Введение к работе
Постановка проблемы и актуальность исследования. Устойчивый інтерес к народному орнаменту вэтнографической науке обусловлен' зго комплексной природой и многогранностью как исторического ис-[очника. Будучи вписанным в контекст определённой вещи и подчивён-шм её внутренней тектонике, материалу и технологии изготовления, ірнамент вместе с тем обладает определённой избирательностью в >амках предметной сферы. Эта избирательность может служить показателем семантического приоритета в мире вещей - наглядном отражении іторичной, очеловеченной природы. Как вид изобразительного искус-ітва орнамент характеризуется прежде всего через мотивы: их конфигурацию, сорасположение, цветовое решение к т.д. Способность орка-іента на любом историческом срезе, наряду с впитыванием оовремен-шх мотивов, сохранять свою древнейшую первооснову, превращает его і важнейший источник по изучению этногенеза и этнической истории создавшего его народа. Орнамент нередко несёт в себе и символическое значение, закреплённое традицией, оказываясь тем самым свя-іанннм с различными сферами культуры. Более того, он - худонест-юнный ОИГ.ІВОЛ самой этой культуры, и не случайно исследователи на-іеляют'его характеристиками типа "почерк эпохи", "художественная юдель мира". Помимо всего вышеперечисленного, орнамент является іктившш связующим звеном между'древностью и современностью в си-:у своей высокой репрезентативности и в археологических, и в этно-рафических материалах. Изучение орнамента становится особенно зк-уальным не нынешнем этапе развития сибиреведекия, когда ощущает-я настоятельная необходимость в объединении усилий обеих указан-ых дисциплин для более плодотворного решения проблем.
В предлагаемой работе исследуется орнаментальное творчество на-одов Среднего Приобья - хэнтов, селькупов и эвенков. Данный регк-
он приковывает к себе внимание сибиреведов тем, что в истории и культуре его коренного, дорусского населения скрыты истоки двух основных этнических образований Западной Сибири - угров и самодий-цев. Ханты и селькупы издавна живут в Среднем Приобье, исторически связаны общими древними корнями; их хозяйотво и культура обнаруживают много сходных черт. Эвенки появились здесь не ранее конца ХУІ века. Их кочевой уклад жизни, ориентированный на охоту и оленеводство, разительно отличается от долуоседлооти местных рыболовов-охотников. Внешний облик, язык, конкретные формы выражения оистемы жизнеобеспечения, - всё это также выделяет эвенков на фоне хантов и селькупов. Такой расклад в культурной специфике этносов позволил поставить вопрос о степени влияния образа жизнедеятельности на художественную культуру народа, в частности на орнаментальные традиции.
Ханты и селькупы представлены в Среднем Приобье экстерриториальными группами - восточными хактами и нарымскими селькупами. На территории Нарымского края проживает часть западных эвенков, откочевавших от сымской группы. В дальнейшем для краткооти эта группа эвенков будет называться просто "нарымскими эвенками". Анализ орнаментального творчества не этноса в целом, а его подразделений соответствует современным требованиям этнографической науки.по дифференцированному изучению этнических групп.
Итак, в качестве объекта данного исследования выбрано коренное, дорусское население Среднего Приобья. предметную оторон.у составило орнаментальное творчеотво, хронологические рамки очерчены XX отолетием, от начала до 80-х годов. Локально привлечены материалы рубежа ХІХ-ХХ веков.
Степень из.ученнооти темы. Яркое и самобытное орнаментальное творчество неродов Сибири привлекает к себе внимание исследователей на протяжении двух последних веков. В 1960-ые годы монографи-
ей С.Б.Иванова был подведён итог всему предшествующему периоду изучения сибирского орнамента. Обоко-угорские и тунгусские узоры заняли достойное место в этой работе. В последующие десятилетия исследование орнаментального творчества хантов, селькупов и эвенков велось на уровне экстерриториальных групп (Е.Д.Прокофьева, Г.И. Пелих, Н.В.Лукина). Отдельные аспекты орнаментального творчества трёх указанных этносов затронуты в работах П.П.Хороших, И.Н.Гему-ева, Н.С.Королёвой, В.Я.Рафенко, Т.А.Молдановой-Видиновой, -М.В. Южаниновой и других.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы является анализ современного орнаментального творчества коренного, дорусского населения Среднего Приобья с применением системного подхода. Кохо-дя из этого ставятся следующие задачи:
разработать критерии для сиотемного подхода;
рассмотреть орнаментальные системы восточных хантов, нарым-оких селькупов и нарымских эвенков о точки зрения внутренней динамики систем, то есть:
а) определить традиции, характеризующие современное состо
яние орнаментального творчества и по возможности прооле-
дить их истоки и пути формирования,
б) выявить традиции, существующие в реликтовой форме,
в) проследить новациоккые процессы в орнаменте и наметить
возможные направления его дальнейшей эволюции;
-^соотнеоти закономерности эндогенных процессов в орнаменте о данными по этногенезу и этнической истории исследуемых групп;
- определить степень близости или различия восточных хаіпов,
нарымских селькупов и нарымских эвенков по их орнаменталь
ным системам и сопоставить с общей структурой традгаш'лшзй
культуры у этих групп.
' Основные источники. Одним из ооновных источников для написания работы послужили материалы, собранные в музейных фондах: Государственного музея этнографии народов СССР и Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого в Ленинграде, Томского государственного объединённого историко-архитектурного музея, Музея археологии и этнографии Сибири Томского университета и Колпашевокого краеведческого музея. Привлекались также полевые материалы экспедиций Н. В.Лукиной, в одной из которых принимал участие и автор. Другую часть источников состввшш этнографические работы.
Методологической ооновой диосертации послужили марксистско-ленинские положения о базисно-надотроечной структуре общества и их преломления в свете современных этнографических разработок. Конкретные принципы подхода к изучению орнамента как исторического источника разработаны С.В.Ивановым. Автор основывается на них и расширяет исследовательский инструментарий. Анализ ведётся с учётом комплекса из вооьми признаков, отражающих изобразительную и ' прикладную стороны орнамента. При рассмотрении мотива на уровне элементов и композиции использованы вида орнаментальной симметрии, выделенные А.В.Щубниковым, а также стандартные статистические программы для расчётов на ЭВМ. Этническая специфика в орнаментальном искусстве рассмотрена о учётом характера связи между.признаками. Орнамент, таким образом, исследуется как системная организация.
Научная новизна работы заключается в использовании новых приёмов исследования орнамента; Подобный сравнительный анализ орнаментального творчеотва восточных хантов, нарымских оелькупов а на-рымских эвенков предпринимается впервые. В научный оборот вводится новый материал, представленный в музейных коллекциях и специально подобранный автором.
Практическая значимость работы. Её выводы предотавляют интерео для разработки вопросов теории и методики исследования орнамента
и проблем этнокультурной истории народов Сибири. Работу можно ис-> пользовать в учебном процессе. Она имеет значение для деятельности мастеров местных художественных промыслов и национальных художественных коллективов.
Апробация работа. Основные положения диссертации изложены автором в ряде публикаций общим объёмом 1,7 а.л. и выступлениях на конференциях. Диссертация обсуздена на совместном заседании Проблемной научно-исследовательской лаборатории истории, археологии а этнографии Сибири и кафедры истории СССР досоветского периода Томского университета и на заседании отдела Сибири Ленинградской части Института этнографии АН СССР,
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и основных сокращений, приложений и.иллюстративных таблиц.