Введение к работе
Предметом исследования диссертационной работа являются религиозные верования карачаевцев, какими они оказались доступны полевому этнографическому наблюдению на начало 1980-1990-х годов.
Традиционной обрядово-культовой стороне быта карачаевского народа до сих пор уделялось мало внимания исследователей, в особенности тем его сторонам, в которых моано обнаружить древние пласты религиозной жизни карачаевцев.
Традиционная религия н обряды, сопровождавшие ев, и в целом отрааавшие мировоззрение народа, являясь одним из важных механизмов функционирования и визнестой-кости этноса, его ментальноств, нэ только отражают уровень' развития этнической культуры, но и способствуют выявлению при сравнительном анализе объекта исследова-ния етногенетнческих элементов, из которых формировался народ.
Данное обстоятельство позволяет нам идти путем сочетания индуктивного п дедуктивного методов исследования. Эти методы ггриловены к анализу образа божества Чо-ппа, который занимал, а в некоторых случаях занимает и по сей'день основнрв место в духовной и ритуальной^ авізна народа, проступая в общих в частных моментах этнической культуры. В божестве Чоппа процесс восприятия и освоения народом окружитей среды х изучаемому нами
времени(а вполне вероятно,я к средневековому времени -10-13 в.в.)уже завершился складыванием единого обоб-црнного образа,сконцентрировавшего в себе пространственно-временные параметры мироздания и соответственно игравшего(по данным Г.ф.Чурсина-1914 г.) главную обрядовую роль практически во всех случаях жизни народа. С другой стороны,Чоппа,как одно из самых крупных божеств в пантеоне,концентрирует в себе вое сотворите-льно-породительные функции объектов.и явлений природы, и вокруг него находится сонм более частных духов и божеств-покровителей: материнства и женского начала-Уммай или д^іуммай/древнетюркское Умай/jдеторождения и плода в чреве матери-Джодду-Шатай{плодородия и'иветения-Тшггоз-чю и позднее его олицетворение образ воскрешагащэй и умирающей прирЬды-Гюллю-Голлу/редко Гюл-Голлу/;бракосочетания,первой брачной ночи/дохудау-кече/,а также ритуальной пищи-Бияай,-случки овец,коз и крупного рогатого скота--Маккуручу/или Маккурушчу/?семени/окъ/и возмужания-Мук-куручу;соединения двух полов,югодовитости-Маккуручу Гыбы--й,атыя (мать Маккуручу и'Муккуручу) ;злаковых-Дырпыл-Къачы /Дух Дырпцд/;хлебов-Дьшлыл-Къачи/Дух Дыммыл/'.благосостоя-ниянйя и. долголетия-Дяиррей-Къачы/Дух Дясюррвй/;умерших, охранник их покоя и.кладбищ-Зллкрай или Эллири/чаще Элли-ри-Чоппа/;совести и судьбы Къорла-Чоппа;"настоящей"земли-полосы вокруг кладбищ-йлгенмай и др .Иначе говоря,при исследовании образа Чоппа этнограф сталкивается почти оо . всей, обрядово-культовдй-л; ; жизнвд _..-. карачаег вдав,связанной с роздением,кі,!знью и; смертью ^человека .
'"'"2. г
и окружащих его объектов и явлений природа. В данном случае предает исследования расширяет до максимальных пределов религиозное и обрядовое пространства. О другой стороны, присутствие данного.образа у осетин Шоппай), балкарцев (Цоппа), кабардинцев (Шопа и Utoraia), шорцев Оштын Шаппа) и татар-крящен (Чуппи, Чоп) и использование этих данных способствует более точной характеристике функции Чоппы в жизни исследуемого народа.
При исследовании образа Чоппы автор исходил преаде < всего из необходимости привлечения обрядов и поверий народа, так или иначе соіїрикесавдихся с ним и тесно связанных с его культом как по композиционной, так а по ритуально-целевой направленности. Это, например, приметы, связанные с частями человеческого и тавотного тел. Они позволяют понять, в силу каких причин во всех танцах и игрищах столь большое значение придавалось правой стороне, или онейромантические представления народа , которые объясняют почему, например, с белым цветом связывалось мужское и женское начало и т.д.
В этой связи актуальность исследования определяется возможностью комплексного подхода к традиционной об-рядово-культовой казни народа, на основании массового полевого материала, собранного среди старейших носителей этнической традиции, ухгэ частично близящейся к ис-чозновэнот.
С другой стороны, для поншащя.мировозэрвнической структуры народа актуальным становится выявление наличия "втнической" религии, которая, вобрав в себя чуяв-
родные обрядовые инновации, других религиозных систем,-иудаизма, христианства г ислама, способствует поддержанию преемственности этнической культуры, а в конечном счете сохранению этнографического облика народа н его 8ТНИЧЄСК0Г0 самосознания. Если этническая религия, консервируя этнический облик народа, в какой-то степени преграждает путь выходу культуры ва рамки этнической территории, то религиозные инновации позволяют этносу перенести отношения >Ш-0Ш" на более высокий уровень, позволяющий народу участвовать как во внутриконфесси-альнрй соревновательности, так и в межрелигиозпых отношениях.
При характеристике религиозной яиэни мусульманского нерада, сказители начинают, например, свой рассказ о святых (шонай) карачаевской "церкви" (шонай-хеллик), таких как Боттен (или Ботта), t^apatait дхю/ииоідругое его имя Шонай-Вбкюр), Къуал-Диге, Бойлу-Диге и др.
В представлениях о святых обнаруживаются и языческие верования карачаевцев. В силу данных причин, когда муллы выдают мусульманские догмы и обряды за национальные, для втого есть иногда некоторые основания. Многие комментарии к корану (хадисы,хабары) в ШІІ-ХІХ в.в. переводились на тюркские языки Северного Кавказаtв том числе и на карачаевский (на территории Карачаево-Черкессии обнаружены книги на карачаевском языке, которые относятся к ХУІІ-ХІХ в.в., в них описаны языческие обряды и заговорно-заклинатвлькые тексты- с.Знаменка, а.Морх, а.Керт-Дхурт). В хадисах и хабарах часто приво-
ді '
дятсп язнчсскно представления доїлухаилвдопскоЗ Аравші.
Близость шс к традіщвошшм варовашдаз пародов Сэвэрного
Кавказа в коночном счото правродала их в составную
часть рэлигиозшх продстввханнЯ кавказских относов. На
пример, карачаевцы, рассказывая о языческом- прошлом
своих предков, приводят вэоша занятішЗ шаф, по которо
му в стародавннэ времена на землю налетели шлтае пауки
и начали пожирать всех внвых сущэотв. Вывило носкодько
детой, укрившійся в педэрэ, п от них то и пошли нынеш
ние карачаевцы. Среда отій детей встрэчаютса кмзна
как арабского (Иашшха, Иаксаднна, Цаслнна, Китшр,
Кермвт), так и тюркско-карачаевского происховдвнии. Cs-
аетика so мізфа известна не только карачаевцам и арабам,
но и другим, как мусульманским, так и не исповедующим
целям народам, например, чувашам. У последках, такта
как у карачаевцев, известны религиозные тер&йш типа
Кнрнмит (кнрач. Ки[*шт), Пуристе (карач. Пуруа и Пуршв-
Д.ио или Ачнн І^і»шв) и т.д., которые ухидят свежими корд
ними к индоиранскому, в целом к индоовропнЯпкому (ПУ~
РУШ) И снмитек. >му, арабскому (КАРАЫА, КАРАЫАТ) религи
озным ьоз.іршіиим. К атому же пласту мокно огнаотн широ
ко бытущии понятия, отраканцие тноннмы а нвлящиеся
инюЛтюванинми с арабского типа .ПКРЕКЕТ (чувашек.).
Питает (карач.), САРАНАГ (арабок.)- благословлений на
богатство, плодородие; изобилие, ПИХАМЙР (чувашек.),
ПАЙГАМБАР (карач.), ФАИГАМЛАР іареОск.)— пророк И мно-
іюе другій.
Истоки мусульманских и христианских терминов и по-
нятий,- пртюняеьшх в оорядово-культовой казни карачаевцев, чувашей и других народов Поволжского региона и Северного Кавказа, связаны с прошпшовэниоы христианства и-ислама в данные регионы вщ в -период их становления. К атому К8 моішо добавить существование соседних С НИМИ' государств с христианской и исламской религиями, как Грузия, Армения* Русь, Вольская Булгария, Золотая Орда (І4-ЇБ в.в.). Сибирское, Казанское, Астраханское, Крымское ханства 'и : др. .
Целью ..и задачей диссертации в силу вышеизложенных причин является выявление тех образов, где проникновение чужеродных религиозных инноваций сведено к минимуму из-за оформленноста их (образов) в мировоззренческой сети народа ко врешті принятия христианства и ислама, а вероятно и иудаизма. Византийское и' иудейское проис-хоадение имеет ряд терминов, бытующих у карачаевцев, типа ХОЛбКОСТА (карач. ХАЛАХОСТА, . ХАЛАХОСТАУ-ЛУКЪ-катастрофа), "ХА-ГАДОЛ (карач.' ПЩШ.ГУДЮІ.ГВДА,ГАДОЛ-БАЛТА- соответств. -БОЛЬШОЙ, - ВЕЛИКИМ .вид КИНЖАЛА, .БОЛЬШОЙ ТОПОР-СЕКЙРА), ХАЛЕКГХАЛЕК - безобразие.?, сы-ЛЫХфЫЛЫКЪ - ничтожество,; СЫЛЫК-ЭТИУ - уничтожить/, НИ-САН^ШСАН или ЛЕШАК - обряд встречи первого весеннего дождд) и многое другое.
Введение в ^научный оборот верований народа, свя-заншх с образом и функцией бо.жестваЧоппа, способствуя выявлению доминантных .'й'.рше'седвных символов /знаков/ в традиционной культуре -нарада, !;шзволвдЬ рпйкть.задачу,, о влинг-Ttw риту ила,-.-обряда и мифа; -в 'мНроро.з^.рпти кара-'і
чаевцвв. При этом автор исходил из того, что обряд это практическая, а шф - вэрбалъная стороны ритуала.
В данном случав без обращения к- кинестетическим идеям народа ответить в полной объеме на вопрос о роли Чолпав яизнн объектов ы явленна мироздания было бы не-возшжнш. Человек, традиционно /образно/ воспринимав щий мир, не отделяя на себя как целого существа, ни . частей своего тела, взятых а отдельности, от природа, старался структурировать- окруаеше по подобию своему, чтобы обеспечить ш$знеобеспечивапцую силу методами и средствами, применявшимися для самого себя. Но ставя перед собой цела в полном объеме заняться проблемой кине саки, автор счол нужным привлечь внимание этнографов к необходимости более глубокого обращения к идее человеческого тала и аго переноса на объекта вселенной. Решая данную задачу, воз?.х>аад шяшть представления лэдай о їЯїроздащш и человеке а диахроническом аспекта.
анализ собранного материала позволил решить задачу соотношения постоянного її динамичного в религиозно»! !й-ровоззранщ народа. йшарйнзсшювищщ ШШЬ~СУЕРТЬ, (ВВТ-ТКІД, XAOO-KOCHOQ, ВЕРХ-НИЗ и др. подчинены соот-яюшвнш ПОСТОЯНСТВО (ВЕЧНОСТЬ) - ЛШШША, (фШЕНИВ), БЕ!ЗВРЭ.!ЕНЬЙ-ВРЕ&Я, которые наиболее ярко проявляется в тех представлешїях народа, гдэ, данныэ оппозиции как бы шшганн в единую оболочку. Если Вэрхозше Боетство Тейра (обдэтюршжое ТШіГШ Еуотупазт о карачаевском ралатшом шровдззрэшш,;' ищх ш>роц данной'^ р- природе фора п соответственно еонкнаэт а босзствэдаом пантеоне
лидирующие позиции, то для проникновения в объекты мироздания и приведение в двюеняэ элементов иизия, по представлениям вародв, яеобходш помощник, который был бы доступен для сивртных. В традиционно?.) юпровоззрення народа Тейра проявляется через своего заместителя -двойника, то есть Чоппа, рассмотрение которого автор ставит своей задачей в данной работе. Ыэтодологической основой данного исследования явились основные теоретическне положения, изложенные в трудах о символе в архетипах К.Г Юнг*» о ранних формах религии в трудах С,Д.Токарева, о санхронно-диахронных информационных связях применительно к традиционному быту и мировоззрению в трудах С. А. Ару тшова. Хотя в исследовании не излагаются выводы названных авторов, в то хю время их теоретические взгляды легли в основу рассмотрения традиционного мировоззрения и обрядово-кулътовой вязни карачаевцев.
Анализ традиционного обрядового быта карачвввцев показывает, что объективной диахронии противостоит в нем мировоззренческая. Обращение к первоначальному состоянию мироздания (вселенскому чреву - ЭРК-ДШАН, Э?КМК) и предковому времени (культ умерших) выражалось в основном в сознании коллективного "Я", то есть всего этноса. Иначе говоря, "этнос /в своих обрядах и мифах- Ы.К./ хранит определенный набор ... знаков, применение ", которых "хотя бы спорадическое" служило и "служит средством выражения свмоидвнтификации" /Аруткь нон С.А. Народы и культуры, развития и ьзяимодействие.
fi.I969, с.22/. В то se время в основе донной идентификации и d целом этнической культуры лакат архетипы коллективного бессознательного, сопровоздащого человека
ОТ ОГО роЗІДОШІЯ ДО СМврТИ. В КОНОЧНОМ ОЧеТв КОЛЛвКТИЙ-
ноо бессознательное определяет культуру этносцого' "Ш" с присущий ей общностью мироьоззренческих образов явле-тгй окружащай действительности и теми сознательными их проявлениями /обрядовое состояние образа- првкткческоо проявление/, которые ьюшю характеризовать как сишол-тавд, лиши/, незвшіскмо от того, иа каком уровне /доминирующем или рецессивном/ они выступают о оОридово-культоьой янзии народа.
Дистрибуция функции бошства Могши на первоначальное предковоо ц первоначальное вселенское состояние о опрмдоьи-культовій кизіга народа сопрякена с разграничением примени на прошлое и настоящее, ради того, чтобы будущее щити объектов и явлений природы было стабильным и постоянным. При этом стабильность и постоянство а инрачаиаским религиозном мировоззрении выступай»? но столько и мире космического порядка, сколько ь состоянии ыоранного космоса, именуемого AKbOAPf букв, светлый вол, от акъ - белый, cap - вол - авф.)»То есть шгь-сар, сьязашшй с драконом ( САШУ БК - светлый вла-дмкн, нолоьнй господин,), вороном /КЬУаПЬУН/ и карлзишли (ЛАКЪ і ШШ от л акт» енф. собака, къуш - птица) шіридилнит начале* космическою пиридка, отражает цикличность кремени, некоего круга вечности с отклонением и Г|йіхоьн()сть о средним мире, Круговорот вещей ь рааль-
ч.
ной природа, стабильное» .шгрозданпя о основних инзнэ-обаспэчиваЕзца парамзтраж п в то ко врзмя "скэртьн ого составляющих (исчезновение солнца, душ, сшна для и ночн и т.д,? либо протекание данного процесса с пошцыэ ладэй (например, погребение,?, отрекались в образа, соединившем в себе жизнь я смэрть, которые так ее постоянна в реальном мире, кок дабо и земля. Хотя, если при-дврєагоаться взглядов К.Г.Шга, то. сутью символа является на столько реальний объект, подвергающийся склво-' лазациа, сколько нечто вроде первобытного образа, которой по мере развития сознательной практики народов, подвергается шамовке, превращаясь в символ вещи, н выступая перед нами мифическим образом, становятся дериватом в поведении людей. Тем саышл в первую очередь выводится АШМА, но во реальные объекта и явления приро-дц. Представляется, что изначальная анимация объекта а его "грубое" проявление в подсознательных слоях умственной деятельности, позволяет предположить реальность элементов начального монотеизма в религиях мира, где практически всегда существует верховный бог или дух. В какой степени "верховность" проявляется в иерархии субстанций объектов и явлений мироздания, в такой ае степени ш могам говорить о развитости образного мн-шления народов и его древности. В'то же время стагнация традиционного юпхиюнимания в образах, распылеиных на частя, то есть на созерцаемые объекты, не позволяет отразить стройную диахронию в аизки народов, которая зависит от .гао-' исторических*обстоятельств..Хотя мисль.
'/Ч'.і' '
проявлявшаяся в фольклора, оообанно о ого вербальном проявления, мозо? и огтараззать рэальиуо шізнь в построенных в умах лэдэй системах стзнзобрспэчвшзя в будущем.
Инедао двннип Е-мтодологачвсішЗ базяс лаг в основу исследования традшдаонного бытия карачаевцев.
Материалы исследования. При всестороннем исследовании сведений о культе бошствз Чопіга в Карачаа овто-роа ХІХ-ХХ в.в., которых накопилось немалое количество, приходишь к выеоду, что их изыскания или опасашія несут, в.основном, отрывочный характер л на з полной коро иогут помочь исследователю в определении каста и функции данного образа а оОрядово-йультовоЯ пізня карачаевце». Веюьма скудные, но ценнш данные, зафкксироаанішо ранее, но столько охватывают вс» га».?ду ритуальной етани народа, сколько отракаот, за иозначнтельнш исключением /Чурсин Г.Ф./ одау из сторон а функции Чоган, .овяэоннуо с колниеи, порвал гроїіом и грозой. В силу этих причин основной упор а исследовании сделан на этнографически^! полевой материал, шбнравзяЯся автором о точение 4-х лет 4їюд руководством филолога о писателя и,ф.и. U.&.-Ху-<5вева, а такса самостоятельно,) в 17 населенных пунктах . Карачаево-Черкесии И частично а Кабардино-Балкарии .'
Научная новизна а практическая ценность работы..Предлагаемой исследование авляатся шриоп пошгаоЗ в рассмотрений традащюгшоа обрядово-кудьтовоЗ юаня иарзчааь-цав.свяишезо димонотанстнчоашйкі ьоэзрешглми.
ііаучнья значимость гп,*>даланиоЗ работа определяется
прежде всего двумя сторонами исследования. Во-первых, реализацией значительной неумной задачи кавказоведческой этнограф по изучению важнейших сторон традацион-. ной обрядово-культовой кйзни карачаевцев и их традиционного мировоззрения. Во-вторых, постановкой и обоснованием научных положений, основанных на теории и методике, изложенных в трудах К.Г.Юнга, С.А.Токарева и С.А.Арутюнова.
Приводя в исследовании впервые зафиксированные термины и понятия из ритуального быта народа, мы получаем возможность заново взглянуть на этногенез и этническую историю карачаевцев. Этногонические и мифологические тексты, легенды позволяют высказать предположение о предках этого народа, которыми скорее всего являлись, если перечислять по хронологической последовательности, хазары-кавары, печенеги /кангары/, ираноязычные и твркоязычные аланы Средней Азии и Северного Кавказа, а также ДЕЛЕ (узы, огузы - IX-X в.в.) и местные кавказские -(протосванские) племена. Среда них основными этнообразущими компонентами явились кабары и печенеги, выступающие единым этноязыковым организмом по данным средневековых авторов (Плетнева С.А., Печенеги и гузы на Никнем Дону. По материалам кочевнеческого могильника у Саркела - Белой вежи. М.,1990, с.92-100).
В научный оборот вводится также масса текстов /ранее не фиксировавшихся/'из заговорно-заклинательной, родильной, свадЬбй6й,'-;иницияльнрй и. шаманской .обрядное-тай, ' о .тпкже!;;.соііровоадй\(йьіе;-лии'>'р'йтуалц, -'связанные с
культом богэства Чопла. Впервые приводится рад культо-шс персонашЯ п связашшж о-ними обрядов,- повермЯ а мифов.
Изучение обрядово-культовой шззіш народа показывает нам завершенность основных шфологеи в наровоззраи-чоской сншэтной сета карачаевцев. Единый комплекс объектов и явлений природы, сопричастных появлению аа-рорбразуодих элешнтов типа "НастоадиЗ Кашиь-Керта-Таз", "Настоящая шкура-Квртн-Тврц", "Настоящая Звмля-Кврта-Дер ила Кврти Двар" а др., указывает исследователю дедуктивный катод анализа, а такій кэсто этого ьмто-да в сбор» полевого материала среди карачаевцав. То есть разлошние образа Чогаш по шфообразувдим ьлоиви-тим позволяет в болов даталивировашюм плане расаатра-вать религиозный воззрения народа, возможность юс даль-нойшаї-о анализа и использования а практико пршюдава-иия, в создании музейных экспозиций, в сопоставительных кавказоведчвсих изысканиях, раскрывает практическую , ДОНН"<:1Ь работы. С другой стороны, предлагая на суд этнографов лишь ыалуа часть данных из сокровищницы об-ридойого быта ннрачааьцйв, аьтор счел необходимым привлечь ннимашы иеі;ледоьат«л«н к ынигослойноота обрядово-культово!! Этнографии народа, отразишего в своих воро-ьаниях ешь синкретичную и ь то ш врвия шюлнв сложившуюся атничускую культуру. Апробация диссертация осуществлена в статьях /"ТвЗры айтыула - ТвйряЯскиэ псашы" - IS9I г.; Къарвчаалылааы тейрялдгв &мда къачлага айнщшакъявршш юсюндан къысха
бшцдармэк - Краткие сведения о почитаемых богаствах й духах карачаевцев - 1993 г. (В начета) и др./ й теансвх к Лавровским чтениям.
. Диссертация обсуздена и рекомендована к защите на заседании Отдала атнографш народов Кавказа Института этнологии и штропологин ш. Миклухо-Маклая РАН. Структура диссертации состоит из введения, свш глав,, заключения и примечаний,
В структура работа основной канвой проходит ишв-лзние дошвантшх символов, из которых формировался образ божества Чоппа в Карачаэ, его фуикщюиальная роль в жизни народа.