Введение к работе
Актуальноегь_гемы_исследования. Проблемы изучения и освещения исторических связей народов были и остается одной из важных задач, стоящих перед советскими историками.
В решении этой задачи большое значение имеют исследования данной проблемы с привлечением этнографических материалов.
Актуальность разработки избранной нами темы исследования определяется прежде всего тем, что в настоящее время в стране повсеместно наблюдается рост этнического самосознания, который сопровождается повышением интереса не только к современным этническим процессам, но и к более отдаленным историческим этапам народного бытия, вплоть до этногенеза.
Необходимость изучения данной проблемы обуславливается также и тем, что до сегодняшнего дня вопросы межэтнических контактов, взаимоотношений, взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур народов Средней Азии и Казахстана в целом, Ферганской долины в частности, остаются слабо разработанными в среднеазиатской историографии.
В настоящее время, когда достаточно подробно изучены особенности этнических процессов, происходивших у народов Средней Азии и Казахстана, представляется возможным, на наш взгляд, внимательно проанализировать наиболее важные аспекты межэтнических взаимоотношений народов этого региона на материалах конкретной историко-этнографической области.-
Не останавливаясь подробно на сущности понятия "этнические процессы", отметим, что,ученые в это понятие включают вез основные изменения, происходящие в системе той или иной этнической общности .
известно, что этнические процессы делятся на два основных вида; разделительные, под которыми понимаются процессы, когда прежде единый народ делится на несколько самостоятельных этносов или от него отделяются части, становящиеся сам-остоятельными этносами, и объединительные: консолидационные, ассимиляционные и интеграционные . Что касается понятия "межэтнические процессы", то его суть вытекает из значения термина "межэтнические", который
-
См.: Бромлеи К).В. Очерки теории этноса. .М., 1983. С.2ЭЭ-2Э5.
-
0 видах этнических процессов подробно см. : Современные этни-' ческие процессы в СССР. М., 1977. С.13.
в этнографии используется как в широком значении - для характеристики отношений между народами, гак и в узком - когда имеются в виду отношения между людьми различных национальностей на личностном уровне. Причем в этнографии обычно используется термин "межэтническое", а нэ "межнациональное", поскольку предметом изучения являются не только нации, но и другие этнические общности (народности и т.д.) .
Межэтнические связи (межэтнические контакты)'- являются центральным содержанием нашего исследования. Межэтнические связи, охватывая все стороны жизни, являются понятием комплексным. Каждая из сторон данной проблемы может быть рассмотрена самостоятельно. Черты комплексности несет в себе и данная работа. Она охватывает ряд аспект.ов: изучение этнического состава населения, его хозяйственно-торговых, этноязыковых контактов, развития этнически смешанных браков исследуемого региона и взаимодействия в сфере бытовой кульгурьг.
В диссертации мы сознательно останавливаемся только на тех сферах (в отрезе определенного хронологического периода), в которых наиболее четко проявляются межэтнические связи народов исследуемого региона.
Хозяйственно-торговые контакты между различными этносами, населяющими Ферганскую долину, издавно складывались на традиции онном специализации каждого из них и на вытекающем из нее разделении сфер деятельности. Тесные хозяйственные связи стали основой взаимовлияния народов в этой области. В советский период в связи с коллективизацией сельского хозяйства, а особенно с 'утверждением хлопковой монополии и внедрением новейшей техники в народное хозяйство зтническая специфика стало интенсивно исчезать из сферы сельскохозяйственного производства. В этих условиях существенные изменения происходят и в сфере материальной культуры, что вело также г значительному стиранию этнической специфики и формированию стандартизованных форм.
Межэтнические контакты наиболее интенсивно протекают в рай-
-
Дробижева Л.И. Духовная общность народов СССР. М., 1981. С.7.
-
Термины "межэтнические связи", "межэтнические общения" и "межэтнические контакты" в рамках данного исследования рассматриваются, в обдем, как синонимы.
