Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семейная обрядность русских бассейна Нижней Печоры конца XIX-первой трети XX вв. Бабикова, Татьяна Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бабикова, Татьяна Ивановна. Семейная обрядность русских бассейна Нижней Печоры конца XIX-первой трети XX вв. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Сыктывкарский гос. ун-т.- Сыктывкар, 1998.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-9/3903-6

Введение к работе

Актуальность темы. В научной 'литературе понятием «семейная обрядность» принято обозначать комплекс регламентированных обычаем действий, ритуально оформляющих такие важнейшие события в жизни человека как рождение, вступление в брак и смерть. Следует отметить, что проведение этих обрядов не ограничивалось семейными рамками. На разных этапах обрядовых действий в них участвовали почти все жители деревни - от детей до пожилых людей. От их участия в период воспитания детей зависело здоровье и жизнеспособность последних; в свадебном -благополучие и плодовитость молодых; в погребальном обряде -беспрепятственный переход умершего в иной мир и его доброжелательное отношение к живым родственникам и жителям деревни ,в целом. В социальной организации сельской общины семейная обрядность занимала важное место. Благодаря обрядовому поведению участников достигалось благополучие и стабильность общины. Сами же обряды выполняли функцию социального регулятора в системе отношений «живые-мертвые». Наряду с этим, семейные обряды являлись одним из способов межпоколенной трансмиссии традиционной культуры, а также способствовали сохранению этнических стереотипов поведения.

Особый научный интерес представляет изучение традиционных обрядов этнических подразделений, «...живущих в территориальном и хозяйственном отрыве от основного массива материнского этноса, расселенных компактно или дисперстно на определенной территории и находящихся относительно длительное время в численно превосходящем иноэтничном окружении в рамках одного государства»1. В число локальных групп входят и старообрядческие поселения.

Актуальность исследования традиционной культуры старообрядцев бассейна Нижней Печоры обусловлена стабильностью этой группы русских и сохранением способности к этническому воспроизводству. В связи с этим этнографическое изучение семейной обрядности направлено на выявление механизма сохранения стабильности «устьцилемов», который раскрывает тенденции, характерные для северо-русских в целом.

Объектом данного исследования является этноконфессионалыгая группа «устьцилемов», проживающая в Усть-Цилемском районе, на севере Республики Коми. В кон. XIX - нач. XX вв. Усгь-Цильма входила в состав Архангельской губернии.

' Кузеев Р.Г., Бабенко В.Я. Малые этнические группы: основные этапы этнокультурного развития (по материалам СССР) // СЭ, 1985. № 4. С. 14.

Степень изученности темы. Первые описания традиционной культуры старообрядцев бассейна Нижней Печоры относится ко второй пол. XIX в. В их число входят дневниковые записи, литературные и публицистические произведения, отчеты о научных экспедициях, статьи в периодических изданиях.

Важные сведения о периоде освоения печорских земель представлены в работах Ф.М.Истомина2, С.В.Максимова"\ В.Монакова4, В.Н. Латкина .

Среди авторов, писавших об устьцилемской свадьбе в кон. XIX в. можно выделить К.А.Шабинуна6, С.В.Максимова.

Исследователи меньшее значение придавали фиксации материала по родильной обрядности, который чаще всего включали в общие описания или работы по народной медицине.

В литературе XIX в. не получил освещения погребально-поминальный обряд. Не исключено, что в силу религиозной специфики «устьцилемов» этот пласт традиционной культуры как бы выпал из поля исследований. Нижнепечорские староверы не допускали иноверцев до наиболее значимых, на их взгляд, сторон жизни.

Содержательный материал о положении старообрядчества в Печорском крае публиковался на страницах Архангельских губернских и епархиальных ведомостей. Авторами статей, чаще всего, являлись представители Усть-Цилемской православной церкви, и представленный материал следует рассматривать с учетом их религиозных убеждений.

