Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сельская община Северной Ферганы в конце XIX -начале XX вв. (Историко - этнографическое исследование) Хаклиев, Валижон Бадалович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хаклиев, Валижон Бадалович. Сельская община Северной Ферганы в конце XIX -начале XX вв. (Историко - этнографическое исследование) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Ташкент, 1998.- 27 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования.- С. провозглашением незави
симости Узбекистана в общем русле реформирования экономики, со
циальной сферы вес более углубляется процесс возрождения нацио
нальных ценностей, их гармоничного соединения с общечеловече
скими ценностями. Приоритетное значение при этом придаётся по
всеместному учёту особенностей национально-исторического уклада
жизни населения, образа мышления, народных традиций и обычаев, г:
том числе восстановлению роли апробированных опытом истории
форм коллективного самоуправления и регулирования общественных
отношений. Как подчёркивал Президент Республики Узбекистан
И.Л.Каримов "Народу Узбекистана исторически присущи коллекти
вистские начала, корнями уходящие в традиционно общинный уклад
жизни. Нормой межличностных отношений являются почитание
старших, забота о семье и детях, открытость, доброжелательное от
ношение к людям независимо от национальности, чувство сострада
ния к чужой беде и взаимопомощи. Характерные черты населения Уз
бекистана.'- любовь к узбекской земле, і: своей Родине, трудолюбие,
особо уважительное отношение к знаниям, учителям, просветите
лям".' ,

В этой связи настойчивой потребностью времени выступает'необходимость фундаментального изучения основ традиционного общинного уклада жизни парода, своеобразия его проявления в городе и на селе. Важной составной в познании общего и особенного национального образа жизни является историко-этнографическое исследование сельской общины Узбекистана, в частности. Ферганском долины - самого густонаселённого региона республики. Актуальность и высокая научно-познавательная значимость обращения к данной теме обуславливается рядом факторов.

Во-первых, сельское население Узбекистана состоит преимущественно из и,":.дставитслеп коренных национальностей п по численности значительно превышает городское население, что придаёт особую значимость его роли в возрождении духовно-нравственных ценностей народа и в формировании новых социально-экономических

1 Киримои И.Л. Узбекистан: национальная независимость, 7л(іном!'.!.а, политика, идеология. Т.1. - Т.: Узбекистан. 1996. - С.41.

" 4.

отношении в обществе. .

Во-вторых, как известно, и соответствии со стратегией перехода Узбекистана к рыночной экономике в качестве приоритетной выдай- . нута задача реформирования сельского хозяйства, насыщения сельских районов предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции и социальной пнфрасгрукгуры. Решение данной сложной задачи невозможно без-восстановления и укрепления деформированного и колоні татыю-советские десятилетия общинных традиций уклада жизни населения местных национальностей. А это предопределяет научную целесообразность и практическую необходимость комплексного изучения основных черт, условий жизнедеятельности сельской общины.различных крупных регионов Узбекистана. Последнее объясняв гея. тем, что при общей схожести характеристики функционирования сельских общин разных регионов, были и сохраняются исторически обусловленные различия между'общинами земледельческих и животноводческих, долинных и предгорных районов, которые необходимо знать и учитывать при реализации программы национального возрождения. В этом отношении наряду е чертами, общими для сельских общин всего Узбекистана, немало своеобразных особенностей было присуще сельской общине Ферганской долины, в частности Северной Ферганы, в конце XIX - начале XX в.