-
Следует отметить, что развитие межэтнических связей в сфоре хозяйственной 'Деятельности и материальной культуры советского периода в данной роботе не исследуется.
Я "О
s о о о S о
я s
ш *3
о аз
<3> Ж
а о ш
*=> S о
»
V-Hffl 1Г>Ж CSS
^cd
S«
C0 m
CCCJ
о к о ч »а ш
к » а с
ж
в:
о
а
rus \о
те аз о з со
а> о a а ;а ы
ж
о
х«<
С Е
С ж
(В
ж"?
=3
єн??
о|
СО
Но OJw
гоьз
- ж
го .с
—Эсо
S К
о
9» 43
О»
О СП В*
О Є
S: со
IOCS
С '
Около I7IO г. узбекский феодал из племени минг Шэхрух-бий перехватил власть и положил начало ханской династии, правившей в Коканде до 1676 г.
Как известно, во второй половине XIX в. этот край, как и вся Средняя Азии, был завоеван царской Россией и превращен в ее колоний. Территория Ферганской долини, точнее та ее часть, которая является объектом нашего исследования, входила в состав Ферганской области Туркестанского края Российской империи.
Приказом Туркестанского генерал-губернатора К.П.Кауфмана б марта 1876 г. Ферганская область в административном и хозяйственном отношениях била разделена на 7 уездов: Кокандскии, Андижанский, Ошскии, Цимионскйй, Намангэнскии и Чустский .
После победы Октябрьской революции, в 1924 г, было проведено национально-государственное размежевание, в результате которого территория Ферганской долины оказалась на стыке трех союзных республик: Узбекской, Таджикской и Киргизской ССР.
Ныне она в административном отношении делится на 5 областей: Андижанскую, Намаиганскую, Ферганскую (Узбекистан), Ошскую (Киргизстан), Ланинабадскув (Таджикистан) и имеет, как уже отмечалось, довольно сложный этнический состав населения. Согласно материалам Всесоюзной переписи населения 1989 г. в узбекской части Ферганской долины проживают 5,33 тыс.человек. Из них узбеков -ЬЛ9Ц тыс. (84,25^), таджиков - 268 тыс. (5,01)/0, русских -195 тыс. (3,66*), киргизов - 130 тыс. (2,51. татар - 117 тыс., (2,19)0 и представители других национальностей - 127 тыс. (2,39$Я
ЦМ^_*1_Ндачи^ис^ледования. Основная цель исследования -проследить процессы традиционного и современного взаимоотношений народов - этносов в одной из этпококгактнах зон - ферганской долине, выявить конкретное содержание этих процессов, тенденции их развития.
Исходя из этого ставятся следующие конкретные задачи*.
проанализировать этническим состав и расселение народов-этносов на рубежа XX века и проследить динамику численности, изменения в расселении народов в советский период;
исследовать на основе историко-зтиографичэоких материалов градиционные хозяйственно-торговые взаимоотношения народов Фэр-
-
ТВ. 1876. 30 марта.
-
Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г. Национальный состав населения Узбекской ССР. Ташкент, 1990. С.83-87, 137-140,
гани ;
показать, в какой степени отражена межэтнические связи в народной материальной культуре (жилище, одеиде и пшцэ) исследуемого региона в конце XIX - начале XX в. ;
выявить те общие черты традиционной свадвбнои обрядности, которые сохранились в конце прошлого и начале нынешнего столетия, рассмотреть развитие свадебной обрядности в советский период ;
определить основные тенденции, условия, факторы и перспективы развития современных этноязыковых процессов, дать обобщенную характеристику основных форм, видов и типов двуязычия и многоязычия, распространенных среди различных национальных групп сельского населения ферганской долины, определить роль вне-языковых факторов в процессе функционального взаимодействия языков, проанализировать функционального нагрузку, взаимодействующих языков и установить реальнуо картину речевого поведения в инонациональном среде, в производственной и семеино-бытовой сферах жизни ;
рассмотреть динамику развития и масштабы распространения национально-смешанных браков в сельской местности ферганской долины, определить преобладающие социальные v, зттічзские варианты таких браков, ее влияние на формирование этнического самосознания детей, показать своеобразие быта, сложившегося в таких семьях.
Степень изученности проблемы, ферганская долина в этнографическом отношении изучена далеко недостаточно. По существу до сегодняшнего дня отсутствует специальная работа,, где комплексно рассматривались бы вопросы традиционных и современных межэтнических связей народов Ферганской долины. Правда, это историко-этнографическая область д..л многих дореволюционных и советских исследователей неоднократно была объектом исследования.
В числе работ предреволюционного (XIX - начало XX вв,) времени наиболее ценными для нашей темы являвтея исследования А.Ф.Миддендорфа, В.П. и М.Иаливкиных, В.И.Кушелевского, П.Е.Кузнецова» В.В.Вельяминов-Зерпова, В.А.Парфентьева и Н.Л.Аристова. В них содержатся разносторонние фактические материалы и интересные наблюдения по отдельным аспектам этнических процессов,
протекавших в тот период у различных народов региона .
В то же время необходимо отметить, что вышеупомянутые дореволюционные авторы не ставили перед собой задачу изучения вопросов межэтнических контактов, а некоторые аспекты данной проблемы в их работах были затронуты лишь попутно, в связи с освещением других проблем.
Больших успехов в изучении этнического состава и этнических процессов народов региона достигла советская наукэ.
Среди работ, посвященных изучению этнического состава населения Ферганы, следует преаде всего назвать исследования Ш.М.Ино-гамова, Я.Р.Винникова, С.С.Губаевой и Х.Рахмэтиллаева .
Советскими этнографами также специально изучался ряд этнографических и национальных групп, проживающих в Ферганской до-
3 линв .
Миддендорф А.Ф. Очерки Ферганской долины. СПб., 1882 ; Налив-кин В.П.. Наливкина М. Очерк быта женщин туземного оседлого населения; Ферганской долины. - Казань, 1886 ; Они же. Краткая история Кокандского ханства. - Казань, 1886 ; Они же. Очерки-земледелия в Наманганском уозде // ТВ. 1880. № 11-29; Они же. Торговля пригонными баранами в Наманганском уезде // ТВ. 1880. » 49 ; Кушелевский В.Й. Материалы для медицинской географии и санитарного описания Ферганской области /В 3-х т. Новый Маргилан, 1891 ; Кузнецов П.Е. О таджиках Наманганско-го уезда /7ЙТ0РГ0. Вып.2. Т.Д. Ч.І. Ташкент, 1915 J Он же. О таджиках Кокандского уезда //ИТОРГО. Вып.2. Т.ХП. Ташкент, 1916 ; Вельяминов-Зернов Б.В. Сведения о Кокандском ханстве // ВРГО. Ч.ХУШ. Кн.5. СПб., 1856 ; Парфентьев В.А. Селение Вуа-диль // ЕФО. Т.Ш. 1904 ; Аристов Н.А. Наманганский округ Кокандского ханства // Материалы для статистики Туркестанского края. Вып. П. СПб., 1873.
Уногамов Ш.У. Этнический состав населения и этнографическая карга Ферганской долины в границах УзССР: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. -Ташкент, 1959 ; Винников Я.Р. Современное расселение народов и этнографических групп в Ферганской долине // СХ.П. - М., 1959 ; Он же. Родоплемеиной состав и расселение киргизов на территории Южной Киргизии / ТКАЭЭ. T.t. -М.» 1956 ; Губаева С.С. Этнический состав населения Ферганы в конце Х1Х-начале XX вв. (по данным топонимии). - Ташкент, 1983; Она же. Население Ферганской долины в конце ХІХ-началє XX вв. -Ташкент, 1991 ; Рахмагиллаэв X..Динамика этнической структуры ' сельского населения Ферганской долины. - В кн.: Расы и народы. Ежегодник. Вып.18. М., 1977.
