Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Технология переработки волокнистых веществ и прядение 26
1. Материал для ткачества. Технология переработки льна. Инструментарий 27
2. Прядение. Орудия прядения 34
3. Перемотка нитей. Орудия перемотки 40
4. Подготовка пряжи к ткачеству 42
5. Народная система измерений льна, волокна в процессе переработки и нити при подготовке к ткачеству 46
Глава II. Ткачество 77
1. Ткацкий стан 78
2. Местные вариации в составе и конструкции ткацкого стана 82
3. Работы, предшествующие ткачеству 84
4 Виды переплетений 88
5. Способы изготовления тесьмы и поясов 100
6. Меры измерения количества основы и ширины ткани 103
Глава III. Мифологические представления, связанные с технологией переработки волокна, прядением и ткачеством
1. Временные рамки отдельных работ технологического цикла. Предпочтительное и запретное время для работ 124
2. Верования и обрядовый фольклор, связанные с технологическим процессом 128
3. Орудия в верованиях и обрядах 141
4. Сырье и полуфабрикаты в верованиях и обрядах 151
5. Ткань. Функции полотна в семейной обрядности 156
Глава IV Работы со льном, прядение и ткачество как часть семейного и общественного быта 184
1. Обычное право. Женское право собственности 184
2. Обряды и верования женщин, связанные с переработкой волокна, прядением и ткачеством 190
3. Женские праздники календарного цикла. Культы святых - покровителей женщин и защитников жизни и здоровья социума 199
Заключение 229
Литература, источники
- Прядение. Орудия прядения
- Работы, предшествующие ткачеству
- Верования и обрядовый фольклор, связанные с технологическим процессом
- Обряды и верования женщин, связанные с переработкой волокна, прядением и ткачеством
Введение к работе
Актуальность данного исследования состоит в том, что к настоящему времени назрела необходимость обобщить все имеющиеся источники, характеризующие локальную культуру обработки волокна, прядения и ткачества, сложившуюся на Севере и Северо-Западе России.
Цель настоящей работы - по возможности полно и всесторонне проанализировать и реконструировать технологический цикл и связанные с ним организацию труда, традиционные верования и обряды, бытовавшие у населения Севера и Северо-Запада России в XIX - первой половине XX в.; выявить черты, общие для традиции всего исследуемого региона. В соответствии с целью формулируются задачи исследования:
-
Изучение и реконструкция технологии переработки волокна, прядения и ткачества на территории Севера и Северо-Запада России XIX - первой половине XX в.
-
Выявление и анагап верований и обрядов, в которых технологический процесс, инструменты, материал (от сырья до конечного продукта) наделяются символическими значениями и функциями.
3. Исследование цикла переработки волокна и производства тканой одежды и утвари в контексте общественной жизни (организация труда, отношение женщины к собственности на орудия и продукты труда, женские обряды и праздники).
Хронологические, территориальные и этнические рамки исследования. В настоящей работе исследуется традиционная культура населения Севера и Северо-Запада России XIX - начала XX в. Она складывалась в условиях тесного контакта русских с финноязычными народами и ныне представляет собой сплав, в котором далеко не всегда удается выделить этническую специфику. Это в особенности касается явлений материальной культуры. Поэтому в работе используется, с соответствующим комментарием, информация, полученная не только от русских, но и от вепсов, карел.
