Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ жизни современной узбекской женщины : По материалам Ферганской долины Горшунова, Ольга Вениаминовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горшунова, Ольга Вениаминовна. Образ жизни современной узбекской женщины : По материалам Ферганской долины : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Москва, 2000.- 308 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/154-6

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Исследуемая тема представляет несомненный интерес
с научно-познавательной точки зрения, поскольку образ
жизни женщин отражает все процессы, которые происходят
в обществе Исследования в этой области позволяют судить о
влиянии экономического, политического, религиозного И
других факторов не только на отдельно взятую группу (хотя
сама по себе эта группа составляет половину всего населе
ния), но и на состояние общества в целом Применительно к
государствам среднеазиатского региона, в частностп к Узбе
кистану, изучение образа жизни в контексте современных
процессов особенно актуально. Здесь на протяжении
последнего столетия сосуществовали (и сталкивались) две
различные в этно-конфессиональном и культурно-

цивилизационном отношении системы - европейская 11 азиатская Не меньшим испытанием для традиционных восточных обществ были развивавшиеся (сначала в колониальное, затем - в советское время) процессы индустриализации и урбанизации, смены политических систем и идеологий. Перемены в обществе, которые были вызваны этими процессами и событиями, затронули все социальные слои населения, в том числе женщин Однако вопрос о том, насколько далеко зашла модернизация и каково на самом деле положение женщин до сих пор остается открытым.

В настоящее время в научных кругах заметно проявился интерес к женской тематике Это внимание не случайно. Положение современной женщины в обществе и семье стало предметом специальных исследований, проводимых как в рамках отдельных дисциплин, так и на стыке разных наук. В результате перемен, происходящих в современных обществах на постсоветском пространстве, наблюдается целый ряд сложных явлений и парадоксальных тенденций С одной стороны, заметно проявляется тенденция к усилению процесса демократизации, который распространяется не только на общественно-политические институты, но и на сферу личных, внутрисемейных отношений С другой стороны, наблюдается тяготение и обращение к «традиционным»,

«национальным» ценностям. Эти тенденции нередко приводят к возникновению противоречий между отдельными і-руппами (в частности половозрастными) как в целом в обществе, так и внутри различных социальных институтов, в том числе в семье. В большинстве стран женщины все активнее включаются в общественные процессы, постепенно отвоевывая свои права в сфере управления политикой, экономикой и т.д Однако их продвижению к сферам «мужской компетенции» нередко противостоит обремененное стереотипами общественное мнение и само государство Не менее сильно эти противоречия проявляются в семье. При такой ситуации, когда в семье происходит «перестановка» ролевых функций, наблюдается ухудшение внутрисемейного «климата», что часто приводит к разрушению семьи.

Эти противоречивые процессы в большей или меньшей степени характерны для всех стран бывшего СССР. Современное узбекское общество не является исключением. Хотя процесс демократизации общественных и личных отношений здесь заметно приторможен, а традиционные ценности прочно удерживаются и доминируют в основных сферах жизнедеятельности, коренного населения, определенные подвижки в сторону модернизации, обусловленные главным образом стремлением политической и интеллектуальной элит войти в мировое сообщество и приобщиться к культуре «цивилизованных» стран, также имеют место. Однако ситуация здесь существенно отличается от того, что происходит в европейском регионе постсоветского пространства, что объясняется, с одной стороны, различиями в уровне социально-экономического развития, с другой - наличием и силой влияния исламского фактора, воздействующего на все сферы жизнедеятельности людей и определяющего образ жизни современных мусульман.

