Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционное религиозное мировоззрение ненцев Лар, Леонид Алексеевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лар, Леонид Алексеевич. Традиционное религиозное мировоззрение ненцев : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Санкт-Петербург, 1999.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-7/257-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Мир богов и духов в традиционном мировоззрении ненцев 17

Глава 2. Божества и духи Верхнего мира 35

Глава 3. Средний мир и его обитатели 49

Глава 4. Нижний мир и его обитатели 57

Глава 5. Ненецкие шаманы 66

Глава 6. Шаманские ритуальные атрибуты 89

Глава 7. Камлание шамана 109

Глава 8. Духи-покровители и духи-помощники шаманов 125

Заключение 132

Литература 136

Введение к работе

Актуальность проблемы, Изучение традиционного мировоззрения, режде всего такого культурного феномена, как шаманизм коренных народов 'ибири на протяжении многих десятилетий находится в центре внимания как течественных, так и зарубежных исследователей. Свое место в обширном омплексе научных трудов, записок путешественников и миссионеров XIX-[X вв. занимает шаманизм народов населяющих территории Ямало-Іенецкого автономного округа, прежде всего ненцев. Традиционное шровоззрение ненцев Ямала занимают обособленное место в науке. Описание уховной культуры, фольклора заполняют страницы работ исследователей. [}тешественников XIX столетия и в научных трудах ученых XX века. О иаманах и проводимых ими обрядах писал почти каждый исследователь, [утешественник или миссионер, которого судьба занесла на Крайний Север и (ала возможность хотя бы мельком увидеть столь необычный для европейца »ыт туземцев этого края.

Подавляющее большинство исследователей хорошо видели наиболее ттичную особенность шаманизма - применение методов экстатического ібщения со сверхъестественным миром и в связи с этим выделение особых шц. которым приписывалась способность такого общения. Следует отметить, гго сведений о подобных линах в научной литературе сравнительно немного, "ораздо больше материалов можно найти в письменных источниках и в

архивных данных. В особенности это касается вопросов, связанных с развитием эпоса ненецкого народа.

В результате до недавнего времени различные вопросы, связанные с творчеством ненецких пшманов, не привлекали внимание этнографов. Между тем, именно шаманский фольклор, в сравнении с другими жанрами устного творчества, способен осветить многие стороны духовного мира ненцев, Начало собиранию устного творчества ненецких шаманов положил известный финский лингвист Т. Лехтисало.

Изучение традиционного мігровоззрения коренных народов Ямало-Ненецкого автономного округа, так же как и традиционного уклада жизш ставит вопрос об отражении к необходимости поставить вопросы направленные на отражение мифологии ненцев и реальных событий. Эп проблема, в сравнении с состоянием изученности мифов, оказалась в стороне В связи с малой изученностью этой проблемы исследования по необходимості приобретает многоцелевой характер.

Отсюда - необходимость пересмотра, углубленного и нетрадиционной подхода к устоявшимся явлениям и эпохам национального прошлого. Наші внимание связано не только с взлетом национальной самобытности ненецкоп народа, но и с изменением понимания своей культуры - ее исторического пути и содержания,

Степень изученности темы и задачі! исследования. Наиболее ранни известия о шаманизме ненцев относятся к ХУ1 веку. Английски ттешественник Ричард Джонсон, побывавший среди них в 1556 г., шшеа шаманское камлание, на котором ему разрешили присутствовать.1 Отдельны сведения о верованиях, и в частности шаманизме ненцев были собрат

1 Михайловский В.М. Шаманство, М. 1892

нидерландской экспедицией конца ХУ1 в.2 Об особенностях религиозных градаций ненцев сообщали исследователи, соприкоснувшиеся с этим ;еверньш народом в конце ХУШ столетия, - участники Академичесигх экспедиций 1769-1774 годов П.С. Паллас, ИХ. Георги, В.Ф. Зуев, И. Лепехин.3 Однако систематический сбор этнографических материалов начался лишь в прошлом веке, главным образом во второй его половине.

Новыми сведениями о миросозерцашш и религиозных воззрениях ненцев обогатили науку работы, вышедшие в свет в нашем столетии. Из дореволюционных публикаций следует упомянуть книгу Б. Житкова,4 а также практически неизвестное даже специалистам сочинение вьиаюшегося отечественного ученого - археолога, антрополога, этнографа и географа СИ. Руденко. впоследствии прославившегося раскопками Пазырыкских курганов скифской эпохи на Алтае."