Источники, материалы исследования. Основным материалом для работы послужили этнографические вещественные источники: орудия труда и ткани из северных и северо-западных губерний России в собраниях музеев: Российского Этнографического музея, Государственного Русского музея, Сергиевопосадского историко-художественного музея-заповедника, Музея народного искусства, Псковского объединенного нс-торнко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Музея-усадьбы НА. Римского-Корсакова "Вечаша", Гдовского и Порховского краеведческих музеев. Архивные источники: ответы на анкеты Русского Географического Общества и Этнографического бюро кн. В.Н. Тенншева. Литературные источники: опубликованные материалы полевых исследо*-ваний в северных и северо-западных областях России; публикации в этнографической периодике XIX-XX вв.: "Живая старина", "Этнографическое обозрение", "Советская этнография". В работе над темой использовались моноцэафии. обобщающие труды по народной культуре восточных славян. Как сравнительный материал привлекались
источники по ткачеству западных славян, народов Прибалтики и Скандинавии. Изобразительные источники: народная севернорусская роспись предметов утвари со сценами прядения и ткачества. Фольклорные источники: публикации произведений народного творчества Севера и Северо-Запада России. Лингвистические источники: "Толковый словарь нашого великорусского языка" В.И. Даля, областные словари и Этимологический словарь русского языка М. Фасмера; как источник сравнительного материала - этимологические словари чешского и польского языков, исследования по ремесленной лексике. Археологические источники: публикации образцов инструментов и тканей из Старой Ладоги и Новгорода. В работе использованы материалы полевых исследований, проводившихся автором в составе этнографических экспедиций кафедры этнографии и антропологии СПбГУ 1994-1997 гт в Ленинградской и Псковской областях ( научный руководитель д.и.н. А.В. Гадло). Были практически освоены приемы подготовительных работ к ткачеству и самого ткачества, что способствовало достоверному описанию этой техники. Эти работы проводились в Музее-усадьбе НА. Римского-Корсакова "Вечаша".
Метод работы - комплексное сравнительно-историческое исследование традиции переработки волокна, прядения и ткачества как системы знаний, представлений, навыков, рассмотрение этой системы в ехнико-технологическом, соционорматнвном и идеологическом аспектах. Необходимой составной частью исследования является практическое освоение приемов труда, позволяющее не только реонструировать и описать эти приемы, но и проследить, как носители традиционной культуры символически осмысляли свою трудовую деятельность и ее результаты. До сих пор специальные исследования культуры этих регионов затрагивали отдельные аспекты темы.
Новизна настоящей работы заключается в том, что. во-первых, в ней разрабатывается недостаточно изученная тема - локальная традиция
переработки волокна, прядения и ткачества населения Севера и Северо-Запада; во-вторых, в том, что это комплексное исследование, позволяющее свести воедино разнородные источники; в-третьнх, в исследовании привлекаются новые источники - полевые материалы и результаты практического изучения приемов труда.
Практическая ценность работы состоит в том, оно имеет значение для региональных этнографических иследованнП, изучения традиционной культуры русских и культур соседних народов. Работа полезна при подготовке программ полевых этнографических исследований, может рассматриваться как методическое руководство при обработке фондовых материалов и формировании экспозиций в краеведческих музеях, для организации школ народных промыслов. В ходе работы над темой в 1993-1994 гг был проведен курс лекций и практических занятий по ткачеству для участников фольклорного ансамбля "Лад" при объединении "Ленвест"; в 1998-1999 гг. оказана консультативная помощь сотрудникам Музея-усадьбы НА.Римского-Корсакова "Вечаша" при подготовке ткацкого стана на экспозиции народного искусства.
Апробация. По теме работы были прочитаны доклады на конференции Государственного музея истории религии и Российского Этнографического музея "Чужая вещь в культуре" в 1995 г., на межведомственной конференции аспирантов и студентов "Этнографическое изучение Северо-Запада России" в 1996 г., опубликована статья в журнале "Этнографическое обозрение" и глава в коллективной монографии ( всего 4 публикации).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и приложений (рисунки, фотографии). Во введении оценивается современное состояние знания о предмете изучения, формулируются цели и задачи, представлены история вопроса и источники исследования.
Прядение. Орудия прядения
В XIX - начале XX в. крестьяне Севера и Северо- Запада России перерабатывали лен, коноплю и шерсть. Из технических культур в подавляющем большинстве сеяли лен. Он успешно переносит повышенную влажность и весенне-летние заморозки . Лен служил основным материалом для одежды, столового и постельного белья.
Коноплю сеяли повсеместно, но в гораздо меньшем количестве. Конопляное волокно - пеньку - использовали в основном для изготовления веревок и рыболовных снастей. Рыбаки на озерах Ильмень и Псковском считали, что этот материал способствует хорошему уловуі В некоторых местах, например, в Архангельской губ. на р. Пинеге коноплю сеяли в большом количестве для изготовления грубого холста я пестряди5.
