Введение к работе
Актуальность настоящего исследования связана с новой волной интереса к первобытным возрастным инициациям. Появилось такое понятие как "инициационяый голод" совреиеннои культуры (выражение
Рассела Локарта), причем речь о нем зашла среди психологов, психиатров, философов, теологов, педагогов. С одной стороны, . такое внимание к инициациям порождено общим стремлением современной науки опереться на опыт прошлого в поисках утраченных знаний о гармонии человека и его мира - что-то вроде увлечения западной медицины знахарями и хилтерами. С другой стороны, у истоков этого нового интереса к инициациям стоят проблемы взросления и становления личности современного человека, его социальной адаптации и смены позиции, занимаемой им в обществе.
Возникающие у современного человека проблемы- социальной адаптации, связанные с изменением условий жизни, с вхождением в новув социальную роль, чреваты стрессами и психическими расстройствами. Это свидетельствует об отсутствии в европейской культуре разработанных механизмов перехода от одной социальной ситуации существования к иной.
В последние годы появился ряд работ, исследующих переходные периоды в жизни личности, в которых авторы (в основном это псиюаналитики, последователи К.Г.Юнга) обращаются к опыту первобытных инициации и говорят о близости по своим социально-психологическим функциям инициации и современной психотерапии.
В их понимании и инициации, и психотерапия - ато особые области культуры, некие "ниши", предназначенные для внутренней адаптации личности к различным переменам, происходящим на жизненном пути человека. Английские психоаналитики Я.Стеин и М.Стеин, пришли к выводу, что в настоящее время общественные функции ритуалов, помогающих человеку преодолеть жизненный .перелом, берет на себя психотерапия. В атом смысле "психотерапия
является современной версией ритуалов инициации" (1988).
В виду всего сказанного исследование психологического аспекта первобытных возрастных инициации моает представлять интерес не только для специалистов в области этнологии, исторической психологии, но и для психотерапевтов, и психиатров.
Каким образом происходящая во гремя обрядов инициации смена социальной позиции и овладение ролью взрослого ведет к реальным изменениям личности подростка?
В чем заключается собственно психологическое содержание инициации? Нельзя ли выделить в' обрядах инициации опрзделенные психологические механизмы и приемы, способствующие "рождению" нового социально-взрослого члена общества?
Какое место занимают в инициациях тайные знания? Каковы их социальные и психологичекие функции?
Какая роль отведена в первобытных возрастных инициациях различным испытаниям и истязаниям, которым подвергаются неофиты?
Чем отличается происходящее во время инициации посвящение в социальную роль от вхоадения человека в новую роль и идентификации с нею в обычной повседневной аизни?
С чем связано воспроизводство института инициации на самых различных этапах раздития общества?
Теоретическая значилостъ данной диссертационной работы заключается в том, что в ней предлагается один из возмоаных путей рассмотрения названных основополагающих вопросов изучения обрядов инициации, вопросов, необходимых для понимания этого института культуры, его роли в жизни личности и в существовании культуры.