и смерти каждого человека и регулировали его поведение на протяжении всей жизни. По народним представлениям, от того, насколько правильно соблюдались эти обряда, . зависело здоровье и благополучие всех людей. В силу этого семейная обрядность, будучи важнейшим источником для этнографической характеристики народа, претерпевая неизбежную эволюцию, по сравнешш с другими областями духовной и материальной культуры народа, отличается большей консервативностью и самобытностью и издавна привлекает к себе внимание ученых.

Цель к задачи исследования. Целью диссертации является историко-этнографическое изучение традиционных обрядоЕ и оОычаев башкир, связанных с ровдонием и смертью (хронологические рамки в основном охватывают конец XIX - начало XX вв., хотя в ряде случаев значительно расширены). В соответствии с общей целью ставятся и решаются следующие задачи:

- на основе ггалевых и литературных источников дать по возмож
ности полное системнее описание важнейших родинних и погребально-
поминальных обрядов башкир, определить их идеологическую нагрузку и
функциональное значение в семейном и общественном быту, исследовать
традиционные представления башкир о рождении и смерти;

- выяснить по данным родикной и погребально-поминальной
обрядности следа этнических и культурно-исторических связей башкир
с другими народами;

- проследить современные тенденции развития семейных обрядов и
возмокности использования в них элементов традиционней обрядности.

Степень изученности вопроса. Учеными накоплен огромный опыт в исследовании семейной обрядности на различных этапах история человечества. В теоретическом шине при изучоюш сегайвдх обрядов для нас особенно ценными являются классические труды Д.Н.Анучина, Д.К.Зелонина, Л.А.Котляревского, Н.О.Катансва, В.Н.Харузкной и др.

В 30-е годы XX в. вышла целая серия работ, посвященных исследованию вопросов, связанных с рождением и смертью у народов Средней Азии и Сибири. Это прежде всего труды О.Л.Сухаревой, А.Л.Троицкой, И.И.Зарубина, Р.С.Гершоновича, Л.Э.Каруновской, Т.С.Лозовской, Е.А.Крейновича, А.В.Анохина, Н.П.Дыренковой и др. Из более поздних необходимо назвать работы С.М.АОрамзона, Н.А.Кислякова, Г.П.Снеса-рева> Б.Х.Кармыыевой, В.Н.Басилова, Н.Н.Ершова, Р.Р.Рахимова, Л.А.Фиратейн и др.

Среди работ, посвященных нашей теме, особый интерес вызывают монографик В.П.Дьяконовой (1975), в которой дается обстоятельное и полное описание всего погребального обряда тувгащез и материалы обряда рассматриваются как исторкко-этнографнчееккй источник, и монографическое исследование Н.К.Гаврилюк (1981), в которое наряду с подробным описанием материал родильной обрядности украинцев используется в качестве источника для картографирования явлений духовной культуры. Ценная информация по семейной обрядности содержится в работах М.Н.Серебряковой (турки), М.Я.Устиновой (латыши),

Ю.Ю.Сурх.аско (карелы), Т.И.Кухаронок (белорусы) и др.

При подготовке исследования использованы такие труды Еедущих отечественных специалистов по проблемам этнокультурных процессов, по теории обряда, взаимосвязи обряда и фольклора С.А.Токарева, К.В.Чистова, Ю.В.Бромлея, В.В.Пименова, Б.Н.Путилова, А.М.Репетова, Р.Г,Кузеова, Т.Л.Бернштам, Л.К.Байбурина и др.

В Волго-Уральской историко-этнографической области родинная и погребальная обрядность населякждас ее нар дов представлена неравномерно. Наиболее полно изучены семейные обряда удмуртов (Л.С.Христолюбова, В.Е.Владыкин, М.Г.Атаманов), татар (С.М.МатБеез, Р.К.Уразуанова), мордва (Н.Ф.Ызкшзгн, Н.Ф.Беляева, Т.П.Федякович). Имеются отдельные статьи по родинной и похоронной обрядности у чувашей (К.П.Прокспьев, Б.В.Кахоьский), мари (Н.С.Попов) и коми (И.Ильина, А.И.Терюков, Ю.В.Гагарин).

Этнографическое исследование башкирских семейных обрядов началось в 70-80-е годы XVIII века с трудов участников Академической экспедиции, причем они изучались не как самостоятельный объект, а в рамках более общих историко-этнографических тем. Это прежде всего работы И.Г.Георги, Н.С.Попова, И.И.Лепехина, Д.П.Никольского, М.Баишева, П.Назарова.

Особое место в изучении башкир занимают исследования С.И.Руденко. Его фундаментальную монографию "Башкиры. Опыт этнологической монографии" можно считать основополагающей работой в этнографическом изучении башкир, и семейной обрядности в частности. С.И.Руденко, з отличие от его'предшественников, хотя и в очень сжатой форме, дал описание всего цикла обрядов, связанных с рождением и смертью башкир, дополняя текст иллюстрациями.

Отдельные аспекты семейного быта башкир нашли отрзвеїше в работах Н.В.Бикбулатова, Л.И.Кагеэзой, Р.З.Янгузина, Н.А.Магаїтова, О.Ф.Илимбетова, Т.Х.Кускковой и др.

Источники и литература. При написании диссертации все эти публикации были учтены, но поскольку они не могут дать целостной картины семейных, особенно родгашых и погребальных обрядов и уровень их изученности неодинаков, основным источником для данной работы послужил собранный автором полевой материал. Систематический сбор экспедиционного материала по теме был начат автором в рамках исследовательских работ отдела этнографш ИИЯЛ УНЦ РАН в 1930 г. и продолжался до последнего времени. Помимо ' собственных этнографических текстов, в качестве источника в диссертации были

привлечена фольклорные, лингвистические, археологические материалы, а также материалы из фондов Российского этнографического музея в г.Санкт-Петербурге а сведения, содержащиеся в научной, публицистической, художественной литературе.

Научная новизна. Вводится в научный оборот новый источниковий материал. На основе этнографических данных с привлечением широкого круга других источников впервые предпринята попытка анализа родинних и похорошшх обрядов башкир б га неразрывной взаимосвязи, установлены черты их сходства и различия с народами Поволжья, Сибири, Сродной Азии и Казахстана.

Практическая значимость. Результаты диссертации, расширяющие наши представления о духовной культуре и бытовой обрядности банкирского народа, могут бить использованы для сравнительно-исторических исследований в регионе и за его пределами, при составлении и издании памятников ду-'чвной культури башкир, музейних каталогов и экспозиций музеев, в современном обрядотворчестве.

Практическая значимость работы определяется также возможностью кснользоваїшя ее материалов и выводов в лзкционно-лросветительскоц работе и при составлении специальных курсов по башкирской этнографии. С 1990 г. во всех школах и во многих вузах республики введен курс "История и культура народов Башкортостана". Материалы данной диссертации использовались автором при чтении этого курса для студентов Башкирского педагогического института.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались автором на Всесоюзной научной конференции "Семья у народов СССР в условиях развитого социалистического общества" (Махачкала, 1985 г.) и на трех конференциях молодых ученых (Уфа, 1934 г., 1986 г.; Омск, 1991 г.), а такие в опубликованных статьях и монографии.

Структура роботы. Диссертация состоит из зведення, трех глав, заключения и библиографии. Текст изложен на 195 страницах машинописного текста. Библиография включает около 300 наименований.

Во Введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования, рассматриваются теоретические и методологические аспекты исследования, е также историография вопроса.