Обзор публикаций советского периода правомерно начать с небольшой, предназначенной для массового читателя, но весьма содержательной статьи Р.П. Митусовой,6 а также книга и статьи работавшего долгие годы на Севере

2 Ван-Линсхотен Г. Нидерландская экспедиция к северным берегам России в
1594-1595 г. //Записки по гидрографии. 1915, Т. XXXI, Вып. 3

3 Паллас П. С. Путешествие по разным провішциям Российской империи, Спб,
1788, Ч. Ш, 1-я половина; Георги ИХ. Описание всех обитающих в
Российском государстве народов, Спб, 1799, Ч. 3; Зуев В.Ф. Материалы по
этнографии Сибири ХУШ в. (1771-1772), М-Л. 1947, (Тр.ИЭ. Т. 5); Лепехин И.
Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского
государства. Спб, 1805, Ч. 1У

4 Житков Б. М. Полуостров Ямал, Спб. 1913

5 Руденко СИ. Инородцы Нижней Оби, Спб. 1914

ь Митуссва Р.П. Год среди лесного народа //Вокруг света. 1929, 11

JI.H. Гейденрейха.' Затем появляются публикации профессиональных этнографов Л.В. Костикова (1930), Г.А, Старцева (1938), Г.Д, Вербова (1938).8

Уникальные сведения о верованиях ненцев приведены в работе А.А, Попова.9 Отголоски архаического мировоззрения сохранены в эгагческш песнях ненцев, опубликованных З.Н. Куприяновой.10 Весомый вклад і исследование религиозных традащий ненцев принадлежит Л.В. Хомич известному специалисту по этнографии ненцев."

Из зарубежных ученых наиболее вклад в изучение архаической культурь ненцев внесли финские лингвисты М.А. Кастрен,12 которого с полны* основанием можно причислить к российскому научному миру, и Т.В Лехтисало.13 Публикации по частным вопросам, касающимся верованиі ненцев, принадлежат перл' венгерских специалистов П. Хайду и Л. Гальди.14

Следует отметить, что уже к концу XIX века был накоплен столі обширный и теоретически значимый материал о религиозном мировоззрении і обрядности ненцев, что ссылки на него появляются в ряде обобщающих работ Так, ненецкий материал присутствует в первой крупной работе о шаманстве,

Гейденрейх Л.Н. Канинская тундра. Архангельск, 1930а; Кашшские самоеды //Советский Север, 19306, № 4-5

8 Костиков Л.В. Боговы олени в религиозных верованиях хасово //Этнография
М-Л. 1930, Кя 1-2; Старцев Г.А Самоеды (ненча). Л. 1930; Вербов Г.Д.
Пережитки родового строя у ненцев //СЭ. 1938, № 2

9 Попов А. А Енисейские ненцы (юраки) //Изв. РГО. 1944,1944, Т. ХХУ1. Вьп
2-3

10 Эпические песни /под ред. З.Н. Куприяновой. М. 1965

1' Хомич Л.В. Ненцы, Л. 1966; Ненецкие предания о сихиртя /Фольклор и этнография. Л. 1970 и др.

12 Castren М. A Reiseerinnerungen aus den Jahren. 1838-1844, Spb, 1853; и др.

13 Lehtisalo Т. Entwurt einer Mythology der Jurak-samojeden //Memoires de la
Societe Finno-Ougrienne; др.

14 Galdi L. On some Problems of Versification in Samoyed Shamanistic Songs
Popular Beliefs and Folklore Tradition in Siberia. Budapest, 1968; Hajdu P. The
Classification of Samoed Shamans Popular Beliefs and Folklore Tradition in
Siberia. Budapest, 1968;

которой это явление рассматривается как общее для всех культур человечества на раннем этапе исторического развития, - некогда широко известной, а сегодня незаслуженно забытой книге В.М. Михайловского.15