Население Севера и Северо-Запада России разводило овец для получения шерсти, из которой главным образом ткали сукна; в зажиточных хозяйствах из шерсти валяли обувь6. В Каргодольском у. Олонецкой губ. и в Тихвинском у. Новгородской губ. вырабатывали ткани с добавлением коровьей шерсти, по-местному, коровятины. Коровья шерсть - это отходы кожевенного производства, где шкуры обрабатывались известью. Шерсть приходилось отмывать, чтобы сделать пригодной для прядения. По словам жителей Бокси-тогорского р-на Ленинградской обл. (бывшего Тихвинского у. Новгородской губ.), коровятные ткани получались грубыми, жесткими7.
В области переработки волокна, как и в других отраслях техники, существует тесная взаимосвязь технологии и материала. Следовательно, работы с волокном растительного и животного происхождения имеют каждая свою специфику. Для поэтапной демонстрации технологического процесса нами выбран цикл работ со льном. Этот выбор обусловлен следующими причинами.
Во-первых, лен на Севере и Северо-Западе России является основным источником сырья для производства тканей. Коноплю перерабатывали теми же способами, что и лен, однако область применения конопли в данных регионах в основном была иной, как сказано выше.
Во-вторых, обработкой льна на всех этапах, за некоторыми исключениями, занимались женщины. Изучение трудового цикла, выполнявшегося женщинами, является одной из задач настоящей работы.
В-третьих, переработка овечьей шерсти в XIX - начале XX в. существовала как специализированное производство, оснащенное соответствующим инструментарием. Эти .работы производились в основном мужчинами.
Сев. Сбор урожая. Первичная обработка сырья. Лен растет в течение всего летнего периода, поэтому его старались сеять раньше других культур. В конце XIX в. на севере Вологодской губ. весной в лесу расчищали участок земли под лъиище: валили лес, жгли сучья. Лен сеяли в золу, в неостывшую после пожара землю, так как в мае бывало еще холодно8. Практиковали ранний, средний и поздний посевы льна. Сроки сева обусловлены особенностями местного климата в каждом регионе. Ранний посев в среднем приходился на конец мая, поздний - на.первые числа июня9. В Псковской туб. сигналом к началу сева льна служило вскрытие рек и озер10.
Лен, как и зерновые культуры, сеяли с утра в безветренный день, пользуясь лукошком для семян - севней или севалкой. По сведениям из Псковской губ. и Восточной Латгалии, где жило русское население, в поле работали вдвоем. За сеятелем шел ребенок, который отмечал край падения зерен соломенными вешками или проводил борозду, волоча по земле поленце. Эти действия помогали сеять равномерно, чтобы на пашне не оставалось пустых мест. Густота посева была различной и зависела от нескольких причин: цели сева, количества посевного материала. На Псковщине лен засевали гуще, чем в Восточной Латгалии, т.к. псковичи желали получить волокно, а в Латгалии более ценилось льняное семя11. При редком посеве льна требовалась обязательная прополка. В Новоладожском у. Петербургской губ. это была утренняя работа женщин и детей . Лен, посеянный густо, в прополке не нуждался, т.к. он сам забивает сорняки13.
Тягать лен начинали с августа - первых чисел сентября и до октября. Это была женская работа. В Псковской губ., чтобы получить хорошее волокно, лен убирали немного недозрелым; если были нужны семена, то дожидались их созревания, но тогда получали более грубое волокно14. Лен вязали в небольшие снопы; несколько снопов ставили бабками, стопочками, копнами15.
Следующую операцию - отделение семян - в Псковской губ. проводили сразу после уборки урожая. В Порховском у. обдирали головки льна на козявке ( специальном станке ) драчкой или ческом - орудием наподобие грабель, изготовленном из лезвий серпов, набитых в колодку. Так в XIX в. снимали головки, когда хотели взять максимальное количество семени. Если лее хотели сохранить только семена от самых высоких стеблей, то отделяли головки косой. Таким способом проводили селекцию льна. Затем головки обмолачивали, как и зерновые культуры, цепом. В конце XIX в. для обмолота использовали и конный каток - бревно с зубьями16. На Псковщине обмолотом льняного семени занимались как женщины, так и мужчины; в Олонецкой губ. (на р. Паше) только женщины17. В Тихвинском у. Новгородской губ. и в Новоладожском у. Петербургской губ. снопы сначала сушили на вешалах из еловых жердей, а затем головки льна отделяли от стеблей. В этих, уездах головки льна в начале XX в. обмолачивали в гумне цепом, по-местному при-узом, или колотушкой - палкой с рукояткой18. На Севере России в XIX в. об зо молачивали лен кичигой - орудием в виде палки с утолщением на одном конце19. Это утолщение - ее рабочая часть - расположено под углом к палке-рукоятке. В Демянском у. Новгородской губ. для обмолота использовали орудие валек, похожее на кичмгу20. Оно представляло собой деревянную плашку с длинным суком, служившим рукояткой. Подобные орудия обнаружены в слоях Новгорода X - XIV вв. Это вальки и лапы. В слоях XII - XV вв. для обмолота головок льна могли использовать и цепы. В XVII в. головки отделяли редкозубым гребнем -рядками . Стебли льна без семенных головок называются трестой . Цель последующих операций с трестой - отделение внутреннего волокна льна от жесткой оболочки - кострики. На Севере и Северо-Западе это название звучит как костица, костига23 Для лолунения волокна тресту подвергали длительной химической обработке. В Псковской губ. в XIX в. тресту две-три недели вымачивали в естественных водоемах или в специально выкопанных ямах - мочилах. Затем мужчины отвозили снопы в поле, женщины их развязывали и стелили стебли тонким слоем. Лен вылеживался там до месяца и более. Иногда сноды вешали на островъя из еловых жердей24. На Русском Севере лен не вымачивали в воде а оставляли расстеленным в поле до дервого снега25. Различия в обработке обусловлены, с одной стороны, особенностями климатических условий Севера и Северо-Запада России, а с другой стороны, тем, что на Северо-Западе, особенно на Псковщине, было развито товарное производство льна, которое требовало обработки более интенсивным способом - мочением.
Готовность тресты к дальнейшей обработке проверяли, ломая стебли: если кострика отделялась, лен пора было сушить26. Тресту свозили в овин, ригу или в натопленную баню. Эти работы проводились после обмолота зерновых.
Работы, предшествующие ткачеству
Перенесение основы на пряжный вал. Для выравнивания нитей основы их пропускают в наметочное бердо. Этой задаче соответствует любое бердо с широкими тростями - шире, чем требуется по сорту пряжи. Работницы садятся лицом друг к другу. Одна подает петли основы, другая, пользуясь ножом или самодельным деревянным крючком (щепкой с зарубкой, Рис. 13), протягивает по 2-3 петли в трость берда. По окончании этой работы в петли продевают пруток и вставляют его в паз пряжного вала. Следующая операция - перемещение ценов за бердо, ближе к концу основы. Нити разбирают руками, образуя за бердом последовательно два цена. Каждый цен вновь фиксируется ценовной доской. Затем доски связывают вместе.
