Введение к работе
Постановка проблемы. Цели, предмет и задачи исследования
Диссертационная работа посвящена явлению, хорошо известному в истории многих народов-, образованию локальной общности из переселенцев, изолированных от основного этнического ядра, оказавшихся вне своей исторической родины, в новых для себя природно-климатических условиях, а главное - в иноэтничном окружении. Цель исследования - на конкретном примере славянского старожильческого населения Узбекистана проследить, как протекают и от чего зависят этнические процессы, связанные с этим явлением. В частности - как формируется локальная культурная общность, как происходит адаптация к иным природным и социальным условиям, как функционирует полиэтничное общество и каковы закономерности межэтнических взаимодействий.
В работе ставится задача на основе комплексного изучения социального и культурного развитая этнической группы и ее контактов с иноэтничным окружением выяснить причины и механизм происходящих процессов, проанализировать роль разнообразных исторических, социальных, политических, демографических и культурных факторов.
Объект исследования Объектом исследования явились группы славян - жителей сельских населенных пунктов, возникших как переселенческие села на территории современного Узбекистана и исторически тяготеющих к нему пограничных районов Казахстана и Киргизии в кон.ХІХ- нач.ХХ веков. В центре исследования - куст старожильческих сел, образовавшихся на территории бывшей Голодной степи и граничащей с ней Дальверзинской степи. Были также обследованы два переселенческих села на юге Ферганской долины. Для сравнения привлекались материалы, полученные при обследовании переселенческих сел Южного Казахстана и Северной Киргизии. Указанные группы населения - это главным образом старожилы, местные уроженцы, основное ядро которых составляют потомки дореволюци-
онных переселенцев, и кроме того - переселенцев 1920-1930-х годов. Для получения более разносторонней и объективной информации исследование проводилось не только среди этой группы, но и среди жителей упомянутых сел других национальностей.
Источники
Главным источником настоящего исследования являются полевые материалы, собранные автором в ходе экспедиций 1985-1993 гг. в Узбекистане, где было обследовано 9 бывших переселенческих сел, а также в Казахстане н Киргизии.
Основные материалы были получены путем этнографического опроса, который велся в свободной форме. Такая форма опроса, сценарный стержень которого сложился у автора в ходе многолетней полевой практики, позволяла работать с информатором в большей мере именно по той теме, в которой он был наиболее компетентен. Кроме того, благодаря такой форме, удавалось узнавать многое из того, что не планировалось изначально и не было зафиксировано в других источниках. Сообщенные в беседах сведения многократно перепроверялись у тех же и других информаторов; подтверждения отдельным фактам искались в письменных документах.
Кроме того, по каждому населенному пункту, сельсовету и району собирались статистические материалы. Другими источниками статистической информации послужили данные переписей населения и иные разнообразные статистические труды. В качестве источников также использованы документальные (архивные) и литературные материалы.
Методология исследования В своей работе автор затрагивает вопросы, связанные с такими понятиями, как "этничность", "этнические процессы", "межэтнические отношения". Как показали дискуссии последних лет, в определении этих понятий нет методологического единства. Автор не берется теоретизировать по этому поводу - в рамках данного исследования в этом нет необходимости. Однако для себя понимает этничность как совокупность историко-культурных тради-
ций, определяющих или определявших на каком-то этапе особый (на различных уровнях) способ жизнедеятельности той или иной общности, что и запечатлелось в сознании ее членов. Этничность -сложный социально-культурный феномен, который развивается и трансформируется под воздействием различных факторов. Она маркируется обычно и прежде всего в этническом самосознании и проявляется через ряд иерархически соподчиненных уровней идентификации, которые высвечиваются ситуативно. Поэтому этничность -во многом условное и относительное понятие; ее носителями она познается, главным образом, в сравнении, в процессе этнических контактов, причем критерии такого сравнения, "этнические символы", субъективны и вырабатываются контактирующими группами или личностями. С другой стороны, особенности, обусловленные этническим фактором, многообразны и охватывают подчас самые различные стороны жизни общества.
Понимание "этнических процессов", кажется, более определенно в отечественной науке (См. в частности, "Современные этнические процессы в СССР". М., 1977 и "Этнические процессы в современном мире". М., 1987). Однако, среди ученых нет единства по поводу того, какие из многих социальных, культурных, исторических, экономических и иных процессов могут считаться "этническими" и в какой мере. В рамках своего исследования автор рассматривают в качестве таковых те процессы, которые имеют свою специфику у контактирующих этнических групп, находящихся в схожих условиях развития.
Весьма многозначно часто употребляемое ныне понятие "межэтнические отношения". Во-первых, это связано с неопределенностью субъектов отношений (понятие "этнос" слишком абстрактно в данном контексте и не предполагает массу переходных, "нестандартных" состояний для контактирующих людей или групп). Во-вторых, - с феноменом стереотипизированного массового сознания, которое далеко не тождественно индивидуальному и тем более - адекватному отражению действительных процессов. В работе межэтнические отношения понимаются не столько как социально-психологическое явление, которое обычно изучается через фиксацию господствующих в массовом сознании настроений и стереоти-
пов, сколько - как существующие в реальности разнообразные проявления многопланового процесса взаимодействий, возникающих в ходе контактов различающихся между собой групп населения.
Придерживаясь представлений об исторической обусловленности социальных процессов, находящихся между собой в сложном взаимодействии, автор использует метод комплексного исследования и по возможности рассматриваю процессы в их динамике.
Научная новизна исследования Тема настоящего исследования практически не освещена в научной литературе. Нет работ, посвященных комплексному изучению этнокультурного и социального развития во временной динамике какой-либо группы восточнославянского населения Средней Азии или Казахстана. Более того, эти группы вообще почти не привлекали внимания исследователей. С методической точки зрения настоящее исследование также имеет мало аналогов в литературе. Изучение процессов, происходящих в относительно изолированной группе населения, оторванной от основного этнического ядра на протяжении сравнительно небольшого исторического периода -включая процесс формирования локальной культурной общности, процессы адаптации, развитие отношений и взаимодействий с ино-этничным населением - были мало характерны для отечественной науки до недавнего времени. Автор может отметить лишь одно крупное исследование, посвященное этим проблемам, - на основе обследования старожильческих групп русского населения Закавказья.
Изученность проблемы В дореволюционной литературе вопросы переселенческого движения и обустройства российских крестьян в Туркестанском крае нашли широкое отражение в научной и публицистической литературе. Строго говоря, это не были работы этнографического или культурологического характера. В целом, они не охватывают всего круга проблем, затронутых в настоящем исследовании. Наиболее полно раскрыты вопросы хозяйственно-экономического развития поселений. Изредка встречаются скупые сведения о межэтнических
контактах в связи с хозяйственной деятельностью. Еще реже сообщается о социальных отношениях в русских селах, быгс и духовной жизни.
После 1917 года проблемы переселенцев в Туркестанском крае отошли далеко на задний план, научные публикации на згу тему почти полностью прекратились. Другое оказалось в центре внимания ученых - выработка идеологической концепции о колониальной политике России и оценка переселенческого движения с классовых позиций. В этом русле работали и авторы тех немногих работ конца 1920-1930-х годов, в которых затрагивались вопросы о положении российских крестьянах Средней Азии (П.Г.Га.іузо, Е. Зелькина, Е.Федоров).
В 1930 году вышли две книги, перекликающиеся с настоящим исследованием по тематике и по методу комплексного изучения. Оба труда построены на полевых исследованиях и посвящены славянским группам в Восточном Казахстане. Это - книги под ред. Л.С.Бежкович "Украинцы-переселенцы Семипалатинской губернии", Е.Э.Бломквист и Н.П.Гринковой "Бухтарминскне старообрядцы". В книгах дается горизонтальный срез бытовой культуры, в них не рассматриваются многие интересные для современного исследователя проблемы.
Внимание ученых, работавших в середине и во второй половине XX столетия, труды которых имеют отношение к теме настоящего исследования, было сосредоточено, главным образом, на дореволюционной истории переселенческого движения и осмыслении с высоты господствовавших идеологических позиций царской политики в отношении восточных окраин. Среди этих работ выделяются те, которые основаны на авторском изучении архивных материалов - в большинстве они освещают социально-экономическую историю крестьянской колонизации Туркестана. Таковы работы П.Н.Шаровой, П.Д.Верещагина, А.И.Гинзбург, Н.Н.Каноды. Наибольший интерес в рамках данной темы представляют две книги об истории отдельных переселенческих сел изучаемого региона: А.П.Фомченко "Русские поселения в Туркестанском крае" (Ташкент, 1983) и Н. Касымова "Прогрессивное значение образования русских поселков в Ходжентском уезде" (Душанбе, 1968).
Другая тема, привлекавшая историков в послевоенные десятилетия, - культурные связи и взаимовлияние переселенцев и коренных жителей среднеазнатско-казахстанского региона в дореволюционный период. Более других интересны работы, основанные на оригинальных полевых материалах. Это - статьи двух авторов: М.Айтбаева (по материалам Киргизии) и Е.Д.Оразбекова (по Казахстану).
Гораздо меньше разрабатывались вопросы о межнациональных отношениях в Средней Азии советского периода. Вернее, эта тема была прерогативой, главным образом, философов-обществоведов, которые оттачивали фразеологию научного коммунизма по национальным проблемам, но почти не обращались к конкретным материалам.
Для данного исследования важны труды Т.В.Станюкович 1940 -1960-х годов. Главной темой ее полевых исследований было развитие материальной культуры отдельных групп славянского населения Казахстана, в меньшей степени - Узбекистана и Киргизии. Т.В. Станюкович сделала принципиальные выводы относительно закономерностей формирования локальных особенностей, характерных для обследованных групп. Однако только одна небольшая статья ("У русских переселенцев в Средней Азии"// Краткие сообщения Института этнографии. М., 1948. Т. 4) написана ею о тех селах, о которых идет речь в настоящем исследовании.
Во второй половине 1980-х годов группой московских этнографов под руководством В.И.Козлова было предпринято комплексное исследование русских старожильческих сел Закавказья. По своей проблематике и в разработке отдельных тем оно близко к данному. Результаты исследований отражены в книгах: "Русские старожилы Азербайджана" (М., 1990), "Духоборы и молокане в Закавказье" (М., 1992), "Русские старожилы Закавказья: молокане и духоборы" (М., 1995).
Интерес к положению переселенцев из России возродился в 1990-е годы. Точнее, появилась общественная потребность осознать судьбы русского населения, оказавшегося после распада СССР в новых государствах. Проводившиеся в последние годы исследования весьма далеки от данной работы и по методике, и тематически.
Объектами большинства из них стали большие массивы, главным образом, городского населения; использовался метод социологического опроса. Подобные исследования проводились и в среднеази-атско-казахстанском регионе, их результаты и выводы (некоторые из которых перекликаются с моими) изложены, в частности, в книгах "Русские: этносоциологические очерки" (отв.ред. Ю.В.Арутюнян. М., 1992), "Русские в новом зарубежье: Средняя Азия" (М., 1993), "Русские в новом зарубежье: Киргизия" (М., 1995).
Со второй половины 1980-х годов этнические процессы в СССР, в том числе и в Средней Азии, а позднее и проблемы русских диаспор стали привлекать внимание западных советологов. Более других их интересовали политологический, конфликтологический и правовой аспекты.
Таким образом, в советское время объектом изучения группа русского и украинского населения Узбекистана стала лишь однажды - в исследовании Т.В.Станюкович. В других работах так или иначе освещаются или затрагиваются лишь отдельные проблемы (на ином материале), которым уделено внимание в данной работе. Некоторые важные аспекты данной темы вообще раньше не разрабатывались.
Апробация работы
Основные положения работы изложены в брошюрах и статьях автора, в докладах на различных международных, всероссийских и региональных конференциях, тезисы или тексты которых опубликованы (см. Список публикаций), а также в докладах на Интерконгрессе антропологических и этнографических наук в Лиссабоне (Португалия, 1990 г.) и на Международной конференции в Аммане (Иордания, 1996).
Структура работы
Работа состоит из введения, историографического обзора, трех глав, разбитых на разделы, заключения и библиографического списка. В работе имеется восемь таблиц, один график, две карты.