В-третьих, в условиях царской и советской колонизации края в результате имперских мер по заселению городов и сельских районов переселенцами'из России, закреплению колониальной схемы размещении производительных сил, духовному закрепощению, последовательной ликвидации традиционных институтов национальной культуры » социального регулирования общинных отношений оказался существенно изменён их характер. Вместе с тем, несмотря на колонизаторскую практику завоевателей, благодаря открытому и скрытому сопротивлению народа, сложившиеся в течение многих столетий ме-xnnmvthi социального устройства, способы хозяйственной деятельности, общественные и ссмейно-бытовые традиции, обычаи, ритуальные обряды, верования сельской общины, особенно в сугубо аграрных малоурбанизированных и демографически (в смысле миграции населения) стабильных регионах, каковой и была Северная Фергана, хотя спепше и претерпели перемены, оказались внутренне устойчивыми. Вследствие чего их оценка позволяет не только обогатить научные

представления о коренных основах традиционной модели общинных отношений, но и обратить опыт прошлого в действенное средство современной созидательной практики.

В-четвертых, d нынешних условиях становлення в Узбекистане демократического, гражданского общества, в целях определения оптимальной системы органов местного самоуправления и их развития большое значение придаётся активизации роли махаллп в городе и на селе, института аксакалов. И поскольку ни о каком гражданском самоуправлении, тем более коренного населения, на протяжении многих, десятилетий речи быть не могло, то только посредством научного исследования, в частности исторнко-этнографического, можно сообщить исторический опыт управления, социальной организации сельской общины. А это именно тот потенциал, которого не хватает органам местного самоуправления з сельских районах, средних и малых городах республики.

В-пятых, поскольку ныне осуществляемые в сельском хозяйстве Узбекистана меры наиелены на формирование па селе рыночных отношений и непосредственно касаются земельно-водных вопросов, то для политических институтов, органов управления и сельскохозяйственных предприятий, независимо ог'форм собственности последних, полезно учитывать все позитивное, что было характерно для общинного земле- и водопользования, в частности, в Ферганской долине.

В значительной мере актуальность исследуемой темы определяется'также потребностью восполнения существующих пробелов В отечественной историографии. Как отмечалось в выступлении Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на встрече с историками республики и в постановлении Кабинета Министров "О совершенствовании деятельности Института истории Академии наук Республики Узбекистан" в условиях советского тоталитаризма отечественная история, в том числе история социальной организации сельской общины, оказалась предельно извращенной1. В этом плане объективное освещение исследуемых вопросов во многом будет содействовать восстановлению исторической правды, а также углублению научных

1 Ислом Каримов. Тарихніі хотнраенз келшкак йук//Мулокот. 1998. № 5; Постановление Кабинета ЛГишістроп Республики Узбекистан "О сокерніїн-ствовашіи деятельности Института истории Академии наук Респуолтш Узбекистан"//Народное слово. 1993, 21> июля.

знаний о колониально-тоталитарном прошлом Узбекистана.

Степені, научной разработанности проблемы. Как показывает историографический анализ, по отдельным направлениям рассматриваемой темы к настоящему времени накоплена определённая литература. Исходя из характера методологических подходов она распадается на три группы. К первой относятся работы, написанные и годы царской колонизации. Ко второй - публикации советского времени. К третьей - исследования, проведённые после обретения Узбекистаном независимости.

Хронологически литература первой группы охватывает черно; 70-х гг. XIX в. до октябрьского переворота. Она включает статьи, книги, отчётные материалы отдельных краеведов, российских учёных, колониальных чиновников по вопросам жизнедеятельности Туркестана и других регионов колонизируемой Россией Центральной .Азии.1 Однако только в работах М.А.Тсреитьева, А.Ф.Миддендорфа, К.11.Кауфмана, В.П.Наливкина и МНалнвкиной, К.К.Палена, В.К. і'азводонского и некоторых других авторов приводятся этнографические характеристики народов коренных национальностей" Туркестана, в том числе сельского населения Ферганской долины. Причём, поскольку все работы, связанные с освещением различных сторон жизни Туркестана, создавались в целях выявления возможностей колони-