Основу, закрепленную на пряжном валу, перебрасывают через товарный вал, а затем протягивают по полу до задних стоек стана. Задача следующей работы - навивание основы на пряжный вал и одновременное ее упорядочивание. Одна работница вращает пряжный вал и расплетает косу основы. Другая, стоя напротив нее у товарного вала, передвигает к себе по основе бердо и ценовные доски {Рис.14). Когда почти вся основа выровнена и навита на пряжный вал, петли на нижнем ее конце разрезают и вынимают наметочное бердо. После этой операции следует заправка нитей основы в ремизки и
Заправка основы в ремизки и бердо. К балкам стана подвешивают пару ремизок. Работницы вновь садятся лицом друг с другу. Одна подает нити основы, другая двумя пальцами продевает их в ремизки. Через ценовные доски нити проходят парами. Каждая нить из пары пропускается через две ремизки, но с той разницей, что в одной ремизке нить фиксируется петлями, а в другой свободно движется между петлями. Нечетные нити фиксируются первой ремизкой, а четные - второй. Так закладывается ткацкий зев (Рис.15). При заправке нитей в ремизки случаются ошибки. Две или более нитей из одного зева проводят подряд в одну ремизку, отчего в петлях основы образуется прогал. Брак зачастую обнаруживается уже в процессе ткачества -это продольная "дорожка" на ткани, называемая близкой, близнями или закликами30. Такой же брак получается в результате перемота31 - ошибки при сновании, поскольку неправильно положенная нить в процессе ткачества обрывается.
После ремизок основу вновь проводят через бердо. Оно предназначено для ткачества, поэтому его номер (количество тростей) соответствует сорту пряжи. Способ заправки аналогичен описанному способу заправки в наметочное бердо, но порядок заправки иной. В каждую трость бер да нити подают попарно. Группировка нитей парами соответствует их разделению на це-новных досках, т.е. каждая пара нитей образует зев.
Крепление основы на товарном валу. К прутку товарного вала присоединяют короткий кусок холста, вырезанный фестонами, которые заканчиваются петлями. Местные названия этой детали - затыкальник или приты-калъник. Затыкальник способствует равномерному натяжению основы: это особенно важно при начале процесса ткачества.
Разрезанный конец основы делят на группы, каждую группу нитей завязывают петлей. Основу соединяют с затыкальником при помощи палочки, называемой пряэюок , который попеременно вдевают то в петлю затыкаль-ника, то в петлю основы. При этом подтягивают петли основы, чтобы отдельные группы нитей не провисали.
В наше время для дорожек снуют небольшое, сравнительно с основой для холста, количество нитей фабричного производства, поэтому основу иногда крепят непосредственно на прутке товарного вала {Рис.16). Установка батана балансировка ремизного аппарата. Цель следующих операций - установить правильное функционирование всех частей механизма стана.
Бердо вставляют в набилки. Батан и ремизки подвешивают к балкам стана. Ремизки соединяют с педалями. Педали должны быть слегка приподняты над полом, чтобы зев основы легко открывался. Ткачиха, сев за стан, регулирует натяжение основы, выравнивает ход подножек и движение ремизок, пока не добьется слаженной работы всего устройства. С этого момента начинается процесс ткачества.
Начало тканья. Процесс ткачества. Окончание тканья. Открыв зев, ткачиха проводит в него челнок с уточной нитью и прибивает уток бердом. Первые 20 рядов утка составляют кромку ткани: в процессе ее изготовления выравнивается натяжение основы, устанавливается нужная ширина и плотность ткани {Рис.17). Описанным выше способом вырабатывают ткань полотняного переплетения, для которой требуется одна пара ремизок.
В процессе ткачества готовое полотно при помощи цритужальников постепенно навивается на товарный вал, а основа свертывается с пряжного вала. Когда практически вся ткань готова, на пряжном валу остаются только петли основы.Чтобы использовать остаток основы длиной около 1 м, находящийся между бердом и пряжным валом, петли переводят на приспособление в виде раздвижной рамы, называемое пасынком13. Это устройство по конструкции напоминает набилки. Оно состоит из двух поперечных брусьев -верхнего и нижнего, которые движутся на двух рейках - направляющих (Рис.18). Верхний брус пасынка вставляют на место пряжного вала в пазы задней стойки стана. На нижний брус пасынка надевают основу. Продолжая ткать, брусья постепенно раздвигают на рейках, и основа перемещается к товарному .валу (Рис.19).
