Введение к работе
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия наметился поворот в сторону усиления интереса исследователей к изучению внутренних частей, подразделений этноса - субэтносов. Нель-. зя сказать, что проблема субэтнической группировки только что возникла, но она изучена в литературе недостаточно. Поэтому какие-либо эмпирические и теоретические изыскания в этой области будут весьма плодотворними для дальнейшей разработки вопросов внутриэт-нического членения этноса. В этом аспекте представляет интерес исследование субэтнических групп калмыков.
Формирование калмыцкого этноса и сохранение в нем внутриэт-нических подразделений - субэтносов относится к числу слабо изученных проблем в калглыковедении. Со временем этот вопрос приобрел особо актуальное и отчасти политическое значение в связи с продолжающимся бытованием среди калмыков деления на торгутов, хошутов, дербетов и донских калмыков /бузавов/, представляющих главные суб-эгнические подразделения калмыцкого народа.
Утвердившаяся в научной литературе и публицистике традиция отнесения названных субобщностей к пережиткам родоплеменной дифференциации не объясняет, однако, природы их современного бытования, не раскрывает сути функционирования анализируемого социально-этнического феномена в обществе. Наряду с этим в отдельные периоды советской эпохи вопрос о присутствии в составе калмыков субэтнических групп не привлекал к себе того внимания, которого он заслуживает в качестве научной проблемы. Появившиеся в последние годы публикации на эту тему поднимают вопрос о насущной необходимости изучения этой этнической реалии и связанных с ней проявлений в обществе.
Актуальность исследования вызвана не только научно-теоретичес-
кой ценностью разработки самой темы, но и практической целесоб-разностыо решения известной в истории Калмыкии проблемы так называемого улусизма /субэтнического местничества, покровительства землякам/. Возникший в 1920-1930-е годы, улусизм как научная и политическая проблема не получила еще своего исчерпывающего осмысления. До сих пор нет ясного понимания: что же такое улусизм, хотя призывов бороться с ним в истории было более чем достаточно. Особую сложность при этом представляет отделение реального от мифического, иллюзорного, сопрововдавшего это явление в течение всей его истории. Истинная сущность борьбы с улусизмом вследствие этого остается нераскрытой.
Своеобразная реанимация проблемы улусизма относится к концу . 1980-началу 1990-х гг., когда в республиканской прессе появился ряд материалов об улуснзме. При этом улусизм традиционно связывается с фактом бытования субэтнических подразделений, которым приписываются таким образом этнические маркеры.
В силу указанных причин вакно выявить реальные аспекты бытования субэтносов, что позволит выработать научно обоснованное понимание данной этнической особенности из жизни калмыков, преодолеть односторонне критическое отношение, сложившееся в обществе в ее оценке.
Степень разработанности проблемы. Проблема внутриэтнической дифференциации разрабатывалась в русле изучения темы этногенеза и этнической истории калмыков. Согласно данным дореволюционных исследователей, калмыки делились на "орды", "племена", "поколения", "роды". Отмечая неоднородность состава калмыков, зафиксировав отдельные их внутренние подразделения, исследователи тем не менее не задавались целью специального изучения факта бытования этого явления у народа. При обращении к этой теме гораздо более важным
представлялся им вопрос о характере происхождения и социальной сущности анализируемых социально-этнических образований.
В советский период субэтнические подразделения были отнесены к патриархально-родовым пережиткам, сохранившимся в быту калмыков. Их скорейшее преодоление связывали с социалистическими преобразованиями в калмыцком обществе, устройством нового оседлого быта. Время показало, что данное явление оказалось на редкость живучим и что процесс его "изживания" носит долговременный характер. Вместе с тем вопрос о современном функционировании субэтнических групп в составе калмыцкого этноса с этнологической точки зрения разработан недостаточно и, как выяснилось, нуждается в более тщательном рассмотрении.
