Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сельская семья Мордвы Самарского Заволжья (конец XIX - 80-е гг. XX века) Корнишина, Галина Альбертовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Корнишина, Галина Альбертовна. Сельская семья Мордвы Самарского Заволжья (конец XIX - 80-е гг. XX века) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Москва, 1992.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. Семья — одна из важнейших

ч общества. Она участвует is сохранении, накоплении и

даче ноаым поколениям трудовых навыков, обеепечпв-з-

реемствеппость национальной культуры. Ссмьа служит

людей первым источником социальных идеалов и об-

з-в поведеній!, велико ее знамение в организации по-

їсиля и совместного бьпа людеіі. На гонец, or семьи

:нт и воспроизводство самого этноса., Вместе с тем,се-

— одна из высших моральных .ценностей общества.

[роблемы семьи Изучают представ»г? :ш различных на-

х дисциплин — социологи, демографы, историки, этио-

ы н др. Многие из проблем семьи нсстс-дуготсл комп-

ю в нескольких аспектах (например, этносоциальный,

№моі рафическиц и др.). Интерес этнографов к пробле-

семьи определяется во-первых, тем, что в структуре се-

ее быту сохраняется этническая специфика; во-вторых,

что-семья по-прежнему остается ваипешчей . микро-

;ой воспроизводства этноса, носителей и продолжпте-

то культурно-бытовых традиции. Поэтому изучение ее-

>брачпых отношении очень важно дтя понимания еов-

шых национальных процессов в стране, их лрогно.зиро-

[ и управления ими, а также н для решения других за-

чапример, связанных с гармонизацией межличностных

існий, воспитанием детей, передачей им трудовых па-

. н' духовных ценностей.

>бъсктом исследования в данной работе является семья <ого населення, так как именно в сельской семье в іеіі степени, чем в городскоі'і, сохраняется этническая фнка, культурно-бытовые традиции народа, изучение ых чрезвычайно важно для рассмотрения этнических н льпых аспектов для развития семьи: дтя понимания как изменялись и изменяются семенные традиции и обіч а кона общественная, значимость их соло.пмання, ка-тендепцин пх развития и как формгруюіся черты сонной бытовой культуры. Настоящее, л и определенной і будущее семсппо-бытовых явлении не может быть "очно понято без знания их прошлого, ктуальиость изучения сельской семьи определяется необходимостью решения практических задач соци-ч> развития села, п частности, закрепления на селе ых люден, рационального использования в сельском юдетве трудоспособного населения и т. и.

Цель и задачи, исследования. Основная цель данні диссертации состоит в том, чтобы показать качественные і: менешія в структуре сельской семьи мордовского населен: Самарского Заволжья в указанных хронологических ра ках (коней, Х1Х--80-Є гг. XX века), а также выявить спей фическне черги, присущие мордовской сельской семье ;-.': чаемого региона. Эти проблемы рассматриваются (там, что возможно) отдельно у эрзи'и у мокши.

Б работе ставились следующие конкретные задачи:

рассмотреть изменения.в структуре и функциях мс довской сельской семьи Самарского Заволжья;

проанализировать динамику количественного разі; тия межнациональных браков и их влияние на изменен структуры населения с точки зрения его этического сое гаи

показать семейные обычаи, обряди и праздники в эволюции;

выявить, с рднон стороны, региональные особешк ти сельской семьи мордвы изучаемой территории, а с ;\\ гой, ее общность с семьей сельского мордовского населен Мордовской ССР;

дать, по мере возможноеги, .сравнительный аиал семсппоц структуры, а также семейной обрядності морді и соседних народов.

В качестве методических установок л;ж написании ді сертацип послужили научные труды, в которых семьи- pi сматривается как продукт общественной системы, ячей ибщсства, изменяющаяся но мере его развита, что < таи перед исследователями задачу конкретно-исторического пс

ХОДа К НЗуЧСНИЮ СеМЬИ С учеТОМ ЭК0Н0МИЧеСЛ1Х, СОЦНЛ'Н.НЬ

политических, этнокультурных условий. При разработке мы также учитывались теоретические, методологические методические положения, получившие развитие в работ советских этнографов, социологов, демографов.

