Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семейный и хозяйственный быт казаков юга Дальнего Востока России, 2-я половина XIX - начало XX в. Ермак, Галина Геннадьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ермак, Галина Геннадьевна. Семейный и хозяйственный быт казаков юга Дальнего Востока России, 2-я половина XIX - начало XX в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Владивосток, 2000.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/507-X

Введение к работе

Актуальность исследования институтов трансмиссии этнической информации определяется прежде всего возрастающей ролью этничности в современном мире. Российское постперестроечное пространство изобилует возрождением различных социально-культурных коалиций, консолидирующей основой которых является этничность, выступающая в роли исторической памяти, национальной идеи, традиционной религии, родного языка. Наиболее громко заявили о себе на территории бывшего СССР объединения, связанные с казачеством. Интеграционные мифологемы, на которых основывается современное возрождение казачества, строятся в том числе и на тематике, опирающейся на традиционные этнокультурные и социальные ценности данной общности (Таболина Т.В., 1994). Представляется важным выявить механизм трансляции этнической информации в условиях, когда политикой "расказачивания" была прервана межпоколенная связь. Попыткой приблизиться к пониманию этих процессов стало исследование традиционной культуры дальневосточных казаков, осуществленное сквозь призму семейного быта, поскольку, как отмечают этнологи, причины устойчивости многих традиций, поддерживающих территориальное и временное единство людей в пределах их этнической принадлежности, коренятся в семейно-родственной сфере (Шмелева М.Н., 1997).

Кроме того, актуальность заявленной проблематики обусловлена тем, что до сих пор она не была предметом специального изучения этнографов. Между тем семья и все составляющие ее быта, включая внутрисемейные взаимоотношения, внешние связи, хозяйственный уклад, представляют собой в разных историко-культурных областях и у конкретных этнографических групп сложный динамичный комплекс традиций и новаций, региональных специфических черт, особенностей, определяемых тем или иным вероисповеданием, историческим прошлым, политической и социально-экономической ситуацией в регионе и многими другими факторами (Ганцкая О.А., 1997).

Основная цель настоящей работы — исследование семейного и хозяйственного быта казаков юга Дальнего Востока России в единстве общего и особенного с генетически родственными казачьими группами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

дать этнокультурную характеристику амурского и уссурийского казачества на основе анализа его региональных, конфессиональных и этнических корней;

реконструировать добрачные, брачные и семейные традиции казаков, определив совокупность факторов, оказавших влияние на их развитие;

проследить локальную специфику, свойственную данной группе казачества в сфере семейного быта;

охарактеризовать хозяйственный и материальный быт дальневосточных казаков на семейном микроуровне в их конкретно-историческом выражении.

Основным объектом изучения является дальневосточное казачество. Данная общность включала представителей двух казачьих войск—Амурского и Уссурийского, созданных правительством для пограничной охраны и хозяйственного освоения нового края.

Предмет исследования — семейный и хозяйственный быт казаков юга Дальнего Востока России, рассмотренный в типологическом ракурсе, в рамках регионального варианта народной культуры восточных славян, сформировавшейся под воздействием новых экологических условий и этнических контактов.

Хронологические рамки диссертации охватывают вторую половину XIX - начало XX в. Выбор точки отсчета объясняется тем, что во второй половине XIX в. на дальневосточных рубежах появились первые казачьи поселения. Начало XX в. (до 1917 г.) — конечная грань исследования, обусловленная ликвидацией сословий, изменением формы собственности после Октябрьской революции, что повлекло за собой разрушение традиционного уклада хозяйственной жизни и быта казачества.

Географические рамкн ограничиваются югом Дальнего Востока России и включают приграничные с КНР территории современных Приморского, Хабаровского краев, Еврейской автономной и Амурской областей. Именно в этом районе в основном компактно проживало амурское и уссурийское казачество.