Цель а задачи исследования. Целью предпринятого нами исследования является изучение характера бытования и раскрытие содержания функционирования субэтносов в составе современных калмыков. Для достижения этой цели необходимо решить ряд исследовательских задач, а именно:
выявить степень знания этнофорами своей принадлежности к субэтносам и меру их бытования;
определить место и роль субэтносов в жизни калмыцкого народа;
установить: существует ли на самом деле улусизм в его традиционно сложившемся понимании.
Источники. Вопросы бытования и функционирования субэтносов в составе современного калмыцкого этноса рассмотрены с использованием материалов комплексного статистико-этнологического обследования населения Калмыкии 1985 г. Это обследование проведено Институтом этнографии Академии наук СССР /ныне Институт антропологии и этнологии РАН/ и Калмыцким НИИ истории, филологии и экономики при СМ
Калмыцкой АССР /ныне Калмыцкий институт общественных наук РАН/ при участии преподавателей и студентов Калмыцкого государственного университета. Начиная с момента опроса информаторов, автор участвовал во всех этапах исследования.
В работе также использованы материалы государственных переписей населения.
Другим важным источником послужили материалы республиканской прессы. Исходя из цели и задач исследования автор использовал в своей работе прессу 1920-1930-х гг. и современную периодику, относящуюся к перестроечному и постперестроечному периодам. Б основном это русскоязычная пресса. Кроме того, также использованы материалы газеты "Хальмг Унн" /Калмыцкая правда/ на калмыцком языке, на страницах которой в последнее время широкое освещение получают проблемы национально-культурного возрождения народа.
Полевые материалы, собранные в ходе личных наблюдений и бесед с -экспертами-информаторами,в совокупности с фактическими данными, извлеченными из научной литературы и публицистики,также вошли в состав источниковой базы настоящего исследования.
Теоретические и методологические основания исследования. Методологические основы современной этнологии значительно расширились за счет обращения исследователей к ракообразным фундаментальным общенаучным методам для решения поставленных задач. В рамках данного исследования таковым является системный метод /подход/, получивший применение в изучении этноса. С позиций системного /компонентного/ анализа этнос образует исторически возникшую самовоспроизводящуюся и саморегулирующуюся сложную социальную систему. Такая теоретическая посылка со всеми вытекающими из нее следствиями представляется эффективной и для данного случая.
При составлении программы обследования положения и принципы
системного /компонентного/ анализа нашли дальнейшую конкретизацию на калмыцком материале.
Важной стороной системного /компонентного/ анализа является структурное моделирование, которое существенно расширяет возможности научного поиска, предоставляя в руки исследователей немало-' важные способы выявить факторы, определяющие бытование и функционирование анализируемого явления.
Научная новизна и практическая значимость. Научная новизна заключается в том, что впервые проблема субэтнической группировки изучается в контексте функционирования калмыцкого этноса как сторона, аспект его современной жизни.
В работе вводится в научный оборот данные массового статисти-ко-этеологического обследования 1985 г., заключающие в себе важную и необходимую информацию о реальном Бытовании и функционировании субэтносов.
Использование статистических /количественных/ приемов анализа позволяет судить о характере сопряженности признаков субэтнической дифференциации с социально-демографическими характеристиками этноса, что содействует постановке проблемы улусизма на более конкретную основу.
Полученные данные и выводы позволяют ближе подойти к преодолению сложившихся стереотипов в рассматриваемом вопросе в сторону более' объективного восприятия в общественном сознании этой этнической реальности из жизни калмыцкого народа.
. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций по этнографии калмыков, а также при выработке управленческих решений по оптимизации внутриэтнического развития калмыцкого народа.
Апробация диссертации. С отдельными положениями диссертации
автор выступил на научно-методической конференции МГУ им. М.Б.Ломоносова "Проблемы комплексного изучения межнациональных отношений в СССР" /г.Москва, 1989 г./, а также на Всесоюзной сессии по итогам полевых антропологических и этнографических исследований 1988-1989 гг. /г.Алма-Ата, 1990 г./
Ряд положений диссертации представлены в пяти публикациях.
Диссертационная работа обсуадена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедры этнологии и этносоциологической лаборатории исторического факультета МГУ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений /карт-схем, таблиц и инструментария/.