См.: Шаниязов К.Ш. К этнической истории узбекского народа (Ис-торико-этнографическое исследование на материалах кипчакского компонента). Ташкент, 1974 ; Он «е. Кипчаки в узбекской этническом среде в дооктябрьский период // Этнические процессы у национальных групп Сродней Азии и Казахстана. Vi., 1980 ; Губае-
ва С.С. Рассоцоние этнографической группы "тчрк" в Ферганской долине /У Новее и этнографических и антропологических исследованиях. О1 топ-, полевых работ Института этногоафии в 1972 г.). Ч.І. М., 1974. C6.J-75 ; Толстова Л.С. Каракалпаки Ферганской
ДоЛУНи. I'lVKVC, iv)9.
В дореволоционной и советской исгорико-эгнографичаской литературе содержатся многочисленные фактические материалы, харак-теризупщие в той или иной степени отдельные аспекты данного вопроса1.
Что касается материальной культуры народов ерганы, го в научной литературе и она освещена весьма широко .
Вместе о тем. пока еще остается налоразработанным ряд ее аспектов. К их числу относится изучение материальной культуры народов Ферганы в плане межэтнического взаимодействия и взаимовлияния.
Лишь в последнее время появилось несколько работ, где предпринималась попытка разработать данный вопрос .
Одним из аспектов исследуемой проблемы является этноязыковые контакты, занимавшие важное место в системе межэтнических контактов. При этом целесообразно рассматривать эту сторону дела в ранках одной историко-этнографической области, с целью выявле-
См.: Наливкин В.П. Краткая, история Кокандского ханства ... С. 25-34 і Он же. Торговля пригонными баранами в Наманганском уезде... ;Парфеигьев В.А. Селение Вуадиль ...С.68 і Миддендорф А.Ф. Очерки Ферганской долины... С.228 і Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Ленинград, 1917. С.71-92 і Плоских В.П. Киргизы и Кокандское ханство. Фрунзе, 1977 ; Губаева С.С.Горные таджики Каратегина в Фергане в конце Х1Х-начале XX вв. //СЭ. 1987. » I ; Шаниязов К.Ш. Этнокультурные связи узбеков с другими гиркоязычными народами Средней Азии и Казахстана (На историкотэтнографичеоком материале) // Проблема современной тюркологии. - Алма-Ата,1930. С.358-361.
См.: Наливкин В.П. и Надивкина М. Очерки быта женщин ...С.90-100 ; Кушелевокий В.И. Материалы для медицинской географии и санитарного ... ;Писарчук А.К* Строительные материалы и конструктивные приемы народных мастеров ферганской долины в XIX и начале XX'в.//СХ. Вып.1. М.. 195 ;йсиоилов X. Поселения и. жилища сельского населения ферганской долины // Этнографическое изучение бита и культуры узбеков. Ташкент, 1972 ; Рас-су дови Р.Я. Сравнительная характеристика мужской.одежды населения Ферганско-Ташкенгского региона (XIX-AX вв.) // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. М., 1989. С.139-155 іШаниязов К.Ш. О традиционной пище узбеков. Ташкент, 1972 // Этнографическое изучение быта и культуры узбеков і Шаниязов К.Ш., Исмоидов Х.И. Этнографические очерки материальной культуры узбеков конца XIX - начала XX в. Ташкент, 1981 ; и др.
Омурбеков Ч.К. Киргизско-узбекские этнокультурные связи в материальной культуре южных киргизов // Всесоозкая сессия по итогам полевых этнографических исследований I98Q-I9BI Гг., поовященная 60-легию образования СССР /Тез. докл. - Нальчик, 1982 ; Чвыр Л.А. Уйгуры Восточного Туркестана и соседние народы в конце XIX - начале XX в. М.. 1990 j и др.
ния особенностей этноязыковых контактов у народов, проживающих в данном регионе. К сожаление, пока такого рода исследования отсутствуют.
