Введение к работе
Данная работа посзящена анализу места и роли традиционной системы ценностей и связанных с ней норм традиционной культуры в сознании и общественной жизни современных китайцев.
Научная актуальность работы обусловлена ьеооходимосі'сю комплексного изучения .происходивши в жизни китайцев в последние годы и происходящих сейчас сложных, малоисследованных изменений социо-культурного и социо'-психологического плана. Практическая актуальность работы определяется потребностью изучения ситуации в Китае в контексте все возрастающей важности "китайского фактора" во внешней политике России.
Научная новизна работы заключается в том. что здесь 1D впервые дается комплексный анализ состояния системы ценностей. религиозней и социальной жизни, этнического самосознания китайцев КНР. Тайваня и Сянгана в современный период, 2) фактически впервые с привлечением оригинального круга источников и с использованием новых методологических подходоз изучено состояние целого ряда базовых феноменов, сформировавшихся на основе норм китайской культуры С например, состояние религии в КНР и состояние традиционных социальных институтов в китайской деревне?.
Целью работы является выявление места традиционных китайских ценностей и связанных с ними элементов образа мира. норм культуры в >хизни современных китайцев. Рассматриваются ведущие типы ценностей - этические, религиозные и социальные. Их анализ проводится на нескольких основных уровнях - уровне сознания, поведения, социальной и религиозной жизни и социальных и религиозных институтов.
Природа изучаемых объектов и состояние источников по теме привели к необходимости а) при изучении структуры этических
ценностей и ценностей, определяющих тип отношений индивида с другими людьми, сосредоточиться на анализе состояния сознания и поведения, 65 при изучении религиозных ценностей и ценностей, связанных с "социальной культурой", уделить основное внимание связанным с этими сферами феноменам поведения и формам жизни, состоянию ведущих традиционных религиозных и социальных институтов. Это позволяет проверить, как и в какой степени традиционные ценности определяют реальное поведение и формирование социальных и религиозных институтов у современных китайцев. Кроме того, появляется возможность компенсировать недостаток источников по состоянию сознания китайцев. живущих в сельской местности, путем обращения к данным об их поведении и социальной жизни: на основе этих данных можно реконструировать характер ценностей, лежащих в основе подобного типа поведения.
Исходя из основной цели работы в рамках диссертации решаются следующие задачи:
15 определяется состояние системы ценностей у современных китайцев;
25 выявляется состояние религиозного сознания и религиозной жизни у современных китайцев;
' 35 прослеживается состояние традиционных социальных норм и институтов, неотрадиционных социальных феноменов в современном Китае;
4) рассматривается характер восприятия инноваций в китайской культуре;
55 анализируется влияние, которое оказывают на состояние системы ценностей, религиозного сознания и религиозной жизни, традиционных социальных норм и институтов и неотрадиционных социальных феноменов существующие в разных частях Китая С КНР Тайвань. Сянган. Аомынь) раз личные социально-политические системы
и достигнутые там различны уровни социально-экономического развития С"модернизироЕаннссти").
6) рассматривается воздействие традиционных ценностей на характер контактов китайцев с иноэтничными группами и на восприятие ими исходящего от этих групп культурного влияния.
Практическое значение работы определяется тем, что проведенный в ней анализ позволяет понять внутренние механизмы и предсказать течение ряда сложных и во многом скрытых от наблюдателя культурно-психологических и социо-культурных процессов, сказывающих влияние на современное политическое и экономическое развитие Китая.
Работа имеет следующую структуру: Введение, три глаьы. Заключение и список литературы.