' Тсрснтьси М.А. Статистические очерки Среднеазиатской І'оссші/УЗашіс-кіі Русского Географического общества. Отдел епіпіетикл. T.IV. - СПб.П, 1874; Ммддспдорф А.Ф. Очерки Фсрепискон долины. -СПб., 1882; Ка-уфчанП. 'Проект Всеподданнейшего Отчета тен.-адыотанта К.Н. фон Кауфмана I по гражданскому управлению и устройству в областях Туркестанского генерал губернаторства. 7 ноября 1867 - 25 марта І88) г. -СПБ.: 1>.П., 1885; Мушкетов . Туркестан. Т.І. СПб., 1.SS6; Иалпвкші И. Країнам истирая Кокаидского ханства. -Казань, ЬМ. 1.S86; Иалпвкпн И. а 11а-лнвкшш М. Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы. -Казань, 1>.11. 18S6; Романовский Д.И. Зачетки но среднеазиатскому вопросу- -СПб., 1886; Наливкнп В. Туземцы раньше и теперь. -Т.: Пз.т. АЛ.Кпрсмсра, 1913; Арандарепко Г.А. Досуги с Туркестане. 1874-1889. -СПб.; UM.\ 1889; Масальский D.H. Хлопковое дело в Средней Азии. -СПб., 1892; Он же. Туркестанский кран. -С1Ш., 1!)1Э; Пгілсн К.К. Отчет но ревизии Туркестанского края. Сельское управление, русское н туземное. -СПб.: (УК); Юфоров В.И. Труд в хлопковых хозяйствах Туркестана (опыт характеристик» рабочего вопроса в хлопковых районах Туркестанского кран). -СПб., 1914; Разиодопскіш В.К. Кустарные промыслы в Туркестанском крае. -Т., 19J5 н др.

7 альноіі эксплуатации коренного населения и материальных ресурсов края, то и врггросы положення, особенностей сельской общины изучались откровенно предвзято, с имперских ПОЗИЦИЙ.

В качестве редкого исключения можно назвать лишь этнографическое исследование В. и М. Палнпкппых, посвященное семье и се-мепно-бытовым отношениям женщин местных национальностей. Но в нём содержаться отрывочные сведения, касающиеся непосредственно сельской общины.

Представительный массив изданий, так или иначе затрагивающих исторнко-этнографическне аспекты сельской общины Узбекистана, в том числе Ферганской долины конца XIX - начала XX вв., составили публикации советского времени.1 Они содействовали определенному наращиванию научных знаний по эпюграфни населения Ферганского региона, исследованию вопросов общинного землепользования, остаточных проявлений сельской общины в тех или иных регионах Узбекистана. Весомый вклад в разработку сквозных проблем этнографии сельского населения края внесли Я.Г.Гулямоз, К.Ш.Шаниязои и другие известные учёные. Однако в их исследованиях не ставилась задача специального изучения опыта функционирования сельской общи-

1 О земле. -Сборник статей. -Пгр., 1922; Полозов В.А. Узбекское общинное землепользование в Шнрабадскон долине п Каршннскон стсші/ЯІародіюе хозяйство Средней Азии. -Т., 1925. -N 7; Хамраев А.Х. К вопросу о земельно-водных отношениях в Бухарском ханстве в XIX веке/Л'руды Среднеазиатского Государственного университета. Ноп.сср. -Т. 1948. -Ііьш.ІХ, гум, наук: Гулямов Я.Г. История оршнсппя Хорезма с древнейших времен до наших дней. -Т.: Пзд-во Акад. паук Уз ССР, 1957; Абдуранмов М. Пережитки сельской общины в узбекской кишлаке Хумсан (XIX - начало XX в)//Совегская этнография. -1959. -N 4; Аминов A.M. Экономическое положение Средней Азии (колониальный период). -Т., 1959; Шаанязов К.Ш. Общинное землепользование в селении Каллик.// Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. -М., 1960. -T.XXXIY; Он же. Узбеки карлу-кн. (Нсторнко-этпографнческип очерк). -Т.: *1>ан, 1964; Шапнязон К.Ш. К этической истории Узбекского народа. -Т.: Фан, 1974.; Кнсляко» 11.А. Патриархально-феодальные отношения среди оседлого сельского населення Бухарского ханства в конце XIX - начале XX «.//Труды института літі рафии. -М-Л., 1962. Hon. сер. -T.LXXIY.; Рассудива Р.Я. Следы обіщшпо-Bociiiioii организации у у»бекои//Соііетская этнография. -1968. -N 5: Она же. Сельская обпита и бассейне Нижнего Даргома .'крафшанскоп долины (конец XIX - начало XX и)//Стряны и народы Востока/ -М., 1973. -

