Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX-начале XX в. Булатов, Абдулгамид Османович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Булатов, Абдулгамид Османович. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX-начале XX в. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Ин-т этнологии и антропологии.- Москва, 1991.- 28 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-2/4144-7

Введение к работе

Актуальность исследования. Домонотеистические верования, сохранявшиеся в религиозных и бытовых ритуалах и фольклоре народов Дагестана еще в начале IX в. как элемент их духовной культуры» изучены еще в недостаточной степени. Домонотеиотические верования - это не только древнейшие формы религиозных воззрений (тотемизм, магия и др.), связанные о наиоолее примитивной социальной деятельностью человека, но и персонажи раннего политеизма» отражающие более сложные формы общественной жизни и социального строя. Они не только не исчезли с принятие» ислама» но злились в круг его ритуалов и благодаря этому и во многих случаях в его рамяах сохранились и дошли до навах дней. Синкретизм представлений и ритуалов древней народной религии о исламом способствовал региональному и локальному своеобразие в отправлении некоторых исламских культов.

Изучение домонотеистичесних религиозных верований имеет важное научно-теоретическое и практическое значение. Они могут служить источником при изучении этногенеза народа» его этнической, экономической, социальной и политической истории, ввутриэтии-ческих и межэтнических связей.

Народная религия явилаоь тем стержнем, вокруг которого сформировался комплекс ритуально-символических действий и связанное с ними мифотворчество, составившие древнейший и ценнейший пласт традиционной народной культуры, который, претерпев значительную трансформацию в процеоое исторического развития, сохранил тем не менее у каждого народа ряд ярких самобытных черт. Исследование древнейших религиозных воазрений может поэтому помочь освещении в некоторых аспектов народной культуры.

Изучение архаических верований, лежавших в основе народной

религии, важно и потопу, что в тесной связи с ней формировались веками эстетические, этические, нравственные норыы, определен-нае правила социального сосуществования; моральные нормы в народном сознании часто облекались в религиозные формы, отдельные нравственно-бытовые запреты иди, напротив, рекомендации о течением времени обретали статус религиозных.

Выявление и изучение древних форм религии имеет и практическое значение для решения вопросов, связанных с атеистической пропагандой.

Особую актуальность проблема исследования религиозных верований приобретает в наши дни в связи с происходящими в отране процессами перестройки и демократизации жизни общества, одним аа аспектов которых стало изменение отношения к религии и к тем, кто придерживается ее предписаний: место принципа полного и воинствующего неприятия заняла позиция добровольности в вопросах веры иди неверия, соблюдения религиозных предписаний или полного отказа от них, т.е. восстанавливается конституционный принцип овободы вероисповедания. В этих условиях оообенно важно показать содержание и исторические корни обрядов и обычаев, связанных о бытовыми религиозными представлениями, которые еще довольно живучи в условиях Дагестана. Це менее важно среди религиозных пережитков различать вредные, мешающие современному человеку, от тех, которые, трансформировавшись из древних магических, мавти-ческих и иных культовых действий, приобрели в наши дни харантер символический и игровой и сохранились в качестве злементов традиционных народных празднеств, развлечений, игр.

Актуальность работы определяется и тем, что это первое исследование домонотеистмчеоких верований народов Дагестана в кон-текоте народной культуры, а также их классификации н анализа с

выявлением всторичеоних корней, путей развития а трансформации.

Пели и задачи исследования. Основной целью диссертации является историко-этнографйческое исследование комплекса домоно-теистичеоких религиозных верований в дореволюционной Дагестане нак одного из элементов народной нультуры.

Важной задачей исследования являетоя попытка типологической и исторической классификации верований, выявление их исторических корней и обусловленности различными этапаыи развития общества.

В соответствии о поставленной целью в работе делается попытка восстановления более или менее полного первоначального облика верований, во фрагментах сохранившихся в исследуемое время у разных народов, путем вскрытия наслоений, возникших в результате их взаимовлияния или более позднего взаимодействия с развитыми религиозными системами.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащийся в вей материал и выгоды могут быть использованы при написания работ по истории религии вообще и в Дагестане, в частности; при изучении вопросов духовной культуры дагестанских народов, связанных с их древнейшим мировоззрением я идеологией, для научно-атеистической пропаганды. Приведенные данные могут быть включены в лекционные курсы по истории духовной культуры народов Дагестана и СССР, а также использованы при комплектовании музейных экспозиций.

Положения и фактические материалы диссертации представляют интерес не только для этнографов-религиеведов, но и для фольклористов и историков культуры.

Научная новизна исследования. Домояотеистические верования в масштабах воего Дагестана еще не были предметом специального

иооледования. Отдельные публикации (статьи, тезисы), посвященные изучению верований тех или иных народов, той или иной формы религии у целого ряда дагестанских народов, а такае описания обрядов, в которых проявляются определенные религиозные воззрения, обогащая в той или иной мере религиеведение и этнографическую науку в целой, не могут тем не менее дать целостного представления о древней народной религии, функционировавшей в Дагестане с глубокой древности и сохранившейся в виде отдельных пережитков до последнего времени.

В диссертации на основании большого, во многом впервые вводимого в научный оборот, материала исследованы древнейшие религиозные воззрения народов Дагестана, среди которых впервые в да-гестановедении выделено шаманство, выявлены местные его особенности и своеобразие; показано, что появлению в Дагестане монотеистических религий предшествовал политеизм, охарактеризованы этапы слокения политеистических божеств.

