Введение к работе
Актуальность темы исследования
Мыслители, воспитанные в духовном поле родной культуры, через размышления, научные исследования и произведения искусства выражают свое мировоззрение. Подобный частный взгляд на мир не может быть вырван из культурно-исторического контекста - он есть продукт взрастившей его культуры, выразитель менталитета народа. Таким первым частным мировоззрением, посмотревшим на свой народ со стороны, явился в истории адыгов Хан-Гирей. Мы можем спорить по поводу всеобъемлемости этого взгляда - ведь у Хан-Гирея не было соответствующего его высокому призванию образования; по поводу культурной чистоты этого частного мировоззрения - оно с определенного момента формировалось под влиянием российской культуры; по поводу, наконец, происхождения самого мыслителя -его предки происходили из крымских татар. Все это не может даже замутить откровения, впервые данного адыгскому народу, настолько оно было явным выражением его менталитета и перекликалось в своем содержании с духовной сутью мировоззрений современных ему адыгских мыслителей. Мыслители, не только получившие просвещение в лоне чужой культуры и писавшие на чужом языке, но к тому же еще и писавшие о себе для чужих и даже не предполагавшие, что их будут читать соотечественники, - эти люди умудрились сохранить чистоту этнического самосознания в своем творчестве.
Процесс понимания себя со стороны для адыгов был долог - он занял столетие. Можно сказать, что, как бы ни тешили себя современники героическим прошлым, но свое место в истории человечества они видят довольно четко. За подобный трезвый взгляд мы должны благодарить тех, кто в прошлом веке, преодолевая всегда мучительный отрыв от родного этноса, рождающий чувство национальной неполноценности, не прекращал попыток честно оценить положение вещей.
Долот и кропотлив был также труд собирания культурного наследия. Молодая адыгская историография, рано понявшая, что опыт деятелей адыгской культуры XIX века необходим для дальнейшего развития исторической науки и гуманитарного образования, стряхнула с бесценных для нас творений уже успевшую осесть на них архивную пыль. На сегодняшний день связь культур восстановлена. Ярким свидетельством этому являются многочисленные историографические и биографические исследования советских п современных
историков - работы М.О.Косвена, В.К.Гарданова, Т.Х.Кумыкова, Г.Х.Мамбетова, А.Х.Хакуашева и Р.Х.Хашхожевой'.
Взгляд на себя со стороны - это первый момент истины. В нем заключен также и беглый, но содержательный самоанализ. Но его недостаточно для полноценного самосознания. Анализируя уровень многочисленных публикаций в периодической печати, появившихся на волне возрождения национальной культуры в последние годы, приходится, к сожалению, констатировать, что мы еще не готовы к подлинно философскому осознанию самих себя. С другой стороны мы имеем фундаментальные исследования по истории культуры в совершенно новом ключе, в которых дается теоретический анализ отдельных аспектов духовной культуры адыгов. Прямое проникновение в сущность поставленной проблемы, основанное на подлинно теоретическом обобщении богатого эмпирического опыта, доказывает жизненность этой методологии и позволяет рассмотреть традиционные темы под новым углом зрения. Именно в новом осмыслении нуждаются в наше время идеи адыгских мыслителей, которые могут помочь нам познать самих себя.
Цель н задачи исследования
Целью работы является исследование наиболее значимых в историко-культурном отношении сторон мировоззрения Хан-Гирея. Для этого следовало решить следующие задачи:
-
Проследить становление личности Хан-Гнрея через изучение его биографии.
-
Выявить, в какой степени мир политического, в котором Хан-Гирей вращался всю свою сознательную жизнь, воздействовал на его мировоззрение.
3. Каких социально-политических, экономических и этно
культурных взглядов он придерживался.
4. Каковы были его стимулы творчества.
5. Как отразился адыгский тип мышления в творчестве Хан-
Гирея.
1 Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М.. 1961: Гарданов В.К.. Мамбс-тов Г.Х. Хан-Гирей и его "Записки о Черкссии"//Кавказский этнографический сборник. М..1980. N7: Кумыков Т.Х. Культура и общественно-политическая мысль Кабар-ды первой половины XIX века. Нальчик. 1991; Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик. 1978: Хашхожева Р X. Адыгские просветители второй половины XIX -начала XX века. Нальчик. 1983.
Научная новизна
-
В работе впервые предпринята попытка исследованпя биографии Хан-Гирея с целью изучения его личности.
-
Последовательно проанализирована важнейшая особенность его мышления - политизированность - и ее влияние на все стороны мировоззрения Хан-Гпрся.
-
В полном объеме исследованы его социально-политические и социально-экономические взгляды. В связи с этив выявлены три концепции Хан-Гирея:
-
теория власти;
-
теория управления общественным сознанием;
-
теория динамичности социально-экономических процессов.
4. Исследованы его представления о международном положении
Черкесии.
-
Проанализировано обоснование Хан-Гиреем колонизации Черкесии Россией.
-
Исследованы религиозные, философско-этичеекпе, просветительские взгляды Хан-Гирея и этнографические позиции в культурно-историческом и личностном отношениях.
-
Художественно-эстетические аспекты его творчества проанализированы в свете исследования основ его мировоззрения.
-
Этнографические позиции Хан-Гирея освещены в комплексе с его политическими идеями и литературным творчеством.
Объект и материал исследования
Объектом изучения в диссертации являются личность ХанГирея и его политические, социально-экономические, энтокультурные взгляды.
Материалом послужили политические, этнографические, художественные произведения Хан-Гирея, исследования его биографии и творчества.
Методологическая основа
Автор отходит от позитивистских рамок научных исследований, выявлявших отдельные конкретные стороны и темы творчества Хан-Гирея, делавших основной упор на фактологическое изучение его биографии. Примененная методика ориентирована на научно-теоретическое исследование и конструирование структуры мировоззрения Хан-Гирея.
Научная и практическая значимості, диссертации состоит в том, что она может явиться началом научно-теоретического исследования творчества всех адыгских мыслителей, достаточно полно исследованного с позитивистских позиций.
Структура работы
Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованных источников и литературы.