Ненецкий материал использован в обобщающем труде Д.К. Зеленіша об онгонах у сибирских народов.16 Воззрешм ненцев привлекли внимание и теолога-теоретика патера В, Шмидта, который решился истолковать их с точки зрения своей концепции щначальности веры в единого бога и, посвятил им отдельный том в своем многотомном исследовашш.1' Наконец, сведения о шамашізме ненцев включены в обобщающие работы Е.Д. Прокофьевой о шаманских бубнах и шаманском костюме.18

Цель данного исследования. Говоря о собирании, публикации и анализе религиозных воззрений ненцев. шаманского устного творчества исследователями, учеными, мы должны помнить при этом, что ряд авторов пребывали среди ненецких шаманов кратковремешю, а в таких условиях возможно они прошли мимо многих важных явлений и нередко ВИДИМ встречаются поверхностные суждения. Сегодня, когда образ жизни ненцев и других аборигенных народов утратил многие прежние черты, возможность пополнить знания об их традиционной культуре становится все более ограниченной, и надо спешить, чтобы сберечь хотя бы для науки драгоценные крупицы сведений об архаических воззрениях обитателей тайги и тундры, донесших до наших дней предками в фольклоре. В связи с этим в науке по-

15 Михайловский В.М. Шаманство. М„ 1892

16 Зеленин Д.К. Культ онгонов в Сибири. М-Л. 1936

17 Schmidt W. DerUrspnmgder Gottesidee. Bd 111. Die Samojede, Munster in
Westfallen, 1931

18 Прокофьева Е.Д. Шаманские бубны //Историко-этнографический атлас
Сибири. М-Л. 1961; Шаманские костюмы народов Сибири //Религиозные
представления и обряды народов Сибири в XIX - начале XX века. Л. 1971.
(Сб. МАЭ. Т. ХХУП)

прежнему ощущается потребность и в новых материалах, и в новых попытках осмыслить накопленные сведения. Наша задача - углубить специфические факторы религиозного мировоззрения ненцев.

Основные задачи исследования, В последние десятилетия задача исследования традиционных культур малых народов Севера и Сибири приобрела особое общественное значение, так как у самих аборигенных народов интерес к своему культурному наследию стал более глубоким и осознанным. Теперь многие представители этих народов, в том числе, естественно, и ненцы, теснейшим образом связывают свое будущее с сохранением культурных традиций, включая традиционного мировоззрения религиозных верований. Задача автора расширить существующие представления об этих сторонах традиционного уклада ненцев. Воссоздав забытые, ставшие достоянием прошлого формы шаманства. Ввести в научно< пользование новые материалы и сделать их достоянием по возможности болеї широкого круга самих носителей этнических традиций и их соседей представляющих другие народы России.

Объектом исследования является ненецкие шаманы, проживающие различных районах Ямало-Ненецкого автономного округа.

Источниковая база исследования. Диссертация основана на совокупност печатных и полевых материалов автора. В первую группу включен обширны исторический материал по религиозному воззрению ненцев Архангельской Тобольской губернии, где отражают настроения и точки зреші исследователей ХУШ - начале XX вв., а также труды ученых-исследователе советского периода. Во вторую группу входят полевые материалы автор

наследовавшего северные регионы Ямало-Ненецкого окрута во время ряда жспедиции.

Научная новизна диссертации. Вплоть до недавнего времени градиционное міфовоззрешіе ненцев Ямала, в частности, шаманское тоэтическое творчество не было объектом комплексного этнографического исследования, хотя без его всестороннего изучения трудно дать объемлющую картину традиционной духовной культуры коренного населення народов Зибири и Севера. Прехтагаемая диссертация является одной из первых попыток заполнить этот пробел в общественной этнографии и фольклористике. В работе систематизирована и обобщена целостная картина лруктуры традиционного религиозного мировоззрения и функции ненецких шаманов. Дана характеристика шаманизма как одного из элементов градшшонной культуры и быта. Ненецкий шаманизм представляет собой целостное единство религиозных представлений и культовой системы, социальных отношений и института служителей культа, а также психологии, фольклора и искусства. Автор старался показать место шамана и значение его в жизни народа, рассмотреть социальную роль шаманов, их положение в обществе, а также влияние на общественную жизнь. В ходе рассмотрения организационной структуры шаманов отмечены особенности, присущие только ненецким шаманам, традиционного ненецкого мировоззрения.