Традиционные и совроменные свадебные обрядности народов Ферганской долины нашли свое отражение в труда/, таких авторов, как В.П.и М.Наливкинь;, А.А.Диваев, М.Ф.Гаврилов, Н.А.Кисляков, С.М.Лгёрамзон, О.А.Сухарава, М.А.Бвкжанова, К.Ш.Шаниязов, Н.П. Лобанова, Х.Г.Ишанкулов, Л.Столетова, Т.Х.Ташбаева . Их труды служили ценными источниками для выявления общего и особенного в свадебной обрядности народов Ферганы путем сравнительного ана- . лиза.
Важное значение в плане изучения традиционных и современных межэтнических связен имеет и разработка вопросов формирования национально-смешанных браков и семей.-В целом, в настоящее время советская этнографическая наука располагает значительным количеством литературы, посвященной атому вопросу .
В то же время научная литература, рассматривающая вышеотме-ченные вопросы по материалам народов Ферганы, небогата. Имеются некоторые материалы в работах отдельных авторов - .Х.Исмоилова,
1 Наливкин В.П., Наливкина М. Очерк быта женщины туземного осе
длого населения ... ; Диваев А.А. Проводы невесты (обычай сар-
гов г.Чимкента) // Сб. материалов для статистики Сырдарьинской
области. 1885. ІУ і Гаврило в М. Свртовская свадьба // ТВ. І9Ц.
1* 150-152 ;Кисляков Н.А. Семья и брак у таджиков. - М.-Л.,'
1959 ; Абрамзон С.М. Киргизы и их эгногенегические и историко-
культурные связи ... С.211-238 ; Сухарева О.А. Свадебные об
ряды тадюков г.Самарканда и некоторых других районов Срод
ней Азии // СЭ. Вып.ш. 1940 ; Сухарева О.А., Бикжанова М.А.
Прошлое и настоящее селения Аикиран. Ташкент, 1955. С.215-220;
Шашязов К.Ш. К истории узбекского народа. С.303-325 ; Лобаче
ва Н.П. Свадебный обряд хорезмских узбеков // КСИЭ. ХХІУ. И.,
I960; Она же. Различные обрядовые комплексы в свадебном церемониале народов Средней Азии и Казахстана // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1978 ;Яшанкулов Х.Г. Брак и свадьба у населения Ходаента в новое время. Душанбе, 1972 ;Толстова JI.C. Каракалпаки Ферганской долины ... С,ПО-12 ; Ташбаева Т.X.. Свадебная обрядность у узбеков: традиции и современность // ОНУ. 1986. » 8 ; и др.
2 Наиболее полную библиографию этих работ см. :Сусоколов А.А.
Межнациональные браки в СССР. М.. І987 ; Перентева Л.Н., Ус
тинова M«fi. Межнациональные браки и их роль в этнических про
цессах в СССР (Историографический очерк) // Основные направ
ления изучения национальных отношений в СССР. М., 1979.
С216-245.
Т.Х.Ташбаевой и Д.М.Савурова .
Источники и^методы исследования. Конкретные задачи, рвиаэ-мые в диссертации, определили разнообразный круг источников: полевые (как этнографического, так и зтносоциологического характера), статистических и литературных.
Полевые этнографические материалы собирались автором в течение семи лет (1984-1990 гг.) путем непосредственного наблюдения и бесед с информаторами на основе специального вопросника, составленного диссертантом, согласованного с научным руководителем.
Наиболее ценные данные были получены в результате массового обследования населения методом опроса. В основу этносоциоло-гического обследования сельского населения была положена многоступенчатая выборка.
Выборка проведена по следующим этапам. В первую очередь ,из трех областей (Андижанской, Ферганской, Наманганской) отбирались административные районы. После отбора административных районов осуществлялся отбор сельских Советов. Из отобранных сельских Советов отбирались села.