Источниковедческой базой исследовании явились архі шле, материалы ИГА МССР, материалы архивов Самар Бутуруслапа, Бузулука и рукописного фонда НИИЯЛ1 при Совете Министров Мордовской ССР. Наибольшее ч\ ло документов по теме извлечено из Государственного і хпва" Самарской области (ГЛСО). Много снез.енин -ззнто опубликованных статистических справочников 'г. сборник» например, из сборников статистических сведений но Сам; ской губернии. Целый ряд статистических показателен і лучен из материалов Всесоюзных переписей населении 19

59 годов с которыми автор работал в Управлении по клике Самарской области.

3 диссертации широко использован полевой материал, інньіі'і автором во время этнографических зкспедшшіі и нднровок в мордовские (мокшанские и эрзянские) села ірскоіі и Оренбургском областей. Были обследованы раз-ые по типу, территориальному положен/но и умыческо-оетапу поселения. Всею с различном степенью полноты і обследовано 31 мордовских селения и 14 смешанных лепных пунктов. В процессе сбора маїсрчалл были осу-влспы этнографические и фольклорные запаси, которые тали восстановлению более конкретної"; кар~ппы взан-ношении между членами семьи, уточнению семенных док и обычаев, многие из которых нося.' успиічпвьпі \а-ер и до сих пор сохраняются в биту. При работе в го-х условиях применялась методика пнгерныо и личных юдепіііі. Информаторами были люди различных возрас-соцпадьного положения и национальное!!!. С мордвой ты, как правило, проводились на родцых (мокша и эр-язьїках, что способствовало более полному сбору мате-а. Нам удалось присутствовать н наблюдлгз современ-свадсбпые и родильные обряды в ряде сел. Во время i-омапдііровкіі n 198G году автором был иро-и опрос по посемеі'піоп анкете. В пеіі фиксировалась об-сведешш о семье: число членов, степень их родегва. аст. образование, место работы. Отмечались источники дов членов семьи, характер бюджета семьи, способы и о проведения членами семьи свободного времени, а <е ряд вопросов, касающихся гоапмоотчондшнл членов иного коллектива. Для получения статистического млада проводилась обработка по.чоїяіктвенньїл книг сель-Советов, что позволило получить сплошные данные по аселенным пунктам Самарской области и по ряду і:оп-'В провести их сопоставление с полевыми материалам;!. ірактерпстпка браков дана на основании обработки ре-" рационных карточек Самарского областного архива С н архивов ЗАГС ряда районов области.. Всего было іботапо 5985 карточек, охватывающих период с Н).'!3 по ! годы.

Изученность темы. Тема семьи и семенно-брачных от-еппіі является традиционной в советской утпогрлфни. ыпос значение для разработки вопросов семолно-брлч-проблематнки имеют труды Э. К." Васильевен, О. Л.

Ганцкой, М. С. Кашубы, К. И. Козловой, Я. С. Смирнове Л. Н. Терентьевой и других, посвященные иселедозаші семьи у различных пародов. Степень изученности <емьн разных регионах нашей страны неодинакова. В Средне Поволжье достаточно детально изучена семья у чунаше татар и русского, населения этого региона. Мордовская и семья не подвергалась специальному исследованию. Лин отдельные стороны этой проблемы нашли отраженна в ь иографическоі'ї литературе. Из дореволюционных авторов семенном быте мордвы писали В. Н. Машюв, А. А. Шахм; тон, И. И. Смирнов, М. Е. Евссвьев. В советский перис рамки исследования проблем семьи несколько расширила;-хо см авторы, в большинстве своем, по-прежнему 1> свои работах описывали семейные обряды и чраздннкн. В но< лсдііііе десятилетия появились исследования специально по< вящеиные этой проблеме, к ним относятся дпесертацп Т. П. Фезянович1 и Н. Ф. Беляевой2. В монографии В. I Балашоваз и киксе, написанной им совместно с соїшолою; А. И. Савиновым4, я также в историко-эпюграфпческн очерках «Мордва»5 имеются разделы, где рассматрпваюте колпчеетвеипые характеристики как дорезо поііішіііимі, та и современной мордовской семьи.

