Введение к работе
Актуальность темы исследования заключается в необходимости изучения брачных обрядов и обычаев как одного из- наиболее значимых событий в жизни каждого народа. Свадебной обрядности, как самостоятельной системе с определенным составом элементов и структурой церемониала, характерна особая консервативность. В этом смысле обрядовая жизнь определяет важнейшие этапы деятельности людей, их социально-правовые отношения, верования и морально-этические взгляды. В ней сохранились многочисленные пережитки более ранних форм семейного и общественного быта, отголоски древних обрядов и обычаев, поэтому в работе освещается итог длительного периода эволюции семейно-брачных институтов.
В структуре свадебной обрядности объединены различные компоненты материальной культуры, несущие знаковую нагрузку. Освещение их состава, форм и функций определяет не только стабильность или подвижность традиций, но и выявляет смысл, характер и особенности их использования в свадебном обряде. Свадьба представляет и духовную культуру народа: различные жанры устного народного творчества сопровождают народный обряд бракосочетания, совершаемые обрядовые действия насыщены магической символикой.
Исследование данной темы вносит определенный вклад и в изучение этнической истории. В сложном свадебном комплексе, включающем многочисленные обрядовые действия, выражаются этнические особенности, проявляющиеся в следовании обычаям и бережном отношении к ним, что свидетельствует о подъеме самосознания изучаемого народа.
Объектом исследования являются алтайцы - одна из тюркоязьш-ных народностей Ккной Сибири. Этнические группы с самоназванием "алтай-кижи", живущие в Шебалинском, Онгудайском, Усть-Канском и Усть-Коксинском районах; и "теленгит" - в Кош-Агачском и Улаганс-ком районах Горно-Алтайской автономной области представляют собственно алтайцев или, в этнографическом отношении, южных алтайцев. В работе не рассматриваются материалы по свадебной обрядности челканцев, кумандинцев, тубаларов - этнических групп северной части Алтая.
По современной антропологической классификации южные алтайцы относятся к центральноазиатскому типу монголоидной расы, по лингвистической их язык относится к киргизско-кыпчакскои группе восточ-но-хуннской ветви тюркских языков.
Предметом исследования является традиционная свадебная обрядность южных алтайцев. Основная цель диссертации: исследовать ее максимально полно, включая обрядовые действия всего цердмони ла, элементы материальной культуры, участвующие в свадебном обр де, традиционные верования и свадебный фольклор. Исходя из цели работы, нами сформулированы следующие задачи:
I. Охарактеризовать основные функции семьи и проследить эв люцию форм заключения брака у южных алтайцев.
Z. Составить описание алтайского свадебного церемониала, п четырем его циклам: сватовство, подготовка к свадьбе, собственн свадьба и послесвадебный период; раскрыть происхождение и эволю цию некоторых обрядов, выявляя наряду с общими чертами отдельны! локальные варианты.
-
Осветить обрядовое применение основных компонентов мате риальной культуры, фольклорную сторону свадебной обрядности и связь ее с магическими представлениями народа.
-
Раскрыть внутреннюю и внешнюю взаимосвязь обрядовых эле' ментов церемониала, определить их функции и структуру свадебной обрядности.
-
Выделить комплекс специфических особенностей алтайской свадьбы и показать, насколько это возможно, общие обрядовые элементы с другими народами Юкной Сибири и сопредельных территорий
-
Проследить динамику развития алтайской свадебной обрядні за последние десятилетия.
Методологической основой исследования является исторически: подход к анализу явлений общественной жизни и народного быта. В частности, свадебные обряды представляют собой не застывшую, а динамичную систему отношений, прошедшую в своем развитии несколі ко этапов. К рассматриваемой теме имеет непосредственное отношение один из фундаментальных трудов Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства," особенно его вторая глава "Семья", где показаны общие характерные черты системы родственных отношений по браку, вскрыты происхождение и сущность свадебного дарообмена между родственниками обеих сторон, определено положение женщины в обществе и дан научный анализ обычая авункулата.
Хронологические рамки работы ограничиваются в основном второй половиной XIX - началом XX вв. и определены имеющимся в распоряжении автора материалом.
Истермографический обзор. Этнографическую литературу, относящуюся к исследуемой проблеме, можно разделить на следующие группы. К первой группе .относятся сообщения участников академических экспедиций второй половины ХУШ в. - Г.Ф.Миллера, П.С.Пал-ласа, И.Георги. В их трудах отведено определенное место и населению Гор-юго Алтая.
