Введение к работе
Актуальность тем». Одним.из главных условий существования этноса является непрерывный процесс воспроизводства этнокультурной традиции. Важнейшим механизмом этого процесса является приобщение молодою поколения к ценностям этнической культуры, его социализация. В данной работе под термином "социализация" ми подразумеваем процесс усвоения индивидом социального опыта, приобщения к обществу ненамеренными, спонтанными воздействиями на него системы социальных норм и культурных ценностей, характерных для определенной этнической общности, с целью включення индивида в систему общественных отношений.
Историко-этнографический подход к проблеме социализации личности для этнографии абхазов определяется не только необходимостью дать общую характеристику традиционных ?-орм социализации и выяснения ее роли в приобщении индивида к культурным ценностям своего парода, но и возможное- тью исользовать полученные данные в комплексном изучении социальной истории и культуры абхазов. Исследование системы социализации человека как одного из важных компонентов общественного быта» дает возможность более полно представить традиционные черте мировоззрения, религиозные ве- рования и духовный облик абхазского народа.
Данная проблематика актуализируется еще и тем, что в результате социальных и культурных преобразований в Абхазии социализирующие механизмы претерпели значительные изменения. В этой связи необходимо зафиксировать данные,относящиеся к традиционным формам бытования этой с^еры этнической культуры, тем более сеГчас, когда возможности полевой этнографии для исторических реконструкций вое более сужаются.
Целью и задачей исследования является историко-этно-гра'Тическое изучение проблем социализации личности в системе традиционно-бытовой культуры абхазов во второй половине XIX - начале XX веков. Достаточно широкая целевая установка исследования предопределила вычленение ряда зч-
дач Солее частного характера. Так, к анализу основного материала невозможно било приступить без уяснения исторически сложившейся системи возрастных категорий в традиционном абхазском обществе. Поэтому в задачу исследования входило определение важнейших отапов жизненного цикла индивида (младенчество, детство, юношество и т.д.) и возрастных степеней (ступени Физического развития, определение хронологического возраста и т Д.). Процесс социализации протекал в двух битовых с'ерах - семейной и общинной. Рассмотрение социализирующих функций общини потребовало остановиться на тех социальных структурах, которые оказывали непосредственное воздействие из формирование этнокультурных ориентации подростков и их приобщение к социальным, быто-вим, религиозным, этическим, поведенческим и др.представлениям, функционировавшим в абхазском обществе в рассматриваемый хронологический период.
Научная новизна и практическая значимость диссертации определяется тем, что она представляет собой первое в аб-хпзоведении монографическое исследование проблем социализации личности'у абхазов в конце XIX - начале XX в. Изучение проірессивішх традиций, имеющихся в народнон системе социализации, позволит творчески использовать все лучшее и из них в практике современного воспитательного процесса. ГІрогрессивішо традиции народного воспитаї.ия абхазов могут бить использованы при разработке новых обрядов, являющихся закономерным отражением особенностей духовной жизни, этнической психологии и культури народа.
Практическое значение диссертации заключается в возможности использов 'Нин ее материалов и виводов в построении лекционных курсов, агитационно-пропагандистских мероприятие, а также в их применении в практике дошкольного и школьного воспитания, опирающегося на лучшие национальные традиции.
Методологической базой исследования является методика комплексного изучения социализации детей и подроотков, разработанная И.С.Коном, а также работы Я.С.Смирновой,по-
ч
овященные исследованию абхазокой оемьи и социальных институтов.
Источники и историография. Основными источниками диссертации послужили полевые этнографические материалы, собранные автором в 1987-1989 гг. в Абхазии в селениях Аб-гархук, Дурипш, Дяшрхва, Отхара, Звандрипш, Мгудзырхва, Лнхны Гудаутокого района, в селах Поквеш, Тхина, Члоу, Джгердп, Кутол Очамчирского района, Бзыбь и Арасадзых Гаг-рского района и селах Верхняя Эшера и Яштуха Сухумского района. Собраннне в различных регионах Абхазии материалы в основном однородны, за исключением материалов по возраот-ним категориям абхазов, в которых мы имеем незначительные диалектные различия в терминологии. В диссертации были также попользованы материалы полевых экспедиций Ы.Д.Инал= ипа и Г.В.Смыра, хранящиеся в архиве Абхазского института языка, литературы и истории имД.И.Гулия. Там яе хранятся неопубликованные работы И.А.Аджинджала, данные из которых также были использованы в настоящей рукописи.
В диссертации использованы все наличные литературные сведения по изучаемой нами проблеме. Однако они весьма 'немногочисленны. Прежде всего мы обращались к работам Н.М. Альбова, А.Введенского, М.Джанашвили, Н.С.Державина, Н. _ Дюнсшяа, Г.Ф.Гана, К.Д.Мачаварйани, Г.Ф.Чурсина.
Некоторые аспекты социализации личности в традиционном абхазском общеотве оовещались в трудах советских последователей, в частности, в работах Л.Х.Акаба, Ю.Г.Аргуна, Ц.Н.Бжаниа, В.Л.Бигвава, С.А.Дбар, Ш.Д.Йнал-ипа, Е.М. Малня.
Литература, посвященная возрастным категориям, в советской этнографической науке крайне незначительна. Однако в абхазоведении этой проблеме уделялось внимание. Из абхазоведческих исследований, посвященных возрастным категориям, следует в первую очередь назвать две почти одноименные и во многом совпадающие по содержанию работы А.П. Павленко - "возрастные категории в абхазском обществе" и "Возрастные категории абхазов и их социальная роль". Про-
блема возраотних категорий абхазов также уделяется некоторое внимание в работах Я.В.Чеонова и В.Л.Бигвава.
Новым этапом в изучении культурного механизма социализации личности вообще и пологэзрастной проблематики в частности в ооветской этнографии явилась серия коллективных трудов "Этнография детства". Инициатором этих изданий является доктор
Апробация результатов исследования проведена на заседаниях Сектора народов Кавказа Института этнографии АН СССР. Основные положения диссертации изложены в публикациях автора, а также в тезисах докладов на Всесоюзных научных оео-оиях по итогам этнографических и антропологических исследований 1986-1987 и 1988-1989 гг.
Структура работы.Диссертация состоит из введения, трех, глав, заключения, приложения, глоссария и библиографии.