Верования и обрядовый фольклор, связанные с технологическим процессом
Циплят высидела,-Способы стимуляции трудовых процессов. Многие ручные работы представляют собой серии однообразных ритмичных движений, основанных на использовании силы гравитации, инерции и др. Еще в первобытную эпоху человек освоил приемы, позволяющие работать ритмично и автоматически, не утомляясь от монотонности труда. Эти эффективные способы закрепились в ритуале. В дальнейшем происходило отделение этих ритуальных действий от породивших их материальных условий; на позднейшей стадии эти действия стали достоянием детского фольклора. Песенный фольклор, связанный с трудовыми процессами, можно условно разделить на две группы:
1. Песни, сопровождающие трудовые процессы, задающие ритм и темп работе, регулирующие дыхание (особенно при сильных нагрузках). В отдельных случаях песня - ритмически организованный отрезок времени - могла служить эталоном измерения времени в процессе труда59. Эти песни и являются в собственном смысле трудовыми.
2. Песни-игры, связанные с действиями имитативной магии (см. выше - "Мы посеем, девки лен" и им подобные). Функции этих двух групп фольклора пересекаются, поскольку и усвоение навыков работы, и магические приемы преследуют одну цель. Специфика каждой группы песен в другом. Тематика трудовых песен восточных славян XIX - начала XX в. нередко далека от тех видов работ, к которым они приурочены. В песне-игре, напротив, все выразительные средства (вербальные и жестовые) задействованы для имитации конкретного трудового процесса. Таким образом, адрес трудовой песни - отдельный человек или группа людей60; адрес песни-игры - процесс. Цикл работ со льном, прядение и ткачество не являются исключением. Проследим, какие способы использовались для интенсификации труда, на каких этапах работ со льном производились эти действия.
Сев льна был чрезвычайно ответственной работой: от его результатов зависели все остальные процессы. На успех дела влияли внешние факто ры, над которыми человек не властен. Отсюда - высокая степень ритуализа-ции поведения, чтобы не спугнуть удачу: чистота, белизна или отсутствие одежды, молчание, наличие особых предметов. Сев производили поодиночке. Совместных действий, тем более песен, помогающих в работе, на этой стадии нет.
Прополкой льна на Севере и Северо-Западе России занимались не повсеместно. Песни и особые действия, приуроченные к прополке льна, автору не известны. Песня, приуроченная к тягаиию льна, бытовала на границе исследуемого ареала - в Себежском р-не Псковской обл. Тема песни: лен готов для уборки - девушка собирается замуж, перемена неизбелша: "Кали замуж не выдаете, я ж сама замуж пойду"61.
Процессы, предшествующие прядению, трудоемки и однообразны. Это была серия совместных женских работ, совершавшихся в помещении, напри-мер, в бане . Эти действия сопровождались какими-то песнями, припевками, но автору они также не известны63.
Наибольшее разнообразие приемов, стимулирующих работу, мы находим на стадии прядения. Большая сохранность этих приемов связана не с монотонностью прядения, а со спецификой сборищ для этой работы - супрядок. Непосредственная цель этих сборищ - производственная - отступает на второй план. Супрядка была единственным разрешенным в деревне зимой местом для .встреч.молодежи. Здесь складывались будущие семьи; в своем выборе парни руководствовались в немалой степени и наблюдениями за работой девушек64. Разнообразие в работу вносили игры, основанные на соревновании. В сборнике И. А. Морозова и И. С. Слепцовой лриведено несколько примеров таких игр в Вологодской губ. в XIX в. Одна из них - семьи выпрядать. Девушки называли семьи своих соседей; на каждого члена семьи полагалось выпрясть по нитке. Так "выпрядали" целые улицы своих односельчан. Пряли также по игральным картам (считая по количеству очков), выпрядали бабушку и т.д65. Наиболее распространенным способом скрасить монотонность работы было пение. Некоторые песни специально приурочены к этому занятию66. Тема песни из Псковской обл. "Пряльюшки да попрядальюшки, а что нам, пряльюшкам, прясти будя?" - противопоставление трех возрастных групп женщин: красных девушек, молодых молодушек и старых бабушек. Подобный сюжет известен в Белозерском крае, жаль только, собиратели не уточняют, приурочена ли эта песня к прядению. Здесь трем группам прях противопоставляются "прощалыги-молодцы", которые подвергаются насмешкам. Тема другой псковской песни на супрядках - семейная жизнь: свекровь будит невестку, чтобы та садилась прясть, а муж позволяет жене спать и обещает найти работницу-попрядушку67.
