Введение к работе
Предмет и объокт исследования. Диссертационная работа посвящена ахалцихским, или месхетинским туркам. "Ахалцихские турки" (тур."ахысха тюрклери")- наиболее распространенное в их среде самоназвание. "Месхе-тинские турки", или "турки - месхетинцы" - наименование, утвердившееся в литературе в конце 1980-х гг. Названная группа заселяла Ахалцихский край, часть грузинской исторической провинции Месхети - полосу вдоль современной границы Грузии с Турцией между Аджарией на западе и Арменией на востоке. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1828 по 1993 г.
В результате русско-турецкой войны 1828-29 гг. Ахалцихский край был присоединен к Российской империи, и его жители отделены государственной границей от основного турецкого этнического массива. С тех пор изменения . в языково-культурном облике и самосознании месхе-тинцев диктовались факторами и обстоятельствами, сильно отличавшимися от тех, которые действовали в Турции, даже в приграничном регионе - Восточной Анатолии,
Предмет исследования - процессы изменения традиционной культуры, языка и самосознания ахалцихских турок за время их жизни в Российской империи, СССР и СНГ. Во время и после войны 1828-29 гг. в результате массовых миграций более чем на столетие вперед определился этнический состав населения Ахалцихского региона. Мусульмане, говорившие на турецком языке, составляли меньшинство и жили в этнически смешанном окружении, контактируя с армянами, грузинами, курдами, русскими и др. В 1944 г. все мусульмане.Месхети были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан. Ныне они дисперсно расселены в нескольких республиках бывшего СССР в различном этническом окружении. Сложные исторические обстоятельства последних полу-
тора веков обусловили противоречивость, многолинеиность и многоплановость процессов их этнокультурной трансформации и формирования у них группового самосознания.
Цели и задачи исследования. Цель исследования -анализ логики и механизмов взаимосвязи меходу процессами языково-культурной трансформации и групповой самоидентификацией. Основные задачи:
оценить, в какой мере субъективная идентичность является отражением объективных культурных и языковых параметров группы;
проследить, какие преимущественно факторы внешнего воздействия в наибольшей степени определяют групповое самосознание.
Анализ названной выше основной проблематики работы требует подробного изложения и систематизации фактического - этнографического, лингвистического и демографического материала. Это нужно еще и потому, что ахалцихские турки мало изучены в этнографическом отношении и связанная с ними информация почти не встречается в научной литературе. Изложенный в диссертации материал основан не только на совремэнных полевых наблюдениях, но и на письменных источниках Х1Х-ХХ вв. В диссертации рассматриваются основные социальные и культурные процессы в среде ахалцихских турок на протяжении более чем 160 лет, следовательно, в этом плане работа представляет собой исто-рико-этнографический очерк.
Методологические основы исследования. Они связаны с распространенным в современной культурной антропологии подходом к этничности как к феномену субъективного-культурного и психологического порядка.Этничность понимается как одна,из форм групповой и индивидуальной самоидентификации, или субъективной идентичности. Этничность не
есть имманентная характеристика конкретной культуры или свойство, изначально присущее культурно-языковой общности. Она представляет собой продукт определенных процессов в сфере общественного сознания, обусловленных в конкретных обстоятельствах различными социальными и культурными, в том числе политическими и идеологическими факторами. Этничность формируется и существует в определенных временных рамках. Она возникает как результат, с одной стороны, целенаправленных действий - "социальной инженерии", государства и творчества конкретных идеологов; с другой - спонтанного процесса, а именно - осознанного и неосознанного выбора линий поведения и восприятия действительности, делаемого большой массой людей. На наш взгляд, подобный подход позволяет адекватно понимать и анализировать ситуацию внутри рассматриваемой группы.
При анализе собранного эмпирического материала были использованы концептуальные подходы, предложенные в работах Б. Андерсена, А. Смита, Д. Белла, М. Бэнтона, Д. Хоровитца, Д. Ротшильда.
Для описания процессов этнической трансформации применялась универсальная, используемая различными научными школами и направлениями типологическая схема: разделительные и объединительные процессы, в числе последних - процессы консолидации, интеграции, ассимиляции [1]. Иэ исследований, содержащих анализ конкретных этнических и языково- культурных процессов, хотелось бы особо отметить работы Д.Е.Еремеева и Н.Г.Волковой, из зарубежных ученых - М.Гордона.
І.Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.,1987, с.74-91; Horottitz D. Ethnic Identity. Ethnicity. Theory and Experience. Ed. by H.Glazer and D.Hoynihan. Cambridge (Mass.), 1975, pp.113-116.
Научная новизна работы. Она связана, главным образом, с тем, что до конца 80-х гг.XX в. ахалцихские турки как таковые не были объектом специального этнографического изучения, в частности, не исследовалось их самосознание и не прослеживались в динамике на протяжении длительного исторического периода этнические, языковые и культурные процессы в их среде.