Объект, предмет, цель и задачи исследования Объектом исследования являются женщины-узбечки Ферганской долины. Основные полевые исследования проводились в Ферганской области Кроме того, были обследованы и другие области - Андижанская, Наманганская. Во время выездов в Киргизию были исследованы группы узбечек, проживающих на территории Ошской области - в горо-

де Ош, поселках Кадамжай и Хайдаркан В центре внимания данного исследования были главным образом женщины из сельских районов указанных областей Однако в работе используются также материалы, полученные при чтнографиче-ском изучении быта городских жительниц Ферганы, Маргелана, Ташкента, Андижана

Предметом исследования является образ жизни узбекской женщины Определению понятия «образ жизни» посвящено немало теоретических и методологических исследований, однако вопрос о его содержании по-прежнеш остается дискуссионным. В данном исследовании это понятие подразумевает особенности повседневной жизни, включающей различные стороны - труд, быт, досуг, удовлетворение материальных и духовных потребностей Исходя из этого, в данной работе ставится следующая цель на основе всестороннего и комплексного исследования выявить наиболее характерные особенности образа жизни современных женшин-узбечек. В данном случае понятие «современный» подразумевает явления и процессы, нехарактерные для «типичного» традиционного восточного общества, привнесенные вместе с европейской культурой и возникшие в результате развития региона и модернизации общества.

Для выполнения главной цели обозначен ряд задач ,~;)

Охарактеризовать процесс модернизации общества и выявить тенденции в изменении положения женщины в период с последней трети XIX до конца XX вв.

в Рассмотреть в хронологической последовательности основные этапы жизни: от рождения до совершеннолетня, период зрелого возраста (от совершеннолетия до окончания фертильного периода); выявить основные ценноегные ориентиры, факторы, способствующие их формированию и изменению, условия их реализации, определить основные функции, роль и статус женщины в семье, отношение окружающих, стереотипные взгляды на права и обязанности женщины.

Дать характеристику внешнего облика современных узбекских женщин на основе анализа эстетических представлений и этических норм

Проанализировать различные сферы жизнедеятельности женщин, выявив наиболее характерные формы органнза-

цим труда и досуга.

Исследовать основные виды религиозной и культовой деятельности женщин, определить степень просвещенности и религиозности среди различных социальных и возрастных групп

Хронологи ческие рамки исследования

Хронологически исследование охватывает материалы периода, начиная с последней трети XIX века, когда начался процесс модернизации традиционного общества Однако основной материал включает период 1970-90гг. В Узбекистане к пому времени уже сложилась определенная модель современною общества, в которой нашли отражение последствия политических, социально-экономических и культурных преобразований. Этот исторический период, совпавший с «перестройкой», распадом Советского Союза и образованием независимого государства Республики Узбекистан, отмечен рядом событий и перемен, связанных с переходом к рынку, подъемом движения за освобождение, возрождением традиции и ислама

Источники

Основой для написания диссертации послужил фактический материал, полученный автором в ходе полевых исследований в 1986-1992гг. в кишлаках Ферганской области (Ярмазар, Джуйдам, Бешбола, Миндон, Аввалъ, Шахимардан, Риштан), городах Фергане, Маргелане, Андижане, Коканде, а также в населенных пункгах компактного проживания узбеков в Ошской области Киргизии (город Ош, поселки Кадамжай, Хайдаркан). Выезды осуществлялись в составе экспедиционных отрядов и самостоягельно. В 1986-1987 гг. автор участвовал в комплексных экспедициях Ферганского областного краеведческого музея, в 1991 г. - в экспедиции этнографического отряда Отдела Средней Азии и Казахстана Института этнографии Академии наук СССР. Самостоятельные полевые исследования проводились в і 988-90, 1992 гг.

При написании раздела, посвященного истории женского движения, использовались материалы фондов Ферганского краеведческого музея (свидетельства участниц движения и очевидцев), а также документы городского, областно-

(>

го, республиканского архивов (информационные сводки, отчеты, сообщения, протоколы республиканских, окружных/областных, городских, районных, кишлачных женотделов, комиссий и других организаций)

В работе использованы статистические данные (материалы переписей населения 1979-89гг., различные статистические сборники и статьи), устные и документальные сведения, полученные от работников Ферганского областного исполнительного комитета, Ферганского обкома партии (сплел по работе с женщинами), Управления внутренних дел Ферганской области, областных и республиканских управлений здравоохранения и образования, колхозных правлений, отделений ЗАГСа, мечетей и других религиозных и культовых учреждений При написании диссертации использован широкий и разнообразный круг литературных источников, перечень которых приводится в разделе «Библиография»

История изучения проблемы

Первые сведения о женщинах Средней Азии, основанные на показаниях очевидцев (послов, агентов, путешественников, военных, купцов), относятся к XIУ - первой половине XIX вв. Они встречаются среди разнообразных данных о населении: его хозяйственных занятиях, нравах и обычаях и других сторонах жизни. К наиболее ценным источникам конца ХУ111 века относится описание путешествия унтер-офицера Филиппа Ефремова. В его книге «Странствование в Бухарин, Хиве, Персии и Индии» содержатся сведения о семье, обычае многоженства, женском рабстве, различиях положения женщин разных возрастных и социальных групп, женской одежде. Известный вклад в исследование быта мусульманок сделал венгерский ученый Арминий Вамбери В «Очерках Средней Азии» он приводит описание одежды, характера, быта женщин, сделав несколько замечаний о различиях образа жизни деревенских и городских, незамужних и замужних женщин.

Начало нового и быстрого накопления этнографического материала относится ко второй половине XIX века. Различные стороны образа жизни женщин отражены в многочисленных трудах ученых и публицистов. Интересные сведения о семье и положении женщин приводятся А А Дивае-

вым, М Гавриловым, Гр Андреевым, М. Федоровским и др. Тема образа жизни женщин полнее всего раскрыта в книге супругов В и М Наливкиных «Очерки быта женщин оседлого туземного населения Ферганской области». Это единственное капитальное исследование, в котором всесторонне представлен образ жизни женщины. Библиография колониального периода отличалась, с одной стороны, богатством и разнообразием фактического материала, с другой - описательным харакгером содержания большинства исследований.

Научным подходом отличались работы этнографов со-оеюкого времени, когда появились новые теоретические разработки, оформились основные направления этнографической науки. Однако специальных работ, посвященных женщине, не было Сведения о женской обрядности встречаются в трудах М С Андреева, О.А. Сухаревой. Большой интерес представляют работы, посвященные младенческой обрядности А Л Троицкой, ИИ. Зарубина, PC Гершеновича. Отдельные стороны быта женщин раскрыты в работах по изучению быта колхозного крестьянства и промышленных рабочих Среди них заслуживает внимания исследование О. А. Сухаревой и М.А Бикжановой Особый интерес для исследования образа жизни женщины представляют работы, посвященные изучению семьи. По семье народов СССР было издано несколько фундаментальных сборников, в том числе «Семья у народов Средней Азии и Казахстана», «Семейно-бытовая сфера образа жизни народов СССР», «Семейный быт народов СССР» К теме среднеазиатской семьи обращались многие исследователи: Н.А.Кисляков, Н.П. Лобачева, Л Ф. Моногарова, Т.Х. Ташбаева, М.Д. Савуров, СМ. Мир-хасилов, ФА Арипов и другие этнографы. Н.А.Кисляковым были исследованы вопросы истории семьи и брака, проблема сохранения архаичных элементов в семейных отношениях и другие темы. Ценные сведения представлены в работах Н.П. Лобачевой, исследовавшей многие аспекты традиционной семьи, в том числе проблему сохранения наиболее архаичных элементов в семейном быту и свадебной обрядности современных узбеков. Большой вклад в исследование структуры семьи внесла Л Ф. Моногарова.

Вопрос об этических и эстетических представлениях женщин практически не нашел отражения в специальных работах этого периода. Однако отдельные публикации, посвященные национальной одежде, головному убору, украшениям позволяют составить определенное представление об особенностях эстетических взглядов и этических нормах Национальный костюм представлен в монографиях и статьях О А. Сухаревой, Т.А. Абдуллаева, С А. Хасановой, Н Г. Бо-розны, MB. Сазоновой, Г В Григорьева, Б.Х Кармышевой. Р.Я. Рассудовой, Н.П Лобачевой, 3 А. Широковой, ГА Пу-гаченковой и других авторов.

