Введение к работе
Актуальность темы. Исследования в области этногенеза и этни-;кой истории делают насущным вычленение различных подразделе-5 того или иного этноса. Эта задача актуальна и для этнографиче->го изучения удмуртов. До сих пор структура удмуртского этноса явлена не до конца. Данные археологии, языкознания и этнографии тети вырисовьгоают отдельные подразделения внутри этого народа юзволяют сформировать представления об особенностях их культу-, межэтнических контактах и соотнесенности между собой в историком плане.
Удмуртов принято разделять на северных и южных. Это разделе-; имеет культурно-историческое обоснование. Земли южных и север-х удмуртов длительное время находились в составе разных государ-енных образований (первые - Бунтарского государства, Золотой цы и Казанского ханства, вторые - Нижегородско-Суздальского [жества и Московского государства). Соответственно южные удмур-были приближены к тюркской этнокультурной среде, а северные - к ской. Помимо коренного населения южных районов Удмуртии, к :ным удмуртам относят завятских, проживающих в правобережье ятки, за пределами республики, на юго-западной периферии уд-угского ареала, закамских удмуртов, расселившихся в северо-адной Башкирии и Куединском районе Пермской области, бавлгш--ермекеевских удмуртов, мигрировавших далеко на юго-восток от овной этнической территории удмуртов в Бавлинский район Тата-г и Ермекеевский район Башкирии. Северные удмурты проживают в сейне р.Чепцы, левого притока р.Вятки, в ряде причепецких рапо-\ Удмуртии и Кировской области.
По данным переписи населения 1989 г. за пределами Удмуртии, в .арии, Башкирии, Марийской республике, Кировской, Пермской и фдловской областях и Красноярском крае проживало 135 608 чело-, что составляло 18% от общей численности удмуртов. Формирова-: удмуртского населения на этих территориях происходило в разные
исторические эпохи. Истоки одних групп прослежішаются на заі маемых ими землях с периода формирования удмуртов. Другие слоэ лись в результате миграционных процессов XVI - XX вв. Все они эт: графически недостаточно изучены и требуют специального исследо ния.
Данная работа посвящена этнографическим группам, живущи; бассейне р.Вятки и в Закамье. Земли этих групп находятся в преде] Волго-Уральской историко-этнографической области. Завятские мурты проживают на правом берегу р.Вятки в ее нижнем течении, членение на кукморских и шошминских основано на данных диалек логии (Т.И.Тепляшина 1961, В.К.Кельмаков 1969). Деревни нижнє пецких "ватка" находятся в низовьях р.Чепцы (левого притока Среді Вятки). У них выделены косинская и слободская группы гово] {Т.И.Тепляшина 1970). В то же время этнографически эти членения вятских удмуртов и нижнечепецких ватка не были подтверждены частности не были выявлены и осмыслены особенности ЖЄНС1 одежды двух нижнечепецких групп населения. Не были обнаруже различия костюмных комплексов шошминских и кукморских удм тов. Отсутствовало подробное описание этих комплексов.
Еще менее исследованным является существующий ныне удму ский массив Закамья. Он был сформирован в результате миграционн процессов второй половины XVI - XIX вв. Языковеды выделяют зд пять удмуртских говоров. На всей этой обширной территории бьггої единый закамский костюмный комплекс. Его ареал был опреде] (Лебедева С.Х. Атаманов М.Г. 1987), но описание и анализ жена одежды в литературе отсутствовали.
Комплексы традиционной одежды представляют значительн интерес сами по себе, как явления культуры народа. Однако их испо зованне в качестве исторического источника позволяет выявить эп ческие процессы о которых не сохранилось других свидетельств. А лиз традиционных костюмных комплексов, наряду с другими источі
ами, имеет большое значение при решении проблемы структуры уд-уртского этноса.
Цели и задачи исследования. Поскольку традиционный женский котом нижнечепецких ватка, завятскнх и закамских удмуртов предо-гавлен в литературе фрагментарно, поверхностно или не представлен >все, одной из задач этой работы является характеристика вещей, со-'авляющих костюмные комплексы изучаемых этнографических групп, о цель данного исследования не сводится только к этому. Во главе ла стоят проблемы уточнения структуры этноса, выявления этниче-:их процессов, определивших формирование исследуемых этнографи-ских групп.
