Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Песенный фольклор украинцев Башкортостана : Историко-этнографическое исследование Ахатова, Фарида Габдулхаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ахатова, Фарида Габдулхаевна. Песенный фольклор украинцев Башкортостана : Историко-этнографическое исследование : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Уфимский научный центр.- Уфа, 1997.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-3/3544-8

Введение к работе

Актуальность тени. Теория этноса и этнических процессов изучается комплексно, совместными усилиями этнологов, антропологов, археологов, языковедов, учеными других дисциплин. Значительный вклад в разработку проблематики могут внести исследования в области песенного музыкального фольклора. Основанием к такому утверждению является фундаментальное свойство музыки концентрировать в своем интонационном словаре, в музыкально-фольклорных типах (мелодических, ритмических, ладовых, фактурных) многовековые культурные традиции народов, этнические стереотипы поведения, темперамент, национальный характер. В произведениях разных ' эпох в звуковой форме отражено восприятие людьми мира во всем его многообразии: гармонии и хаоса, стабильности и неустойчивости, цельности и разорванности общественного и личного сознания. В музыке воплощаются внезапно вспыхнувшие эмоции. В то же время, этнически не типичное, малозначимое отсеивается. Сохраняются, становятся традиционными формы, жанры, интонационный словарь, понятный и доступный для восприятия большому кругу людей.

Музыкальный фольклор - весомый компонент в могучем океане национального достояния. Раскрыв секреты и загадки эволюции народной музыкальной культуры, мы найдем дороги, ведущие людей к миру и согласию.

В настоящем исследовании автор стремится понять механизм развития этносов и их культур в многоэтничной среде на материалах музыкального фольклора. Это сложная и очень мало изученная проблема ставит для исследователя множество задач. Какова специфика музыки контактирующих народов ? Растворяются ли духовные ценности малочис-. ленного народа в культуре более крупного ? Каков уровень взаимовли-

-віяний музыкального фольклора в зависимости от продолжительности контактов ?

Ответы на эти и другие вопросы сложны и не однозначны. Этному-. зыковедение - молодая отрасль науки. Сегодня в ней теоретические подходы и методологические приемы исследования лишь формулируются и отрабатываются. По мере их совершенствования откроется возможность, с-одной стороны, проникнуть в достаточно отдаленные пласты народной культуры, с другой - заглянуть в ближайшее будущее, пытаясь прогнозировать вектор развития народного музыкального творчества. Такая перспектива сама по себе свидетельствует об актуальности настоящего исследования.

В представленной диссертации поставленная проблема изучается на материалах музыкального фольклора украинцев Башкортостана. Это также имеет очевидную актуальность, так как музыкальный фольклор украинцев длительное время развивался в многоэтничееской среде Вол-го-Уральскогр региона, особенно Башкортостана. Здесь украинская народная музыка функционировала во взаимовлиянии и взаимодействии на одном пространстве с музыкальным фольклором башкирского, татарского, русского народов.

Песенный фольклор украинцев составляет неотъемлемую часть духовной культуры Башкортостана. Он значителен по масштабам распространенности, охватывает все ареалы расселения украинцев в республике и выходит за пределы. Украинские песни поют украинцы.Много украинских песен в репертуаре русских исполнителей, а также башкир, татар, чувашей.

Изучение украинского фольклора как части -духовной жизни народов РБ актуально в условиях активизации этнических процессов в республике и стране, когда идет процесс возрождения традиционных культур. У украинцев Башкортостана, зачастую забывших свой язык и пере-

шедших на русский, пробуждается интерес к истокам своей культуры, к родному языку, к своей истории. Многое для 'этого делается общественными организациями, национальными движениями, в особенности Республиканским товариществом почитателей украинской культуры "Кобзарь". Успешно работает общественный центр украинистики (председатель В. Я. Бабенко) , который развернул сбор материалов и исследования по украинцам Башкортостана. В разработке некоторых теоретических аспектов истории культуры украинцев^ расселяющихся в многозтничных средах РФ, может оказаться полезной и настоящая диссертация. В частности, кроме конкретных историко-этнографических сюжетов функционирования культуры украинской диаспоры в РФ, автор ставит задачей изучить на материалах музыкального фольклора особенности эволюции культуры этнической группы украинцев в иноэтничной среде. Это также повышает актуальность избранной темы.