Научная апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены автором в выступлениях: Всесоюзная научная конференция «Национальные и сощгально-культурные процессы в СССР», Омск, 1990; Международная научная конференция «Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции», Якутск, 1992; Международная научная конференция «Традиционные культуры и среда обитания», Москва, 1993; 2

Международная конферешщя «Shaniaiusm and performing arts», Будапешт, 1993; Международная научная конференция «Семья и государство», Талин, 1994; Научная конференция «Педагогика и школа», Тобольск, 1994; Межрегиональная научно-практическая конференция «Роль русского культурного пространства в становлешш Российской государственности в Сибири», Тюмень, 1994; Всероссийская научная конференция «Проблемы административно-государственного регулирования межнациональных отношений в Тюменском регионе: исторический опыт и современность», г. Тобольск, 1995; Международная конференция «Шаманизм и фольклор», Нара (Япония), 1995; 1 Сибиро-Уральский исторический конгресс «Культурное наследие Азиатской России», Тобольск, 1997; Областная на}"чно-нрактическая конференция «Образование и культура Тюменского края в ХУШ-ХХ вв.». Тобольск, 1998; Научно-практическая конференция «Сибирь и Россия четырехвековая история», Новосибирск, 1998; Международный конгресс «Шаманство и иные ранние верования и практики», Москва, 1999 Диссертация была обсуждена на заседании отдела Сибири МАЭ РАН.

Структура диссертации. Представленная работа состоит из введения

Мир богов и духов в традиционном мировоззрении ненцев

Автор опирается, преимущественно на свои материалы, собранные в условиях полевой этнографической работы в 1986-1997 годы. Полученные в ходе полевых работ источники можно разделить на две категории:

Мифы и легенды, различные предания и произведения других жанров фольклора; они нередко содержат конкретные данные по шаманским верованиям и обрядам, представляющие больший интерес. Информация, исходящая от самих шаманов, камлающих в наши дни или камлавших в прошлом, истолкование и объяснение ими конкретных различных верований и обрядов, типов камлания, символики шаманских бубнов и ритуального костюма, сакральной терминологии, профессиональной лексики.

Для изучения ранних представлений о мироздании, чрезвычайно важен фольклор в целом - сказки, предания, эпос, песни. Мифы, отражающие идеи, лежащие в основе ненецкого шаманства, записаны автором в разные годы и в разных районах Ямала. С разложением мифологической картины мира то, во что некогда свято верили, не исчезло бесследно, но сохранились в устном народном творчестве. Они свидетельствуют о том, что устная традиция сохранила представления о человеческом роде, уходящие в первобытное мировоззрение оленеводов, охотников и рыбаков.

К числу подобных пережитков прошлого, чрезвычайно ценных для науки, относятся и многие обычаи, обряды и ритуалы, отражающие древние космологические представления. Значения этнографических свидетельств для понимания архаического мировоззрения человечества поистине трудно переоценить. Сложность заключается в том, что все это требует первоочередного анализа, особого подхода и постановки специфических проблем.

Шаманизм в силу своей сложности и многогранности может изучаться с разных сторон и различными методами. При этом культурологический подход (он же этнографический, ибо для этнографии шаманство, есть, прежде всего, явление культуры) может сочетаться с рассмотрением шаманства с позиции психологии религии или социальной психологии. Автор в своей работе стремился неуклонно следовать требованиям испытанного, оправдавшего себя и в этнографии, и в фольклористике, сравнительно-исторического метода исследования. Этот метод предполагает сравнительное изучение шаманизма по некоторым его элементам и компонентам, особенно в области культов и обрядов, ритуального реквизита шаманов и так далее. При таком подходе обнаруживаются весьма убедительные свидетельства исторических связей, которые могут служить и достоверным источником для решения ряда вопросов истории культуры и этнической истории народов Сибири.

Шаманизм представляет собой целостное единство религиозных представлений и культовой системы, социальных отношений и института служителей культа, а также психологии, фольклора и искусства. Каждый из этих компонентов имеет свою внутреннюю структуру, все они между собой были взаимосвязанными и взаимодействующими. Поэтому автор стремился дать характеристику ненецкого шаманства, как одно из элементов традиционной культуры и быта, его места и значения в народной жизни, рассмотреть социальную роль шаманов, их положение в обществе, влияние на общественную жизнь. Трудности в определении уровня развития и структуры шаманизма у ненцев, как и у других народов начинаются с первых же шагов его изучения.

