Введение к работе
Актуальность исследования. Тема социализации детей - одна из ведущих в мире этнографической науки. В последние годы она приобретает все большее значение в связи с важностью объекта изучения. Процесс социализации -это процесс формирования личности. Особая роль в процессах социализации принадлежит традиционным институтам.
В течение последнего столетия на Африканском континенте под влиянием христианизации, исламизации, введения школьного обучения и социально-экономических преобразовании была частично подорвана роль традиционной системы воспитания детей. Однако время показало, что новая система школьного образования не смогла удовлетворить африканское общество, и ее кризисные явления наблюдаются повсеместно.
Глубокое изучение процессов социализации детей имеет не
только теоретическое, но и практическое значение, оно
помогает раскрыть их многообразие, а также выделить их
наиболее ценные элементы, которые при введении в систему
школьного образования смогут улучшить его
функционирование.
На примере народа эве, представляющего 45% населения Тоголеской республики, автор последовательно раскрывает традиционные и современные процессы социализации.
Степень изученности. Историко-этнографическое изучение процессов социализации детей эве предпринято впервые.
Ранее различные авторы затрагивали лишь некоторые проблемы этих процессов. Первые сведения о них мы получаем из статей немецких миссионеров середины XIX в. В знаменитой книге Я. Шпейта "Племена эве"' описывается семейное воспитание, игры и развлечения детей. В книге Ф. Н. Агблеманона "Социология обществ Черной Африки"2 раскрывается духовное и психологическое формирование
Speit Jacob. Die Ewe StSmraer. Berlin, 1906.
Agblemagnon F.N'S. Sociologie des societes orales d'Afrique Noire. Paris,
Mouton, 1969.
личности. Разнообразные статьи посвящены карпогоническим обрядам, наделению ребенка именем, месту ребенка в обществе и семье и т.д. В научной литературе более полно представлены традиционные религиозные институты. Следует, в частности, отметить книги К. Агбетиафа "Предки и мы",1 книгу колониального чиновника Б. Мупоила "Геомантия старого берега рабов",2 где подробно описан институт Афа, книгу священника Б. Гиля "Хебиессо и хороший мировой порядок",3 посвященную культу Воду, а также книгу французского этнолога К. Ривьера "Религиозная антропология у эве Того",4 посвященную различным культам и спирнтуальной жизни народа.
Литературы, посвященной обществу сверстников, очень мало, за исключением записей различных игр и песен.
Первой попыткой комплексного социологического обзора воспитательных проблем юга Того явилась книга Дравие Хуанусу-Хуашбе "Дуализм воспитания в районах Бенинского берега Того" 5. К сожалению, чисто социологический подход к этой теме является недостаточным для раскрытия полноты и трансформации сложных процессов социализации детей.
Таким образом, до сих пор эта тема оставалась вне всестороннего этнологического анализа.
Цель и задачи исследования: раскрыть диахронные процессы социализации детей, а также найти пути их улучшения в современном школьном контексте. В связи с этим ставятся следующие задачи:
1. Описать различные стороны традиционной системы социализации детей эве.
1 Agbetafa К. Les ancetres et nous. NouvtUes Editions Africaines. Lome,
1985.
2 Moupoil B. La geomancie de I'aucieone cote des escbves. Paris, bistitut
d'Ethnologie, 1961.
* Gille B. Hebiesso et bon ordre du monde. Haho. Lome, 1987. 4 Riviere С Anthropologic rcligieuse des ewe du Togo. NouveUes Editions Afiica'tnes. Lome, 1981.
3 Dravie Houenassou-Houangbe. Dualisme de Г education dans les pays de U
cdte du Benin (Togo). Editogo Lome, 1981
2. Выявить ее наиболее ценные элементы, способствующие
гармоничному развитию личности в современных условиях.
3. Сформулировать некоторые рекомендации для
практического использования элементов традиционного
воспитания в системе современного школьного образования.
Рамки исследования. Хронологические рамки охватывают период с середины XIX в. до наших дней, тем не менее в большей степени внимание обращено на современную ситуацию этих процессов.
Источниковедческая база работы. Основным источником для написания диссертации стал обширный полевой материал автора, проживающего в стране в течение долго времени. Исследования проводились в культурном ареале эве Того и Ганы, в сельской и городской местностях. В большей степени были изучены южные районы Того - префектуры Аве, Зно, находящиеся к северу от столицы (в 30-50 километрах).
Ко второй группе источников относятся статистические данные переписи населения и данные Министерства национального образования и научных исследований _ республики Того.
В третью группу источников входит различная научная литература и фольклорные сборники.
Методологическая основа исследования. В основу исследования положен принцип историзма, т.е. изучение процессов социализации детей показано как взаимодействие развивающихся социально-экономических явлений.
При написании диссертации автор обращался к работам, посвященным различным проблемам социальной жизни, — к трудам советских этнографов Ю. В. Бромлея, Н. А. Бутннова, Т. А. Бернштам, А. К. Байбурина, В. Н. Вологдиной, Н. М. Гиренко, К. ЛКалиновской, И. С. Кона, Д. А. Ольдерогге, В. А. Попова, К. В. Чистова и других. Большую роль в исследовании играли также разработка и этнографическое изучение процессов социализации детей, проведенные в
Институте этнографии АН СССР, и выпуск сборников "Этнография детства" (члены авторского коллектива: Л. Л. Викторова, Е. В. Иванова, Н. Г. Краснодембская, С. А. Маретина, М. А. Родионов, А. М. Решетов, Е. В. Ревуненкова, М. Н. Серебрякова и многие другие).
Помимо советских этнографов методологическое влияние на работу оказали труды французского этнолога и педагога П. Ерни и его знаменитая книга "Ребенок и его среда в Черной Африке"1, а также труды некоторых африканских исследователей, которые занимаются современными проблемами воспитания и обучения детей: X. Бубу, А. Мбапоссо, А. Мумуни, Ж. Ки Зербо.
В разработке темы автор в основном опирался на программу социализации детей, разработанную И. С. Коном.
Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые предпринимается попыта комплексного анализа процессов социализации детей у народа эве. Это изучение раскрывает общую культуру народа и помогает понять многие сложные проблемы современного образования в стране. Оно дает основу к созданию нового воспитательного синтеза, объединяющего лучшие элементы традиционной и современной культуры и воспитания детей.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут представлять интерес для этнологов, социологов, педагогов, демографов и других специалистов, изучающих процессы социализации детей, для написания фундаментальных работ по сравнительно-этнографическому анализу народов Африки и других регионов мира. Они также смогут помочь в разработке синтеза элементов традиционного и школьного воспитания начальной и средней школы Тоголезской республики и соседних стран.
В его разработку войдут:
- составление новых программ;
— подготовка методических пособии и учебников для учителей и
учащихся;
' Emy P. L'enfant el son tnilien en Afrique Noire. Paris. Payot, 1972.
— организация курсов повышения квалификации учителей.
Апробация работ ы. Основные положения диссертации докладывались в Дирекции постоянной формации, акции и научно-педагогических исследований (Того) по месту работы автора, на Генеральных собраниях Министерства национального образования и научных исследований Того, на семинарах УНИСЕФ "Образование для всех" в республике Того, на Международном Конгрессе антропологов и этнографов в апреле 1995 г. во Флоренции (Италия); диссертация обсуждалась на заседании отдела Африки Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы.