Введение к работе
Актуальность темыг Общественное сознание
-ІИЧЄСКИХ Обі.:іНОСТЄЙ рйЗНОГи УРОВНЯ О"!" 3THO—
іі'Ической группы до метаетнических обра'зока--"і является объектом интереса многих наук и i/чных дисциплин: социальной психологии.. ис--эии, социологии3 Философии, культурологии и
Этнография и этнология в тех формах и иan раелениях как они существовали на разных эта па;; своего развития в разных странах воегд. соприкасались с этими науками и также прбяеля' ли интерес к зтоРі области духовного РЗЗЕИТИ: этносов.
Научная актуальность темы заключается в то; повышенном интересе, который современная гуманитарная наука испытывает к такому пласту общественного сознания как ыентальиооть ,
"Ментальность /..,/ мояочо было бы определить как манеру чувствовать и думать л при с у іду к людям данной социальной системы в данный период их истории.,, Ментальность воплощает обыденное мировосприятиел повседневный облик коллективного сознания " /А » Я.Гуревич .. Этиология к история в современной медиевистике //03.,1984, N 5,С.37-38/.
\
Методология и общая методика исследовании,
Принцип историзма как методологический основа данной работы предопределил изучение общественного сознания осетин 19 в. в неразрывной связи о условиями исторического развития Осетии в данный период.
Плодотворным при определении понятия общественное сознание представляется подход З.В. Ильенкова3 по мнению которого, главная задача Философии заключается "вовсе не в том3 чтобы различить и противопоставить друг другу все то., что находится " в сознании отдельного ли-ца; всему. что находится вне этого индивидуального сознания... і а в том., чтобы разграничить мир коллективно исповедуемых представлений;, то есть весь ооциальнсг-оргаиизованный мир духовней культуры. . . и реальны!"! материальный
ЧИр ., КаКИМ Oil СУЩйСІТеуЦ" ВНЄ И ПОМИМО ЄГО ВЬТ"
ia'JEHUs! в этих социально-узаконенных Формах ппытз", Общественное сознание, по мнению философа, воецвло является областью "|-:.0/1ЛеКТИеНС)ГО
идеального " /Э . В . Ильениор-. Проблема идеально
ГО//ВФ, 1378, N 6;?/„
Важным в методологическом отношении нв.м представляется высказывание В,И, Смирима о той, что "любая.система сознания/ и самосознания/ древнего общества априори долима отличаться от любой современной уже потону , что она не может быть опосредована всей суммой знаний об эпохах, отделяющих нас от древности» Но она не может и непосредственно отражать современную ей социально-экономическую дейс-
"7 R И Т Є Л Ь Н О С Т Ь , . Т а К К 3 U Ч Є И 3 б С Я;! -! О П Р О Л О M Л Я Є' Г Є G
через понятия и представление?, унаследованные
от предшествующих эпох" /В.И»Смирим. Патриар
ха льные представления и их роль в общественном
сознании римлян //Культура Древнего Ри-
ма „--И. ,1985,С.8/,
При работе с текстами мы использовали мето
ды, выработанные М . И . Бахтиным , В . Я. Проти том .,
А» Я,. ГуревичеМ; Л«М. Баткиным.
Цели и задачи исследования, В предлагаемой
работе мы ставили целью реконструкцию традици
онных социальных и генеалогических структур,
этических моі-іоиорм в общественном сознании
осетин 19 в» на основе архивных и Фольклорных:
источников э отразивших наиболее актуальные
вопросы, волновавшие осетин в исследуемый период. Задача состояли в том, чтобы сопоставляя
ИСТОЧНИКИ, ВЫДеЛИ'ГЬ О біДИ Є ДЛм Тр?'л DC-STMi-ICKHX
обществ традицией! іьіе социальные, этические и і "О! іє алогические струї-:, туры и проследить их эволюцию б коллективных представлений;; разных осетинских обществ и сословий:, Особенности в
развитии осетинских обществ обусловили значи
тельные отличия в семантике многих социа/!ЬНы>; и этических понятий, гене,'.''логических структур є коллективных представлениях осетин Ала-гирскогол Куртатинского и Тагаурского обществ„
Источники. Первым комплексом источниковл легших в основу нашего исследования^ являются архивные материалы. Материалы так называемых
с о с /і о в н о п о з е м ельн ых к о м ис с и й, * у н к ци с и и р о в а в. -
ши>; с 1340-х годов и почти до конца КIX века: представляют исключительную ценность для характеристики социальных отношений горцев.