Опираясь на достижение предшествующих исследований, автор данной работы поставил своей целью попытаться понять мировоззрение своего народа через свое внутреннее восприятие и осветить традиционное миропонимание ненцев. По теме диссертации имеется ряд публикаций (список прилагается). Основные положения и выводы докладывались и обсуждались на Международных, Всесоюзных и региональных конференциях в городах Якутске, 1992; Москве, 1993, 1999; Будапеште, 1993; Таллине, 1994; Тобольске, 1994; 1995; 1996; Нара, 1995; научных сборниках: г. Томск, 1994; Томск, 1995; в периодической печати: г. Москва, 1992, 1993, 1994, 1995 гг.

Актуальность темы обусловлена, по нашему мнению, научной и познавательной ценностью культурного наследия, необходимостью его дальнейшего объективного и всестороннего изучения и осмысления. Говоря о собирании, публикации и анализе материалов религиозных воззрениях ненцев, шаманского устного творчества исследователями, учеными, мы должны помнить при этом, что не все встречались с шаманами, и информацию о них собирали от знатоков традиций и обычаев. Цель работы заключается в том, чтобы все это систематизировать, обобщить, рассмотреть и оценить конкретно-исторические сведения, раскрывающие и характеризующие духовные факторы общественного развития народа.

В задачи исследования входит расширить существующие представления о религии ненцев, воссоздать забытые, ставшие достоянием прошлого формы шаманства.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является специальным исследованием шаманизма ненцев, где раскрываются функции шаманов и их деятельность. Дана характеристика шаманизма как одного из элементов традиционного культуры и быта. В ходе рассмотрения организационной структуры шаманов отмечены особенности, присущие только ненецким шаманам.

Автор выражает искреннюю благодарность за ценные советы и замечания, высказанные в период подготовки рукописи д.и.н. Ч.М. Таксами, к.и.н. А.Д. Дягтеревой, д.т.н. В.Р. Цибульскому.

Божества и духи Верхнего мира

Земля (Я ), по религиозным воззрениям ненцев, является срединным миром, одухотворенным как в целом, так и во всех своих частях: «Земля - плоская, немного взгорбленная по средине, где находятся горы, с которых текут реки, в том числе и Обь. Земля окружена морем».125 В этом мире, помимо людей и животных, проживают огромное количество духов-хозяев рек, озер, местности, леса и т.п. Почитание их в основном связано с оленеводством, промысловым культом. Ненцы называют богов и духов - хэжэ: «Для самоеда священна всякая вещь из дерева или камня, если она хоть несколько напоминает человека. Такую вещь они называют хегом (хэхэ. Л.Л.). Хега (хэхэ. Л.Л.) можно найти во всяком самоедском чуме, где он заменяет собою икону и представляет покровителя данной семьи»126 и «вообще под этим словом разумеют святыню, а потому и образ носит также название хэги (хэхэ. Л.Л.)».127 Для высших духов и богов употребляется также слова - Ере и Вэсоио

В ненецком шаманизме термин "хэхэ" обозначает третий разряд богов: это духи воды, камней, животных, урочищ и прочие: «слово хэхэ (в западных тундрах - хэ; в старой литературе - хэг, хэги) имело у ненцев довольно широкое значение. Им обозначались и священные скалы, и небольшие камни, отколотые от этих скал или просто имеющие причудливую форму и антропоморфную и зооморфные изображения из дерева или металла».128 "Хэхэ" могут быть и небожители, и души умерших шаманов. Духов данного разряда много, и в каждой местности они имеют свои названия и функции.

Наиболее почитаемые духи-хозяева называются "Ере".

Большинство этих духов сливаются в сознании с самими объектами, не отделяется от них. Ненцы оживотворяли реки, озера, горы наделяя их человеческими качествами. Духи-хозяева крупных рек, озер, островов, гор и целых местностей имеют помощников, которые относятся к третьему разряду - жэхэ. Хэхэ в переводе означает святой, священный или принадлежащий к святым. Ере - это хозяин, повелитель чего-то или кого-то. Вэсоко, в обычном понимании ненцев - это созидательная сила, творец, создающий мир, людей и животных. Деятельность Ере и Хэхэ многогранна, они могут обеспечивать благополучие людей, ограждать их от болезней, посылать потомство, охранять супружескую жизнь и т.д. Поэтому «Ере » не следует смешивать с «хэхэ», так как первые стоят выше, т.е. на уровне богов - вэсоко, и пользуется широкой известностью.

Божества эти у ненцев делились на сильных и незначительных, добрых и плохих. Духи-хозяева как, по существу, и все духи, считались способными понимать речь человека. Для того чтобы расположить к себе духов-хозяев мест, ненцы, испрашивая у них промысловую удачу и счастье в жизни, приносили им различные жертвы. В дар духам-хозяевам на рога оленей, находившихся на священном месте, вешали ленточки из сукна или иной материи, оставляли медные или серебряные монеты.

Когда с собой были горячительные напитки - водка или вино, обязательно брызгали или проливали немного на святом месте: «самоеды твердо верят, что этими жертвами, они могут если не совсем умилостивить разгневавшегося бога, то, во всяком случае, на некоторое время освободиться от его грозного суда»}29 Около этих мест останавливался каждый путник, оставляя духам жертву. Жертвы бывают кровными и бескровными. На священных местах можно найти шкуры разных зверей, разноцветное сукно, бумажные и шелковые платки, шерстяные пояски, кольца, мелкие серебряные монеты.130

У каждого ненецкого рода было свое священное место, где поклонялись духу-хозяину, от благосклонности которого зависит благополучие членов рода. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа много родовых мест. На мысе Хэхэ Сале находятся семь священных мест родов Яптик, Сэротэтто, Окотэтто. Они расположены на небольшом расстоянии друг от друга. Родовое место семьи Вэнго находится на мысе Поёлово Сале острова Халянго. На морской берег Карского моря мыса Тивтей-Сале, приезжают на священное место Лапцуй хэхэ я представители рода Лапцуй. Члены рода Тусидо поклоняются родовому месту Тусидо хэхэ я, который находится на р. Сё яха.

Ямал богат озерами, реками, болотами. Все они также имели своих духов-хозяев, могущество, которых соответствовало величине озер или рек. Некоторые из них являются покровителями рыбной ловли, следовательно, источником жизни. По ненецким поверьям, существует главный хозяин воды - Яв мал Вэсоко, которому подчиняются духи-хозяева рек, озер, речек и ручьев. Священное место Яв мал Вэсоко находится между рекой Иртышом и Обью. К нему обращаются, когда идут на морской и рыбный промысел

Нижний мир и его обитатели

Анализ материалов о шаманах показывает, что каждый из них практиковался на своей территории, и использовал свои средства и приемы. Никто из этих шаманов не превышал своих функций и обязанностей.

Следует несколько подробно остановиться на высшей иерархии шаманов. Каждый из них имеет свою сферу деятельности: Шаман Верхнего мира - Выду тана, Шаман Среднего мира - Я нянгы тадебя; и Шаман Нижнего мира - Самбдорта. Эти шаманы пользовались большим уважением, занимали в религиозной жизни видное место. При многообразии и общественной важности возложенных на них функции шаманы высшего ранга могли выполнять свои задачи священнослужителей в зависимости от того, с какими из трех миров Вселенной они были связаны.

Выду тана - это тадебя высшей квалификации, странствующий по Верхнему миру и встречающийся с небесными духами. Из суеверного страха имя шамана разряда Выду тана не произносится вслух, и обращаются к нему только по самому важному делу или в исключительных случаях, касающихся природных явлений, стихий. Из сверхъестественных способностей Выду тана, самой важной для ненцев считалось способность вести переговоры с высшим божеством -богом Нумом. Чтобы подняться в Верхний мир, шаман Выду тана должен обладать сильной энергией, которую он направляет на уровень шаманского осознания, открывающий доступ в глубинные регионы подсознательного и ведущий к ощущению соединенности со всеми вещами. Автору приходилось слышать о сильном шамане Вэнго Вэсоко, который мог ходить по воде на лыжах. Он мог перемещаться в пространстве, принимать облик животного и т.д. Он относился к категории Выду тана.174 Легенды о его шаманской силе до сих пор ходят в народе. Жертвоприношение богу Нуму совершает только шаман Выду тана, так как ему приписываются сверхъестественные способности, необходимые для выполнения сложных и разнообразных колдовских действий шамана.

