Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Символическая культура тувинцев (Дом. Женские ритуалы) Соломатина, Светлана Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соломатина, Светлана Николаевна. Символическая культура тувинцев (Дом. Женские ритуалы) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.- Санкт-Петербург, 1997.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-3/2011-4

Введение к работе

Актуальность исследования. Изучение традиционного мировоззрения народов нашей страны и. прежде всего, народов Сибири на протяжении многих десятилетий было и остается одним из приоритетных направлений отечественной этнографии.

Поль данного исследования - е очередной раз приблизиться к пониманию некоторых сущностных характеристик ритуала и, прежде всего, тех образов и смыслов, которые обусловили функционирование.ритуалов женщин. Ставятся задачи, которые можім сформулировать в виде вопросов: Каковы принципы организации жилого пространства в культуре кочевников? Каковы Функции и семантика ритуалов женщин? Какими способами колируется их содержание? Каким образом происходит регулирование и упорядочение критических жизненных ситуаций в женской ритуальной традиции?

Одной из главных задач автора является введение в научный оборот собственных полевых материалов, организовать собранные сведения так. чтобы они. отвечая в настоящем исследовании на сформулированные вопроси, не теряли при этом своей оригинальности и могли быть в раиной мере использованы другими специалистами в области ритуала и тувинской этнографии.

Рамки исследования охватывают в основном конец XIX - XX вв. Как новый, так и ранее опубликованный материал Фиксирует позднее состояние обрядности.

Консерватизм традиции, а также привлечение широкого круга сравнительных материалов, позволяет реконструировать глубинные мировоззренческие концепции.

Методологическая основа исследования. В основу исследования положены историко-сравнительный метод и системный подход.

Источниковедческая база работы. Основным источником при написании диссертации является полевой материал автора. Исследования проводились в 1974-1976. 1980. 1982. 1988. 1989 И 1995 гг. В Улуг-Хемском. Монгун-Тайгинском. Бай-Тайгинском и Кызыльском (пос.Кунгуртуг) районах Республики Тыва, в том числе в течение года стационарно в трулнолоступном высокогорье Монгун-Тайги. Полученный серийный материал позволяет не только анализировать многие вопросы, не исследованные никем ранее, но также по-новому взглянуть на довольно хорошо известные стороны ритуальной жизни тувинцев.

В работе используются архивные материалы, в том числе архива МАЭ РАН. архива Тувинского НИИЯЛИ. Иного информации почерпнуто из богатейших коллекций МАЭ. РЭМ, Кызыльского краеведческого Музея им.

- г -

60-ти богатырей.

Третья группа источников, использованная при написании работы, - эпическое наследие тюркоязычных народов Сибири, публикации материалов по шаманскому фольклору, лингвистические данные.

Четвертая группа - это теоретическая и специальная этнографическая литература. Надежными ориентирами в ныне безбрежном море литературы, посвященной ритуалу и символической культуре в целом стали для автора работы Тэйлора. Фрэзера. Лэнга, Потебни. Веселовско-го, Ван-Геннепа, Фрейденберг, Малиновского, Проппа. Элладе, Тэрне-ра. Топорова, Неклюдова. Байбурина.

Научная новизна работы состоит в том, что в научный оборот вводится оригинальный полевой материал. Многие персонажи и образы богатейшей тувинской мифо-ритуалыюй традиции, ритуалы и символические изобразительные комплексы, терминология приводятся в работе впервые.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейших исследований в области мифологии и ритуала. Материалы и выводы диссертации могут бить использованы при подготовке в регионе историков, краеведов, этнографов, фольклористов. Теоретические разработки автора и предложенная им модель динамических образов использовались при создании экспозиции выставки МЛЭ "Шаман и Вселенная".

Апробация работы. Отдельные положения диссертации были изложены в виде докладов на I и Ш Сибирских чтениях (Л.. 1982 г.. СПб.. 1995 г.), Ш советско-французском симпозиуме "Ранние формы религии народов Сибири" (Л.. 1987 г.), на международном симпозиуме "Шаман и Вселенная" (СПб., 1995 г.), на заседаниях секций Ш и IV школ молодых востоковедов (Звенигород, 1984 г.. Москва. 1987 г.). а также на заседаниях отдела этнографии народов Сибири МЛЭ РАН.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения.