Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семейные обычаи и обряды бесермян (начало XX -90-е годы XX века) Попова, Елена Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попова, Елена Васильевна. Семейные обычаи и обряды бесермян (начало XX -90-е годы XX века) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Москва, 1998.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Диссертация посвящена семейным обрядам бесермян - этнической группы удмуртов, проживающей в полиэтничном и поликонфессиональном окружении на северо-западе Удмуртии в бассейне реки Чепца. Они сохраняют этноним, этническое самосознание, некоторые особенности в материальной и духовной культуре, говорят на бесермянском наречии удмуртского языка. Всесоюзная перепись населения 1926 года была последней, которая зафиксировала бесермян как самостоятельный этнос и зарегистрировала их в числе 10 035 человек в Вотской автономной области и Вятской губернии. При последующих переписях они были причислены к удмуртам, что в определенной мере послужило основанием считать культуру бесермян аналогичной культуре удмуртов, а также поводом для официального отказа от их изучения.

До сих пор многие вопросы, связанные с этногенезом и этнической историей бесермян, особенностями религиозных верований, материальной и духовной культуры, формирования их наречия остаются открытыми и дискуссионными.

Одной из слабо изученных проблем остается и семейно-быто-вая обрядность. Между тем семейные обычаи и обряды составляют неотъемлемую составную часть культуры любого народа и представляют исключительный интерес для истории развития духовной культуры, общественных отношений, обычно-правовых, религиозных воззрений. Они сопровождают наиболее важные моменты в жизненном цикле человека, определяют и отражают его место и роль в семейном, соседском, деревенском сообществе.

Претерпевая неизбежный процесс исторической эволюции и трансформации, семейные обряды и обычаи продолжают сохранять многие традиционные черты; в значительной степени определяют современную семейно-бытовую культуру, несут большой эстетический и воспитательный заряд, выступают как одно из средств этнического самовыражения.

Изучение семейно-бытовой обрядности имеет немаловажное значение и с точки зрения практики. Актуальность подобного рода исследований обусловлена необходимостью дальнейшего развития и совершенствования современной обрядности.

Степень изученности темы. Начиная с середины XIX в. материалы о бесермянах публиковались в различных статьях в связи с описанием губерний и народов, проживавших в пределах России. Обыч-

но это были краткие описания быта и одежды, религиозных верований, собранные путешественниками, местными священниками, краеведами и этнографами (Ф.Корнилов, В.Шестаков, А.А.Спицын, И.А.Редников, И.Н.Смирнов, И.С.Михеев, Н.В.Никольский). Сведения о семье и семейных обрядах приводились в контексте вышеназванных вопросов и специально не рассматривались.

Вопрос о необходимости изучения бесермян был поставлен на VIII археологическом съезде в Москве в 1890 году в докладе казанского этнографа И.Н. Смирнова. В своем докладе автор привел сведения о почитании предков, пережитках ислама в похоронных обрядах бесермян и отметил отсутствие межэтнических браков. В 1901 г. этнограф И.С. Михеев в небольшой статье "Несколько слов о бе-сермянах" также обратил внимание на отсутствие межэтнических браков и отметил негативное отношение бесермян к бракам с удмуртами. Особый интерес многих исследователей вызывали пережитки мусульманских обрядов у бесермян, до середины XVIII в. официально числившихся мусульманами, а затем вместе с северными удмуртами, обращенными в христианство.

Единственной обобщающей работой является статья "Бесермя-не. Опыт этнографического исследования", написанная в конце прошлого столетия сотрудником Вятского статистического комитета, губернским секретарем Н.П.Штейнфельдом. В основе статьи - личные наблюдения автора, сделанные в 1894 г. в Глазовском уезде. Автор охарактеризовал религиозные верования, семейные обряды, в том числе свадьбу, отметил сложившиеся к концу прошлого века брачные нормы и традиции, состав свадебного поезда, привел сведения о поведении новобрачных, характере исполняемых песен. Это единственное описание бесермянской свадьбы, сделанное в прошлом столетии, позволяет проследить ее структуру и функции свадебных чинов. В работе имеются сведения о поминках и обычае приглашать к умершему муллу. Материалы, собранные Н.П.Штейнфельдом, неоднократно заимствовались последующими исследователями и частично публиковались в различных справочных изданиях.

Необходимость этнографического изучения бесермян неоднократно подчеркивал русский этнограф Д.К.Зеленин. В 1909 г. при содействии РГО он объездил все бесермянские селения Вятской губернии, исследуя их материальную культуру и верования. Сведения об умерших неестественной смертью и почитании предков вошли в его работу по русской мифологии.

В трудах историков и краеведов начала XX в., посвященных

этнической истории бесермян и появлению их в Вятской губернии, имелись сообщения о брачных нормах, в том числе об отсутствии межэтнических браков, что, по мнению авторов, свидетельствовало об этнической обособленности этого немногочисленного народа (М.М.Хомяков, С.Т.Перевощиков, Д.И.Корепанов, П.Н.Луппов).