Актуальность настоящей работы связана со следующими обстоятельствами. В настоящее время в пределах бывшего СССР и в Восточной Европе все большее влияние на общественные процессы оказывают национализм и этнические движения, что оживляет общетеоретический и прикладной интерес к соответствующей проблематике.В отечественной науке идет постепенный процесс пересмотра методологических и методических основ изучения этничности и этнической динамики. Возрастает потребность в сведениях о ранее слабо изученных процессах, в частности, внутри малых и дисперсных этнических групп,помогающих освоению новых подходов к исследованию и пониманию феноменов этничности и национализма. Своеобразная история ахалцихских турок и специфика их соврекзнного положения позволяет рассматривать эту группу как своеобразную модель протекания некоторых процессов.
Прикладное значение данного исследования обусловлено тем, что ахалцихские турки вовлечены в сложные процессы адаптации к изменчив \ социальным и политическим реалиям республик бывшего СССР. Для понимания ситуации и для принятия адекватных решений необходима разнообразная информация о группе, в том числе о ее истории, традиционной культуре и самосознании.
Изученность проблемы.Использованные источники и литература. Ахалцихские турки редко привлекали внимание исследователей и прежде всего этнографов. Сведения, содержащиеся в различных источниках, как правило, фрагментарны и неполны.
а) Результаты полевых исследований. Были использованы
материалы - данные этнографических опросов, интервью и
непосредственных наблюдений, - собранные автором во вре
мя экспедиционных выездов 1988-92 гг. в Джамбульскую и
Алма-Атинскую области Казахстана, в Самаркандскую об
ласть Узбекистана, а также командировки 1992 г. в Рес
публику Грузия. Методическая основа сбора полевого мате
риала - вопросник и рекомендации по изучению малых эт
нических групп Средней Азии, подготовленные Л.Столето
вой и адаптированные автором к исследованию ахалцихских
турок. Большой объем информации был также получен авто
ром в результате постоянного общения с лидерами и акти
вистами турецкого общества "Батан", с членами движения
месхетинцев, имеющих грузинское самосознание, а также с
правозащитниками и политическими активистами Грузии,
России и Азербайджана.
б) Статистические материалы. Сведения о численности и
составе населения Ахалцихского края XIX - начала XX в.
приводятся в ряде публикаций Закавказского статистичес
кого комитета, Тифлисского губернского статистического
комитета и Канцелярии тифлисского губернатора; из их чи
сла следует прежде всего назвать "Сборник сведений о Ка
вказе" 1871-1885 гг. , "Сборник материалов для описания
Тифлисской губернии" 1870 г. и др. Они подготовлены на
основе так называемых камеральных описаний - ревизий
податного населения, проводившихся местной администраци
ей. Первой, сплошной переписью населения можно считать
посемейные списки 1886 г., результаты обобщения которых
вошли в "Свод статистических данных о населении Закав-
казского края", вышедший в Тифлисе в 1893 г.
Были использованы также материалы всеобщих переписей населения 1897 и 1926 гг. При сопоставлении итогов камеральных описаний, посемейных списков и переписей учитывались различия в методике подсчетов: камеральные описания основаны на определении числа домохозяйств, посемейные списки фиксировали "приписное", то есть постоянное население, а данные переписей относятся главньм образом к наличному населению.,
Использовались также итоги послевоенных переписей 1959, 1970, 1979 и 1989 гг. Их информационная ценность в данном случае ограничена: во-первых, при сборе данных в ряде регионов самосознание людей определенно смешивалось q их "паспортной" национальностью, что приводило к искажению итоговых результатов; во-вторых, социально -экономические и демографические показатели, относившиеся к малой "нетитульной" группе - туркам, не разрабатывались вообще.
Материалы всех переписей не позволяют адекватно оценивать языковую ситуацию. В материалах переписи 1926 г."родной язык" понимается в социологическом значении как язык, которым респондент наиболее свободно владеет, а во всех остальных переписях - в психологическом значении, как этнический определитель. Материалы переписей не позволяют прослеживать ситуации двух-, а в послевоенные годы трех- и четырехязычия, характерного для большинства турок.
Важным дополнением к переписным материалам послужили демографические данные, содержащиеся в документах НКВД-МВД СССР 40-50 гг [2]. Статистические данные о эем-
2.см."Депортации народов СССР (1930-е -1950-е годы)", ч.1, М., 1992.
левладении, учебных заведениях, торговле в Ахалцихском крае,-позволяющие характеризовать отдельные стороны хозяйственного быта турок, в XIX и начале XX в. публиковались в "Кавказском календаре" и в работах Закавказского статистического комитета, таких как "Свод статистических данных о землевладении в Тифлисской и Кутаисской губерниях" 1893 г.
в) Литературные источники. Результаты полевых наблюдений и исследований, проводившихся в Ахалцихском крае в XIX в., отражены в некоторых публикациях. В первую очередь следует отметить труд X.А.Вермишева "Экономический быт государственных крестьян в Ахалцихском и Лхалкалакском уездах Тифлисской губернии" [3].
Эта работа заключает в себе богатый фактический материал о хозяйстве и быте разных этнических и конфессиональных групп региона, в том числе туркояэычных мусульман. Статья А.Хаханова "Месхи" [4] посвящена грузинскому населению Ахалцихского края; к грузинам А.Хаханов относил и ахалцихских мусульман. Статья содержит подробные сведения о семейной обрядности и домусульманских (дохристианских) верованиях разных конфессиональных групп,' однако автор далеко не всегда проводил четкие различия мезду ними, поэтому многие экстраполяции не вызывают доверия.