Е. Кузнецов присутствовал на жертвоприношении посвященного богу оленя, вот как он описывает действо шамана: «На выбранного оленя, большею частью белого, хозяин его надевает веревку и ведет на место жертвоприношения в сопровождении всех усердствующих, вооруженных длинными палками. По приближении к идолу тадибе начинает бить колотушкой в пензер с криками «гой, гой, гой» и возбуждать тем, по мнению самоедов свои таинственные силы для вступления в общение с божеством. Наконец, тадибе надевает на кроткое животное петлю, и несколько человек, ухватясь за концы ее с противоположных сторон с остервенением душат его. Чем скорее бывает смерть оленя, тем по всеобщему верованию, приятнее идолу приносимая жертва. После этого тадибе разрезает грудь животного ножом, и снимает кожу, не отделяя от нее ни рогов, ни копыт и развешивает ее на посвященном идолу дереве. В это время тадибе начинает входить в исступление, свистать и кричать, делает пред идолом непонятные жесты, наконец, падает на землю и засыпает».175

По описанию Е. Кузнецова, можно сделать вывод, что он присутствовал на камлании шамана Выду тана. Выду тана имеют, по верованиям ненцев такую огромную силу, что благодаря ему, можно получить власть над всеми духами, природными и атмосферными явлениями.

Слово: «Выду тана» происходит от существительного «Вы/д/» -внушение, человек, обладающий гипнотическим воздействием. У ненцев Выду тана был значительной фигурой среди других шаманов: «рассказывают, что тадибе в поры вдохновения делают истинные чудеса. Они тычут себя ножом в живот, бледнеют, приходят в совершенное исступление и в это время является к ним дар ясновидения. Ран же от действий ножа никогда не оказывается».176 Он является хранителем традиций предков, памяти, мудрости народа и ведет общий надзор за всем, что касалось религии - основы этнической культуры, этнического единства.

У Выду тана есть два непосредственных помощника «Тэлтана» и «Ингутана». Тэлтана - от глагола «тэлтангось» - вторить, повторить, дословно шаман-переводчик, который во время камлания вторит или подпевает Выду тана. После окончания сеанса он переводит присутствующим то, что сообщили духи шаману: «старший бьет в барабан сначала тихо, потом все сильнее и при этом диким голосом произносит какие-то непонятные слова. Ученик подтягивает ему: оба они начинают петь одни и те же слова. Старший тадибей время от времени останавливается, как бы для беседы с невидимыми духами, а помощник его продолжает петь и повторять последние слова, сказанные учителем».177 «Ингутана» - от слова «ингутода» -умный, вдумчивый, мудрый. Ингутана исполняет роль советчика, прорицателя. Главным правилом жизненной философии шаманов Выду тана, Тэлтана и Ингутана считается строгое соблюдение традиционных обрядов.

Шаманские ритуальные атрибуты

Взгляды на мир, свойственные самобытным культурам аборигенных народов Европейского Севера и Сибири, уже давно привлекли к себе пристальное внимание ученых. Здесь, в северной части Евразии, благодаря особенностям природной среды, сохранились в силе древнейшие виды хозяйственных занятий - охота, рыбная ловля, в некоторой степени собирательство (так называемое присваивающее хозяйство). В этих условиях вплоть до недавнего времени продолжали жить и древние формы общественных отношений, и религиозные воззрения, зародившиеся, вероятно, уже в каменном веке.

Изложенный в нашей работе материал убедительно показывает, что взгляды на мир, сохранившиеся в архаической культуре ненцев, вовсе не были примитивными. Напротив, современного человека может поражать сложность представлений об окружающем мире, о Вселенной, о способах поддерживать хорошие отношения с духами и божествами. Образ матери-Земли, дающей жизнь всему в мире, является своего рода философским обобщением древнего человека, размышлявшего о первопричинах бытия. В то же время в мировоззрении ненцев явственно преобладает мужское созидательное начало, утвердившееся, видимо, в более поздний период, - возможно, с освоением оленеводства, одной из форм производящего хозяйства.