Степень разработанности проблемы. Все публикации, связанные прямо или опосредованно с тематикой данного исследования, можно разделить на два вида. К первому относятся описательные работы, посвященные истории присоединения и хозяйственного освоения Дальнего

Востока, а также местным казачьим войскам, в которых можно найти сведения по традиционному быту казачества. Это свидетельства путешественников, чиновников, военных, принимавших непосредственное участие в описываемых событиях (Пржевальский М.Н., 1947; Максимов СВ., 1871; Венюков М.И., 1871; Алябьев А.А., 1872; Надаров И.Г., 1884, 1887; Грум-Гржимайло Г.Е., 1894;УнтербергерП.Ф., 1900, 1912;Сильницкий А., 1901; Савицкий А.Ю., 1908; Муров Г.Т., 1909, 1911; Иванов Р., 1912; Жернаков А.О., 1915 и др.). Их сочинения имеют важное значение как источник, лишь в некоторых из них исследовательский аспект вышел на передний план и был представлен выводами, значимыми для нашей работы.

Второй вид публикаций — это собственно научные труды различного характера. При рассмотрении общих вопросов диссертант опирался на проблемно-теоретические труды российских ученых: С.А.Арутюнова, Ю.В.Бромлея, О.А.Ганцкой, В.И.Козлова, Н.М.Лебедевой, В.В.Пименова, Н.Л.Пушкаревой, В.А.Тишкова, С.А.Токарева, Н.А.Томилова, Н.Н.Чебок-сарова, СВ.Чешко, К.В.Чистова и др. В работе учитывались достижения В.В.Алексеева, Н.И.Бондаря, Л.Б.Заседателевой, М.СКашубы, Н.А.Ми-ненко, СК.Сагнаевой, Т.В.Таболнной, исследующих проблемы, связанные с казачьей тематикой. В региональной историографии наиболее разработаны вопросы истории и социально-экономического развития амурских и уссурийских казаков (Сергеев О.И., 1982, 1983, 1991, 1993, 1996, 1999 и др.; Осипов Ю.Н., 1983; Лыкова Е. А., 1992, 1993; Лазарева СИ., 1996, 1999; Савченко СИ., 1998; Иванов В.Д., 1996, 1999; Кутузов М.А., 1996, 1998, 1999; Абеленцев В.Н., 1999). В последнее десятилетие активно исследуются проблемы культуры казаков Дальнего Востока (Коваленко А.И., 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1999).

К сожалению, этнография восточнославянского населения юга Дальнего Востока России и его историко-этнографических групп, включая казачество, до последнего десятилетия практически не выделялась в самостоятельную область исторической науки, что ограничивает возможность проведения широкого сравнительно-сопоставительного анализа. Из дореволюционных исследований до сих пор не утратили своей актуальности наблюдения А.П.Ровинского и М.К.Азадовского об особенностях культуры амурских казаков (Ровинский А.П., 1873; Азадовский М.К., 1914, 1916). В историографии советского периода единственным обобщающим исследованием по восточным славянам региона была серия трудов профессора Дальневосточного университета А.П.Георгиевского "Русские на

Дальнем Востоке", вышедшая в свет в 1926 - 1929 гг. В каждом выпуске исследователь затрагивал вопросы формирования, специфики говоров и фольклора амурских и уссурийских казаков. Из исследований постсоветского периода заслуживают внимания статья и кандидатская диссертация Н.А. Соболевской (1986, 1991), посвященные народным строительным традициям на юге Дальнего Востока в начале XX в. В них на общем фоне рассматривается казачья усадьба с выявлением её локальных особенностей.

Наиболее изученным оказался казачий песенный фольклор. Его исследованием занимались сибирские фольклористы под руководством Л.Е.Элиасова, а также дальневосточные учёные Л.М.Свиридова, С.И.Красноштанов, Е.С.Громова. Лишь в последнее десятилетие появились обобщающие работы, в которых традиционно-бытовая культура региональных групп восточнославянского населения юга Дальнего Востока России (в том числе казачества) стала самостоятельным объектом изучения. Это публикации владивостокских этнографов Ю.В.Аргудяевой, Л.Е.Фетисовой, В.В.Кобко, И.В.Семеновой. Ю.В.Аргудяева в исследованиях, посвященных семье и семейному быту крестьянского населения Приморья и Приамурья, рассматривает вопросы межсословных браков крестьянства и казачества (Агудяева Ю.В., 1983, 1993, 1997). Л.Е.Фетисова в своих работах затрагивает некоторые проблемы казачьей традиционно-бытовой культуры как части регионального обрядово-фольклорного комплекса восточных славян (1994, 1995, 1996, 1998).