Тема религии в жизни женщин была предметом специальных исследований ряда исламоведов, среди которых следует отметить работы MB Вагабова Эта тема затрагивалась в работах, посвященных религиозной обрядности и древним формам религии (О.А Сухаревой, Г.П Снесарева. В Н Басилова и др.), однако специальных работ, посвященных культовой и религиозной деятельности женщин, нет

Женский вопрос и проблема раскрепощения мусульманок находился в центре внимания советских историков (С Саатова, Р.Х Аминова, Б.П Пальванова, О.П. Умурзакова, Д. Абидова и др.) Наиболее фундаментальные работы в этой сфере принадлежат Р.Х. Аминовой, Х.С. Шукуровой, В Л Бильшай Эти авторы ставили своей задачей показать изменения, которые происходили в образе жизни и положении современной мусульманской женщины в условиях социалистического строя Аналогичные проблемы привлекали внимание и зарубежных исследователей (Н Лубин, Дж. Мас-сель, Г. Варшофски, Д. Додж, X. Блехер и др.), однако их выводы в корне противоречили мнению советских историков Зарубежные ученые склонялись к тому, что традиционные основы в Средней Азии не претерпели никаких изменений, стереотипные представления о традиционной роли женщины в обществе прочно удерживаются.

В середине 1980-х гг. в отечественных изданиях появился ряд статей, в которых авторы излагали взгляды и точки зрения на ситуацию в регионе Средней Азии, отличающиеся от того, что утверждалось в предыдущие годы Новый взгляд на роль и значение ислама привел многих авторов к выводу о

том, что религия сохранила силу влияния во всех сферах жизни современных мусульман К проблеме сохранения ислама в быту советских мусульман обращались СП. Поляков, ВИ. Бушков, ДВ Микульский, Б.Ф. Калачев, АВ. Мала-шенко, Л.А. Чвырь, А.А. Празаускас и другие этнографы и востоковеды. В последние годы женская тема стала привлекать особое внимание исследователей. В 1993 г. вышли в свет материалы международной научной конференции «Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен» В этом сборнике нет статей, посвященных узбекской женщине, однако интерес для данного исследования представляют работы Л.Ф. Моногаровой о положении женщины в семье и обществе у таджиков, и Б-Р. Логашевой, исследовавшей канонический идеал женщины в исламе. В 1998 г. вышел сборник «Гендерные проблемы этнографии», содержащий статьи по широкому кругу вопросов, однако работ по исследованию тендерных проблем в интересующем нас регионе в данном сборнике не представлено.

Научная повита диссертации

Как видно из обзора литературы, обобщающих работ, посвященных образу жизни женщин-узбечек, за последнее столетие не появилось, поэтому данное исследование предполагает прежде всего восполнить этот пробел. Кроме того, в исследовании уделяется особое внимание проблемам традиционализма в современных условиях, соотношения «традиционного» и «современного», положения женщины в обществе и семье, которые неоднократно освещались в литературе, но по-прежнему остаются дискуссионными.

Апробация исследования

Рукопись диссертации обсуждалась на заседании Отдела Средней Азии и Казахстана Института этнологии и антропологии Российской Академии наук 4 июля 2000 г. (протокол № 6) Отдельные вопросы по теме диссертации были включены в доклады и представлены на Всесоюзном симпозиуме «Религиозные и традиционные ритуалы и верования народов СССР и современность» (декабрь 1989г., г. Москва), на конгрессе Всемирной ассоциации истории религий (март 1991г.,

г. Мюнхен), на Европейском конгрессе студентов и молодых ученых (декабрь N9і г . г Саарбрюккен)

Структура работы

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии