Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров Зенько, Алексей Петрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зенько, Алексей Петрович. Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Санкт-Петербург, 1992.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Традиционное мировоззрение является важней-шзи компонентом этнической культуры. В нем концентрируется многовековой опыт познания человеком мира и самого себя. Терминологически под традиционным мировоззрением следует, очевидно, понимать гсторически сложявшушя систему воззрений, характерную для опре-целенного этноса. Оно состоит из представлений о природе и о человека и включает элемента рационального и иррационального в осмыслении действительности. Необходимо подчеркнуть, что иррациональное в традиционном мировоззрения являетоя объективной формой познания и не противопоставляется рациональным знаниям. Однако, основным механизмом архаичного миропонимания выступают иррациональные представления, к которым необходимо обратиться в первую очередь при выявлении универсалий традиционного мировоззрения, его структуры и логики. Настоящая работа посвящена рассмотрению иррационального у обоких угров, которое атрибутируется в представлениях о духах и душах. Изучение>ранкнх форм представлений о сверхъестественном тем более актуально, что они явились основой для формирования развитых религиозных систем.

В последнее вреш яаблюдаетоя увеличение интереса к изучению традиционного мировоззрения со стороны этнографов, историков, ар-' хеологов, фольклористов, психологов и т.д. Обряды, обычаи и связанные о иимя представления дают науке цеиннй материал, характеризующий древние этапы истории этноса, архаичные формы миропоня^ мания я психической деятельности, процесе развития этнической культуры в целом.

До недавнего времени в литературе существовала тенденция, определяющая традмшонше обряда и обычаи как пережиток прошлого, косящий в современных условиях негативный характер /Ялесовских В.И., Чемакин A.M./. Новейшие исследования дают основание оценивать даннне категории в"качестве реально и объективно существующего феномена, неотъемлемой части специфического культурного наследия этноса. Для многих и, в частности, сибирских народов традиционное мировоззрение остается одним из основних стержней культуры, определяющих систему ценностных ориентации и поведенчеокие стереотипы людей. В то жо время, произошедшие за годи советской власти социально-экономические перемены не могли не коснуться сферы мировоззрения. В уоловиях радикальных перемен и в целом негативного от-

ношения к традиционным верованиям, некоторые предотавления, оорд-да и обычаи отмерли, другие изменились в сторону упрощения. Необходимость фиксации я изучения исчезающих и трансформирующихся традиций делает избранную тему весьма актуальной.

Коренные народы в последние десятилетия активно вовлекаются в процесс хозяйственного освоения Оибирн.В поиске аго оптимальних форм необходимо, исходя из тщательного анализа, учитывать особенное: и миропонимания того или иного народа. Большое значение после довакие 'данной проблемы может икоть в обеспечении нормального ваа имодейсгвия коренного а пришлого населения, что осуществимо, например, путей распространения этнографических знаний.

Несмотря на значительные достижения современной науки в области исследования традиционного (лировоззрения' народов Сибири и, в чаотнооти, обских, угров, сохраняется большое количество лакун, требующих дальнейшего изучения, особенно в направления систематизации и обобщения уже накопленного материала.

Объектом исследования, в настоящая работе является, обские угри. Под этим термином принято объединять генетически и культурно близкородственных хантоа и манои, которые заселяют лесную аону Западной Сибири." По данным последней переписи населения, их современная численность составляет ооотцетственно 23 тыо, и 8,5 гно.ч. Обскиа-угры являются типичными таежными охотниками и рыболовами. Общему уровню развития соответствуют и форлз* six миропонимания, основу которых состааляот анимистические представления. Заметную роль играі-і' такяе архаичные анитатичэокиэ воззрения и мировоззренческие элементы, определяете терминами фетишизм и тотемизм. В отличие от многих 'народов Сибири, шаманство не достигло четкой оформленноети. В целом, мировоззраниэ обских утров чрезвычайно сложно и полиморфно. Характерной особенностью, усложняющей задачу систематизации, является наличие большого числа обособленных локальных групп хантов и манои и, следовательно, значительная локальная вариативность их воззрений. Тем на менее возможно выделение стержневих влвдантов, которые позволяют говорить о наличии достаточно четкой структуры в мировоззрений обских угров.

