Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕЗИ, Изучение традиционной национальной кульг» рн народов Центральной Азии, в тон числе Узбекистана, одна из паж них задач этнографической науки. Среди различных аспектов я проявлений этой культуры особое место запинает траиипионннй народний костюм, потону что одежда любого народа - один из наиболее четких, устойчивых, яркик показателей этнической принадлежности в области материальной культуры. В деталях одежды, ее покрое и украшениях часто сохраняются архаичные элементы, выявление которых представляет значительный интерес также для изучения проблем этнической истории народа. Актуальность избранной темы определяется и тем,что в народном костюме также находят отражение природные условия, специфика хозяйства отдельных этнических групп или народов, некоторые стороны семейного быта.
Изучение традиционно-национальной одежды населения Нуратинской долины приобретает особое значение в связи с тем, что она складывалась на протяжении многих веков и отражает историй народа с его национальными и своеобразными Формами материальной культуры, его связи с другими народами, влияние экономики и социального строя на развитие традиционной культуры.
Этот аспект исследования актуален тем, что с конца XIX в. национальный костюм претерпел большие изменения, связанные с теми процессами и влияниями, которые явились следствием завоевания Средней Азии Россией.
Традиционно-народная одежда женщин населения Нуратинской долины представляет собой довольно сложный комплекс, основу такого комплекса составляли разнообразнне по своему назначению компоненты: нательная, поясная, головная и верхняя. Классификация одежды, построенная на основе анализа и сравнения покроев, позволила автору в диссертации выявить основные ее типы и локальные варианты у отдельных этнических групп Нуратинской долины. *.. ',_
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ИСТОРМО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ характеристика. Объектом исследования автором была выбрана Ну-ратинская долина (Самаркандская область), центром которой является Нурата. Она охватывает обширную территорию, расположенную у северных отрогов Нуратанских гор и простиравшуюся до южных окраин пустыни Кнпнлкун. Долина находится в окружении трех горных хребтов -
- ч -с северной стороны Каратаг (КоратогЬв южной части - Актаг (Октог) и в центре - Нуратанские горы. Ословннни объектами исследования били кишлаки Джош (жуя), Окчоп, кадок, КУргон, кориз (ныне относящиеся к Кушрабадскону району), где большинство населения составляют узбеки .
В центре долины - нурата большинство населения составляют таджики. Таджики живут также в селах Сентаб, Катта Иж и поселке Газ-гон, окрестнне кишлаки и весь прилегающий пустынный район заселены представителями казахского и каракалпакского населения. .
цель и задачи исследования. Цель диссертапонного исследования состоит в той. чтобы внести новый вклад в изучение материальной культуры узбекского народа с помощью изучения женского костюма,который претерпевает существенные изненения в наши дни в процессе развития общества, межэтнических отношений и взаимовлияния культур других народов. Впервые изучив особую сферу натериальной культуры - традиционную одежду и украшения женщин Нураты, большое внимание было уделено способам перехода деталей народной одежды от поколения к поколению и сохранению при этом самых старинных и традиционных Форм. Вместе с тен автор стренился внести свой вклад в разработку проблемы сокранения архаических элементов в одежде и украшениях женщин населения Нураты, поскольку натериаяы диссертации дают возможность учета исторически сложившихся в данной регионе обычаев, обрядов и верований, связанных с ношением одежды.
В связи с этим были поставлены задачи:
1. Исследовать население изучаемого региона, что было необходимо для сбора и изучения этнографических материалов, выявления культурных связей данного народа с другими этническими группами; вскрыть происхождение отдельных Форм и видов народной одежЛы: проследить их связь с географической средой и установить причины возникновения локальных особенностей костюма и замены элементов одних Форн костюна другими.
Полевые материалы были собраны авторон в 1969-1994 гг. в югалаках, где большинство населения составляют узбеки (Окчоп, Кадок, кориз, Айтнат, Чинок. Кургон. Корабов) и в нескольких кишлаках, где (>ол»."миство населения составляют таджики (Цурзта, Дечиба-Л.1МЛ. сонтлъ. Катта ио.
?.. Дать подробное этнографическое описание традипионио-народ-ной одежди и украшения женшн Нураты в конце XIX - начале хх mi.
3. Проследить эволюцию и характерные особенности костюма изучаемого региона методом сравнительно-исторического анализа.
1. Охарактеризовать основные виды традиционно - технических способов изготовления тканей.
-
Определить ареалы бытования тех или иных видов женской одежды и украшений.
-
Систематизировать и классифицировать весь 'собранный материал по комплексам и элементам одежды в пределах каждого из указанных исторических периодов и выделить ее основные типы.
-
Показать Функциональное значение' видов женской одежды, их несто в быту, обычаях, обрядах и верованиях связанных с выкройкой, шитьем и ношением.
СТЕПИ») ИЗУЧЕННОСТИ ТЕШ. Тема традиционно-народной одежды в среднеазиатской этнографии недостаточно изучена, специальных этнографических исследований, посвященных изучению данной проблеми по региону, к сожалению, очень мало, однако вопросы социальной и этической истории народов Заравгаана.в тон числе населения Нуратинской долины, издавна привлекали внимание ученых и путешественников, в
работах которых содержались лить некоторые сведения о народной
1 одежде рассматриваемого региона . R этих сведениях одежда описывается поверхностно и передается как ч"асть обшего впечатления о культуре народа, воспринятого с точки зрения эстетики и экзотичности, поэтому они не дают целостного представления о народном костюме.
Позже, уже с 60-х годов XX века, начали появляться специальные публикации о традиционном костюме народов Узбекистана, в тон числе народов заравіпанской долины. Но в этих публикациях авторы
1 % ' >
Впмбери А. Путешествие по Средней Азии. СПБ..І 1065, С. Й10-й15; Радлояв. В. из Сибири. Гл. X. Долина среднего ЗераФшана. И., 19ft'). с. 55В-63Й. і хорошхин А. П. Сборник статей, касающихся до Туркестанского края. СПВ,, 1876, с. 246-353; Гребенкга. А. Д. Узбеки. Русски,') Туркестан. Сборник, изданный по поводу политической ннс-Гі'кіі. \мт. ',, п. , ш,1., с. 106-106.
- б -авторы стренились описать одежду населения центральных городов Заравшанской долины - Бухары, Самарканда и окрестных кишлаков.-Кроме А. К. Писарчик никто не работал над одеждой населения Нура-.тинской долины, В данной публикации автор проследила развитие форм женской одежды (платья и головные Уборы) таджичек Нурата, не только в тот период, к которому они относились, но и в более ранний и в более поздний. Во время экспедиции автором были подобраны целые комплексы одежды новобрачных для начала 90-х гг. XIX в. и начала XX в.
Неизученность и, вместе с тем, безусловная актуальность проблемы побудили автора выбрать данную тему объектом диссертационного исследования.
Большое .внимание ,в выработке теоретических основ методики исследования уделялось исследованиям этнографов - специалистов но изучению костюма народов Центральной Азии, работай, посвященным теоретическим проблемам этнографической науки, в частности обшин проблемам натериальной культуры - одежде и ук-рашениям: 0. А. Сухаревой, .Н. П. Добачевой, Р. Я. Рассудовой,
і. Писарчик А. К. Натериалы к истории одежды таджиков нурата. старинные женские платья и головные уборы. В кн.: костюм народов Средней АЗИИ. И., 1979, С. 113-122.
.г. Эта коллекция хранится в Иузее культуры народов Узбекиста на в Самарканде.
з. Сухарева о. А. Вопросы изучения костюма народов средней Азии. В кн., Жостюн народов Средней Азии. Н., 1979, с. 3 - 13; она же. опыт анализа покроев традиционной "туникообразной" среднеазиатской одежды в плане их истории и эволюции. В кн. Костюм народов Средней Азии, с, 77-103; она же. Древние черты в Формах головных уборов народов Средней Азии. сэс. И., 1954, с. 299 - 353; она же: ПозднеФеодальный город Бухара конца хіх - начала XX вв. Ташкент, ИЗД. АН УзССР, 1962, С. 194;
1. Лобачева н. П. Среднеазиатский костюм раннесредневековой эпохи (по данным стенных росписей), В кн.; Костюм народов Средней ' Азии. И: 1979, с. 1в - 46; она же. о некоторых чертах региональной общности в традиционном костюме народов Средней Азии и Казахстана, В кн.: Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. Н., 19й9, с. 5-Зй; она'же. Каракалпапкские головные накидки. С.Ї69-180.
5. Рассудова Р. я. сравнительна'-! характеристика мужской одежды населения Ферганско - ташкентского региона, в кн.: Традиционная ол<>жда народов Средней Азии и Казахстана, н.," 1989, с. 139-156.
И. Н. Джаббарова, з. Л. Широковой, ' Р. г. Нукминовой, и др,
В методологическом аспекте большое значение при составлении автором програины исследования традиционной одеждн представляли работы многих авторов по выработке узбекских абровнх тканей и выделке кожи в Центральной Азии,развитию кожевенного и обувного про-ннслов» изготовлению хлопчатобумажных и шерстяных тканей, их технологии и инструментов . Огромную ценность для изучения одеждн и украшений, а также промыслов и ренесленного производства в Узбекистане представляют работа К. Ш. Маниязова об этнической истории узбеков и их занятиях. В монографии описываются приега труда, обработка и изготовление различных изделий в Ферганской'области и за* равшанской долине .
-
Джаббаров и.Н. Об ученичестве в ренеслешшх цехах Средней Азии в конце XIX и начале хх вв. //натериалывторого' совещания археологов и этнографов Средней Азии. н-Л.: Изд-во AM'СССР, 1959, с. 81-88; он же: Ремесло узбеков южного Хорезма в конце XIX -начале XX вв.// Занятия и быт народов Средней Азии, п-л:: Наука, 1971, с. 72-146; он же: Хакон халклари этнограФияси (этнография народов мира), т.: Укитувчи, 1985, с.27б; он же; Узбек хаяки этнограФияси (этнография узбекского народа), т;: укитувчи. 1954, с.311.
-
Широкова з.А. Традиционный костюм жениха у горных таджиков. В кн.: Костюм народов Средней Азии. Н;, 1979, с. 123-126; она же. традиционные женские головные уборы таджиков (юг и север Таджикистана), в кн. *. традиционная одежда народов-средней Азии и Казахстана. Н. , 1989, С. 182-203.
-
Нукнинова Р. Г. Костюм народов Средней Азии по письменным источникам XVI в. В кн. : Костюм народов Средней Азии. Н: 1979, с. 70-76; она же, Очерки по истории ремесла в Самарканде и Бухаре в XVI в. Ташкент, 1976, с. 3-234.
-
Нахкамова с. Узбекские абровые ткани. Ташкент: ГоспоЗитиздат УзССР, 1969, с. 55; Тошев X., УраковН. Б. Промыслы сельского населения ЗараФшанской долины в конце XIX - начале XX вв. (на узбекском языке) Ташкент: ФАН, 1981, с. 110; УраковН.Б. домашние промыслы сельского населения ЗараФшанской долины в конце XIX - начале хх вв. (ткачество и вышивка). АвтореФ, дисс. канд. ист. наук. Т.: 1993, 23 с; Тонина т.н. Ткани в одежде кочевых и полукочевых народов . средней Азии.//традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. И.: Наука, 1989, с. 228-252,; Хаббаров И.Н. из истории ренесла в дореволюционном Узбекистане. (Краткие сообщения института этнографии). И.,1959, с. 75-80.
-
йаниязов К.Ш. Узбеки-карлуки. Ташкент: ФАН//Историко-этнографические очерки. Ташкент: ФАН, 1964, 195 с; он же, К этнической истории узбекского народа. Ташкент: ФАН, 1974, с.208-215; он же (соавтор Иснаилов X.)Этнографические очерки материальной культуры узбеков в конце XIX - начале XX вв. Ташкент: ФАН, 1981, 126 с.
- о -НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в тон, что впервые в регионе всесторонне исследуется эволюция одной из важных отраслей материальной культуры - народной женской одежды Нуратинской долины. При изучении конплекса женской одежды и ее отдельных частей автор, опираясь на данные письменных источников и полевых материалов более полно и детально осветил древние фориы народной женской одежды, показывая процесс изменения ее отдельных деталей. В работе рассматриваются также обычаи и обряды связанные с ношениен одежды, в тон числе обрядового ( свадебного или траурного ) костюма, верхней одежды, головного убора, обуви и украшений.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОИТ В ТОН, ЧТО материалы диссертации ножно использовать при написании обобщающих трудов по этнографии, истории культуры народов Центральной Азии, в тон числе народов Узбекистана, а иллюстрации ногут послужить для разработки ноделей традиционно-современной одежды на основе элементов национального костюма. Натериалы диссертации также могут быть использованы при чтении спедкурсов по материальной культуре узбекского народа в ВУЗах страны, лекций для модельеров и работников сферы обслуживания и др.
ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, Источниками работы послужили главшм образом, полевые этнографические материалы, собранные автором в 1989-1994 гг. в киилаках Дехибаланд, совхоз "Нурата", совхоз "Кизилча", Чуя ( Нуратинский район ), Окчоп, Бозаржой, кориз, Октош, КУргон, Карабов, 7{уш, Окмачит, Кайнар (Кушрабадский район). Сбор полевого этнографического материала проводился на основе интервьюирования и личных наблюдений, в соответствии с целями и задачами нашего исследования нетод личных наблюдений в некоторых случаях являлся продуктивнее бесед с информаторами. Для этой цели автором были определены основные методы полевого исследования:
- расспросы лиц старшего поколения ( их воспоминания о своей одежде, об одежде старших членов семьи - родителей, бабушек, дедов);
- изучение старинных костюмов и их частей, бытующих до настоящего вренени или хранящихся в качестве семейных реликвий;
'- изучение обрядовой одежды, дольше всего сохраняющей архаи ческие черты, а также описание предметов одежды и, по возможности, покроя одежды, входившей в приданое.
Учитывая все эти детали для сбора полевого натериаяа была подготовлена программа исследования в виде блоков интересующих нас вопросов, касающихся одежды и украшений. При изучении конплекса одежды и ее отдельных частей было установлено вреня их появления, исчезновения, замены отдельных элементов. Особое внимание было уделено локальным (район, кишлак) и особенностям как костюма в целом, так и отдельных его частей.
В ходе полевых этнографических работ на иестах были сделаны, обнер, чертеж разных видов нательной, верхней, поясной одежды, головных уборов и их покроя, Были также изучены обычаи, связанные с изготовлением и ношением одежды, смены Форн одежды, особенно головных уборов, в связи с переходом носящего лица из одной возрастной группы в другую ( замена девичьего головного убора женским ) или с изменением его семейного положения (появлением у женщины ребенка). Используя также статистический нетод, просмотрены десятки и сотни видов однотипных одежд.
Ценность полевых материалов в том, что многое сохранилось
только в памяти людей и стало достоянием лишь в результате личных
контактов. Для изучения одежды и украшений широко использовались
и,х образны и опросные данные, Иного ценных сведений получено от
информаторов преклонного возраста, специально выбранных нами из
числа наиболее осведомленных (пожилые женщины до глубокой старости
поннили, что было получено в приданое). Так же в ходе полевого эт
нографического наблюдения были опрошены десятки пожилых, наиболее
опытных мастериц по шитью, кройке, вышиванию, почти повсеместно
производилась зарисовка и прорисовка различных орнаментальных пред
метов одежды. „..' -
важным источником для выявления и уточнения различных типов одежды для нашего исследования также явились экспонаты, которые хранятся в музеях: им. Э. джунанбулбул угли (кишлак курган) и в историческом музее "Чашма" (Нурата).
По музейным экспонатам был выявлен процесс выделения специфических комплексов одежды и украшений с другими компонентами традиционного коствма и таким образон удалось добыть бесценные и надежные натериапы о традициотю народном костюме женшин Нуратинскоп долины и его деталях, не только об отдельных вешах, но и обоих комплексах в целом.
Среди таких экспонатов важное место занимает отдел одежды и украшений, появление большинства которых относится к концу XIX -началу XX вв., этнографические Фотографии, в которых изображены основные черты жизни народов Нуратинской долины.
Важный источником для выявления и уточнения различных типов женской одежды также явилась богатая фототека музея истории народов Узбекистана (Ташкент ) и музея культуры народов Узбекистана (Самарканд).
АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные положения и результаты исследований автора изложены в статьях и тезисах. Основные положения диссертации докладывались на научных конференциях молодых ученых в институте археопогии (Самарканд) и на научных конференциях молодых историков Ташкентского Госуниверситета. Рукопись диссертации обсуждалась в отделе этнографии и этнокультурных проблей института истории АН РУз.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В приложении даны словарь этнических терминов, список информаторов и использованных источников и литературы, иллюстрации, Фотографии.