В Ямало-Ненецком округе ненцы еще ведут прежнюю кочевую, охотничью жизнь, они в известной степени соблюдают старые обычаи и сохраняют старые верования. Но старые люди, видя, что молодежь уходит в города, поселки, не желают сообщать им священные предания. Со смертью старых людей навсегда исчезает религиозные верования. Можно надеяться, что этот материал позволит уточнить, углубить, а в некоторых вопросах и обогатить наши знания о шаманизме ненцев. Данная работа охватывает далеко не все стороны шаманизма ненцев, не все его конкретные проявления в религиозной жизни народа. Те данные, которыми мы сегодня располагаем, показывают, что ненецкий шаманизм представляет собой древнюю политеистическую религию с развитым культом. Он сложился естественным путем в рамках архаического дуалистического мировоззрения, на почве олицетворения и почитания стихийных сил природы.

Изучение ненецкого шаманизма требует от нас большой исследовательской работы. Поэтому при выявленном огромном фактическом материале для написания данной работы не позволили полно представить все о традиционном религиозном мировоззрении ненцев. Собранные полевые материалы позволили рассмотреть фигуру самого шамана, проанализировать их категории, описать структуру камлания и т.д. Вопрос об обучении молодых шаманов и категориях, известных ранее в специальных исследованиях, получает дополнительное освещение на основе нового материала. Наиболее известными были в основном три категории ненецких шаманов: Выду тана, Я нянгы тадебя и Самбдорта. Наши полевые материалы помогли выявить еще несколько категорий шаманов: Ял тана, Тэлтана, Ил та на и т.д. Новой является разделение шаманов на группы: мал тадебя - шаман без бубна, си мя - шаман, имеющий бубен без подвесок, янумта - шаман, прошедший практику. Социальная роль ненецких шаманов характеризовалась их участием в самых различных культовых обрядах.

Дать всеобъемлющий очерк традиционной религии ненцев -задача, которую автор не осмелился бы поставить перед собой. Главная трудность здесь не в разнообразии верований и культовой практики ненцев, а в ограниченности фактических данных. К сожалению, имеющиеся в литературе сведения о религиозных взглядах и традициях ненцев отрывочны, зачастую поверхностны. Поэтому даже весь в совокупности литературный материал, при его величайшей научной ценности, не дает возможности создать полную и безукоризненно точную картину религиозного миросозерцания и основанной на нем культовой деятельности ненцев. Таким образом, остро стоит вопрос о необходимости расширения источниковедческой базы.

Задача дальнейшего исследования состоит как в поисках новых источников информации, так и в более углубленном теоретическом осмыслении шаманизма. Необходимо подчеркнуть, что к изысканиям в области ненецкого шаманизма все еще не привлечен в должной мере шаманские песни и молитвы, хотя этот богатейший источник сведений заслуживает особого внимания.

Хочется подчеркнуть, что к изысканиям в области ненецкого шаманизма все еще не привлечен в должной мере шаманский фольклор, хотя этот богатейший источник сведений заслуживает серьезного внимания. Представления о Вселенной, потустороннем мире, сверхъестественных существах, душе и смерти, о посредничестве шаманов между богами и людьми - все это и многое другое отражено в устном творчестве, исходящем, в частности, и из шаманской среды. Особенность шаманского фольклора состоит в том, что он не имеет своих четких границ и существует в общих рамках народного устного творчества. Собирание произведений фольклора могло бы оказаться полезным для изучения шаманства.

В настоящее время среди ненцев еще сохраняются легенды о шаманах, об их камланиях и жертвоприношениях. К сожалению, этот фольклорный жанр чаще всего представлен обрывками, фрагментами, соединенными с другими жанрами устного творчества. Влияние современной культуры с ее техническими достижениями, повсеместным школьным обучением, специализированной медициной, и, главное, с мощными и вездесущими средствами массовой информации - все это не оставляет места для взглядов на мир, сложившихся совсем в других условиях жизни. Тем ценнее для нас сегодня каждый обнаруженный впервые факт, тем важнее поиски новых, неизвестных науке сведений. Приложениями к диссертации служат 4 схемы, в которых показаны категории и связи шаманов с богами и духами, пантеон и иерархическая лестница богов и духов.