Подводя итог, диссертант констатирует, что хотя тема семейного и хозяйственного быта дальневосточного казачества как таковая не формулировалась исследователями, но в современной отечественной историографии создана теоретическая и эмпирическая база для ее рассмотрения.

Источники. Источниковую базу диссертации составили материалы, собранные автором в центральных архивах страны (Российский Государственный исторический архив — РГИА, Российский Государственный Военно-исторический архив — РГВИА, Государственный исторический архив Дальнего Востока — РГИА ДВ, архив Географического общества — АГО, архив Российской Академии наук — АРАН); краевых и областных архивах Дальнего Востока (Государственный архив Приморского края — ГАПК), Государственный архив Хабаровского края — ГАХК, Государ-

ственный архив Амурской области — ГААО); данные полевых исследований; мемуарная литература; периодическая печать.

В ходе исследования привлекался большой корпус опубликованных и неопубликованных материалов статистического характера и комментариев к ним, которые позволили рассмотреть круг вопросов, раскрывающих особенности формирования дальневосточного казачества и хозяйственной состоятельности казачьей семьи.

Не менее ценным для исследователя явился такой источник, как церковные метрические книги, представлявшие в России один из основных актов гражданского состояния и содержавшие информацию по семейно-брачным отношениям населения, в том числе казачества. По исследуемому региону они отложились в РГИА ДВ, ГАХК, ГАПК и ГААО.

В качестве историко-демографического и этнодемографического источника в работе использовались ежегодные отчеты наказных атаманов Амурского и Уссурийского казачьих войск. Основная масса отчетов извлечена из фондов РГВИА (некоторые из них, относящиеся к гражданской части, опубликованы). В них отражены сведения о конфессиональном составе казачьих войск, движении казачьего населения, хозяйственной деятельности.

В состав источников вошли законодательные акты, представленные законами, указами, положениями, уставами, приказами, т.е. большим корпусом документов от общероссийского до войскового уровня. Они непосредственно регулировали жизнедеятельность казачества и собственно функционирование казачьей семьи.

Важным этнографическим источником, позволившим реконструировать отдельные элементы быта казаков, явились фольклорные и диалектологические материалы. Автором были использованы как публикации фольклора, так и ряд собраний, отложившихся в архивохранилищах (Рукописный отдел сектора народного творчества Института русской литературы РАН, АРАН в Санкт-Петербурге, Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки в Москве).

Кроме того, восстановить повседневные картины жизни казачьей семьи помогли данные периодической печати, мемуарные издания, дневниковые записи из семейных архивов потомков казаков Приамурья.

Важнейшим источником по изучаемой теме явились полевые мате-1, риалы автора, собранные во время этнографических экспедиций 1992-1997 гг. в местах бывшего компактного проживания амурских и уссурий-

ских казаков. К этому следует добавить информацию, полученную при интервьюировании представителей современного казачества.

Методология и методы исследования. В теоретико-методологическом ключе анализа заявленных проблем принципиально важными для создания адекватных реальности объяснительных схем представляются традиционные для отечественной науки подходы: историко-генетический и стадиальный, реализация которых дала возможность выявить различные в этнокультурном отношении группы казачества. Автор использовал также подходы, принятые в современных антропологических дисциплинах. Холистский подход, т.е. многоаспектный анализ изучаемых явлений, позволил показать локальные особенности, присущие семейно-бытовой сфере дальневосточного казачества. Актуально для разрабатываемой проблематики положение, связанное с пониманием культуры как формы биосоциальной адаптации. По мере возможности, определяемой кругом источников, семейно-бытовой уклад амурских и уссурийских казаков рассматривался не только в типологическом, но и в адаптационном ракурсе как своеобразный механизм приспособления человека к новым условиям окружающей среды. Этический и методологический принцип культурного релятивизма, постулирующий универсальную ценность каждой культуры вне зависимости от уровня развития общества, помог при анализе источников уйти от суждений негативного характера, которые преобладали в дореволюционной оценке культурно-бытового комплекса и фольклорной традиции дальневосточных казаков.