Хронологические рамки исследования охватывают период конца ШІ - ХК веков. Данный период позволительно считать единым этапом в.развитии традиционного мировоззрения обских утров. Разумеется, даже в этих рамках традипиошгов мировоззрение на является застывшим комплексом, однако в целях систематизации материала и вы-

тления структуры представлений обских угров необходимо допустить их статичность на определенном временном срезе,-

Цолъю предлагаемой диссертации является возможно болев полное шисание, систематизация п определение структури традиционной ми-ювоэзрепческой системы обских угров. Эта цель молот бнть реали-юваяа решением следующих залет:

виявить комплекс представлений об окружающем мире и охарактери-ювать сверхъестественные существа, оживотворяющие природу;

рассмотреть воззрения на сверхъестественные начала чедовэчаско--XI бнтия, которкмя определяются место человека и его вэавмодей-:твие с окружающим шром;

дать оценку феномена иррационального на обскоугорском warepsia-is в культурно-исторзчослем и историко-сравшітельном шіаію;

проследить "пережитки" традиционной системы миропонимания и кутить их моего в современно;! духовной культуре обокпх угров.

Методологической основой работа послужило положение историчоско-."о материализма, согласно которому ролиии характеризуется как яе-горлческое явленно. Пряцигглальноо значение имело положенно о том, іто эволюция религиозных верования связана с развитием человеческого общества и шелигольних способное той людей. Большое значение шали теоретические разработки проблем духовной культура ведущих зоветских ученых - АЛ. Азгасямова, И.А. Крыяелава, А.Д. Сухова, З.Л. Токарева, Ю.П. Францеза я яругах. При определения методики зистемзтазации воззрений к реконструкция структуры традиционного лнропоззрения ми опирались ira разработки Н.А. Алексеева, Г.Р. Гал-цановой, Г.Н. Грачевой и др.

Источниковая база исследования включает полвено материалы автора, собранные среди хантов Шуршікарсного р-г,п Тюменской области в L985 г., хантов Сургутского р-на Тюменской обл. в 1988-1989 гг., чанси Березовского р-па Тюменской обл. в 1991 г. Использованы также полевие материалы зкопвдициіі кафедры этнографии Саккт-Пвтвр-Зургокого университета к куноватским и тшгаобскак ханжам Ямало-Яенецкого автономного округа в 1977, 197В, 1987 гг. Значительное количество информации получено из документов и рукописей, хранящихся в Архиве Всесоюзного географического общества и п Тобольском филиале Гооударогвенного архива Тюменской области. Больгаоіі ;; герео, в частности, иредстаамют рукописи К..Д. Носилова и Н,Н. .-: строва, протоиерея Л. Сулопкого, а также дела Тобольской духоі>-.. консистории и отчета духовных миссий. В ходе работ» wupoiw и;

-4.-

калась иыащиаоя публикации по агиографии и истории обских угров и других народов Сибири.

Историографический разор. Оосккэ угры еще о XI в. -были известим
русским, а в ХУ1 - ХУЛ вв., раньше других сибирски* народов, они
были присоединены к России.С этого времени по обским утрам на
коплена обширная литература. В конце ХУЛ - ХУШ в. появилась пар
аше краткие сведения о хантах /остяках/ и манси /вогулах/ в путе
вых наблюдениях И.И. Іепахина, П.С, Калласа, Н.М, Спафария. Бо
лее информативны работы В.Ф. Зуева, П. Любарских, Г. Новицкого,
которые на основе собствашшх наблюдений описали целый ряд обря
дов и представлений обских угров. В Конца ХУШ в. появились первые
обобщенные описания сибирских народов, базирующиеся на известных
к тому времени данных, -частью не дошедших до нашего времени. Сраки
подобных работ большой интерес представляет сочинение И.Г. Георги.
Груды ХЗШ в. носили описательный характер и имели целью познако
мить европейцев с аизнью аборигенов Сибири. Содержащаяся в них ин
формация, как правило, была краткой и разрозненной. Исключение со-
сгаашют работы Г. Новицкого и В.*. Зуева, которые, однако, были
опубликовали гораздо позже времени написаная. Для современной на
ука труды этого времени являются ценнейшим источником, который
содержит наиболее раніше данные по материальной и духовной куль
тура обских угров. '