Иып.ху:

ны в хронологических рамках конца XIX - начала XX вв. Частично эта проблема нашла отражение в серии статей В.А.Полозова, А.Х.Халіраеиа, М.Абдураимова, Н.А.Кислякова, РЛ.Рассудовой. По помимо ограниченности информационного материала, указанные авторы рассматривали вопросы деятельности сельской общины лишь в отдельных кишлаках и преимущественно Зарафшанской долины. А самое главное, как и всё советское обществознание, исследования советского времени отличались предельной политизацией методологических подходов. Находясь в идеологических тисках тоталитарно-имперского режима, советские учёные вынуждены были ориентироваться исключительно на критерии классовых позиций, парадигмы схоластического коммунистического учения. В результате оценка общинного землепользования и сути сельской общины носила негативный характер и не отвечала объективным историческим реалиям. Так, общинное землепользование и земельно-водные отношения в Зарафшанской и Ферганской долинах указанными авторами объявлялись патриархальными, феодальными, хотя Еерно только то, что орудия труда, использовавшиеся в сельском хозяйстве, были действительно несовершенными. Что же касается сельской общины, то ученые не выявили ни её генезиса, ни особенностей в разрезе разных регионов Узбекистана, не говоря уже о существенном отличии сельской общины Узбекистана, Центральной Азии от крестьянской обшшш России.

Необходимые предпосылки для объективного исторического анализа, оздоровлення социально-гуманитарных наук сложились лишь после провозглашения Узбекистаном государственного суверенитета. Ликвидация монополии коммунистической идеологии, освобождение от имперских оков, провозглашение приоритета национальных интересов и общечеловеческих ценностей открыли широкую дорогу для свободного проявления научной мысли, духовного прозрения.

В контексте общих обновленческих процессов позитивные перемены обозначились и в историографии исследуемой проблемы. За годы независимости появился ряд обстоятельных работ, освещающих в качественно новом методологическом ключе узловые аспекты истории сельской общины и этнографии сельского населения Узбекистана, воздействия колониального режима на его социальную организацию и жизненный уклад. Среди них выделяются исследования

И.М.Джаббзрова, Т.Х.Ташбасзой, П.Л.Абдурахимозой л С.М.Аблнчі-на.' "Гак, характерне піку современной узбекской семьи и быта узбекского сельского населения Т.'ґашбаена предьаряеі кратким освеще.чп-ем истории эволюции обідпнпого уклада жизни сельского населения Узбекистана, существенные черты которого сохраняют с а г. ныне. Н.Абдурахнмова показала, как з ходе колонизации Туркестана царизм пытался разрушить исторически сложившиеся формы социального усіройсза жшнн коренною населения, особенно сельской общины, и взамен утвердить великодержашто-ншвптшетпческ'пе, иоен-но-адыпнпстратшнше органы управления. С.Н.Лбаишн проанализировал через историческую ретроепекпїву современные социальные взаимоотношения в узбекском кишлаке. Но сделаны только начальные шаги. Сохранился широкий диапазон вопросов, которые ен;ё практически не рассматривались. В первую очередь, это относится к проблемам функционирования сельской общины. г> частности, і; регионе Ферганской долины, в сложных реалиях российской колонизации.

Таким образом, анализ общей и специальной литературы по исследуемой теме позволяет сделать вывод, что несмотря ка проделанную поисковую работу, она не только недостаточна, но н степень п качество ее не соответствуют современным требованиям. В основном научные труды, связанные с осмыслением нсторико-этнографпческнх аспектов сельской общины Узбекистана, были написаны в условиях царского режима и советского тоталитарного строя н несли на себе отпечаток колониальной идеологии того времени. К тому же, фактически отсутствуют работы, непосредственно посвященные анализу жизнедеятельности сельской общины Туркестана конца XIX - начала XX вв., дифференцированно непсследошшо её своеобразие к региональном контексте, особенно Северной Ферганы. Накопленные знания на этом участке исторической науки носят фрагментарный характер, нуждаются в радикальной переоценке.

Научпо-т .еретическая и практическая значимость проблемы, сё

1 ЖаСюіїрші ilea Учбск. халкн зтнографтісн. - Т.: Укшут.чп, 1>'94; T:imf,;:e::.'i Т. Соїірсмішіап семьи и семсТшміі быт узбекского сельском) н:нч.'.к:;п:); Автореф. лііС...Д(!К.ііС!.!іяуі:. -М., 1994; Ладурлхммоиц ІТ.Л. Ко.іон;!:і.іі,іі:;:і система мае г к н Турчсстане (глораи полишиш XIX - мачало XX иіі.і: Ліно-реф. .<ис...до\.пст.:;аугс. -М., 1994; ЛОаинш С.ЇІ. Сопиікн.т-іе і«-.і(^;,>,і;;,(>-

ИК'ІІНЯ 1; СОНРСМСЧПІОМ JSOCKCKOM КІМІІ.'ІПКе (і!І) Материалам «ІЧ'ВІЛІІСКо;! (11-

ліііім): Лвтореф. лисі'.... канд. пет. паук. -М., 1997.

методологическая неразработанность, особенно с- позиций современных гуманистических представлений и идеологии национальной не-, зависимости послужили основой для выбора темы исследования.

Хронологические рамки исследования охватывают конец XIX - начало XX в. Их выбор обусловлен поворотным характером исторических процессов того времени, оказавшим заметное воздействие на сельскую общину Узбекистана, в том числе Северной Ферганы.

Отличительной особенностью рассматриваемого периода явилась масштабная колонизация царской Россией Туркестана, сопровождаемая мощным подъемом национально-патриотического повстанческого движения, борьбой народов за свободу исторического самоопределения, восстановление национальной государственности и сохранение самобытного уклада жизни.

Применительно к Ферганской долине период царской колонизации распадается на два этапа: 1876-1890 и 1890-1917 гг. вплоть до октябрьского переворота. На первом этапе вследствие активного народного сопротивления колониальные власти вынуждены были сосредоточить основные усилия на утверждении военно-политического режима и подчинения экономики региона іштересам метрополии. Сельская община в принципе сохраняла тогда ещё традиционные черты. На втором же этапе царская администрация полностью заменила прежнюю систему управления, включая аксакальство, лишив коренное 'население права даже на местное, низовое самоуправление в масштабе кишлака и аула. В результате социальная организация сельской общины подверглась разрушающей деформации, определились процессы её ликвидации. Эти процессы особенно усилились после насильственной эскалации советской власти.

Ретроспективный анализ указанных этапов в их совокупной характеристике даёт возможность, во-первых, чётко обозначить общее и особенное в колониальной политике царского режима по отношению к сельской общине вообще и .Ферганской долине в частности, охарактеризовать механизм зарождения деформационных процессов. Во-вторых, сквозь призму системного сопоставления опыта функционирования сельской общины Северной Ферганы в исследуемый период и последующих этапов её разрушения составить чёткие научные представления об исчезнувших или преданных забвению общинных традициях и общинной социальной организации, предложив на базе

их комплексного обобщения рекомендации по использованию богатейшего потенциала сельской обшины в деле национального возрождения.

