Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная этноконфессиональная ситуация во Вьетнаме Григорьева, Инна Валерьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Григорьева, Инна Валерьевна. Современная этноконфессиональная ситуация во Вьетнаме : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Санкт-Петербург, 2000.- 19 с.: ил.

Введение к работе

з 1.

Актуальность темы исследования. Проблема влияния религии на этнические процессы, на формирование самосознания народов или их отдельных групп, па процессы интеграции и дезинтеграции этносов является исключительно актуальной в теоретическом и практическом плане - как в историческом прошлом, так и в наше время. Продолжая играть весьма существенную роль в жизни многих народов и стран, религия оказызает заметное влияние на их этническое развитие, обуславливая тем самым формирование новых этноконфессиональных ситуаций. Изучение этноконфессиональной проблематики - активно разрабатываемое направление в мировой этнографической литературе, особенно в связи с недавними событиями в Малайзии, Индонезии, Китае, Шри-Ланке, странах СНГ, ситуацией на Ближнем Востоке, в Югославии, Северной Ирландии и в других точках земного шара.

Одной из причин возрастающего интереса исследователей к изучению этноконфессиональных проблем в современном мире является тот факт, что межэтнические и межконфессиональные отношения стали играть во многих частях земного шара столь значительную роль, что игнорировать её было бы не только неоправданно, но и опасно. Конец XX века вошел в историю как период, отмеченный множеством локальных конфликтов, возникавших на этноконфессиональной почве.

В отечественной этнографической науке вопросы влияния религии на ход этнических процессов рассматриваются уже в течение нескольких десятилетий1. В результате таких исследований была выявлена интегрирующая и дезинтегрирующая роль религии в этнических процессах, обуславливающая, соответственно этническое объединение /консолидацию или ассимиляцию/ и этническое разделение /размежевание/; было введено в научный оборот понятие этноконфессиональной общности /ЭКО, с 1969 г./ и ее категорий; установлено, что религия продолжает оставаться одним из модусов этнообразования и в наши дни.

В качестве основного объекта исследования для данной диссертационной работы была выбрана этноконфессиональная ситуация /ЭКС/ в современном Вьетнаме, образно названном одним из французских исследователей «перекрестком культур и народов».

1 Брук СИ., Чебоксарсв Н.Н., Чеснов Я.В. Проблемы этнического развития стран Зарубежной Азмп'/йопросы истории, М.:1969, №1, с.89-107; Пучков 11 И. О сиитчошсипн конфессиональной и этнической оВкііюстсГі//Со»стекая эмюграфия, М, 1973, Л'» 6, с.51-65; Брук СИ., Чебоксаров Н.Н. Межэтнические обществаУ/Расы и народы, М., 1976, вып.6, с.15-41; Ипатов A.M. Этноконфессиональная общность как социальное явленге, Афтореф.локт.днсссрташіи, -М: 1980; Пучков П.И. Интегрирующая и дезинтегрирующая роль религии в этническом процессе//Расы и народы, М., 1991, вып.21, с.22-29; Шерстова Л.И. Зтнокомфсссиснадіпая общность: к проблеме эволюции суоэпюсоБ//Рась» и пародм, М , 1991, ПЫП.21, с.29-4-4.

Изучение современной ЭКС в полиэтническом и поликонфессиональном Вьетнаме представляет, на наш взгляд, как конкретнопрактическую, так и общетеоретическую значимость. Второе направление подразумевает определенный вклад в сравнительно-типологические исследования современных поликонфессиональных и полиэтнических обществ (а их в современном мире преобладающее большинство) и изучение специфики этнических процессов в связи с конфессиональным фактором. На вьетнамском материале эти вопросы прежде не рассматривались.