Подготовка к тканью (перемотка, снование) требует неослабного внимания, т. к. на этой стадии задаются размеры будущего изделия. Эти работы, так же как и перенос основы на стан, несовместимы с посторонними занятиями68.
Процесс ткачества допускает элемент автоматизма, когда вырабатывается холст полотняного переплетения или несложной фактуры. По материалам Севера и Северо-Запада России, да и по восточнославянским источникам в целом нам не удалось выявить песен, приуроченных к этому занятию . Есть свидетельство В.И. Чернышева о том, что в Пушкиногорском р-не
Псковской обл., женщины и девушки рассказывали сказки, "чтобы развеселить и ободрить себя во время зимних вечерних работ: прядения, тканья."70
Благопожелания. Заклинательные формулы. Благопожелание явля-ется актом дарообмена - обмена словесными формулами , например: "Бог в помощь" - "Спасибо". Однако для работ, требующих в силу определенных причин уединения, этот дарообмен приобретает особый оттенок. Это касается в особенности подготовительных к ткачеству работ, да и самого ткачества. Присутствие стороннего наблюдателя расценивалось как наведение порчи. По белорусским источникам, существовала целая группа магических действий, сопровождаемых тайными проклятьями такому соглядатаю. Поэтому гостю необходимо было отвести от себя возможное обвинение в колдовстве, для чего служило благопожелание. Некоторые из таких фраз можно назвать "лукавыми благопожеланиями" - это неумеренная похвала или скрытое пожелание ущерба . Ниже приводятся благопожелания, которыми на Севере и Северо-Западе России принято приветствовать работающих женщин73. Если женщина чистит лен: "Шелк на руки"; если мотает нитки: "Сто пас(м) на мотовило"; если снует: "Пряслина в кроены", "Что застала - на уток, что осталось - на платок"; если ткет: "Столокот на пришвицу", "Тонина в бердо", "Спех за став"74.
Обряды и верования женщин, связанные с переработкой волокна, прядением и ткачеством
Сама пресвятая Богородица...97 Черты народного культа Богородицы и Параскевы совпадают во многих деталях. Во-первых, наиболее часты обретения и явления икон Богородицы и Параскевы, реже - Николы и гораздо реже - других святых. Это наблюдение сделано Н.М. Маториным . Во-вторых, иконы Богородицы и Параскевы являются на воде, на деревьях, кустах, в пещерах. В-третьих, свидетельствами пребывания этих святых считаются камни-следовики. В-четвертых, совпадают некоторые функции этих святых: покровительство браку, деторождению, женским работам, связанным с пылью и водой. Запреты на эти женские работы падают как на пятницы, так и на богородичные праздники и их кануны. Богородица и Параскева наделены властью исцелять людей и животных. В-пятых, совпадают и заветы, жертвы: паломничество для здоровья к источникам, камням, жертвы ткаными предметами. В-шестых, обе святые выступают в неразрывной связи с местностями, где были обретены их иконы. Для преданий о них характерны следующие мотивы: возвращение иконы на место ее явления; видения на этом месте. В-седьмых, персонифицированы отдельные дни Богородицы и Параскевы. Это общая черта, указывающая на развитый, разветвленный характер культов этих святых. Многие иконы Богоматери, например, "Покров Богоматери", "Неопалимая Купина" пользуются народным почитанием как особые святые. 9-я и 10-я пятницы по Пасхе, а также Ильинская Пятница также стали по сути отдельными мифологическими персонажами. Напомним, что в эти пятницы крестный ход совершают с иконой Параскевы.
На фольклорном материале прослеживаются специфические черты об-. разов Параскевы и Богоматери, сложившиеся в народной традиции. Обе святые имеют отношение к космогонии. Однако в заговорах Богоматерь выступает как центр вселенной, а Параскева действует как одна их трех рек с целебной водой. Этиологические предания о некоторых камнях-следовиках утверждают, что это - свидетельства остановок Богоматери, когда она с младенцем обходила Русскую землю. Есть такие же объекты, посвященные Параскеве, но легендарные явления Параскевы на этих местах объясняются ее бегством от нечистой силы. О Богоматери таких преданий нет.