Сравнительный анализ костюмных комплексов дает возможность шучить новую информацшо и полнее представить культурно-торические связи исследуемых частей удмуртского народа. Сопо-авление костюмных комплексов разных локальных групп удмуртов и утих народов, привлечение данных смежных дисциплин позволяют -новому взглянуть на ход этноисторнческого процесса, обусло-вшего формирование периферийных подразделений этноса, их кон-кты с тюркской, славянской и финно-угорской средами в разные ис-рические эпохи.
Хронологические рамки работы. Большая часть предметов ежды и украшений, выявленных автором в ходе полевых исследова-й или хранящихся в фондах различных музеев, относится к периоду нца XIX - нач. XX вв. Именно этим обусловлены временные рамки 5оты. Однако данные этнографической литературы XVIII - нач. XIX , отдельные вещи, сохранившиеся у населения или имеющиеся в му-шых собраниях, относящиеся к более раннему периоду, а также свя-шая с одеждой лексика, традиция вышивки, включающая разновре-яные напластованій, археологические материалы по костюму - все > в комплексе отодвигает нижнюю хронологическую границу в глубь їмєни и создает базу для применения ретроспективного метода.
Научно-методическая основа. Сравнительно-исторический мет является основой рассматриваемого в диссертации материала. Он г зволяет выявить особенности традиционной одежды исследуемі групп, соотнесенности их с формами костюма других частей удмуі ского этноса и соседних народов, находящихся в контактах с удмурі ми. Было бы ошибочным привлекать к сравнению отдельные совг дающие элементы костюма или руководствоваться только внешні сходством предметов. Поэтому основным признаком, по которому диссертации проведен сравнительный анализ, является покрі одежды, как наиболее устойчивый и сохраняющийся длительное вреї показатель. Кроме того в этом анализе использованы связанная одеждой лексика, декор, его месторасположение, орнаментальные м тивы, их терминология, материалы и техника изготовления.
Научная значимость и новизна работы заключается в том, ч здесь впервые изучены костюмные комплексы косинских, слободскі кукморских, шошминских и закамских удмуртов; определены apeaj этих комплексов и их соотнесенность с границами распространен соответствующих говоров и диалектов.
Комплексы одежды периферийных этнографических групп } муртов рассмотрены в сравнении с материалами по традиционно] костюму других частей удмуртского этноса, а также широкого кру финно-угорских и тюркских народов и русского этноса. Данное иссі дование является попыткой определения особенностей межэтническ: контактов и связей имевших место в прошлом и отраженных в трал ционном костюме.
Практическая значимость работы. Данное исследование пред ставляег интерес для ученых, непосредственно занятых проблема! этногенеза и этнической истории удмуртов, а также для специалист смежных дисциплин, изучающих культуру удмуртов. Описание и as лиз комплексов традиционной женской одежды могут послужить базі для дальнейших исследований в области финно-угроведения.
Основные выводы диссертации заслуживают внимания при под-говке лекционных курсов и печатных работ по этнографии Урало->волжского региона. Введенная в научный оборот новая информация жег быть использована в музейной работе при комплектовании фон-в, создании экспозиций. Фотографии, чертежи и рисунки представ-:от интерес для театральных художников, мастеров декоративно-нкладного искусства.
Степень изученности темы. Русская наука впервые обратилась к чуртам во время академических экспедиций XVIII в. Научные тру-, появившиеся в результате этих экспедиций, содержат весьма крат-
0, но ценную, информацию о традиционном костюме пренмуще-
їєнно южных удмуртов. (Работы И.Гмелина, Г.Ф.Миллера,
З.Палласа, П.И.Рычкова, Н.П.Рычкова, И.Г.Георги и др.) В этот
жод преобладал описательный подход с некоторыми попытками
шнения удмуртского костюма и составляющих его элементов с
»кдой других народов Урало-Поволжского региона.
Следующий период активного этнографического изучения уд-ртов относится ко второй половине XIX - нач. XX вв. Этнографиче-ія литература этого времени содержит гораздо более полную инфор-цшо о народном костюме разных групп удмуртов. О северных уд-ртах писали В.Шестаков, Н.Г.Первухин, уделивший значительное імание их традиционной одежде и процессу ее модернизации. Тра-шонному костюму завятских удмуртов (покрою, декору, терминоло-
1, головным уборам, половозрастным особенностям и пр.) уделили
шание Д.Островский и С.Багин, а также А.Миропольский,
іехтерев, Г.Н.Потанин, С.К.Кузнецов. Ценные сведения о костюме и
ювных уборах удмуртов Закамья есть в работах Н.Тезякова и
иптиева.
В целом, исследователи XVIII - нач. XX вв. наибольшее внимание да всех периферийных групп уделяли завятским удмуртам, что объ-имо близостью Казани к местам их проживания.
В послереволюционный период начался новый этап этнограф
ческого изучения удмуртов, ознаменованный повышенным внимани
к материальной культуре, в том числе и к одежде. Результаты этой д
тельности наиболее полно проявились во второй половине XX в.
трудах В.Н.Белицер, Н.И.Гаген-Торн, Т.А.Крюковс
С.Н.Виноградова, С.Х.Лебедевой, Л.А.Волковой, М.Г.Атаманої Литература этого времени содержит в себе много ценной информащ однако подробное, последовательное описание и анализ костюмні комплексов периферийных групп удмуртов в ней отсутствует.
Источники исследования. Для разрешения поставленных в ді сертации задач были использованы данные музейных коллекций и г хивов, а также имеющий определяющее значение в этом исследован полевой материал автора, собранный у изучаемых периферийні групп и у удмуртов северных и южных районов Удмуртии в 1981 - IS гг. Существенным обстоятельством, позволившим провести дан» исследование, является наличие у населения значительного чис предметов, изготовленных в конце XIX - нач. XX вв., и хранимы) качестве реликвий. Это сделало возможным выявление покроя вещі особенностей их декора. Поскольку информаторы самого старше поколения застали период полноценного бытования традиционнс костюма, взятые у них интервью содержат необходимые сведения народной одежде.
Наиболее ранние и хорошо документированные музейные кс лекции удмуртской одежды, хранящиеся в фондах Российского Зті графического Музея (далее РЭМ, Санкт-Петербург) были приобрети в начале XX в. Д.К.Зеленовым (коллекции N 593, 675, 1133). Коллі ция N 4834 собрана Н.П.Гринковой у закамских удмуртов. В 194( 1973 гг. Т.А.Кркжовой были созданы коллекции N 6515, 6584, 70: 7598, 7816, 7874, 8002, 8251, сформированные у косинских, слободсю шошминских и закамских удмуртов, а также в северных и южных рг онах Удмуртии. Материалы по костюму удмуртов есть в более по: них коллекциях N 8719,9893,11083.
Вещи, относящиеся к удмуртской одежде, находятся в Музее ан-зпологии и этнографии им. Петра Великого (коллекции N 2045, 2085, 15, 2133, 2161, 2240, 6869). Описи этих коллекции содержат ценную формацию, которую невозможно почерпнуть го других источников.
Существенное значение для изучения традиционного костюма еют фонды Национального Музея Удмуртской Республики (далее ЛУР), Удмуртского Республиканского Музея Изобразительных Ис-хтв, Кировского государственного объединенного историко-ситектурного и литературного музея, Слободского краеведческого зея, Малмыжского краеведческого музея, а также музеев в с. Ципья лтасинского района Татарии, в с. Карлыган Мари-Турекского раина Марийской республики, в д. Сибирь Унинского района Киров->й области, школьных музеев в д. Ошторма-Юмья Кукморского рай-а Татарии иве. Покрово-Урустамак Бавлинского района Татарии.
Материалы, имеющие отношение к теме диссертации, содержатся іазличньїх архивах. В архиве РГО есть письменные документы, со-)жащие фрагментарную, но ценную информацию об удмуртском лгюме (разряд 10, разряд 53). Заслуживают интереса экспедиционные ієтьі и другие документы музейных архивов (архив РЭМ, Ф 1; архив /ТУР, книга поступлений, N 655) и архива УИИЯЛ УРО РАН хописный фонд, on. 2Н).
Кроме того, в процессе работы автором были использованы фо-юкументы из коллекций ЮМ, НМУР, музея с. Карлыган и карты іелов землеустройства в районах сбора автором полевых данных.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены публикованных статьях и докладе на XVII Всесоюзной конференции нно-угроведов в Ижевске в 1987 г.
Структура работы: диссертация состоит из введения, четырех їв, заключения, списка использованной литературы, списка населен-х пунктов, в которых был проведен сбор полевого материала по щиционной одежде удмуртов периферийных групп. Приложение почает альбом фотографий и рисунков элементов одежды рассмат-
риваемых групп, карты, а также описание модернизированных фо распашной одежды завятских удмуртов.