Методологически важно остановиться на определении базового понятия, системообразующий потенциал которого направлял ход исследования. Таким понятием для данной работы является быт. Н.Н. и И.А.Че-боксаровы, этим термином называют «специфические формы поведения людей в их повседневной жизни, т.е. в постоянно стабильно возникающих в течение дня, года, жизни ситуациях, а также взаимоотношения, складывающиеся при этом между людьми, способы использования ими предметов, служащих для удовлетворения их материальных и духовных потребностей». Указанная дефиниция взята за основу, и перечисленные в ней позиции рассматриваются в рамках семейной сферы.

Изучение семейного и производственного быта казаков ограничено выявлением наиболее существенных сторон хозяйственного уклада, брачных и семейных традиций, личных взаимоотношений, семейной обрядности и казачьего фольклора. Обозначенные вопросы рассматривались

главным образом с точки зрения соотношения этнических и сословных традиций, развивающихся в определенной социоисторической ситуации. Специфика последней позволяет более детально реконструировать и проанализировать культурно-бытовой комплекс казаков-старожилов, переселившихся в Приморье и Приамурье из Забайкалья в середине XIX столетия. О развитии традиций казаков-новоселов (1895-1917 гг.) в рассматриваемых хронологических рамках можно говорить лишь на уровне тенденций.

Анализ культуры казачества сквозь призму семейных отношений производился при помощи тендерной методологии, что позволило рассмотреть такие вопросы, как идеалы «женского» и «мужского» в выборе брачных партнеров, ролевые установки и механизм воспроизводства, эволюции и передачи культурных ценностей. Разработка последней позиции, на наш взгляд, может приблизить к пониманию сложнейшей проблемы о соотношении сословного и этнического компонентов в феномене казачества.

Наряду с рассмотренными выше подходами и теоретическими положениями в работе были использованы такие методы историко-этногра-фических исследований, как сравнительно-исторический и сопоставительно-типологический. Применение их в хронологическом плане с использованием данных смежных наук и привлечением этнографических сведений о разных группах казачества позволило разграничить напластования различных традиций, определить характер их образования и степень эволюции.

Научная новизна исследования состоит в том, что это первая диссертация, в которой изучение традиционного семейного и хозяйственного быта казаков юга Дальнего Востока России поставлено как проблема, заслуживающая специального рассмотрения. Часть архивных, литературных и полевых источников введена в научный оборот впервые, что позволило дать систематизированное описание семейного и хозяйственного быта амурских и уссурийских казаков с позиций современной этнологии. Таким образом, данное исследование вносит определенный вклад в разработку проблем, связанных с этнокультурной историей региона и этнической историей восточнославянских народов. На этой основе возможно дальнейшее сопоставление развития бытовых традиций локальных групп восточных славян в условиях освоения новой природной и этнокультурной среды.

Практическая значимость проведенного исследования заключается прежде всего в том, что его основные результаты могут быть использованы при анализе современного движения казачества в плане понимания особенностей воспроизводства этносословных традиций, а также при создании трудов по истории и этнографии казачества и восточнославянского населения России в целом, при разработке школьных и вузовских курсов отечественной истории, этнографии и регионоведения.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 18 публикациях, изложены в сообщениях и докладах на научных конференциях международного (Владивосток, 1993, 1994, 1996, 1999; Хабаровск, 1995), российского (Хабаровск, 1995; Владивосток, 1998; Санкт-Петербург, 1999) и регионального уровней (Владивосток, 1993, 1994, 1999).

Структура диссертации предопределена основными задачами исследования и включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложение. В разделе "Приложение" помещены посемейные списки, таблицы с этнодемографической информацией, фотодокументы и фольклорные материалы.