Введение к работе
Актуальность чэщ. Изучению особенностей культуры различных народов уже в прошлом веке придавалось большое практическое значение, аде сто лет назад Н.И.Анучин писал, что "... непонимание бита, состояния и потребностей народа было у нас ужа причиною многих административных и законодательных ошибок, как по отношению к инородцам, так и к собственно русской народности" . Это приводило к тому, что в национальной политика зачастую применялись административно-командные методы.
В настоящее время, когда в связи с обострившимися межнациональными отношениями на первый план выходят этнокультурные различия, становится особенно актуальным анализ реального исторического взаимодействия и взаимовлияния этнических культур в самых различных формах.
В данной работе представлен опыт изучения адаптации руссюк переселенческих групп в Закавказье в процессе нх этнокультурного взаимодействия с закавказскими народами, прежде всего о азербайджанцами, а также с армянами.
В Советском Союзе с его огромными пространствами и большой пестротой этнического состава, значительным развитием миграционных процессов как в прошлом, так и к настоящем, исследования такого рода имеют существенное научно-теоретическое и практическое значение. Кроме того, отношенио общества к данным проблемам отражает уровень его демократизации и социально-политической зрелости .
Прогрессу научных разработок в »тол области должно способствовать формирование в СССР новой научной дисциплины - этнической экологии, одна иэ шіжнейших задач ко-
-
Анучин Н.И, 0 задачах русской этнографии // Этнографическое обозрение. - 1889. - Ji I. - С.21.
-
Сусоколов А.А., Степанов В.В. Малочисленный этнос: вопросы национальной и социальной политики (на примерз зепоов) // Сов. этнография. - 1990. -ЛЬ,- С.34.
!
торой - изучение традиционных систем жизнеобеспечения И воспроизводства этнических групп, а также способов их адаптации к новой среде обитания .
Выбор, региона доследования. Проводившиеся нами в Закавказье работы по этнической экологии имели значительно более широкие рамки и охватывали в той или иной степени различные районы от Абхазии до Ленкоранской низменности и Талышских гор, но наиболее интересной зоной оказались те районы Азербайджана, где контактируют азербайджанская и армянская системы питания и, кроме того, имоются русские поселения с их своеобразной системой питания. Материалы по остальным регионам привлекаются для сравнения.
Объектом настоящего исследования являются этноконфес-сиональные группы русских крестьян, переселившихся в Закавказье главным образом в 1830-1850-е годы.
Предмэтрм настоящего исследования являются процессы этнокультурной адаптации этнических групп, протекающие как на их исконной территории, так и в условиях смены природно-экологической и социокультурной среды обитания.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить основные закономерности процесса этнокультурной адаптации на примере традиционной системы питания мигрировавших в новую экологическую, этническую и культурную среду этно-конфессконалышх групп русских сектантов (молокан, духоборов и др.) в сравнении с традиционными системами питания автохтонных закавказских этносов (азербайджанцев и армян).
Названная цель определила постановку следующих конкретних 3JMS&L
характеристика компонентов, составляющих основу традиционных систем питания;
динамика систем питания;
взаимное влияние и инновации в традиционных системах питания коронных этносов и этноконфессионялышх групп мигрантов;
3 Козлов В.И. Основные проблемы этнической экологии Сов. этнография. - 1983. -№ I - С.3-16.
зависимость повседневного питания оа уровня блаїх»-состояния;
влияние индустриализации сельскохозяйственного производства на качество нроииьодимах продуктов;
традициошюе питание и здоровье популяции;
адаптивное значение традиционного питания в условиях ухудшения экологической ситуации в исследуемом реги-окэ.
Ыы рассматриваем этнокультурную адаптацию как баланс двух иараллелыю идущих процессов. С одной стороны, ясно выявляется стремление к сохранению традиционной культури, о другой - контактирующие относи заимствуют друг у друга различные компоненти традиционних систем питания, что расширяет их адаптивные возможности.
Следующие тенденции характеризуют процессы этнокультурной адаптации в сферо традиционного питания корешшх этносов Закавказья и русских крестьян о момента их переселения на Кавказ в ЗО-50-e гг. XIX века:
-
стремление максимально возможно (там, где позволяет экологическая ситуация) воспроизводить традиционную культуру (как на своей территории, так и при ее смене);
-
взаимные заимствования элементов традиционной системы питания - расширение компонентной базы - путь к более успошной адаптации;
-
постепенное разрушение традиционного хозяйства с ею более или і.:енее пр;шыми экологическими связями с окружающей природной средой, переход на индустриальные методы хозяйствования и, как следствие, увеличение в рациона доли покупных продуктов приводит к снижению качества повседневного питания;
-
ухудшение в республика экологической обстановки, тяжелая ситуация о питьевой водой отрицательно оказывается на здоровье сельского населения.