Актуальность разработки названной темы обуславливается и тем, что с конца 80-х годов (а именно после У1 съезда КПВ, состоявшегося в 1986г.) во Вьетнаме началось осуществление программы социально-экономических реформ, получившей название "политики обновления" -«дои мэй». Суть этого процесса состоит в быстром переходе к рыночному хозяйству при сохранении существующего политического механизма. Эффективность и первые обнадеживающие результаты реформ, особенно на фоне кризисной ситуации начала 80-х годов, дали для экспертов основания говорить о "вьетнамском экономическом чуде", "новом просыпающемся тигре (драконе) в Юго-Восточной Азии".

Процессы обновления в экономике обусловили некоторые заметные перемены в общественной жизни страны. В частности это проявилось в значительной либерализации общественных и этнических движений и активизации религиозной жизни. В настоящее время мы можем говорить о возрождении религий во Вьетнаме после предшествующего периода ограничений и давления со стороны государства. Под влиянием происходящих изменений в конфессиональной сфере и в условиях постоянного действия этнических факторов во Вьетнаме в настоящее время формируется новая этноконфессиональная ситуация, представляющая собой результат взаимодействия современных этнических процессов с конфессиональными. Рассмотрение особенностей этой ЭКС и является основной задачей настоящей работы.

Социалистическая Республика Вьетнам - государство, возникшее в 1975 г. в результате объединения ДРВ и Вьетнамской Республики (Южного Вьетнама). Страна расположена на востоке Индокитайского полуострова, граничит с Китаем на севере и Лаосом и Камбоджей на западе; омывается водами Южно-Китайского моря с востока и юго-востока и Сиамского залива с юго-запада.

Население современного Вьетнама составляет около 74 млн. человек, велик процент молодежи. Население многонационально, в его состав входят 54 различных этнических образования (согласно «Номенклатуре пародов Вьетнама», утвержденной Главным Управлением по статистике СРВ в 1979 г.), представляющих австроазиатскую,

австронезийскую и китайско-тибетскую языковые семьи (прежде, до 1979 г., выделялось большее количество этносов).

Расселение народов по территории страны неравномерно л своеобразно. Структура территориального размещения населения Вьетнама сводится к трем типам расселения: дельтово-приморский (равнинный,) горно-долинный и горный. Существенная особенность размещения иепьетских народов по территории Вьетнама состоит в том, что районы расселения не имеют четких границ - народы, говорящие на языках различных языковых семей, проживают дисперсно и чересполосно друг с другом. Некоторые этнические общности, части которых рассеяны по всей территории страны, с полным правом могут быть названы «дисперсными народностями». На юге страны, однако, прослеживается тенденция к расселению невьетских народов компактными этнографическими группами.

У народов, населяющих территорию Вьетнама, в разные периоды их этнической истории были распространены различные религиозные системы и верования: анимизм, тотемизм и другие ранние формы религиозных верований; культы покровителей и культ предков во всех его проявлениях; буддизм Хинаяны и Махаяны; даосизм; конфуцианство; равно как и вьетнамизнрованкая форма синтеза трех последних; индуизм; ислам; христианство (католицизм и протестантство); а также «новые» синкретические по своему характеру религии такие, как каодаизм, буддизм хоахао, кокосовая религия.

Общая численность верующих в стране официально оценивается цифрой более 20 млн.человек (что составляет около 1\3 населения страны), насчитывается 50 тысяч служителей культа (монахов или лиц, профессионально занимающихся религиозной деятельностью) и более 20 тысяч культовых сооружений, относящихся к различным религиозным течениям2.

При рассмотрении этноконфессиональной специфики такой страны, как Вьетнам, необходимо иметь в виду, что этнические и конфессиональные факторы здесь непосредственно влияют на столь значимые для современного политического положения проблемы, как обеспечение общественного единства и поддержание стабильности в стране. Слова «единство» и «солидарность» еще с времен раздельного существования Северного и Южного Вьетнама имеют для вьетнамцев лозунговое звучание. Обеспечение социальной стабильности -официальная установка вьетнамского государства на современном этапе и необходимое условие для успешного проведения начатых экономических реформ. Таким образом, политика, проводимая органами власти в сфере

2 Mot so ton giao о' Viet Nam. Phong thorg tin tu* lieu. Ban ton giao cua Chinh phn//Ha Noi, 1993, tr.272 (Некоторые религии во Вьетнаме. Издание Комиїета го делам религий ігри Правительстве СРВ).