Этнографическое изучение бесермян, сбор материала практически полностью прекратились. С тридцатых годов XX. столетия объектами исследований продолжали оставаться лишь те элементы культуры, которые в большей степени отличали бесермян от удмуртов, а именно - язык и традиционный костюмный комплекс.

Краткие сообщения о семейном быте и обрядах приводились в работах лингвистов, музыковедов, исследователей народной одежды и декоративно-прикладного искусства. Так, характеристика поло-возрастных, социальных особенностей в одежде и украшениях, представляющая определенный интерес в рамках данной диссертации, имеется в работах этнографов и искусствоведов (В.Н.Бе-лицер, Н.И.Гаген-Торн, Т.А.Крюкова, Л.И.Савельева, К.М.Климов). Сведения по терминологии родства и свойства, системе родства, наряду с постановкой общих теоретических вопросов по этногенезу бесермян и особенностям наречия, содержатся в трудах языковедов (Т.И.Тепляшина, В.К.Кельмаков, М.И.Федотов). Свадебные и похоронно-поминальные напевы и их исполнение в контексте обряда рассматривались музыковедом А.П.Шаховским в статьях, посвященных музыкальному фольклору бесермян.

В целом, можем сказать, что по заявленной теме нет ни одной сводной, обобщающей работы.

В диссертации использованы теоретические разработки по семейным обрядам и обычаям в трудах отечественных ученых.

Цели и задачи исследования. Диссертация посвящена изучению семейных обычаев и обрядов бесермян в XX столетии. В исследовании поставлены следующие задачи:

дать возможно полное описание семейных обычаев и обрядов;

проследить эволюцию семейных обрядов и их современное состояние, определить основные факторы, способствовавшие их трансформации;

охарактеризовать своеобразие семейных обрядов в разных локальных группах;

определить степень влияния на семейные обряды бесермян соседних этносов.

Работа охватывает период с начала XX столетия до настоящих дней. Ограничение рамок исследования началом XX в. обусловлено отсутствием более ранних сведений о семейных обрядах бесер-мян. Полевые этнографические материалы позволяют еще предпринять реконструкцию обрядов, бытовавших в начале столетия, и показать их современное состояние.

В диссертации проводится сравнительный анализ с семейными обрядами удмуртов. Учитывая популярность в историко-этног-рафической литературе точки зрения о булгарском происхождении бесермян и преобладании тюркского компонента в их культуре, предпринято сравнение с семейными обрядами тюркских народов Поволжья.

Насколько позволили рамки работы, приведены материалы по религиозным верованиям, особенностям материальной культуры бесермян, ранее неосвещенные в литературе, но необходимые в данном исследовании.

Объектом изучения стало сельское население, так как основная часть бесермян проживает в сельской местности. Бесермяне-горожане немногочисленны и их миграция в город происходила преимущественно в последние три-четыре десятилетия. Горожане сохраняют тесные взаимоотношения с сельскими родственниками, проводят наиболее важные семейные обряды в своей этнической среде. Исходя из задач исследования и учитывая практически полное отсутствие источников, сбор полевого этнографического материала был результативен и возможен только среди сельских жителей, которые в большей степени, чем горожане, сохранили многие семейные обряды и этническую специфику. Наконец, пришлось учитывать то обстоятельство, что бесермяне официально не фиксировались переписями населения и выделить их в городе достаточно сложно.

Источники. Основной источниковой базой диссертации явились полевые этнографические материалы, собранные автором в 1986-1997 годах во всех населенных пунктах, где проживают бесермяне: в Юкаменском, Ярском, Балезинском, Глазовском, Красногорском районах Удмуртии, а также в Слободском районе Кировской области среди слободских бесермян, наиболее удаленных от основной группы. Необходимый сравнительный материал, не зафиксированный в литературе, был собран во время экспедиций и научных командировок к соседям бесермян - чепецким татарам, северным удмуртам и русским.

Основной задачей на первом этапе работы стало выявление.

структуры обрядов и работа с информаторами старшего поколения, так как перед началом исследования не имелось ни одного достаточно полного описания свадьбы, отсутствовали сведения по родильным и похоронно-поминальным обрядам. Сбор полевых материалов проводился преимущественно методами интервью по специально разработанному вопроснику, бесед с информаторами разного возраста, а также наблюдения обрядов. Благодаря многолетним экспедиционным исследованиям в одних и тех же населенных пунктах удалось зафиксировать обряды, занимавшие по своей продолжительности несколько месяцев, календарный год или ряд лет во всей их полноте и длительности. Запись бесед велась на бесермянском наречии, что позволило определить специфику обрядовой терминологии и зафиксировать ее с учетом особенностей говоров и обрядов разных локальных групп. Важность именно полевых исследований для этнографического изучения бесермян несомненна, ибо, как уже указывалось, сведения о религиозных верованиях и обрядах очень слабо отражены в истори-ко-этнографической литературе. Собранные полевые материалы, по существу, остаются единственно полным источником для изучения семейных обрядов бесермян.