Изученность теми. Взаимосвязь и взаимодействие в сфере музы
кального фольклора народов России - тема новая. Разработка этой те-
мы в Башкортостане усложняется слабой изученностью истории, культу
ры и быта так называемых "некоренных народов" республики. Собствен
но, по музыкальному фольклору русских, белорусов, татар, чувашей,
украинцев и других этносов Башкортостана до сих пор не было ни од
ной монографической работы. Отдельные факты, многочисленные выска
зывания специалистов разбросаны на страницах журналов- и газетных
публикациях. Однако.они не могут заменить развернутой характеристи
ки музыкальных традиций этих народов. Предлагаемый монографический
очерк является первым исследованием такого рода. - "

Вместе с.тем, собирание песен различных народов Башкортостана началось еще в 1830-е гг. В то время русский композитор А.А.Алябьев, находясь в ссылке в Оренбургском крае, записывал башкирские,

татарские, казахские и другие песни. Пробуждению его интереса к народному творчеству способствовала дружба А.А.Алябьева с известным украинским фольклористом М.А.Максимовичем, их совместная работа над сборником обработок украинских народных песен. *

Во второй половине XIX в. известный краевед Р.Г.Игнатьев составил сборник из 100 белорусских народных песен. Известно, что он записывал русские, башкирские, татарские, казахские песни. К сожалению, о судьбе этих сборников ничего не известно. Возможно, среди них были украинские песни. Позже Р.Г.Игнатьев написал в г.Уфе оперу "Запорожцу". В XIX в. композиторы создавали свои сочинения, как правило, на основе записей народных песен. Видимо, Р.Г.Игнатьев не был исключением.

На рубеже XIX-XX вв. выдвигается ряд собирателей фольклора народов Башкортостана. Это Т.Х.Еникеев, А.Т.Гречанинов, И.А.Козлов, М.И.Султанов и другие. Особое место принадлежит исследователю края С.Г.Рыбакову. Он не только собрал богатый песенный материал, но и впервые в башкирской фольклористике обобщил свои наблюдения в монографических исследованиях - "О поэтическом творчестве уральских мусульман, татар, башкир и тептярёй" (1В93), "Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта" (1897), "Очерк быта и современного состояния инородцев Урала" (1895). Большое внимание С.Г.Рыбаков уделял влиянию русской культуры на творчество тюркского населения края (См.: "Русские влияния в музыкальном творчестве нагайбаков, крещеных татар в Оренбургской области", "Русские влияния в жизни уральских инородцев с прибавлением нот").

Украинский фольклор С.Г.Рыбаков специально не изучал. Однако, ряд его замечаний представляет интерес: он указывает на наличие в репертуаре башкир - исполнителей песен на музыкальных инструментах - не только башкирских, но и русских песен. При этом перечисляются

русские песни ("Чижик", "Вдоль по речке"), а также украинская ("Як за гаем. гаем")1.

В работах С.Г.Рыбакова есть замечательные высказывания об особенностях песенного фольклора в различных поселениях, в том числе украинских. "В сельской местности,- пишет он,- можно слышать драгоценные, старинные, веющие эпической красотой песни. Песельниками славятся многие заводы и села'"-.

В XX столетии музыкально-фольклорное движение в Башкортостане достигло определенных результатов. Опубликованы записи башкирских, татарских, чувашских, марийских мелодий и наигрышей А.А.Эйхенваль-да. Известны записи Л.Н.Лебединского, А.И.Харисова, М.М.Валеева, К.Ю.Рахимова, З.Г.Исмагилова, а также других композиторов и фольклористов. Башкирские народные песни в Башкирии собирал и изучал украинский композитор Ф.Е.Козицкий.

В Башкирии регулярно организовывались и работали фольклорные экспедиции: в конце 1930-х гг. под руководством Н.П.Колпаковои, в 1940-х гг. - Э.В.Померанцевой, с 1960-х гг. известны студенческие экспедиции Башгосуниверситета. Стерлитамакского пединститута. Уфимского государственного института искусств. Ими собираются песни различных народов республики.

В целом, в XIX - XX вв. накоплен значительный материал по песенному фольклору народов Башкортостана. Начиная с 1920-х гг. главное внимание уделялось сбору и систематике балікирского фольклора, в том числе музыкального. Вышли многотомные издания различных жанров устного народного творчества, нотные записи музыкального фольклора.

Рыбаков С.Г. Очерк- быта и современного состояния инородцев Урала // Наблюдатель. СПб., 1895. N 8. С. 304. 2Там же. С. 274.

- 8 -В 1950 - 1970-х гг. большую работу по записи песен финно-угорских народов Башкортостана провели венгерские ученые. Конечно, в исследовании музыкального фольклора народов РБ еще много пробелов. В их числе'слабая изученность восточнославянского, в частности, украинского музыкального фольклора. Заполнить этот пробел - одна из задач настоящей работы.

Цель работы - исследовать специфику песенного фольклора украинцев в Республике Башкортостан, особенности его функционирования в многоэтничной среде. В русле основной задачи:

изучены жанры и жанровые разновидности украинских песен в Башкортостане;

выявлены изменения в них в результате исторического развития и влияния других этносов;

осуществлен сравнительный анализ песен украинских переселенцев с фольклором материнского этноса;

установлены культуры народов Башкортостана, которые наиболее активно взаимодействовали с украинской песенной культурой;

- дана характеристика особенностям украинского фольклора в РБ
в различных аспектах его функционирования: в мелодике песен, в

текстах, в исполнительском репертуаре, исполнительском стиле.

Методологической основой исследования явились принципы сравнительно-типологического анализа, историзм и системный подход к интерпретации материала. Комплексное использование, данных этнологии, музыковедения, лингвистики позволило усилить аргументирование выводов автора.

Основой'исследования явилась концепция об этнических группах как подразделениях этноса, в которых наиболее интенсивно протекают

этнокультурные процессы. Она разработана в трудах Р.-Г.Кузеева и В.Я.Бабенко. В.Я.Вабенко в своих трудах об украинцах проследил исторические этапы развития этнической группы в инозтничной среде. Эти исследователи характеризуют украинцев Башкортостана как.малую этническую группу (МЭГ). МЭГ - это сравнительно, небольшая ( до 100 тыс. чел} этническая общность, живущая в территориальном и хозяйственном отрыве от оснвного массива материнского этноса, расселенная дисперсно или компактно на . определенной территории и находящаяся относительно длительное время в численно превосходящем иноэтничном или полиэтничном окружении1.

В процессе исследования использована теория академика Б.В.Асафьева, согласно которой в основе музыкального искусства лежит не акустически закрытый звук, а семантически открытая интонация - открытая переосмыслениям, обусловленным исторически и социально. Музыкальная интонация никогда не теряет связи ни со словом, -ни- с танцем, ни с мимикой человека, но "переосмысливает" закономерности их формы и составляющих элементов в музыкальные средства выражения. Народ, культура, эпоха определяют интонацию, а через интонацию определяются средства выражения музыки2. Такой подход позволяет усилить историческую и историко-этническую, интерпретацию источникового материала.

1Кугеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. (Этноге-
нетический взгляд на историю).'М., 1992; Кузеев Р.Г., Бабенко
В.Я. Этнические и этнографические'группы в СССР. Уфа,1989; и
ДР- . *

'Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книга первая
и вторая. Л. ,1971. ' ' .

Апробация работы. Результаты исследований докладывались на научных симпозиумах, конференциях, семинарах, в том числе на республиканской конференции "История и культура Башкирии: прошлое и настоящее" (Уфа, 1988 г.), Всесоюзной научной конференции "Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных этнокультурных процессах" (Уфа,1989 г.), на научной конференции "Башкортос-тан в XVI - XVIII вв" (Уфа, 1996 г.), на заседаниях украинского национального общества РБ (Уфа, 1991 г.), на Всесоюзном научном семинаре "Проблемы этногенеза народов Волго-Камского региона в свете данных фольклористики" (Астрахань, 1989 г.).

Доклады на конференциях и результаты исследования опубликованы в статьях и в монографии "Песенный фольклор украинских переселенцев в Башкирии" (12 а.л.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, списка использованной литературы и приложения.