Особо следует выделить труды исследователей XIX в., качественно отличавшиеся от предыдущих описаний глубиной научного анализа и разнообразием данных. Первые сведения о семейно-брачных отношениях, возрасте вступающих в брак, основных свадебных обрядах были опубликованы Г.Спасским, А.М.Гороховым, В.И.Вербицким, В.В.Радловым, Д.Я.Самоквасовым, А.Калачевым, С.П.Швецовым. Их труды представляют фактологическую основу, в чем и заключается их глазная ценность, а в ряде случаев могут быть использованы как исторический источник.
Последнюю группу составляют публикации советских исследователей. Хотя у авторов 30-50 гг. и нет специальных исследований традиционной алтайской свадебной обрядности, отдельные рассматриваемые нами сюжеты можно найти во многих работах. Семейно-брач-ные запреты и обычай избегания освещены Н.П.Дыренковой. Способ заключения брака путем умыкания, при общественной помощи родичей, исследован Э.Гериельманом. Родовой экзогамии посвящены статьи С.А.Токарева. Существенными являются сведения об основных элементах материальной культуры в трудах Л.П.Потапова. В 60-РО гг появились первые обобщающие исследования. Е.И.Тощаковой были освещены свадебные обряды и обычаи теленгитов. З.П.Дьяконовой отмечены локальные различия ритуальных действий сватовства теленгитов и алтай-кижи. Н.И.Сатиновой предпринята попытка сопоставления традиционных и современных алтайских свадебных обрядов. Следует отметить, что все предшествующие работы ограничивались описанием локальных вариантов свадьбы, не объясняя семантики многих обрядовых особенностей.и действий.
Для решения поставленных задач нами была распирена источни-ковая база. Основным источником для диссертации послужили этнографические материалы, собранные автором в Горно-Алтайской авто-номной области в районах расселения алтай-кижи и теленгитов за время полевых сезонов с 1?87 по 1990 гг., что лало возможность дать ретроспективный анализ и наиболее полно восстановить картину свадебной обрядности южных алтайцев в конце XIX - начале XX be. Кроме того, в научный оборот введены неопубликованные архивные
материалы из рукописных фондов Санкт-Петербурского филиала Института этнологии и антропологии АН СССР: в записях А.В.Анохина и А.Г.Данилина зафиксированы некоторые свадебные обряды, а у Н.П. Дыренковой и Л.Э.Каруновской содержатся интересные сведения о жен ской одежде и украшениях. Отдельные материалы привлечены из дневников этнографических экспе: диций Горно-Алтайского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. В качестве вещественного источника использованы экспонаты традиционной одея ды и быта алтайцев из собраний Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого в Санкт-Петербурга и Горно-Алтайского облас ного краеведческого музея имени А.В.Анохина.
Научная новизна работы заключается в самой постановке рассматриваемой проблемы. В связи с малой степенью ее изученности, в диссертации освещены генезис форм заключения брака, роль ритуальных игр свадьбы, значение свадебных отношений дарообмена, условность обрядового языка и порядок распределения почетных частей туши. Выявлено обрядовое значение различных жанров свадебного фольклора и приведен /в переводах автора/ новый текстовой материал. На основе сравнительного анализа основных элементов свадебной обрядности определены этнокультурные параллели южных алтайцев с соседними народами, что свидетельствует об их генетическом родстве и преемственности с наследием древнетюркского времени.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том,.что результаты его используются в разработке тем лекционных курсов, необходимых :в системе вузовского образования, и спецкурса "Этнография Горного Алтая" /раздел о традиционной обрядности южных алтайцев/.'на историческом факультете Горно-Алтайского пединститута. Составленная схема свадебного церемониала и фольклорные тексты направлены в Областной научно-методический цеі народного творчества /в г.Горно-Алтайске/ для разработки программы по культурно-просветительной/, работе. Фактический материал диссертации может найти применение при оформлении экспозиций в местных краеведческих музеях. Теоретические обобщения и выводы могут быть полезны при написании обобщающих работ по этнографии народов Сибири.
Апробация результатов исследования проявилась в следующем. Основные положения диссертации были обсуждены на заседании Отдела этнографии народов Сибири Санкт-Петербурского филиала Института этнологии и антропологии АН СССР. Выводы исследования были
доложены на конференциях: "Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий" /Омск, 1984 г./; "Реконструкция древних верований: источники, метод, цель" /Ленинград, 1990 г./, тезисы которых опубликованы в печати.
Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и источников, списка информаторов и приложений. В приложениях к работе приведены таблицы экзогамных групп сеоков, термины родства по браку, список терминов, связанных со свадебной обрядностью у южных алтайцев, а также план размещения участников различных свадебных обрядов, помещены зарисовки и фотографии традиционной одежды и украшений, конской упряжи южных алтайцев.