регулирования межнациональных отношений и религиозной жизни, имеет сеоєй целью максимальное единение различных этносов и последователей разных религий в рамках одного сильного и процветающего государства - Социалистической Республики Вьетнам. Проведение этой политики в ряде случаев осложняется за счет существующей напряженности в отношениях с некоторыми этническими и конфессиональными общностями и группами.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является рассмотрение этнических процессов в современном Вьетнаме в их взаимодействии с конфессиональными факторами, анализ сложившейся этноконфессиональной ситуации и тенденций ее развития.

Методология и методика работы. Методологической основой исследования являлся комплексный проблемный подход к материалам и источникам информации по теме диссертации -данным, содержащимся в работах исследователей, информации справочного и статистического характера, полевым материалам, полученным автором. Широко использовался сравнительно-исторический метод, позволивший выявить общее и особенное в развитии ЭКС в современном Вьетнаме.

Источник» » литература. Попытки описания религиозной
ситуации во Вьетнаме, а скорее религий, распространенных во Вьетнаме,
предпринимались многократно как западными, преимущественно
французскими (L.Cadiere, G.Dumoutier, P.Giran, P.Mus, H.Parmentier,
J.Przyluski и другие) исследователями, так и вьетнамскими (Данг Нгием
Ван, До Куанг Хынг, Нгуен Ван Кхоан, Тхить Тхиен Ан, Тоан Ань, Чан
Хонг Лиен, Чан Ван Зяп и другие). В последние десятилетия появились
также работы отечественных авторов по данной тематике (Э.О.Берзин,
С.А.Благов, Н.В.Григорьева, В.Н.Колотов, И.В.Корнев, А.Н.Лескинен,
В.Мещеряков, А.И.Мухлинов, О.В.Новакова, П.В.Познер,

Г.Г.Стратанович, Е.А.Торчинов, ІІ.В.Чеснов, Г.А.Шпажников и другие). Однако для задач нашего исследования важным было не описание той или иной религиозной системы, представленной во Вьетнаме, как таковой, а получение информации по процессам взаимодействия и дистрибуции различных религий в современном Вьетнаме в их взаимосвязи с этническими процессами. Прямых источников такого рода информации не существует.

При написании данной работы использовался широкий круг разнообразных источников и литературы на русском, вьетнамском, французском, английском и польском языках, а также полевой материал, полученный во время научной стажировки во Вьетнаме в 1991-92 гг. и в ходе деловых поездок в СРВ в дальнейшем.

В качестве источника информации по всем религиям Вьетнама и статистических данных, связанных с ними, являлись публикации ведущего современного этнографа Вьетнама, директора вьетнамского

Института.,религиозедения Данг Нгием Вана, а также издание Комитета по делай- религий при Правительстве СРВ «Некоторые религии во Вьетнаме», книги вьетнамского культуролога Чан Нгок Тхема «Основы вьетнамской культуры» и «В поисках колорита вьетнамской культуры».

Основными источниками информации по малым народам Вьетнама были следующие: издание вьетнамского института этнографии «Национальные меньшинства во Вьетнаме» и книга-путеводитель по вьетнамскому этнографическому музею (Musee d'Etnhographie ciu Vietnam). Также частично использовались материалы очерка А.И.Мухлинова «Народы Вьетнама», помещенного в томе «Народы Юго-Восточной Азии». Сведения по численности народов заимствовались из материалов, содержащихся в сборнике статей Данг Нгием Вана «Ethnological and religious problemes in Vietnam». Там же были почерпнуты некоторые сведения по проблемам этнического состава и особенностям этнических процессов во Вьетнаме. По некоторым народам Вьетнама привлекались специальные работы вьетнамских и отечественных авторов (по мыонгам - Чан Ты; по тайским народам - До Тхи Бинь, Ла Кон И; по мео-зао - Р.Ф.Итса, А.Н.Лескинен; по мон-кхмерским народам - Фан Хау Зат, Лыу Хунг; по тямам - Тхань Фана, Фан Суан Биена и Фан Ван Зьопа, В.Р.Атнашева; по горным индонезийским народам --Лыу Хунга, Нгуен Куок Лока, По Дхармы, А.С.Шиканова; по этническим китайцам - Чан Ханя, Мак Дыонга, А.С.Шиканова; по тибето-бирманским народам -Нгуен Ван Зуя, В.Н.Шинкарева,); использовались материалы советско-вьетнамских лингвистических и социологических экспедиций.

