Введение к работе
Постановка проблемы, актуальность исследования. Орнамент является одним из устойчивых элементов художественной культуры народа, который на протяжении столетий и даже тысячелетий способен сохранять свою древнюю первооснову, что делает его важнейшим историческим источником. Изучением народного орнамента занимаются различные научные дисциплины: археология, история, искусствоведение, этнография, которые используют различные материалы и методики. Этнографическая наука исследует различные аспекты орнамента: изобразительное, прикладное, семантическое начала в контексте изучения этногенеза и этнической истории создавшего его народа, «проливает свет на многие недостаточно ясные пока моменты, связанные с формированием этих народов и их историческими судьбами».
Кроме того, орнаментальное искусство, являясь связующим звеном между древностью и современностью, широко представлено в археологических и этнографических материалах и играет важную роль в решении многих фундаментальных вопросов, стоящих перед сибиреведением.
Изучение орнамента народов Севера как явления художестенной культуры приобретает особую актуальность в условиях пробуждения национального самосознания этих народов, их активного стремления приобщиться к истокам своих культур.
В предлагаемой работе исследуется орнаментальное творчество трех территориальных общностей хантов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе Тюменской области. Это жители бассейна реки Кззым и соседние группы, которые находятся в сфере родственных связей или влияния казымцев.
Изучение локальных подразделений, а не всего этноса в целом, отвечает современным требованиям этнологии, в частности, угроведения, предполагающего углубленное изучение особенностей культур у отдельных групп.
Хронологические рамки исследования 1940 — 1980-е годы.
Степень изученности темы. Работой обобщающего характера по сибирскому и, в частности, по обско-угорскому орнаменту явилась, опубликованная в 1963 году монография С.В.Иванова. В данной работе автором была поставлена задача подвести итог всему предшествующему периоду изучения сибирского орнамента, выработать методику его изучения как исторического источника. Впоследующем отдельные аспекты орнаментального искусства обских угров рассматривались в работах ряда исследователей. Так, например, глава по орнаменту восточных хантов включена в докторскую диссертацию Н.В.Лукинои, этот же орнамент явился предметом исследования в одной из глав кандидатской диссертации О. М.Рындиной. В 1979 году вышел «Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа)». Н.В.Лукинои. Изучением современного орнаментального творчества хантов занимаются также Н.Н.Федорова, Т.А.Молданова, А.М.Сязи и другие.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы является анализ орнаментального искусства трех групп северных ханты, выявление в нем этнических традиций и закономерностей развития на современном этапе.
Исходя из этого, ставятся следующие задачи:
описать технические приемы, мотивы, круг сюжетов, колорит, и семантику орнамента;
выявить древние традиции, их основу и происхождение;
проследить пути и закономерности трансформации традиционного орнамента;
- рассмотреть новые явления в орнаментальном искусстве и тенденции их
развития.
Источниковая база работы. Диссертация написана по полевым материалам автора, собранным на территориях Полноватского с/с Белоярского района в д. Полноват, д. Ванзеват, д. Тугияны; Казымского с/с Белоярского района в д. Юильск, с. Казым, в стойбищах и частично в д. Нумто; Русскинского с/с Сургутского района в п. Русскинские, стойбищах верховья р. Тромъеган и ее притоков, озеро Пяку-То. Все названные с/с административно относятся к Ханты-Мансийскому автономному округу Тюменской области. Всего собрано более пятисот различных орнаментальных мотивов, если же принять во внимание, что многие из них встречаются по нескольку раз, то общее число проанализированных орнаментов достигнет нескольких тысяч.
Методологической основой диссертации явился разработанный С.В.Ивановым сравнительно-исторический метод, дополненный автором новой методикой исследования узоров, который синтезирует номинативный и эволюционный подходы и базируется на представлениях самого народа.
Научная новизна работы состоит в вводе в научный оборот нового полевого материала, характеризующего современное орнаментальное искусствотрех групп северных ханты. С 1963 года исследованием орнамента северных ханты ничто не занимался, диссертация является первой работой за последние 30 лет по этой группе этноса. Если же принять во внимание, что в работе углубленно исследуется орнамент трех территориальных групп, то такая работа вообще выполняется впервые.
Далее автор останавливается на малоизученной стороне, касающейся семантики узоров, описаны технические приемы вязания, нашивания и низания бисером, по разным причинам, оказавшиеся вне поля зрения предшествующих исследователей. Новизна полученных выводов касается формирования орнаментов; выявлены закономерности его развития, установлены побудительные моменты скачка и размежевания орнамента на ленточные и неленточные. Новизна результатов в изобразительных включениях касается выявления двух различных временных пластов.
Практическая значимость работы заключена в возможности ее использования:
- для решения научных проблем орнаментоведения и происхождения обских
угров;
- в учебном процессе;
-для развития и возрождения декоративно-прикладного искусства через Центры зциональных культур, школы и т.д.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены автором в яде публикаций общим объемом 2,3 а.л. и выступлениях на конференциях, .иссертация обсуждена на заседании Проблемной научно-исследовательской аборатории истории, археологии и этнографии Сибири Томского государственно-о университета.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, писка использованной литературы, примечания и приложения.