Введение к работе
1. Постановка проблемы, актуальность исследования. Декоративное искусство очень многообразно в своих жанрах і/ формах. Особую его отрасль составляет народное искусство, оно изначально связано с историей народа, его традициями, обычаями, обрядами, промысловой деятельностью, с изготовлением одежды, утвари, орудий труда Это искусство передавалось от поколения к поколению. Декоративно-прикладное искусство является объектом изучения разных наук - искусствоведения, философии культурологии, этнографии. Этнографическая наука исследует различные аспекты декоративно-прикладного искусства - это художественная обработка дерева, бересты меха, кости, орнаментирование изделий из различных тка-ней,а также собственно орнамент. Современное же декоративно-прикладное искусство нижнеобских хантов - удивительно своеобразная область народного художественного творчества - приобретает особую актуальность в условиях пробуждения национального самосознания народа его активного стремления приобщиться к истокам своих культур.
В предлагаемой работе исследуется современное декоративно-прикладное искусство по отдельным регионам, кан части общей истории народов нашей страны. Особенно важны такие работы при изучении народов с существенными локальными различиями, к числу которых относятся и ханты. Изучение именно современного состояния народных традиций в изготовлении орнаментированных изделий актуализировано само по себе, т.к. отвечает общественным запросам наших дней. Можно отметить важность данной диссертации для становления исторической науки в научных центрах, созданных лишь недавно на территории
роживания народов Севера.
Степень изученности темы. Характеристика литерату-ы, относящейся к теме диссертации, дается в первой іаве. Вкратце о ней можно сказать следующее. Не име-гся ни одной отечественной либо зарубежной работы, тециально посвященной декоративно-прикладному ис-/сству нижнеобских хантов. О нем имеются лишь скупые юминания в сочинениях разных авторов, в том числе и солидных публикациях, посвященных обско-угорскому энаменту периода конца 19 - начала 20 вв./Иванов СВ. 1963, Sirelius U.T. 1904, VahterT. 1953/. Таким образом,имеется существенный пробел в сведе-лях о предыдущих этапах развития декоративно-при-іадного искусства нижнеобских хантов. Восполнить этот эобел современными данными призвана данная дис-гртация.
Цель и задачи исследования. Основной целью дис-эртации является исследование современных форм тра-щионного декоративно-прикладного искусства, как од-эго из этапов его исторического развития у хантов Яма-)-Ненецкого автономного округа. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Общая характеристика с изложением основных прие-
эв построения /архитектоники/ произведений народно-
і искусства.
2. Подробное описание декоративных изделий по ло-
льным группам.
-
Выявление общего и особенного в исследуемой сфе-ї хантыйской культуры.
-
Анализ основных тенденций в развитии декоратив-)-прикладного искусства за исследуемый период. Источниковая база работы. Диссертация написана по шевым материалам автора, собранным на территории урышкарского и Приуральского районов Ямало-Не-;цкого автономного округа, Тюменской области.
Всего изучено около 900 образцов предметов декоратиі но-прикладного искусства по всей рассматриваемой те| ритории, при этом многие предметы детально анализир; ются в разных аспектах.Таким образом, число зафиксир< ванных и исследуемых показателей, признаков достигав нескольких тысяч. Записано и приводится в диссертаці/ также большое число хантыйских названий изделий и о| наментов с их локальными вариантами.
Методологической основой диссертации является сраї нительно-исторический метод исследования орнаменто разработанный С.В.Ивановым, а также теоретические п< ложения и методические приемы других ведущих отечі ственных этнографов. В принципах описания и анализа с; мих изделий декоративно-прикладного творчества /оде> да, утварь/ автор опирается на работы Н.Ф.Прытковой Н.В. Лукиной.
Научная новизна работы заключается в том, что в Hayt вводится значительный новый материал по малоизучеі ным - самым северным группам хантов.Новационным я ляется и само изложение материала: столь подробно характеристики декоративно-прикладного искусства целом, архитектоники и мельчайших деталей в произвед' ниях народного искусства.включая номинативный аспек до сих пор ни по одной из групп хантов не было. В значі тельной мере новыми являь.^я и выводы: для украшені конкретных предметов северные ханты выработали свої образные приемы,которые выявлены и изложены В ДИССЄ] тации. Хорошо просматриваются и общие черты,свойствеї ные их декоративному конструированию в целом. О состоят в следующем. Во-первых,наибольшей декорати ной значимостью обладают предметы женского круї /шубы, сумочки/. Во-вторых, ведущим средством худож<
:твенной отделки служит орнаментация. В-третьих, ос-ювной формой реализации орнамента служит меховая /юзаика. В-четвертых,орнаментальная композиция подчер-;ивает лишь самые существенные структурные характери-;тики предмета.
Практическая значимость работы заключается в том, іто она используется для лекций учителям, руководителям лудий декоративно-прикладного искусства, студентам учи-шща культуры и искусства, педагогического колледжа, уча-цимся школ округа, а также на научно-практических кон-реренциях,при организации фольклорных фестивалей и т.д. В перспективе возможно использование диссертации при >азработке спецкурсов для учебных заведений разного 'ровня. Кроме того, диссертационное исследование бу-^т способствовать сохранению и дальнейшему развитию іациональной традиционной культуры хантов.
Материал и выводы диссертанта можно использовать в юследующих научных исследованиях по истории и искус-;тву народов Сибири.
Апробация работы. Основные положения диссертации ізложеньї автором в ряде публикаций общим обьемом 2,5 і.л. и выступлениях на конференциях разного уровня в том іисле международных. Диссертация обсуждена на заседании Проблемной научно-исследовательской лаборато->ии истории, археологии и этнографии Сибири Томского осударственного университета и кафедры археологии и ;раеведения исторического факультета Томского госу-і,арственного университета.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, рех глав, заключения, списка использованной литерату->ы, списка информантов, хантыйско-русского словаря, при-южения, в которые включены таблицы и иллюстрации, из-
готовленные автором.