Широко использовались периодические издания, выпускаемые в
СРВ (журналы «Пробуждение», «Изучение буддизма», «Католицизм и
нация»), а также периодика, издаваемая вьетнамскими эмигрантами в
странах Западней Европы и США (журналы «Родина», «Вьетнамская
демократия», «Буддизм чужих морей»). Для рассмотрения проблем ЭКС в
современном Вьетнаме в типологическом аспекте привлекались работы
отечественных авторов, специалистов по сопредельным с Вьетнамом
странам и народам региона (С.А.Арутюнова, Р.Ш.Джарылгасиновой,
Ы.Л.Жуковской, Е.В.Ивановой, Р.Ф.Итса, И.Г.Косикова,

Б.Н.Мельниченко, Е.В.Ревуненковон, А.М.Решетова, С.А.Симакина, А.Ю.Синицына, Г.Г.Стратанопича, Н.Ы.Чебоксарова, В.Н.Шинкарева и других).

То обстоятельство, что собственно этноконфессиональиая специфика развития народов Вьетнама и особенности ЭКС а этой стране в предшествующей литературе никем специально не рассматривались, само по себе обуславливает актуальность и значимость данного диссертационного исследования.

Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка комплексного изучения этнических и конфессиональных процессов в современном Вьетнаме, обусловивших создание новой этноконфесснональной ситуации. Научный результат работы заключается в анализе тенденций развития этноконфесснональной ситуации во Вьетнаме. Помимо этого, в работе впервые вводятся в научный оборот многие факты, источники и научная литература по данной проблематике.

Практическое значение диссертации заключается в том, что привлекавшийся фактический материал и полученные теоретические выводы могут быть использованы при дальнейшем комплексном изучении политических, социальных, этнических, конфессиональных и культурных,. процессов во Вьетнаме. Материалы диссертационного исследования используются и могут широко использоваться при подготовке лекционных курсов по этнографии, религиоведению, истории и истории культуры народов Вьетнама и Юго-Восточной Азии для студентов востоковедных вузов.

Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены автором в 11 публикациях, касающихся различных аспектов ЭКС во Вьетнаме, а также в докладах и выступлениях на научных конференциях: 5-я Школа молодых востоковедов, 1989 г., Москва; Конференциях молодых ученых СПбГУ, 1992, 1993 гг., Санкт-Петербург; Православие на Дальнем Востоке, 1993 г., Санкт-Петербург; Кюнеровские чтения, 1993, 1994, 1998 гг., Санкт-Петербург; Oriental Studies in the 20th century: Achievements and Prospects, 1997 г., Будапешт.

Материалы диссертационного исследования использовались автором при подготовке и чтении лекций по курсам «Этнография Вьетнама», «География Вьетнама», «Нравы н обычаи вьетнамцев» на Восточном факультете СПбГУ.

Диссертационная работа была обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела Восточной и Юго-Восточной Азии МАЭ РАН.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников, а также приложений (включающих этнические карты Вьетнама; карту распространения религий во Вьетнаме; Номенклатуру народов СРВ; список народов Вьетнама с указанием этнографических групп, известных этнонимов, районов проживания и численности; материалы анкетирования по некоторым вопросам религиозной жизни, проведенного институтом религиоведения СРВ в 1992 г.; данные о 117 великомучениках, погибших за веру во Вьетнаме и канонизированных Ватиканом в 1988г.; фотоматериалы).