Мы предлагаем взглянуть на традиционные осетинские общества глазами современников. Это станов и т с я в о з м о жн ым б л а г одари с о х р а н и в ш и м с я письменным документальным источникам XIX в.-. а именно: "прошениям"л "заявлениям", "объяснениям", подававшимся осетинами в сословно-позе--мельныо комиссии и комитеты от целых обществ., сословий;, Фамилий, групп лиц и индивидуальна для объяснения своего происхожденияj положения в обществе; личных и поземельных прав.
Таким образом, первую группу архивных материалов составили документальные письменные источники личного происхождения, собиравшиеся сословно-поземельными комитетами и комиссиями, изучавшими общественные отношения о сет И 1-І по заданию кавказского командования »
Вторая группа архивных источников - это
протоколы "Терского областного суда"
/I853-1870 гг./ и Владикавказского окружного
суда /1870 1817 гг./.
Среди многочисленных дел "Терского областного суда" нами были выделены судебные разбирательства о взаимоотношениях высшего и низших сословий. Показания обоих сторон позволяют воссоздать представления осетин о межсословных
отношениям .
Б материалам "Владикавказского окружного
суда" содержится большой комплекс судебный дел
о неподчинении осетин распоряжениям представи
телей судебной и административной властей уі-з.
места;;. Анализ подобного рода конфликтов
представляет интерес для реконструкции некоторых аспектов потестарных представлений осетин.
Все вышеописанные материалы хранятся в Фондах Центрального государственного архива Северной Осетии /ЦГАРСО/« Часть их опубликована в ряде сборников.
Следующий комплекс источников, привлеченных
нами для работы - это различные гу.анры устно?-о
народного творчества, осетину героические пес
ни, отразившие представления осетин 19 в. о
достоинстве и благородстве; исторические и ге
неалогические предания» варианты новеллнсти
ческой сказки с мотивом об общественном статусе индивида; пословицы и поговорки, о-траоив.чие соииально—отическую тема-тику.
Использованный нами Фольклорным материал, собранный в разное время этнографическими и Фольклорными экспедициями хранится в отделе рукописных Фондов Северо-Осетинского института гуманитарных исследований /ОРФ СОЙТИ/, часть его опубликована в сборниках по устному, народному творчеству осетин.
В работе использован полевой ..:<'/чО'-раФичес-
кий материал, собранный автором в 1990-1992
т-г» в горных и равнинных с.е7їа;< Северной Осе
тии . N
Дополнительным источником для реконструкции традиционных этических структур в общественном сознании осетин .1.9 в, являются стихотворения основоположника осетинской литературы К.Л.Хе — тагурова /1S59-.1.906'-' из сборника "Ирон Фандыр"
/"Осетинская лира"/, где нашли развитие многие Фольклорные мотивы осетин, в том числе? об общественном статусе индивида в осетинских обществам ,
Информативным источником по исследуемой те
ме являются адаты тре:; осетинских обществ, со
держащиеся в^сборнике, составленном Ф.И.'Леон-
тобичєм/Ф.И,Леонтович. Адаты кавказских
г-орцев„-Одесса, 1882 ,Т.. і „, 1883, Т.2/.
Научная новизна. Диссертационная работа представляет собой первую попытку изучения общественного сознания осетин 19 в. на основе текстов /архивных и Фольклорных источников/„
Традиционные социальные отношения осетин 19 в., этикет, генеалогические предания' привлекали внимание исследователей. Однако их интересовали реально существовавшие отношения,
история в генеалогических преданиях. Наша за
дача состояла в реконструкции коллективных представлений осетин, что позволяет объемно увидеть прощлое.
Апробация работы. Результаты работы были доложены и обсуждены на заседании отдела археологии и этнографии Северо-Осетинского института гуманитарных исследований» Диссертация обсуждена на заседании отдела Кавказа Института этнологии и антропологии Академии наук РАН,
включения. ь конце список источников и -диена на страницах,- 122 маши-
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и работы содержится тературы. Она изл> н о п и с: і і о г о те к ста ,