Народные представления о Богоматери и Параскеве являются своеобразной интерпретацией православного культа. Очевидно, что при сравнении черт почитания этих святых Богоматерь выглядит как персонаж более высокого ранга, чем Параскева. Она наделена значительно более широким кругом функций, ей в гораздо большей степени, чем Параскеве, присущи демиурги-ческие свойства. Функции Параскевы ограничены покровительстовм женским работам и женской судьбе. В народной традиции Параскева выступает как божество - хранитель местных культовых объектов, и ее влияние распространяется на жизнь и здоровье людей и живоитных на отдельной территории.
Календарные женские праздники, обряды, поверья как единый ритуально-мифологический комплекс. Почитание святых - покровителей женских работ в каждой локальной традиции имеет некоторые отличия, зависящие от различных причин, в том числе от особенностей хозяйства в данном регионе. По наблюдениям Т.А. Бернштам, умножение богородичных и других женских символов происходит в земледельческих (бассейн р. Ваги) и льноводческих (Верхняя и Средняя Кокшеньга) районах Русского Севера". Почитание святых-покровителей женских работ и женской судьбы в каждой местности составляет комплекс, складывающийся из праздников, окказиональных обрядов (хождений по завету), запретов, преданий о святых, были-чек. На Северо-Западе России этот комплекс окончательно сформировался, вероятно, в XVI-XVII вв.100 Проследим, как взаимодействуют элементы комплекса, на примере нескольких локальных традиций этого региона, зафиксированных в конце XIX в. и в конце XX в.
В с. Пажеревицы Порховского у. Псковской губ.101 в крестьянских домах чаще всего можно было увидеть следующие иконы святых, которым молились женщины: "Богоматерь Знамение", "Богоматерь Казанская", "Мч. Параскева". На богомолье крестьяне ходили в с. Ашево Новоржевского у. к чу 210 дотворной иконе "Знамение Богоматери", чем объясняется присутствие этой иконы на домашних божницах. В числе годовых праздников справляли день мч. Параскевы. Ко дню 9-ой пятницы по Пас-хе был приурочен крестный ход из Пажеревиц в Вышгородскую вол. В Пажеревицах также отмечали Ильинскую пятницу, Справляли и местный заветный праздник - темную пятни-г/Хпервую пятницу после Ильина дня). Этот праздник был учрежден в память о затмении солнца, случившемся в этот день, отсюда и название пятницы -темная. Показательно, что определяющим для его учреждения оказались не число месяца, а день недели и близость к Ильину дню.
В д. Дубровно Порховского р-на Псковской обл. и деревнях Дубровен-ской вол.103 рассказывают, что престольными богородичными праздниками здесь были Рождество Богоматери, праздники Казанской, Грузинской икон Богоматери. Одигитрия была заветным праздником деревень Гусли и Хохло-вы Горки в память об эпизоотии. В Хохловых Горках в этот день, а также на Рождество Богоматери, резали баранов.
Некоторые праздники в этой местности связаны с почитаемыми источниками. В д. Дубровно возле Троицкой часовни на поверхность земли выходит ключ. В Ильинскую пятницу на ключе служили молебен, носили икону мч. Параскевы. Поблизости от д. Хохловы Горки также есть ключ, возле него находится камень, на котором, по легенде, сидела Параскева Пятница и чесала волосы. На этом камне служили молебен в 10-ю пятницу по Пасхе. В д. Теребушино берет начало ключ св. Кузьмы и Демьяна. К ключу в день памяти этих святых устраивали крестный ход. В этой местности помнят о пятничном запрете на стирку; о завете ходить на один из святых ключей за водой; в речи употребляется устойчивый эпитет "пятница-матушка". В пятницу на масленой неделе хозяева запрягали лошадей в дровни и катали детей на дол-гай леи.