Так как цель работы состояла в выяснении особенностей межэтнического взаимодействия сельского населения Ферганской долины, то при отборе районов исследования, сельских Советов-и сельских населенных пунктов решающее значение имели и этнический состав и характер этнического окружения.
Строго выдерживая вышеизложенные принципы были выбраны 16 сел из 5 административных районов.
Определение необходимого для.опроса количества респондентов осуществлялось на основе анализа похозяйственных книг сельских Советов. При этом учитывалась национальная принадлежность, пол, возраст, образование и др. параметры лиц, подлежащих опросу. Общий объем выборочной совокупности в возрасте 18 лет и старше составил 1,385 чел. - узбеков ( 761 чэл.), киргизов (352 чел.), таджиков (253 чел.), а также совместно проживавших с ними в сельской среде представителей других национальностей (19 чел.). Било опрошено 757 или 54,6$ мужчин и 628 или 45,4$ женщин. А по
I См.: Ясмоилов X. Миллатларнинг якинлашуви масаласига дойр. // Из истории культуры народов Узбекистана. - Ташкент, 1965. C.II5-I23 іТашбаева Т.л. Савуров М.Д. Новое и традиционное в быту сельской семьи узбеков. Ташкент, 1989. С.І21-ІЛ5»
возрасту исследуемая совокупность распределилась следующим образом: до 19 лег - Э.5#, 20-2ч - 10.5$, 25-29 - 17,6#, 30-39 -36,7*. чО-ч9 - 1И,1%, 50-59 - 14.2%, 60 лег и старше - 1Э.ч#.
Образовательный уровень опрошенных следующий: выошее и незаконченное высшее - 11,9%, среднее специальное - 20. ^.среднее - Ц2,2%, незаконченное среднее - 10,ЗІ и начальное - 13.2.
В работе были также использованы как важный источник: ' - материалы переписей населения 1697, 1917, 1920, 1926, 1959, 1970, 1979 и 1989 гг. ;
материалы текущего учета населения (архивов ЗАГСа, картотеки паспортных столов милиции, похозяйсгвенных книг сельских Советов) ;
статистические справочники.
Сведения, извлеченные из научной литературы, в которой в какой-то степени затрагивались и отражались различные аспекты этнического и межэтнического процессов, происходящих в СССР, в частности в исследуемом регионе, в свою очередь послужили одним из ценных источников при написании диссертации.
Научная новизна и практическая значимость диссертации заключаются в том, что автор на обширном фактическом материале показал конкретные проявления межэтнических связей народов, проживавших в сельской местности Ферганской долины. На конкретном , материале, который во многом впервые .вводится в научный оборот, показаны характер и степень межэтнических общений народов в различных сферах быта.
. Отличается новизной подход к проблеме изучения межэтнического взаимодействия населения национально-смешанного региона. Путем этносоциологического исследования изучаптся национальные группы, находящиеся как в "своей этнической", так и в "иноэтни-ческой" средах.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы по ней могут быть использованы при прогнозировании развития национальных отношений, а также призваний способствовать оптимизации социально-культурного развития народов Средней Азии и Казахстана, в первую очередь. Ферганской долины. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы при написании новых оообщающих работ, посвященных проблемам межэтнических связей.
Апаобацкя исследования. Основные положения исследования докладывались на конференциях молодых ученых Института истории АН УзССР'в 1985, 1936, 1987, I9S0 годах, на Первое рогиоияльнои' кон-
ференции по итогам полевых этнографических исследований 1987-1988 гг. в республиках Средней Азии и Казахстана (Ташкент, 1988), на республиканской научно-теоретической конференции (Ташкент, 1989), на областной научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов (Андижан, 1990 г.,Ташкент-Джизак, 1990 г.), на совещании-семинаре "Этнопсихолингвистические аспекты речевого общения" (Москва-Самарканд, 1990 г.).
Основные положения диссертации нашли отражение в ряде статей и тезисов.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и использованных источников и приложения. В приложение вынесен "Опросный лист" (на узб.яз.), являвшийся одним из основных инструментов исследования.