В диссертации впервые в дагестановедении доыонотеистические верования представлены не столько и не только как свидетельство темноты и невежества народных масс, но и как пороЕдение их яркой фантазии, как красочные элементы народных обрядов и выросших из них развлечений, игровых действий; они даются не в качестве явления, подлежащего обязательной борьбе и уничтожению, а как область древней культуры дагестанских народов.

Вакное значение для исследования религиозных верований народов Дагеотана, для понимания особенностей их эволюции и трансформации имеют методологические и теоретические разработки в новейших исследованиях советских ученых о религии.

Источники исследования - научная литература и полевые этнографические и фольклорные материалы, собранные автором у всех на-4

родов Дагестана в 1983-1989 гг. Информаторами служили местные жители» как правило, люди старшего поколения. Кроле полевого, использован материал, имеющийся в исторической и этнографической литературе по Дагестану - свидетельства очевидцев, наблюдателей быта дагестанских народов, в особенности местных авторов, которые, не давая прямых свидетельств бытования исследуемых нами верований, описывали, хотя часто и очень кратко, те или иные ритуалы, в которых эти верования проявлялись.

Важным источником явились фольклорные материалы, предоставляющие собою мифы, легенды, предания о тех или иных персонажах верований, а также связанные со "святний" местами я лицами, причисленными к лику местных святых, собранные, в основном,' автором, а также опубликованные ранее фольклористами.

При написании диссертации нами использованы и материалы Рукописного фонда Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, представляющие ообов записи отдельных обычаев, обрядов, фольклорные материалы, собранные в разные годы. Определенную помощь оказали нам данные из фондов и экспозиции Дагестанского краеведческого музея.

Состояние изученности проблемы. Самые ранние сведения о религиозных воззрениях народов Дагестана относятся к античному времени (Страбон) и периоду раннего средневековья (Ибн Русте, йбн Хауналь, їЛасуди, ал Гарнати).

Описание обычаев и обрядов, в которых можно усмотреть отдельные реликты домонотеистических верований, появляются в публикациях второй половины XIX в., авторами которых являются военнослужащие, чиновники царской администрации, путешественники, исследователи (С.Пиотровский, П.Пржецлавский, Н.Алибов, А.Руновский, Л.Загурский, Д.Н.Анучин, А.Т.Васильев и др.).

Большая достоверность и детализация характерны для описания различных религиозных ритуалов в трудах местных дореволюционных авторов (А.Омаров, Г.-Ы.Аниров, О.Каранаилов, Г.-М.Дебиров, ШСанагов и др.), однако, они не дают сколько-нибудь полного представления о древнейших религиозных воззрениях народов Дагестана.

Целенаправленное и планомерное изучение разных сторон быта, в той числе и верований, отнооитоя к советскому периоду и начало еыу было положено работами Г.Ф.Чуроина (1927, 1929).

Определенный вклад в изучение религиозных верований народов Дагестана внесли советские исследователи 40-х - начала 70-х годов (Е.ІІ.ІИЛЛИНГ, З.А.Никольская, А.Г.Трофимова, С.Ш.Гаджиева, Ы.М.Йхилов, Г.А.Сергеева, А.Г.Булатова, С.С.Агаширивова).

Значительная работа по изучению реликтов ранних форм верований, главным образом, у лезгин, проделана Г.А.Гад»иевым(1977, 1980, 1984, 1986, 1987).

Материалы о религиозных верованиях народов Дагестана содержатся в разновременных работах С.Ш.Гаджиевой (1980, 1987), А.Г.Булатовой (1980, 1981, 1984, 1987, 1988), В.А.Агларова (1984, 1988), С.А.1угуева (1984), Б.И.Алимовой (1981, 198?) и др. Сведения о верованиях народов Дагестана встречаются в публикациях фольклористов (М.Р.Халидова, Х.МДалилов) и в трудах археологов (В.М.Котович, О.М.Давудов и др.).

Таким образом, хотя отдельные элементы древних религиозных верований того или другого народа Дагестана освещались в работах общего характера или пограничной тематики и даже исследовалиоь специально, многие вопросы проблемы остаются еще не исследован/ ным» яан в рамках отдельно взятых народов, так и всего Дагестана. Нет пока ни одной обобщающей работы, в комплексе и рагносто-

ронне исоледующей реликты домонотеистических воззрений у народов Дагестана в XIX - начале XX в.

Апробация работа. Работа обсуждена и одобрена на кафедре истории советского общества Дагестанского государственного университета им.В.Й.Ленина, а также на заседании отдела этнографии народов Кавказа института этнологии и антропологии АН СССР-.

Основные положения диосертации опубликованы в монографии "Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX - начале XX в." (12,5 п.л.), трех статьях и легли в основу докладов на трех Всесоюзных конференциях: симпозиуме "Религиозные верования народов СССР и современность" (Москва, 1989), Средне-авйатско-кавказских (Лавровских) чтениях (Ленинград, 1990), конференции по проблемам мировоззрения народов Сибири (Улан-Удэ, 1990); двух республиканских конференциях - ХЯ научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Дагестана "Молодежь и научно-технический прогресс" (Махачкала, 1988) и научно-практической конференции Дагеотанокого филиала ГО СССР, посвященной итогам географических исследований в Дагестане в 1988 году (Махачкала, 1989), а также на сесоии по итогам экспедиционных исследований Института ИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР за 1986-1987 гг. (Махачкала, 1988).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, опасна использованной литературы и списка информаторов.