Что касается конкретно мордовской семьи Самапског Заводжья, то она еще менее изучена, чем семы мордоін'ко го населения Мордовии. В работах дореволюционных и со вотских авторов, посвященных мордве этого региона, лпші фрагментарно затрагиваются вопросы семьи н семенной быта. Из дореволюционных публикаций моь.но назван Статьи В. О. Трироговз. М. Гребнева; Н. Федорова, П. Ар чангельского, 1-І. Белореченского, Г. Беневоленского и неко горых других авторов. В советское время о семенных и ре чигиозиых обрядах мордвы Заволжья писал И. С. ІІозднеї (Сибиряк). В. П. Тумайкіш в одном из раздало* своей дію

1 федянавич Т. П. Традиционные семейные обряда мо['дпы. Дне
..канд. игтор. наук. М., 1974.

2 Беляева Н. Ф. Традиционные приемы по уходу и зосшггашмо ле
ей у мордвы (кон. XIX—нач. XX века). Дне. ...каїд. mrrop. паук. Са
ранск, 1986.

я Балашов В. Л. Культура и быт мордовского лолхозгого села. Са-анс'к: Мердов.. кн. изд-яо, 1975. — 168 с.

д Балашов В. Л., Савинов Л. И. Облик соврсмлч'ой о.-ыьн. Саранск: Ьрдов. кіі. нзд-во, 1987. — 144 с,

ч Мордва: Исгорико-этнографичсские очерки. Саранск: Мордой, кн. зд-ио, 1581—336 с,

шиї рассматривал формы мордовской крестьянской се-Самарской губернии в XVIII—XIX веках1. іаучная новизна исследования определяется тем, что является первой специальной этнографической рабо-ю изучению сельской семьи мордвы Самарского За-ья, ее количественных характеристик, функции, снут-ісіїньїх отношении на основе анализа и обобщения глых, этнографических, литературных, фольклорных и, де всего, собственных полевых материалов автора. фактическая значимость работы состоит в том, что в іыяклены факторы, в том числе этнического характера, бствугощпе стабилизации семьи, что может быть псовано в деятельности по укреплению сельской семьи, риалы об этнокультурных характеристиках семьи ноз-зт в определенной мере судить о направлении этппче-н этносоциальных процессов у мордвы Самарской об-

-* ^-** 4 Эмпирический материал, основные положения и выводы ртаппи могут быть привлечены при разработке декци-« курсов по проблемам семьи и национальных спноше-Дапные 6 семейных обрядах, обычаях и праздниках можіть использованы работниками учреждении культуры свещения.

'езультаты работы войдут в состав источников при наши коллективной монографии «Мордза Заволжья», за-ірованной Научно-исследовательским петиту том лзыка, атуры, истории н экономики при Совете Министров овской ССР.

іпробация работы. Основные положения исследования изложены автором в сообщениях на Всесоюзных и ре-льных конференциях в городах Ижевске (1985 г.), ;ар-Оле (1987 г.), Чебоксарах (1988 г.), Сухуми (1988 г);, '1989 г.), Казани (1988 и 1989 гг.), Алма-Ате (1990 г.). to теме диссертации опубликованы 3 статьи п ^езиеы дов.

[нееертацпопная работа обсуждена, получила поло-іьную оценку п рекомендована к защите на .заседании ра археологии и этнографии Научно-псследовагельско-стнтута языка, литературы, истории и экономики при е Министров Мордовской ССР.

Гумпйкнн Б. П. Соседская община Заволжской мордчы п переший период (по материалам Самарской губернии). Дне. ...канд. паук, Саранск, 1974.

Структура диссертации. Работа состоит из введенії: двух глав п заключения.