З.Вермишев Х.А. Экономический быт государственных крестьян в Ахалцихском и Лхалкалакском уездах Тифлисской губернии. //Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Т.З, 4.2. 4.Хаханов А. Месхи. // Этнографическое обозрение, N 3, 1891, С.1-3.
Глубокие и подробные наблюдения различных сторон быта, материальной и духовной культуры живших в Ахалцих-ском крае этнических групп приведены в статьях Л.П.За-гурского, А.Д.Андроникова и И.И.Пантюхова [5]. Главный и общий недостаток этих работ в том, что все они написаны по следам кратких визитов в регион и не основаны на длительных систематических наблюдениях.
Для получения сравнительных данных о яэыково-культурных процессах в других частях исторической Грузии, оказавшихся на территории Турции, были использованы ре-результаты полевых наблюдений, проведенных в конце XIX - начале XX в. Н.Я. Марром в Лазистане, Шавшети и Кларджети, К.Садовским в Карской области, А.Френкелем, Г.Казбеком, Д.Бакрадэе в Аджарии и других регионах.
г) Актовые источники, материалы общественных движений, периодика. Документы высших органов государственной власти СССР, относящиеся к депортированным народам, в том числе туркам, опубликованы в сборнике "Депортации народов СССР", вышедшем в 1992 г., а также в других изданиях начала 90-х гг. Материалы турецкого движения "Ватан" регулярно публикуются в газете "Ватан Эшки" (тур."Любовь к родине"), выходящей с февраля 1991 г. Позиция движения месхетинцев, осознающих себя грузинами, отражена в ряде интервью и обзоров, помещенных в грузинской прессе, прежде всего в газете "Свободная Грузия". Немалый инте-
S. Эагурский Л.П. Поездка в Ахалцихский уезд в 1872 г. //Зап.Кавк.Отд.Имп.РГО, кн % 1873; Андроников А.Д. Описание 3-го Уравельского полицейского участка Ахалцихско-го уезда Тифлисской губернии. //ЭКОИРГО, кн.16, 1894, С. 258-295; Пантюхов И.И. Ахалкапакский уезд (медико- антропологический очерк).//Медицинский сборник, издаваемый Имп.Кавк.Медицинским Об-вом, И 53, Тифлис, 1892.
pec представляют воспоминания одного из лидеров "прогру-эинского" течения в месхетинском движении Латифшаха Бараташвили, обработанные и снабженные комментариями Кларой Бараташвили [8]. Сведения о развитии различных течений в среде месхетинцев регулярно печатались в конце 60-х - начале 70-х гг. в самиэдатском информационном бюллетене "Хроника текущих событий"; выпуски ХТС позднее воиїли в сборники документов самиздата,увидевшие свет за рубежом.
д) Литература. Следует особо выделить несколько категорий использованной в процессе работы литературы.
Исследования лингвистических особенностей диалекта ахалцихских турок. Наиболее подробны^ из них подготовлены в 1970-е гг.: Ф.Фазлиоглу (Алиевым) - описание лексических, С.Дяалиловым - грамматических характеристик. Были использованы тзклє статьи В.Н.Марра, Р.И.Шор, С.С.Дяикия. Интересный материал, относящийся к особенностям диалектов и говоров Восточной Анатолии, включен d работу турецкого филолога Ахмеда Даафэроглу [7].
Из исследований по истории Ахалцихского края до и после его присоединения к Российской итперии следует особо отметить работы Ш.В.Ломсадзэ, Д.Г.Козоридзо, Н.НгШенгелия, М.X.Сванидзе.
Интересный анализ современного положения ахалцихских турок приводится в ряде статей Э.Х.Панеш и Л.Б.Ермолова. Следует такяе назвать содераательный обзор современной ситуации, сделанный в 1991 г. сотрудником Русского исследовательского центра Гарвардского университета
0. Бараташвили Л , Бараташвили К. На- мосхи.//Литературная Грузия, НН 8-И, 1988.
7. Caferoglu А. Пг.цц illeriiaiz agi zlnr irubii f.nplnmnlnr. Istanbul, 1942.
Джеймсом Критчлоу и опубликованный в качестве отчета Американской Хельсинкской группы "Хельсинки Вотч" [8].
Апробация работы. Основные теоретические положения работы и результаты полевых исследований были изложены в докладах и выступлениях на индииско-советском семинаре "Этничность, народ и каста", проведенном в Калькутте в 1990 г., на Всероссийской научно-практической конференции ."Пути решения проблем репрессированных народов" (Элиста,1992); на конференции молодых ученых "Права и статус национальных меньшинств" (Москва, Институт этнологии и антропологии РАН,. Г992); на Международной конференции по правам меньшинств (Ленинград,1991). Основные положения диссертации отражены в пяти публикациях общим объемом 3,2 а.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения. К работе приложены пять таблиц и список информаторов. Библиографический список включает более 230 наименований.-