Помимо полевых материалов в диссертации использованы коллекции музейных фондов и архивные источники. Большую ценность представляют предметы и фотоколлекции, рукописи архива Российского этнографического музея (РЭМ), содержащие достаточно богатые собрания по культуре и быту бесермян. Уникальные материалы представлены в вещевых коллекциях (№ 363, 1111, 6517, 6598, 7059, 7599), и коллекциях фотодокументов (№ 364, 1575, 2632, 1132), собранных И.Н.Смирновым, И.К.Зеленовым, Т.А.Крюковой. В работе использованы коллекции и фотоматериалы Удмуртского Национального музея (бывш. Удмуртского республиканского краеведческого музея), Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств (УРМИИ), бесермянских школьных краеведческих музеев сел Юнда, Пышкет, Ворца. Музейные коллекции позволили уточнить поло-возрастные особенности одежды и украшений, способы использования в обрядах предметов материальной культуры, вышедших к настоящему времени из употребления.

Полевые материалы и музейные коллекции были дополнены сведениями, полученными из документов и рукописей конца XIX в., выявленных в архиве Русского географического общества (Разряд X). Это описания быта, обрядов и религиозных верований, пред-

ставленные в РГО священниками, возглавлявшими церковные приходы бесермян. В архиве Санкт-Петербургского филиала Российской Академии наук имеются материалы,собранные Д.К.Зелениным во время поездки к бесермянам (Ф.849), сохранившиеся, правда, лишь в виде кратких примечаний к традиционной одежде и религиозным верованиям.

Брачные нормы и традиции, межэтнические браки и семейно-брачные отношения рассматривались по материалам ревизских сказок, метрических книг и документов, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), Государственном архиве Кировской области (ГАКО), Центральном Государственном архиве Удмуртской Республики (ЦГАУР). Особую ценность для выявления брачных ареалов, особенностей брачных норм представляют метрические книги приходских церквей, хранящиеся в ЦГА УР(Ф. Ф-14, 17,29,32,45,50,351). В исследовании также использованы материалы архива Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН.

В работе привлечена статистическая и справочная литература: "Материалы по статистике Вятской губернии", "Список населенных мест Российской империи", "Список населенных мест Вотской Автономной области", материалы Всесоюзной переписи населения 1926 года и др.

Большинство материалов музейных коллекций, архивных фондов, полевых этнографических сведений введено в научный оборот впервые.

Научная новизна. Исследование является первой этнографической работой о семейных обычаях и обрядах бесермян. На основе полевых этнографических данных, музейных коллекций, архивных документов и опубликованных источников выявлена структура и дано описание семейных обрядов бесермян.

Предпринят анализ формирования брачных ареалов бесермян, существующих между ними взаимосвязей. Изучены особенности семейных обрядов у разных локальных групп.

В работе обобщены и введены в научный оборот новые этнографические материалы, собранные автором в ходе экспедиционных исследований. Выводы и фактологический материал исследования могут быть использованы при изучении взаимовлияния разных культур, а также сохранения этнической специфики у малочисленных этносов, проживающих в полиэтничном и поликонфессиональном окружении.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования и содержащиеся в нем материалы могут быть привлечены при составлении школьных и вузовских пособий по истории и этнографии края, в культурно-просветительской работе, при комплектовании музейных фондов, оформлении экспозиций по традиционной культуре и верованиям бесермян, а также использованы в общих и специальных вузовских лекционных курсах по этнографии народов Урало-Поволжского региона.

В 1990 г. была образована общественно-политическая организация "Общество бесермянского народа", а в 1992 г. принято Постановление Президиума Верховного Совета Удмуртской Республики и Совета Министров Удмуртской Республики "О восстановлении исторического имени бесермянского народа". Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при разработке практических рекомендаций и программ, а также в работе "Общества бесермянского народа" по изучению и сохранению культуры бесермян.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры этнологии исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и рекомендована к защите. Отдельные вопросы по теме исследования были представлены в докладах и сообщениях на Всесоюзной конференции "Культура и быт трудового населения дореволюционного Урала" (Свердловск,1988), Всероссийской научно-практической конференции "Традиционное и новое в культуре народов России"(Саранск,1992), Первой Всероссийской научной конференции финно-угроведов "Узловые проблемы современного финно-угроведения" (Йошкар-Ола, 1994), Всероссийских педагогических чтениях "Актуальные проблемы школьной и вузовской педагогики "(Глазов, 1994), региональной конференции "Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность" (Глазов, 1995); Международном полевом этнографическом симпозиуме "Вожо: святочная обрядность финно-угорских народов" (Ижевск, 1996); Международной научной конференции "Духовная культура финно-угорских народов: история и проблемы развития (Глазов, 1997). Материалы диссертации опубликованы в ряде статей, привлечены для подготовки спецкурса "Бесермяне: история и культура", научно-популярных фильмов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Приложе-

ниє к работе включает список основных информаторов, альбом иллюстраций, картосхемы.