Цсльп задачи исследования. Учитывая характер темы и особенность исследуемого периода, политическое и социальное значение, придаваемое высшим руководством независимого Узбекистана сельскому хозяйству, сельской общине, а также принимая по впнма-нне сложившиеся ранее в отечественной историографии односторонние, колониально-имперские мопопартнГшые трактовки природы сельской общины, социальной дифференциации-сельского населения коренных национальностей, в качестве основной цели работы поставлено историко-этнографическое изучение п обобщение опыта жизнедеятельности сельской общины Северной Ферганы.

В соответствии с концептуально-целевым замыслом работы определены следующие задачи:

- охарактеризовать историю становления'н роль сельский общи
ны в жизни коренного населения Узбекистана;

-обосновать правомерность и объективную потребность возрождения, укрепления основных черт, традиции сельской' общины республики, в частности Северной Ферганы, в интересах социально-экономического и культурного развития села;

--проанализировать различные трактовки понятия "сельская община" и сформулировать новое определение этого понятия с чем, чтобы оно возможно полнее выражало своеобразие сельской общины коренного населения;

- осветить основные функции'сельской общины конца XIX - на
чале XX в;

. -исследовать общие и региональные этносоциальные особенности общинного управления;

с учетом специфики сельскохозяйственного производства в Ферганской долине изучить формы и содержание деятельности земельно-водных общинных образований;

в исторшео-этнографнческом плане изучить .наиболее существенные СТОрОНЫ Общественной ЖИЗНИ. СемеЙПО-быГОВЫе ПОрМЫ, обы-

чан, традиции, а также социальное устройство сельской общины;

- па основе результатов исследования сформулировать обобщен
ные ВЫВОДЫ О ПОЗИТИВНОМ И НСГаїИВНОМ В ИСЮричеСКОМ ОПЫТе ЖІП-

нсдеитсльности сельскоіі общины Ферганской долины, особенно Северной Ферганы, и отразить в предложениях, научно-практических. рс!-:омси,:ичиіях достоинства и потенциальные возможности сельскоіі общпиы, которые целесообразно творчески использовать в условиях независимости Узбекистана.

Научная новизна исслсдішшши заключается прежде всего, в том что проблема сельской общины Узбекистана и, в частности, Ферганской долины, в исторпко-этнографическом плане специально изучается г. отечественной историографии впервые. Как свидетельствует вышеприведенным обзор литературы и диссертационных работ по исследуемой теме, не только в рамках конца Х1Х-иачала XX в., по и в других хронологических границах вопросы жизнедеятельности сельских общин различных регионов Узбекистана до сих пор освещались весьма мало, и то односторонне и разрозненно. В реферируемой же диссертации па материалах исторически своеобразного региона - Северной Ферганы предпринята попытка с новых теоретико-методологических позиций обобщать исторический опыт функционирования сельскоіі оошипы, отразить эволюцию и дефор.\гащно узловых компонентов её социального устройства. Вместе с тем в исследовании в соответствии с современным политическим и научным видением, идеологией национальной независимости дана новая концептуальная трактовка определения «сельская община», её места и роли в жизни коренного населения, особенно в социально-экономическом и духовно-нравственном возрождении нашего общества.

Новизна работы определяется также тем, что она содействует вовлечению в научный оборот обширного пласта не осмысленного ранее документального материала, результатов предпринятых диссертантом самостоятельных полевых исследований, опросов информаторов -— старожилов Северной Ферганы.

Практическая значимость диссертации обусловлена прежде всего тем, что она способствует закреплению качественно новой оценки государственной политики, проводимой по отношению к традиционным национальным институтам, в частности сельской общины в годы царской колонизации советского тоталитарного правления и политической независимости Узбекистана.

Проведённый в работе сравнительный анализ, теоретические обобщения призваны в определённой степени восполнить существую-

щиіі пробел в историографии проблемы. .

Творческое изучение круга вопросов, поставленных в диссертации, позволяет полнее понять особенности экономической, общественной и культурной "лсизпи сельского населения края в период конца XIX - начала XX в.

Содержащаяся в исследовании научная информация по социальной организации сельской общини, присущих еіі общественных отношений, семейно-бытовых традиции и других ИСТОрНКООІНОф'. vli-ческнх аспектов, может быть использовано органами власти и управления, общественными организациями и фондом «Махалдя» в повышении- социальной активности населения по реформированию и подъёму сельского хозяйства, в утверждении местного самоуправления, а также в совершенствовании всех сторон современной :-кн"не-деятельности сельского населения республики.

Материалы диссертации можно использовать также при каі;і;:а-нип обобщающих трудов по истории Узбекистана, в подготовке монографических исследований, учебников и учебных пособий общеисторического и тпюсоциального характера.

Тсоретнко-метоіїологнчсск'оГі основой исследован и я явились принципы объективности, историзма, диалектической взаимосвязи национальных и общечеловеческих ценностей, идеология национальной независимости, охватывающей высшие цели и задачи, постлвл л,-ные сегодня перед обществом, отражающей духовную самобытное , своеобразие и ^уникальность священных традиций и чаяний парод;;, сформировавшихся на протяжении многих веков и тысячелетни.

ДЛЯ Определения МеТОДОЛОГИИ Ц ННС'ІрумеПТарИЯ НССЛЄДОГЦ.'.ііЯ

особую ценность составили концептуальные положения, содержащиеся в трудах Президента независимого Узбекистана И.Л. Каримова. В них даётся развёрнутая характеристика колониальной ineo.nv. ни царизма и советского, режима, сформулирована стратегия национал;.-ного возрождения, определяются программные зачачл радикального обновления и поступательного прогресса нашего общества.

Объект исследования. В целях выявления общего и особен ао: .-

В ІІСГОріїЧесКОМ ОПНТЄ ЖИЗНедеЯТелЬНОСТЦ ССЛЬСКОИ ОбпНШЫ, Г.П.":..::

процесса преемственности, эволюции ее социальной оріанн :а;:;.".. общественных отношений п се.меГпю-бытнг.ого уклада днссерім:п"\; обследовано большинство кишлаков Касансайсано, Панского, 'i'w-

курганского и Чустского районов Северной Ферганы. Территория этих районов"в первый период образования Ферганской области Туркестанского генерал-губернаторства входила в состав Чустского уезда, с 1887 г. - в состав Наманганского уезда, а с апреля 1918 г. и'до 1925г. - в состав Туркрсспублики.

Источпмконаи база работы состоит из выявленных н проанализированных диссертантом архивных документов, исторических источников и материалов этнографических полевых исследовании. Весомое значение для подготовки реферируемой; работы имели материалы, хранящиеся в фондах ЦГ'А РУз: Туркестанского генерал-губернаторства (Ф.И-1), Военного іубернатора Ферганской области (Ф-19; Ф.И-19). Содержащиеся в них документы царской администрации, сельских аксакалов, прошения и жалобы местных жителей, позволяют судить о положении сельской общины в условиях царской колонизации края, о тяжёлых последствиях имперской политики по отторжению сельскохозяйственных земель коренного населения для устройства переселенцев из России, усилению налогообложения сельской общины и т.д.

Познанию различных перемен, в основном негативного характера, произошедших в .жизнедеятельности сельской общины Ферганской долины, способствовало также изучение опубликованных сборников документов, имеющейся историко-этнографической, социально-экономической литературы ті мемуаров.

Богатый этнографический материал представили результаты проведённых автором в кишлаках Северной Ферганы полевых исследований н записи бесед с многочисленными информаторами в возрасте от 65 лет и старше, которые сообщили весьма ценные сведения о различных сторонах жизни сельской общины в прошлом.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании Отдела этнографии Иіїститута истории АН РУз, на научных семинарах по специальности 07.00.07. - "Этнология" при Институте истории АН РУз и при Ташкентском Государственном Университете нм.М.Улуг-бека.

Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в выступлениях на научно-теоретических конференциях и в опубликованных работах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав

15 (по четыре параграфа в каждой), заключения, списка использованной литературы и источников.