Следующий этап накопления материала относится к перв. трети XX в. Здесь следует выделить работы С.В.Мартынова7, Н.П.Колпаковой .

2 Истомин Ф.М. О религиозном состоянии обитателей русской Низовой Печоры. Из путевых наблюдений по Печорскому краю летом 1890 г. СПб., 1891; Он же. Предварительный отчет о поездке в Печорский край летом 1890 г. // Известия ИРГО. 1990 г. Т. 26. С. 432-459. ' Максимов СВ. Год на Севере. Ч. II. Санкт-Петербург, 1890.

4 Архив КНЦ УрО РАН. Ф. 1. Оп. 12. Ед. хр. 6. Монаков В. Селение Усть-
Цильма. Урхангельск, 1898.

5 Латкин В.Н. Дневник во время путешествия на Печору в 1840-1843 гг. //
Записки ИРГО. 1853. Кн. 7. Ч.І. С. 1-154.

6 Шабунин К.А. Записки для чтениея: люди и жизнь в Запечорском крае.
1886.

7 Мартынов СВ. Печорский край. СПб., 1905. Ч. 2.

8 Колпакова Н.П. У золотых рудников. Записки фольклориста. Л.: Наука,
1975; Архив ИРЛИ. Коля. 65. П. 25.

Во второй пол. XX в. появляются первые научные работы. Проблема освоения печорских земель рассматривалась в работах Л.П.Лашука и Т.А.Бернштам'.

В настоящем традиционная семейная обрядность старообрядцев бассейна Нижней Печоры остается практически неисследованной. Исследователями в большей степени уделялось внимание изучению книжной культуры и фольклора жителей этого региона. Результатом археографических экспедиций являются работы В.И.Малышева", Т.Ф.Волковой'2.

В кон. 70-х годов сотрудниками ПНИЛ ФАИ СГУ были организованы исследования фольклорной традиции жителей Усть-Цилемского района. На основе собранного материала была издана работа по обрядовому фольклору13.

Комплексное изучение традиционной семейной обрядности этноконфессиональной группы «устьцилемов» началось с 1989 г. В 1990-1991 гг. на базе ИЯЛИ КНЦ УрО РАН проводились совместные советско-финские исследования старообрядческих поселений Республики Коми, в число которых входил и регион бассейна Нижней Печоры. Результатом этих исследований является публикация14 и документальный фильм.

Предметом исследования данной работы являются традиционные семейные обряды кон. XIX - перв. трети XX вв. Этот период можно

' Лашук Л.П. Очерк этнической истории Печорского края. Сыктывкар, 1958.

10 Бернштам Т.А. К проблеме формирования русского населения бассейна
Печоры // Материалы к этнической истории населения Европейского
Северо-Востока. Сыктывкар, 1985.

11 Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники XYI-XX вв.
Сыктывкар, 1966.

12 Волкова Т.Ф. Пижемский книжник Сидор Нилович Антонов
С. 22-31; Волкова Т.Ф., Несанелис Д.А. Этноконфессиональное
самосознание и круг чтения современных старообрядцев Средней Печоры //
Традиционная духовная и материальная культура Русских
старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки.
Новосибирск: Наука, 1992. С. 1991-196.

'"" А в Усть-Цильме поют. Сост. А.Н.Власов, З.Н. Бильчук, Т.С.Канева. Л.: ИнКА, 1992.

4 Pentikainen J., Babikova Т., Ilina I., Klimova M., Konakov N., Nesanelis D. The old believers. The conservative religiositi of northern Euroasia // Международный симпозиум «Проблемы историко-культурной сферы Арктики». Сыктывкар, 1991. С. 152-155.

определить как время окончательного сложения и устойчивой трансляции важнейших черт традиционной культуры. Верхняя граница обусловлена стремительным стиранием последних в следствие социалистических преобразований, проводившихся в 20-х годах XX в.

Цель исследования. Составить комплексное описание семейной обрядности старообрядцев бассейна Нижней Печоры и провести этнографическую интерпретацию. Особое внимание уделяется проблеме этнической стабильности этноконфессиональной группы «устьцилемов» и определению критериев ее сохранения. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

выявить специфику формирования этнографической группы «устьцилемов»; причины переселения, процесс хозяйственно-культурной адаптации населения и особенности взаимоотношений между «устьцилемами» и близживущими коми-ижемцами и ненцами;

выявить взаимосвязь между хозяйственным укладом и элементами обрядов;

выявить характерные элементы, способствовавшие сохранению этноконфессиональной группы.

Источники. В качестве основного источника работы служат полевые материалы, собранные автором в ходе этнографических экспедиций в Усть-Цилемский район. В процессе сбора использован метод визуального наблюдения, а также проводился опрос информаторов на основе опросника по семейной обрядности, составленного профессором СГУ В.А.Семеновым, откорректированного с учетом специфики исследуемого региона. Были использованы данные похозяиственных книг и документы райархива ЗАГСа с. Усть-Цильмы. В качестве источников использовались этнографические и краеведческие публикации сер. XIX - нач. XX вв. Значительный интерес в исследовании представляют материалы, хранящиеся в архиве Российского этнографического музея, Институт русской литературы им. А.С.Пушкина, КНЦ УрО РАН, музея археологии и этнографии СГУ.

Методы исследования. Основные подходы анализа семейной обрядности «устьцилемов» составляют теоретические разработки отечественных исследователей, получившие воплощение в серии монографий (Ю.В.Бромлей15, Т.А.Бернштам16, А.К.Байбурин17, В.А.Семенов18).

15 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.:Наука, 1983. |6 Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX- нач. XX вв. Л.: Наука, 1988.

Поставленные в работе цели и задачи решались при помощи сравнительно-исторического, историко-этнографического и культурно-типологического подходов в сочетании с методом «включенного наблюдения», который подразумевает проведение долговременных исследований по свободной этнографической программе. Значимость этого метода определяется возможностью наиболее близкого приобщения к предмету исследования.

Научная новизна. Научная новизна работы заключается в том, что существенно дополнена характеристика этноконфессиональной группы «устьцилемов», выявлена взаимосвязь ее социального и этнокультурного развития. В исследовании впервые подробно рассматриваются сюжеты, касающиеся различных аспектов функционирования старообрядчества бассейна Нижней Печоры в условиях иноэтничного окружения, отражение религиозной специфики в обрядовой культуре. Диссертация является первым комплексным исследованием семейной обрядности этноконфессиональной группы «устьцилемов». В научный оборот вводятся новые обширные данные, полученные в ходе экспедиционных исследований региона, а также неопубликованный архивный материал, что существенно расширяет источниковедческую базу для дальнейших исследований.

Практическая значимость работы определяется тем, что введенный в научный оборот материал по семейной обрядности может быть использован при написании обобщающей монографии по материальной и духовной культуре старообрядцев бассейна Нижней Печоры. Отдельные результаты ' исследования используются при консультировании фольклорного коллектива «Русь Печорская». Материал использован в научно-популярных изданиях и при подготовке лекций и практических нужд музееведения.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в серии публикаций. Наряду с этим они были представлены в форме докладов на X и XI Коми Республиканской конференциях молодых ученых (г. Сыктывкар, 1987, 1990); Российской студенческой конференции «Социалистический образ жизни: история формирования и совершенствования» (Сыктывкар, 1988); Всесоюзной научной конференции «Национальные и социально-культурные процессы в СССР» (г. Омск,

17 Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М.: Наука, 1983.

1 Семеов В. А. Традиционная семейная обрядность народов Европейского Севера. Сантк-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1992.

1990); региональной научной конференции «Народная культура Севера: «первичное» и «вторичное», традиции и новации» (г. Архангельск, 1991).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы; приложения, куда вошли карта, рисунки, фольклорные тексты, фотографии.