Методика исследования. Приступая к разработке "Программы ДЛЯ ИЗуЧОНИЯ Т]ЯДИЦИОННОГО ІШТШ1ИЯ ООЛЬОЖ'ГО H'JlUi-
лония", ми исходили из того, что втшіи адаптации и «{ари пкщииого комплекса ставит пчрод исо.мидовят'-лом пи'Я'умч'л*»
задачи: вылвленио структуры потребления продуктов в прошлом и в настоящее вромя; тенденции ишювшшй и заимствований; получение достоверной картины Диетического питания сельского населения с учетом ого традиционных и экологических особенностей. Автором были разработаны три анкеты, нацеленные на вылснонио слодующих вопросоп: основные продукты; частота употрпблопия того или иного продукта в теплый и холодный сезон года; продукты, производимно и употребляемые в данном хозяйство; покупные продукти; в виде каких блюд и изделий употребляются основино продукты; технология приготовления блюд и изделий; способы хранения и заготовки продуктов впрок; порочені, основных дикорастущих трав, кустарников и деровьон; сроки сбора трав, ягод и плодов, способы их употребления и хранения; продукта охоты и рыбной ловли; суточный рацион сельской сомьи; особенности рациона людой старших возрастных групп; пищевые запреты; праздничные, гостевые блюда; ритуальные блюда, напитки, печения; сохранность традиционной русской кухни в условиях иноэтничоокого окружения и качественно иной природной среды; инномііии в традиционной кухне. Но всем анкетам опрашивались русские старожил», азербайджанцы и армяне.
Степень изученности, тош. литоратура. it источники. Материальная культура сельского наоолонил Закавказья всегда была предметом пристального внимания исследователей. Что же касаотся той оо части, которая относится к традиционному питании, то ей, пожалуй, было удолоно наименьшее внимание. Наиболее изучены армянская и грузинская модели питания. Наряду с работами, затрагивающими частные аспекты, им посвящоны такие фундаментальные труды, как "Культура жизнеобеспечения и зтноо" (І9Й2), монографии Н.Г.Волковой и Т.Н.джавахишнили "1«топал культу]» Грузии ХІХ-ХХ вв.: традиции и инновации" (1982) и Н.П.ДЧшсии "Культура питания грузинских горнов" (1988). Традиционное питание азербайджанцев рассматривается в ряде работ азербайджанских ученых, посвящонных изучешно материальной культуры: К.Т.Каракаилы (І9С4), А.А.Измайловой (1964).
Р.А.Тагирова (1970), А.И.Абдуллаова (ІУ81), К.М.Ибрагимова (1982), К.З.Курбанова (1987). Городнотичоокие особенности традиционного питания азорбайджанцов рассматриваются в статьях С.М.Агамалиовой (1989) и Н.И.Григуловнч (1989).
Вопроси этнокультурной адаптации русских крестьян освещены в работах Л.Н.Чижиковой (1973, 1980, 1988), В.А.Ли-шшской (1981, 1987) и ряда других исследователей.
Что касается этноконфоссионалъних груші русских переселенцев в Закавказье, то в монографиях А.И.Клибанова (1965), И.А.Малаховой (1970), Д.И.Исмаил-зада (1982) и И.В.Долженко (1985), посвященных истории переселенческих групп, их хозяйственному и общественному биту, содержится обширный материал, позволяющий глубже понять процесс этнокультурной адаптации русских крестьян в Закавказье. Исследованию этой проблеми посвящен и двухтомник "Русские старожили Азербайджана: материалы по этнической околоти" (1990).
Обширные материалы, касающиеся хозяйственной деятельности народов Закавказья и русских переселенцев, содержатся в дореволюционных изданиях, в частности, в "Материалах для изучения экономического бита государственных крестьян Закавказского кран" (1885-1889), широко используемых в настоящей работа.
При анализе влияния экологических взаимосвязей на здоровье лццвй ми привлекали даяние, полученные при гигиенической оценке продуктов питания, воды, почвы (Е.Н.Панчиш-на, Д.А.Бабаев, 1972; В.Ю.Ахундов с соавт., 1972; Т.В.Гро-калова, К.Ф.Ахундов, 1972, СМ.Кузнецова, 1988), а такие дашшо по медицинской статистико эндемических заболеваний (М.М.Аликишибоков, 1965) и спонтанных мутаций в районах, где широко применяются пестициди (У.К.Алекперов,1989).
Одними из основній источников для написания настоящей работы послужили полевые материалы, собранные наїли в І98&-І988 гг. в ряде районов Азербайджана, Агонии и Гру-зии. Кроме того, в настоящем исследовании мы привлекаем полевые материалы, собранные нами ранее, и J9H3-[''B!) гг. в ряде районов Азербайджана.
Научная довизна данной работы в том, что в ней впервые дается анализ существенных элементов этнокультурной адаптации этноконфессионалъных групп мигрантов на фоне адаптивных процессов, протекавших у коренных этносов. Кросскультурное исследование охватывает период с начала переселения русских крестьян в Закавказье (30-е гг. Х1Хв.) до наших дней. В работе используется большой этнографический материал по истории хозяйства и материальной культуры как коронных народов Закавказья, так и русских переселенцев.
Наряду с этнографическими данными привлекаются материалы но медицинской статистике, генетике, социальной гигиене и ряд других, которые позволяют дать наиболее полную картину динамики этнокультурных процессов сближения и разграничения, оттенить экологические аспекты динамики этнокультурных процессов.
Теоретическая, значимость работы в том, что она представляет новый подход к исследованию традиционных систем жизнеобеспечения (в данном случав - пищи), которые предполагает:
-
сочетание историко-этнографического подхода с комплексными полевыми исследованиями, направленными на выявление как исторических закономерностей, так и современного состояния вопроса;
-
проведение локальных исследований процесса этнокультурной адаптации;
-
рассмотрение процессов этнокультурной адаптации под углом зрения парадигмы о разграничительной и объединительной функции культуры.
Разработка и апробирование автором методики изучения традиционного питания сельского населения позволили выявить ряд закономерностей, характерных для процесса этнокультурной адаптации.
НздДД9-Щ?ДДТЖв9КУа^ЭШЗИ№Д1Ь работы состоит в том, что она вносит вклад в изучение традиционной материальной культури этноконфесоиональных групп русских крестьян,азербайджанцев и армян в зона этнокультурных контактов.
Показана динамика этнокультурных процессов адаптации - дезадаптации этцоконфессиональных групп мигрантов. Это особенно важно в условиях, когда значительная часть населения СССР втянута в миграционные нроцессц. Закономерности адаптации этнических групп могут бить учтены при проведении миграционных мероприятий.
В связи с том, что сроди русского населения Закавказья в последние годы резко возросла миграция преимущественно в сельскую местность РС2СР, что, по-видимому, со временем монет пршзести к исчезновению русских насолений з Закавказье, данное исследование приобретает особую значимость. Е настоящее время мы являемся свидетелями того, что круг как бы замшшется. Русские поселония в Закавказье, пройдя исторический путь в'150 лот, достигнув успехов в своом развитии, к сожалению, заканчивают на наших глазах свой путь. Общая социально-экономическая ситуация на соле, обострение межнациональных противоречий, невозможность решить многочисленные проблемы толкают русских к выезду из республик Закавказья.
"Программа изучения традиционного питания сельского населения", разработанная автором, использована в лаборатории этносоциологии Исторического факультета МТУ при составлении комплексных программ этносоциологических исследований. Кроме того, она применялась сотрудниками Института этнографии при изучении матораальной культури русских старожилов Средней Азии.
Апробация ваботы имела место на заседании сектора этнической экологии; в результате обсуждения диссертация ро-комондована к зацито. Гольшинотво положений данного исследования сформулировано в докладах автора на конференциях: "Актуальные проблемы науки о питании" (Москва, 1985 і-.), "ХХ7П съезд КПСС и проблемы взаимодействия общества и природы на различных исторических этапах" (Нальчик, апрель 1387 г.), на ХП Международном конгрессе антропологических а этнологических наук (Загреб, июль 1988 г.), они отражены в 13 опубликованшх (4,9 п.л.) и b нпхпіьицихпя в
печати (3,8 п.л.) статьях и тезисах докладов, частично подготовленных в соавторстве.
Структура работы - введение, четыре главы, заключенно и приложение.