Введение к работе
Актуальность темы исследования. В последнее время интерес к архаическим формам сознания, в целом к народной культуре заметно возрос. Изучение архаической ментальности оказывается в центре внимания разных гуманитарных наук. Тем не менее, в сибиреведении исследования междисциплинарного характера, посвященные синтезу исторического и этнологического типов мышления, смене традиционных методологических установок и разработке новых современных научных направлений, только начинаются. Обращение к народной культуре через призму всего духовного наследия приводит к описанию традиционного мира «безмолвствующего большинства» (по А.Я.Гуревичу) как особого языка Культуры, где каждый знак достоин внимания. Так, культура в архаичной традиции представляет организованную знаковую систему, где кодирование различных «текстов» идет согласно традиционному мировоззрению того или иного народа. Этническая культура несет свои символы и знаки. Интерпретация этих знаков, «считывание» их смысла, установление связей между знаками указывает на существование особой символической культуры. Речь идет о современном направлении в гуманитарном знании - герменевтике текста как наиболее актуальном для фиксирования архаичного мировосприятия.
Одним из символических знаков архаичной культуры выступает миф и ритуал. Представляется, что в этом сакральном пространстве особое место занимают символические тексты, описывающие происхождение Вселенной и Человека. Как известно, ритуальная космогония образует макро и микрокосм, таким образом, моделируя традиционную «картину мира» в целом . Многие практические действия культуры, кроме видимых, чисто материальных значений, имеют еще и скрытую, мифологическую сторону.
Это демиургическая функция сакральных фигур горшечника, кузнеца, плотника в разных этнических традициях. В связи с этим особую актуальность приобретает мифологическая «технология» предметного мира. Как известно, всякий ритуал изготовления вещей сродни основному ритуалу творения и ориентирован на преобразование естественного в искусственное, космологизацию хаоса.
Целью исследования является описание и раскрытие семантики космологических «знаков» в традиционном мировоззрении якутов в контексте мифоритуальной космогонии.
В связи с этим диссертант выделяет в своей работе определенные «языки» культуры: 1. вербальный («словесный»); 2. «операционный» (технология, обычаи, ритуал); 3. предметный (мир вещей). Эти структурные элементы культуры и организуют содержательную часть данного исследования.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
выявление и анализ мотива творения в разных текстах устной традиции;
описание и интерпретация космологических «знаков» на уровне вербального и ритуального пространства;
рассмотрение символической «грамматики» в обрядовом фольклоре и языковых (лингвистических) конструкциях, связанных с креационной
темой.
семиотическая характеристика «вещного» мира: ритуальная одежда и предмет;
выделение символических кодов культуры в якутской традиции;
Объектом исследования является один из основных фрагментов традиционной народной культуры якутов - тема первотворения (космология).
Предмет исследования - семантика различного рода культурных текстов, соотнесенных с мифоритуальной космогонией.
Методология и методика исследования Теоретической базой исследования являются работы, посвященные мифу, ритуалу, символу. Это в первую очередь исследования О.М.Фрейденберг, М.Элиаде, В.Тэрнера, Е.М.Мелетинского, В.Н.Топорова, В.В.Иванова, А.К.Байбурина, Л.А.Абрамяна, Е.С.Новик, А.М.Сагалаева, И.В.Октябрьской, Э.Л. Львовой, Д.С.Дугарова, Т.Д.Скрынниковой, С.В.Саламатиной и др.
Отправным пунктом в данной работе стало рассмотрение фольклора и
ритуала как целостной знаковой системы. «В культуре, ориентирующейся на
регулярное воспроизведение одних и тех же текстов (а не на их постоянное
умножение, как в современной культуре), из которых важнейшим
представляется прецедент, положивший начало жизни и всей последующей
традиции, передача информации происходит не с помощью правил
(современный тип трансляции культуры), а с помощью образцов, «цитат»1.
Правильное «прочтение» и интерпретация «цитат» текстов устной традиции
зависит от самой позиции исследователя и выбранного им
методологического инструментария. В основе предпринятого исследования лежит принцип историзма. Кроме того, описание и анализ космологического универсума проводился в работе с позиций семиотики. Диссертант считает, что данный метод наряду со структурным методом является наиболее целесообразным и плодотворным при реконструкции архаичных элементов традиционного мировосприятия. При анализе языковых данных был
* текст рассматривается здесь как осмысленная последовательность знаков различной природы - вещных,
вербальных, акциональных и т.д. 1 Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб. - 1993. -С. 13.
использован метод этнолингвистики как одной из важных составляющих современной семиотики.
Степень изученности темы Изучение космологических мифов в якутской этнографии можно разделить на два этапа: 1) краткие описания основных космогонических схем и отдельные наблюдения, касающиеся сюжетов первотворения в контексте мифоритуального комплекса якутов. Это в основном работы дореволюционного периода (А.Ф. Миддендорф, И.А.Худяков, В.Л.Серошевский, В.Трощанский, В.М.Ионов, Э.К.Пекарский и др). В этот период мифоритуальная практика народа еще не стала предметом специального изучения, исследования носили общий характер. 2) тема творения в традиционной картине мира якутов как объект научного исследования филологов, фольклористов, философов и культурологов. Особое внимание следует обратить на сборник «Мифология народов Якутии» (1980), в котором впервые на обширном полинаучном материале были затронуты сложные вопросы изучения мифологии у народов Сибири. Позднее эту тему развили в своих работах якутские исследователи Г.У.Эргис, Н.В.Емельянов, Д.С.Макаров, Л.Л.Габышева, С.Д.Мухоплева, С.К.Колодезников. В этих работах обозначился переход к более широкому пониманию мифологического контекста традиционной культуры.
В освоении данной темы огромное значение принадлежит известному ученому сибиреведу Г.В.Ксенофонтову, который первый в своих работах рассматривал ритуал первотворения Ысыах как символ якутской культуры, разрабатывая проблему символического мышления в архаических обществах.
Эту научную традицию в своих трудах продолжили этнографы Н.А. Алексеев, А..И.Гоголев, П.А.Слепцов, Р.И.Бравина. Каждый в своей области
научных изысканий (мифология, религия, этно- и культурогенез, обрядовая сфера) внес существенный вклад в разработку мифоритуальных концепций.
В якутской этнографии проблема «кодовой» разработки роли языка к различного рода текстам, где миф - слово - ритуал - гадания и символ
рассматриваются в одном смысловом поле Культуры, впервые была поставлена и проанализирована в работах Е.Н.Романовой2.
Плодотворность данного положения позволяет развить и углубить многие аспекты мифоритуальной культуры не только в якутской традиции, но и помогает решению общих теоретических проблем, связанных с проблемой основного мифа, соотношения мифа и ритуала, роли символа в культуре. Научные исследования Е.Н.Романовой относятся к новому этапу освоения изучаемой нами темы и представляют собой этносемиотическое направление.
Источниковая база исследования. Для изучения космологического универсума традиционной народной культуры необходимо привлечение широкого круга существующих источников:
публикации текстов (фольклорные образцы);
этнографические труды;
- архивные источники: Рукописный фонд Архива ЯНЦ СО РАН (материалы
Вилюйской и Северной экспедиции А.А.Саввина и С.И.Боло, фольклорные
экспедиции ИЯЛИ ЯФ СО РАН - 40-50гг); Архив Института Востковедения
(фонд В.М.Ионова, г.Санкт-Петербург), Архив МАЭ (Кунсткамера) (фонд
А.А.Попова); Якутские тексты, переведенные нами, впервые вводятся в
научный оборот;
2 Якутский праздник Ысыах: истоки н представления. Новосибирск., 1994. «Люди солнечных лучей, с поводьями за спиной» (судьба в контексте мифоритуальной традиции якутов). М, 1997. Мифология и ритуал в якутской традиции. Автсреф.дисс. насоиск. учен. степ. д.и.н.. М., 1999.
коллекционные описи и коллекции экспонатов фондов Якутского Государственного Объединенного музея истории и культуры народов Якутии им.Е.Ярославского и историко-мемориального музея политической ссылки в с.Черкех Таттинского улуса; были изучены коллекции предметов одежды, посуды, ритуального инвентаря.
полевые материалы.
Хронологические рамки исследования охватывают конец XIX-первую половину XX века как наиболее репрезентативного во временном отношении. Этот период наиболее хорошо изучен и представлен широким кругом разнообразных источников.
Научная новизна исследования заключается в том, что вводимый в работу материал интерпретируется с позиции новых теоретико-методологических достижений, а именно на основе структурно-семиотического анализа. Все это позволило выявить многослойную символику и взаимосвязь различных элементов, определенную систему кодов традиционной народной культуры якутов, как в ритуальном, так и в мифологическом контексте. Проанализированный в диссертации материал дает представление о сложном механизме взаимного согласования кодов, о «грамматике» построения всего культурного контекста. Наличие разных кодовых систем ведет к изучению и классификации особых субъязыков культуры в разных этнических традициях.
Практическая значимость диссертацпп состоит в том, что полученные результаты исследования могут найти применение в разработке конкректных методик для исследования традиционного мировоззрения у народов Сибири. Материалы исследования могут быть использованы при чтении лекций по традиционной народной культуре якутов, а также при подготовке специального учебного курса по мифоритуальной традиции
народов Сибири. Общие и частные результаты могут быть применены для научной атрибуции музейных коллекций , а также при создании музейных тематико-экспозиционных планов.
Апробация работы Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре культуры и искусства Якутского государственного университета. Основные выводы диссертации были изложены в докладах и сообщениях в республиканских, региональных, российских и международных конференциях: «Языки. Культуры и будущее народов Арктики» (Якутск, 1993), «Художественное моделирование и народные традиции» (Омск, 1995), «Логос. Культура. Цивилизия.» (Якутск, 1995), Международная конференция по шаманизму (г.Нара (Япония), 1995), «Традиционные представления саха об окружающем мире» (Якутск, 1998), «Традиции, обычаи и нравы народов России» (СПБ, 1997), «Ксенофонтовские чтения» (Якутск, 1998), «Интеллигенция и современность» (Нерюнгри, 1999).
Структура работы Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.