В XIX - начале XX в. появляется большое количество описаний культуры народов Западной Сибири, прннадлежаких путешественникам а учеккм-естбствоведай. Свда относятся работы S. Белявского, А.Бра иа. А. Павлова и др. При использовании втих данных необходима известная осторожность, так как в салу некомпетентности отдельные авторы допускали ошибки в терминологии и трактовке фактов. В ато время выходят из печати многочисленные труды по описанию Сибири, рассчитанные на массового читателя. Среди них работы П. Головачева, К. Ельницкого, Е. Оно и др. Они дают лишь общее и поверхностное представление о культуре и верованиях аборигенов Сибири, но в них содержится ряд подробностей, полезных и для современных исследователей. В период XIX - начала XX вв. формируется плеяда замечательных исследователей, краеведов и публицистов, которые спе-1 циально занимаются проблемами этнографии обских угров. Большой интерес представляют работы Н.Л. Іондатти, Г.С. Дмитриева-Садовни-кова, А.А. Дунина-Горкавича, С. Мельникова, К.Д. Носилова, С.И.Ру-денко, Н. Сорокина, Б. Шаврова, И.И. Шухова, Н.Ы. Ядринцева и др.

Ими сделаны кв только квали{>ицнроташшо описания отдельных элементов культури, но и виявленії некоторые особенности локальних групп обоклх угров. Ряд трудов специально .посвящен религиозным верованиям. Из них ocoduil интерес првдетавлчют сочинения И.Л. Гонпатти по манси и Л.Л. Лунина-Горкапача но хантам, в которых сделаїш по-пнгки системно описать основные представления' о сверхъестественном. Большое внимание исследователи этого времени уделяли погребальному обряду /Гартенов В.В., Росляков П.П., Харламлович К.З. и др./. В меньшей степени освещались представления о человеке л его жизненных силах. Труди упомянули виде исследователей явились качественным нагом вперед в деле изучения обских угров. Было накоплено большое количество материалов к сделаны перше попитім его научной интерпретации. Т/л современной науки данные публикации являются надежны источником в изучении отдолышх> сторон-тралтион-пого мировоззрения угров Западной Сибири, поскольку они базируются на целенаправленных, наблюдениях и отличаются внеокой степенью достоверности. Огромная работа, проделанная перечисленными авторами, позволила создать перша монографические описания хантов и манси, которые бнли выполнены Н. Александровым,' В, Павловским и-Д. Туро гам. Особое место в изучении обских угров в данный период занимают труди венгерских и финских учених А.. Альквиста, Б. Кун-качи, А. Каннисто, К.Ф. Карьялайнена и др., которые обращались к западносибирскому материалу продолжая традицию поисков прародяйн финно-угров, заложенную М.А. Кастрзном. Ими собран, обработан и проанализирован огромнн* этнографический и лингвистический материал. С именами Б. Иункачи я К.Ф. Карьялайнена связано появление первых работ, посвящении* комплекс-полу изучению верований обских угров. 11х теоретическое и, особенно фактологическое значение чрезвычайно велико.

В послереволюционный период, в связи с проведением социально-экономических преобразований, в стране усилился интерес к малим народам Сибири и Севера. Силами краеведов и публицистов велось исследование традиционных верований с точки зронял алпирелигиоэ-ной пропагаїщн /Искра М., Лодаров П., Эрнстов Л.Г. и др./. Несмотря на общую негативную окраску работ, вызванную антирелигиозно!1, направленностью, авторам удалось зафиксировать некоторые обряди, обычаи и представления, характеризующие мировоззрение обских угрои. В 20-е годы нашего века началось (формирование советского угро-ведения, основоположником которого является пинающийся учений

- б -

В.Н. Червецов. Его работа ро ксторзвд, археологии, общественным отношение, иатераадън»з& и духовно*! культура хантав и ыакаа, вышедшие в 20-е - 60-е рода, с?ада оснзіарй, на цатору» опирается сор-' ременное угроведедае. й.Н, ^ерзвцой уделял большое ваиманиа вопросам траддцаотюго шгровочарэвая. Его набольшую, ыо чрезвычайно еьшую статьи "Ирадоїавдения о щиэ у обскшс угров" ыокно считать классическим образцом ан&щза соответствующие представлений. У потоков советского угроваденвд..стоял так#е А.Н. Баландин - замечательный иеодедйва?ель мадандского языка и фольклора. Он посвятил спеццальнуа работу "ЯЩі манокйокой сказки" изучена» ыяфо-лоютески и сказочных цероопада#. Научные традиции, ааложендаа первыми советскдаи угрозедамц, банд продолжены 3,И. Соколовой, а таккз праяставкгвляшг їоьздкоа агиографической щкоды - Ъ.Ы. Кулей-виши и Н.В. Лукакоа. Щру Э.П. Соколовой, кроме фундаментального исследования содзальной оргакнзацнн» принадлежат многочисленные работы по традиционному ьздрошззрацию обских угров, в которая освещаются представления о душа, продкдвом шенд, сверхъестественных

