Введение к работе
Актуальность исследования.
Материальная культура является одним из важнейших источников для изучения общей культуры любого этноса: ее становления и развития.
Обзор литературы по этнографии Сибири показывает, что ряд аспектов материальной культуры аборигенов региона до сих пор рассмотрен недостаточно. Так, в частности, материальная культура бурят исследована неравномерно. К числу малоисследованных частей этой материальной культуры относятся их традиционные ремесла .
Так же, как и у других этнических общностей Сибири, состоящих из ряда локальных обособленных групп, у бурят материальная культура изучена лишь в общих чертах. В основе исследований бурятского этноса лежали материалы, касающиеся культуры только крупных этнических подразделений (прибайкальских, селен-гинских и хори-бурят). Между тем, изучение культуры бурят в разрезе локальных групп дает дополнительные сведения для понимания этнической истории бурятского этноса.
Агинские буряты проживают в пределах Агинского Бурятского автономного округа (Читинская область Российской Федерации) и представляют локальную группу, обособившуюся в первой трети XIX столетия от основной массы бурят. Среди них имеются представители восьмії из одиннадцати хори-бурятских родов, которые по своему хозяйственному укладу до начала XX века были типичными степняками-кочевниками.
В прошлом традиционные ремесла удовлетворяли потребностям агинских бурят в разнообразных бытовых вещах, в хозяйственном инвентаре, оружии, в предметах украшения и т.д. Немаловажно и то, что в ремеслах проявилось самобытное декоративно-прикладное искусство этих бурят, являющееся ярким и выразительным культурно-историческим явлением.
В традиционных ремеслах агинских бурят прослеживается влияние разноэтнических культурных традиций. Поэтому их изучение позволит в значительной степени пополнить наши знания об этногенезе и этнической истории бурят.
Актуальность исследования традиционных ремесел агинских бурят, во многом утративших свое прежнее значение в современном обществе и постепенно исчезающих, объясняется также задачей сохранения знаний о них для будущих поколений.
Предметом исследования избраны традиционные ремесла', связанные с обработкой дерева, кожи, металла. Их изучение поможет выявить общие черты материальной культуры, присущие агинским бурятам и остальным этническим подразделениям бурятского народа. Вместе с тем такой анализ покажет отличие, специфические черты культуры агинских бурят.
Хронологические рамки работы охватывают XIX - начало XX веков. Такой временной период выбран с учетом следующих обстоятельств: "1) В это время происходит выделение и формирование агинских бурят; 2) консолидируются все группы бурят в единый этнос.
Цель и задачи исследования. Цель работы - дать историко-этнографический анализ традиционных ремесел агинских бурят. В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:
-
обобщить сведения о ремеслах агинских бурят, выявить общее и особенное в ремеслах агинских и других групп бурят;
-
на основе данных сравнительного анализа ремесел агинских бурят с привлечением материалов по ремеслам других групп бурят, а также других этносов провести реконструкцию этнокультурной истории народа.
Степень разработанности проблемы. Традиционные ремесла агинских бурят слабо освящены в этнографической литературе. В публикациях, касающихся изучения различных разделов материальной культуры бурят выделяются лишь фрагментарные указания на ремесла агинских бурят. Как правило, в этих работах бурятские ремесла подвергались исключительно синхроническому рассмотрению и в основном в искусствоведческом аспекте. И все же благодаря трудам Н.В.Кочешкова, А.В.Тумахани, Р.Д.Бадмаевой и других исследователей стало возможным проведение сравнительно-сопоставительного анализа ремесел агинских бурят и других этнических подразделений.
Источники. Источниковедческой базой диссертации послужили полевые материалы, собранные автором во время экспедиционных поездок по районам Агинского Бурятского автономного округа в период 1992-1993 гг., а также коллекции по культуре бурят XIX -начала XX веков, хранящиеся в музеях С.-Петербурга, Москвы, Улан-Удэ, Кяхты, Агинского и ряда сельских краеведческих музеев Агинского Бурятского автономного округа Читинской области.
При написании диссертации использованы материалы архивов Института востоковедения, Российского этнографического музея (г.С.-Петербург), рукописного отдела Бурятского института общественных наук (г.Улан-Удэ), Кяхтинского краеведческого музея им.акад. В.А.Обручева (г.Кяхта). Из рукописных материалов наиболее интересны труды У.-Ц.Онгодова, в которых приводится замечательный фактологический материал по ремеслам агинских бурят / РО БИОН РАН, .1, д.14, д.15, д.16/ (Рукописный отдел БИОН). Дневниковые записи Ц.Жамцарано /АИВ РАН. ф.62, оп.1, д.117/ (Архив востоковедов Института востоковедения), его примечания к собранной коллекции вещей агинских бурят / РО БИОН РАН, ф.б, оп.1, д.28 / (Рукописный отдел БИОН) также позволяют почерпнуть важные сведения о кузнечном культе, ремесленных изделиях.
Для освещения исторически сложившихся культурных взаимосвязей агинских бурят с народами Сибири и Центральной Азии были привлечены сравнительные данные из этнографической литературы, изданной по каждому народу в отдельности.
При раскрытии вопроса о происхождении ремесел агинских бурят диссертант опирался на данные из фольклора, орнаментики этой группы бурят, а также на литературу по археологии Байкальского региона и Центральной Азии.
Методологической основой работы послужили теоретические положения российской этнографической науки, в частности, сравнительно-исторический подход к изучаемым явлениям и системный анализ. Опирался автор также на разработанную-Н.Н.Чебоксаровым, М.Г.Левиным и другими исследователями характеристику хозяйственно-культурных типов, объясняющую особенности культуры этноса экологическими и хозяйственными причинами и определенным уровнем социально-экономических отношений.
Научная новизна исследования заключается в том, что 1; впервые дано описание традиционных ремесел агинских бурят;
-
выделены основные этапы формирования ремесел агинских бурят;
-
данные о ремеслах агинских бурят сопоставлены со сведениями о ремеслах других народов Сибири и Центральной Азии; 4) прослежены связи ремесел бурят с древними культурами Байкальского региона .
Практическая ценность работы состоит в том, что содержащийся в ней фактический материал, основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем автором при написании монографий и других обобщающих работ по этнографии народов Сибири, применены в лекционной работе и при проведении практических занятий по курсу этнографии народов Сибири. Кроме того, они могут помочь в деле возрождения традиционных ремесел бурят.
Апробация основных положений диссертации была сделана на Цыбиковских чтениях-6 (г.Улан-Удэ, 1993 г.), Барадинских чтениях (г.Улан-Удэ, 1993 г.). По теме данного исследования был сделан доклад на конференции молодых ученых ИФ СО РАН (г.Новосибирск, 1993 г.). Кроме того, по теме диссертации имеются шесть публикаций.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения, в которое входит список использованной литературы, список основных информаторов, сокращения, а также иллюстративный материал.