. существах, культовых местах и др, Целый ряд публикаций поснщаа погребальному обряду.* й работах В.а, Кулацзина и Н.В. Лукяной опубли-ковада ценные полевые материалы, проанализированы многие аспекты мировоззренческой традиции обских угров. B.U. Кулемздным, Н.В. Лу-киаой и З.П. Соколової собран я интерпретирован на высоком науч-нбм уровне ценный материал, баз которого невозможно современное Езучение обскоугорского мировоззрения. Важную роль в разработка проблем д^авной культуры ханхов и ыанои играют работы И.Н. Га-ыуава, В.И./Мошинскоб, Н#И, Цовиковой, ИЛ. ПрытковоЛ, В,Г. Федоровой и др. Современные зарубежные $инноугроведы такие неоднократно обращались К изучению отдельных второй духовной культуры обс-

- ких угров /Ы. Валэер, Я. Кодолааа, Г. Рокёйы, М. Хошал, Е, Шщцт/. В 1958 г. была аздана книга А. Каннвсто "Материалы по микологии вогулов", в которой рассмотрена многие елементи представлений о свбргьвотаотвввйом у манси. Несмотря, на выдавшиеся доетьдегикя отечественного и Зарубежного угроведения, задача систематизации н вы-явлешш структуры традиционного мировоззрения рисках угров на бы-_ ла полноотьв решена. В этом плане изучение верований хантов и манси отстает по сравнению о другими народами Сибири. На основе обобщения накопленного материала советскими учеными сделаны систем-

>. ные опиоания многих этнических мировоззренческих комплексов. При налітай подобных"разработок в последнее время на материале неко-

торых народов стал еззмолсй сладуюдлД наг ~ реконструкция традиционной модали миропонимания этноса. Такт»! образом, комплексное системное олясшшо и реконструкция структуры мировоззрения является насущной задачей утроведвніш п необходимой предпосылкой для дшіьненааго иэученяя миропонимания обских угров.

Новизна роботи состоит в том,, что на основания опубликованных и внервно вводами в науку материалов проводятся отсутствовавшее до настоящего времени по возможности полков описание и систематизация традиционного мировоззрения обоклх угров. В ходе описаная делается также попытка пряблпаиться it реконструкция модели гщюлокгганкя. оботх угров в рамках конца ХУИІ - XX вв. Впервио традиционное мироЕоззршшо рассматривается в ключевом для него аспекта прэдотапленхй о сверхъестественном и предпринимается попытка определить структуру пгедегавлэнйй о духах и дутаах па od-скоугорском материале. В работа впорви-Э обосновывается и демонстрируется единство основ мкровоэзрончйокой системы хантов и мансн.

Практическая'значимость работ определяется слодувдкм:

в пауку вводятся косна дагашо по традтвюиноі'лу мировоззрению' обских угров;

по предложенной схема возможен сбор, в дальнейшем, полових материалов;

приведенные данные и виводи могут бить кспользовани для изучо-ния развития архаичных форм миропонимания, монографического опи-сагош мировоззрения обских угров п других каучінис работ;

-: материалы дассерташга могут быть включены в общие л специальные лекционные курен, использованы для создания музейных экспозиций по духовной культуре народов Сибири.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедри этнография и антропология Санкт-Петербургского уняверси-тета и отдела Сибири Санкт-Петербургского филиала Института этнология и антропологии. Результаты исследований представлялись в виде докладов яа всесоюзних и региональных конференциях, ежегодных научных сессиях исторического факультета Санкт-Петербургского университета. Основное содержание работы отражено в публикациях по теме исследования.

Структура работн. Диссертация состоит из введения, трех глая, заключения, описка информаторов и литература. Первые две глаги разделены на параграмм.